Становление иммунитета в онтогенезе

Становление иммунитета в онтогенезе thumbnail

ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Микробиологии, эпидемиологии и инфекционных болезней»

Дисциплина: Медицинская микробиология

Лекция 15

Тема лекции:КЛИНИЧЕСКАЯ ИММУНОЛОГИЯ: ИММУННЫЙ СТАТУС МАКРООРГАНИЗМА. ОЦЕНКА ИММУНОГО СТАТУСА.

Задачи:

1. Изучить возрастные особенности иммунитета.

2. Рассмотреть методики оценки иммунного статуса человека

3. Познакомить с основными факторами, от которых зависит состояние иммунного статуса человека.

План:

1. Возрастные особенности иммунитета. 3

1.1. Внутриутробный период. 3

1.2. Иммунная система новорожденных, детей и подростков. 5

1.3. Иммунные факторы грудного женского молока. 10

1.4. Иммунная система при старении. 13

2. Иммунный статус человека. 14

3. Иммунологическое обследование человека. 14

4. Иммунодефицитные состояния. 17

Вопросы для повторения:

1. Какие особенности иммунитета характерны для периода внутриутробного развития ребенка?

2. Назовите иммунные факторы грудного молока.

3. Что такое иммунный статус человека?

4. Какие методы используются для определения иммунного статуса человека?

Литература для подготовки:

1. Воробьёв А.А., Быков А.С., Пашков Е.П., Рыбакова A.M. Микробиология (Учебник).- М: Медицина, 1998.

2. Медицинская микробиология (Справочник) под ред. В.И.Покровского, Д.К.Поздеева. — М: ГОЭТАР, «Медицина», 1999.

3. Микробиология с вирусологией и иммунологией / Под ред.Л.Б.Борисова, А.М.Смирновой. – М., 1994

4. Микробиология и иммунология / Под ред.А.А.Воробьева.- М., 1999

5. Руководство к лабораторным занятиям по микробиологии / Под ред. Л.Б.Борисова.- М., 1984.

6. Вирусология. В 3-х тт./ Под ред.Б.Филсца, Д.Найпа.- М, 1989.

7. Месровяну Л., Пунеску Э. Физиология бактерий.- Бухарест: Изд-во Академии наук РПРД960.

8. Вирусные, хламидийные и микоплазменные заболевания. В.И.Козлова и др.- М.: «Авиценна», 1995.

Лектор Митрофанова Н.Н.

Возрастные особенности иммунитета

В онтогенезе иммунной системы человека различают несколько периодов (табл.1).

Таблица 1

Основные периоды онтогенеза иммунной системы

Период Характеристика Сроки
I Закладка первичных органов и начальная дифференциация клеток иммунной системы 6 нед. — 9 мес. (эмбрион-плод)
II Совершенствование и формирование зрелой иммунной системы С момента рождения до 16-18 лет
III Зрелость, максимальная функциональная активность иммунной системы От 16-18 до 55-60 лет
IV Старение, снижение функции иммунной системы После 55-60 лет

У детей и женщин возникают критические состояния, которые связаны либо с первичными морфо-функциональными изменениями в иммунной системе, либо с перестройкой эндокринной и других систем организма.

Критические моменты проявляются у женщин во время специфических физиологических состояний — беременность, роды, вскармливание, менопауза.

1.1. Внутриутробный период

С 6-8 недели развития плода начинается закладка и дифференцировка основных органов и клеток иммунной системы. Иммунный аппарат эмбриона и плода чувствителен к повреждающим воздействиям внешней среды. В результате после рождения могут возникать врожденные иммунопатологии (иммунодефицит, аллергия, аутоиммунитет).

В иммунной системе женщины в период беременности происходят существенные физиологические изменения. Имплантация оплодотворенной яйцеклетки в матке (0-15 сут.) и развитие эмбриона (16-75 сут.) недостаточно объяснена с иммунологических позиций, т.к. в их составе присутствуют чужеродные антигены (антигены отца, эмбриональные антигены). Но полного уничтожения сперматозоидов или блокирования имплантации не наблюдается. Этому дают несколько объяснений.

1. Факторы местной защиты слизистых женских половых органов (секреторные Ig А, лизоцим и другие ферменты) умеренно реагируют на мужские половые клетки.

2. Факторы системной иммунореактивности — сывороточные антитела и Т-киллеры — малоэффективны из-за относительной изолированности женских половых путей от общего кровотока.

3. В семенной жидкости мужчин содержатся вещества, ингибирующие иммунные реакции.

И в дальнейшем иммунная система беременной женщины проявляет терпимость к чужеродным антигенам в составе развивающегося плода. Толерантность в этот период обусловлена следующим обстоятельствами:

1. Трофобласт, как плацентарный барьер, изолирует кровоток плода от кровотока матери.

2. Плацента и плод синтезируют вещества, подавляющие реакции отторжения.

3. В организме беременной женщины происходит перестройка цитокиновой регуляции иммунных процессов и запускается избирательная супрессия реакции против чужеродных антигенов плода.

4. Плацента ограждает плод от проникновения В- и Т-лимфоцитов матери на ранних этапах развития эмбриона.

При этом материнские антитела класса IgG свободно проникают через плаценту. Антитела всех других классов такой способностью не обладают.

Особенно активный трасплацентарный транспорт материнских иммуноглобулинов происходит в конце срока беременности. Поэтому в крови доношенных новорожденных очень высокий уровень IgG.

У недоношенных новорожденных этот показатель ниже.

С 10-й недели начинается синтез IgM, с 12-й — IgG, с 30-й — IgA, но концентрация их невелика. Таким образом, к моменту рождения здорового ребенка основную массу антител в его организме составляют материнские IgG.

Вместе с тем еще на внутриутробной стадии развития организма иммунная система реагирует на чужеродные антигены — бактериальные, вирусные и другие — усиленным синтезом преимущественно IgM-антител. Этот феномен имеет важное практическое значение: повышенный уровень IgM в пуповинной крови новорожденного индикатор внутриутробной антигенной стимуляции, чаще всего результат перенесенной внутриутробной инфекции.

Онтогенез неспецифических факторов резистентности характеризуется ранними сроками их становления в opганизме плода. Начало синтеза некоторых фракций комплемента (С3, С4, С5), интерферона, лизоцима относится к 8-9 неделям беременности. В эти же сроки формируются фагоцитирующие клетки. Но функциональная активность гуморальных и клеточных факторов неспецифической реактивности даже к моменту рождения очень низка. Это связано с несовершенным метаболизмом клеток, которые отвечают за синтез эффекторов данных реакций.

Читайте также:  Чем повысить иммунитет природными средствами

Источник

Начальные этапы онтогенеза.Индивидуальное развитие организма начинается с момента оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом огца. Образуется зигота, из которой развивается зародыш, поровну наследующий геном родителей. Следовательно, он в генетическом от­ношении не является идентичным ни матери, ни отцу. По законам им­мунологии материнская иммунная система должна препятствовать им­плантации оплодотворенной яйцеклетки. Поэтому дальнейшее разви­тие зародыша возможно благодаря сложной системе защиты его от иммунного ответа матери.

Доступ сперматозоида к яйцеклетке и слияние их возможны по­тому, что: 1) система местного иммунитета женского полового тракта не препятствует продвижению сперматозоидов; 2) женские половые пути отчасти изолированы от общего кровотока; 3) семенная жидкость со­держит вещества, подавляющие иммунные процессы.

В дальнейшем оплодотворенная яйцеклетка имплантируется в матке и не отторгается благодаря тому, что иммунная система бе­ременной женщины проявляет относительную толерантность к антигенам эмбриона. Функцию изоляции плода от иммунной систе­мы матери выполняет плацентарный барьер (трофобласт). Крово-ток матери и плода оказываются полностью изолированными друг от друга. Плацента и плод синтезируют белки и гормональные ве­щества, подавляющие реакцию отторжения. При нормально протекающей беременности в организме беременных вырабатываются факторы, угнетающие иммунный ответ против антигенов плода. В то же время способность женского организма формировать иммун­ный ответ против бактерий и вирусов во время беременности пол­ностью сохраняется.

У плода тимус закладывается на 6-7-й неделе внутриутробного раз­вития, формирование его заканчивается к концу 3-го месяца, в дальней­шем происходит увеличение коркового слоя. На 11-12-й неделе селезен­ка, костный мозг и печень заселяются лимфоцитами. Лимфатические узлы закладываются на 4-м месяце, но полностью формируются после рожде­ния. Т-лимфоциты появляются у плода на 40-й день, отвечают на анти­генное воздействие на 16-й неделе. Зрелые В-лимфоциты появляются на 12-15-й неделе, способность формировать гуморальный иммунный от­вет — с 10-12-й недели развития плода, причем образуются IgM.

Трансплацентарная передача антител осуществляется с помощью плацентарных клеток, которые поглощают белковые молекулы и пере­носят их в неизмененном виде. Переносятся только IgG, причем ин­тенсивность передачи регулируется концентрацией IgG у матери: при высоких концентрациях передача замедляется, при низких усиливается. Таким образом поддерживается постоянный уровень IgG в крови пло­да. Антитела класса IgM через плаценту не проходят, поэтому ново­рожденные оказываются недостаточно защищенными от гра-мотрицательных микробов (кишечных палочек, сальмонелл).

Околоплодные воды обладают защитными свойствами, они почти всегда стерильны, в них обнаруживаются лизоцим, р-лизин, имму-ноглобулины.

Комплемент через плацентарный барьер не проникает. В тканях плода отдельные фракции появляются на 6-й неделе, в крови — на 10-й неделе, к 19-й неделе кровь содержит весь комплекс белков» комплемен­та, но при этом у новорожденных отмечается слабая опсоническая ак­тивность крови, с чем связана их чувствительность к инфекции.

Фагоцитирующие клетки появляются в печени плода на 2-м ме­сяце беременности. Фагоцитарная активность у них выражена слабо. При наличии инфекции количество их резко падает.

Период новорожденности.В этом периоде происходит интенсивное развитие механизмов иммунитета, которое определяет иммунный ста­тус в последующем. Исходный уровень компонентов иммунной сис­темы определяется в пуповинной крови.

Уже в первые часы после рождения организм ребенка сталкива­ется с разнообразной микрофлорой, заселяющей его кожу, дыхатель­ные пути, желудочно-кишечный тракт. В результате происходит сти­муляция лимфоидного аппарата и интенсивное его развитие. Резко повышается количество лимфоцитов. Уже на первой неделе жизни -физиологический лимфоцитоз, сохраняющийся до 5-6 лет.

У новорожденных слабо выражена активность Т-киллеров, а так­же реакции ГЗТ, выявляемые аллергическими кожными пробами. Ос-

лаблены процессы активации комплемента, продукции интерлейкинов и интерферона.

Количество В-лимфоцитов у новорожденных выше, чем у взрос­лых, но функция их слабее. Гуморальный иммунитет новорожденного зависит от материнских IgG, которые защищают от вирусов полиоми­елита, кори, краснухи, от менингококков, стрептококков, бордетелл коклюша, коринебактерий дифтерии, клостридий столбняка.

Слабая фагоцитарная активность лейкоцитов связана в основном с недостатком опсонинов.

Концентрация лизоцима в пуповинной крови выше, чем у матери. В первые три дня количество его нарастает, к концу первой недели снижается до уровня лизоцима у взрослых.

Грудное молоко содержит не только необходимые питательные ве­щества в оптимальных для ребенка соотношениях, но и такие защитные факторы, как систему комплемента в стимулированной форме, лизоцим, антитела, гормоны, ферменты. Антитела относятся в основном к секреторным SIgA.

Грудное вскармливание защищает от инфекций в наиболее уяз­вимом возрасте. В условиях стационара грудное вскармливание пре­дохраняет ребенка от внутрибольничных инфекций.

Реакции иммунитета

В основе реакций иммунитета лежит специфическое взаимодейс­твие между антигеном и антителами. Реакции происходят в том слу­чае, если антиген и антитела соответствуют, специфичны друг для дру­га. Следовательно, реакции иммунитета можно использовать в двух направлениях: 1) с помощью известных антигенов определить наличие антител в сыворотке крови больного и 2) с помощью известных антител, которые содержатся в иммунной сыворотке, определить вид и тип микроорганизма.

Читайте также:  Продукты способствующие укреплению иммунитета

Поскольку в реакциях иммунитета участвует сыворотка, их на­зывают серологическими (лат. serum — сыворотка).

Процесс взаимодействия антигена и антитела происходит в две фазы. Первая фаза — это специфическое соединение антигена и антител, вторая — неспецифическая, видимая фаза, происходит обычно в при­сутствии электролитов. Видимое проявление зависит от антигена: если это корпускулярный антиген, например, микробы, то образуются хло­пья (агглютинация), если антиген растворимый (молекулярно-дисперс-ный), например, белки или полисахариды, то образуется осадок (пре­ципитация)

Источник

В отличие от системы специфического иммунитета факторы неспецифической защиты у новорожденных выражены хорошо. Они формируются раньше специфических и берут на себя основную функцию защиты организма плода и новорожденного. В околоплодных водах и в крови плода отмечается высокая активность лизоцима – неспецифического фактора защиты, которая сохраняется до рождения ребенка, а затем снижается. Способность к образованию интерферона сразу после рождения высока, на протяжении года она снижается, но с возрастом постепенно увеличивается и достигает максимума к 12–18 годам.

Новорожденный получает от матери значительное количество гамма-глобулинов. Такая неспецифическая защита оказывается достаточной при первоначальном столкновении организма с микрофлорой окружающей среды. К тому же у новорожденного отмечается физиологический лейкоцитоз – количество лейкоцитов в 2 раза выше, чем у взрослого; эго естественная подготовка организма к новым условиям существования. Однако многочисленные лимфоциты новорожденных представлены незрелыми формами и не способны синтезировать необходимое количество глобулинов и интерферона. Фагоциты тоже недостаточно активны. В результате этого детский организм менее подготовлен к встрече с болезнетворными бактериями, чем с вирусами, и отвечает на проникновение микроорганизмов генерализованным воспалением. Иногда такую реакцию вызывают микроорганизмы, безопасные для взрослого. Специфические иммунные системы и механизмы иммунной памяти в организме новорожденного не сформированы, поэтому очень важно кормление материнским молоком, в котором содержатся иммунные вещества. В возрасте от 3 до 6 месяцев специфическая иммунная система ребенка уже реагирует на вторжение микроорганизмов, но иммунная память еще не сформирована.

Второй год жизни ребенка выделяется как «критический» период в развитии иммунитета. В этом возрасте расширяются возможности и повышается эффективность иммунных реакций, однако система местного иммунитета еще недостаточно развита и дети особенно чувствительны к респираторным вирусным инфекциям. В возрасте 5–6 лет более зрелыми и активными становятся механизмы неспецифического клеточного иммунитета. Формирование собственной системы неспецифической гуморальной иммунной защиты завершается на 7-м году жизни, в результате чего заболеваемость респираторными вирусными инфекциями снижается.

Замечено, что у детей, воспитывающихся в коллективах, быстрее формируются иммунные реакции. Это объясняется тем, что в коллективе ребенок подвергается скрытой иммунизации: попадание от заболевших детей в организм ребенка малых доз возбудителя не всегда вызывает у него заболевание, но активирует выработку антител. Если это повторяется несколько раз, то приобретается иммунитет к данному заболеванию. К 10 годам иммунные свойства организма хорошо выражены и в дальнейшем они держатся на относительно постоянном уровне и начинают снижаться после 40 лет. Важную роль в формировании иммунных реакций организма играют профилактические прививки.

У новорожденного красный костный мозг занимает все костномозговые полости. Первые жировые клетки желтого костного мозга появляются через 1–6 месяцев после рождения. После 4–5 лет красный костный мозг в диафизах трубчатых костей начинает замещаться желтым. К 20–25 годам все костномозговые полости диафизов трубчатых костей полностью заполняются желтым костным мозгом, в плоских костях он составляет 50% объема костного мозга. В старческом возрасте костный мозг приобретает слизеподобную консистенцию и называется желатиновым костным мозгом.

Защитная активность миндалин формируется на протяжении всего детства и нередко проявляется в виде разрастания лимфоидной ткани – гипертрофии миндалин. Наибольшее количество лимфоидных узелков, выполняющих защитную роль, наблюдается до 16 лет. В возрасте 25–30 лет в миндалинах происходит разрастание соединительной ткани, и после 40 лет лимфоидные узелки в тканях миндалин встречаются редко.

Количество пейеровых бляшек по мере взросления постепенно снижается. В детском возрасте их около 50, в 16–17 лет – 33–37. После 40 лет их количество не более 20, а после 60 лет – 16. С возрастом в них уменьшается количество лимфоидной ткани и появляются прослойки из топких пучков соединительнотканных волокон. Лимфоидная ткань аппендикса с возрастом также редуцируется, после 60 лет лимфоидные узелки в стенках аппендикса практически не встречаются.

Тимус у человека формируется на 6-й неделе внутриутробной жизни, развиваясь из двух сегментов, которые объединяются и образуют единый орган, состоящий из двух долей. Наибольших размеров по отношению к весу тела тимус человека достигает к моменту рождения (около 15 г). Затем он продолжает расти, хотя уже гораздо медленнее, и в период полового созревания достигает максимального веса (примерно 35 г) и размеров (около 75 мм в длину). После 16 лет масса тимуса постепенно уменьшается и составляет: в 20 лет – 25 г, в 35 лет – 22 г. Полностью лимфоидная ткань тимуса не исчезает даже в старческом возрасте (после 50 лет се вес на уровне 13 г). В тимусе рано появляется жировая ткань. Если у новорожденного соединительная ткань в тимусе составляет всего 7%, то в 20 лет – 40%, после 50 лет – до 90%.

Читайте также:  Как поддержать и улучшить иммунитет

Источник

ôåíá 4: ïÎÔÏÇÅÎÅÚ ÉÍÍÕÎÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ

äÏÌÇÏÅ ×ÒÅÍÑ ÓÞÉÔÁÌÏÓØ, ÞÔÏ ÜÍÂÒÉÏÎ ÉÍÍÕÎÏÌÏÇÉÞÅÓËÉ ÐÏÌÎÏÓÔØÀ ÎÅËÏÍÐÅÔÅÎÔÅÎ. òÁÚÒÁÂÏÔËÁ ÓÏ×ÒÅÍÅÎÎÙÈ ÍÅÔÏÄÏ× ÉÓÓÌÅÄÏ×ÁÎÉÑ É ÒÁÓÛÉÒÅÎÉÅ ÞÉÓÌÁ ×ÉÄÏ× ÜËÓÐÅÒÉÍÅÎÔÁÌØÎÙÈ ÖÉ×ÏÔÎÙÈ ÉÚÍÅÎÉÌÏ ÜÔÕ ÔÏÞËÕ ÚÒÅÎÉÑ. ëÏÎÅÞÎÏ, ÕÒÏ×ÅÎØ ÉÍÍÕÎÎÏÊ ÒÅÁËÔÉ×ÎÏÓÔÉ ÒÁÚ×É×ÁÀÝÉÈÓÑ ÚÁÒÏÄÙÛÅÊ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏ ÕÓÔÕÐÁÅÔ ÐÏÌÏ×ÏÚÒÅÌÙÍ ÏÓÏÂÑÍ É, ÔÅÍ ÎÅ ÍÅÎÅÅ, ÎÁÞÁÌØÎÙÅ ÜÔÁÐÙ ÓÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÑ ô — É ÷ — ÓÉÓÔÅÍ ÉÍÍÕÎÉÔÅÔÁ ÐÒÏÑ×ÌÑÀÔÓÑ ÏÞÅÎØ ÒÁÎÏ.

ôÁÂÌÉÃÁ 1.

óÒÏËÉ ÚÁËÌÁÄËÉ ÏÒÇÁÎÏ× É ÓÔÒÕËÔÕÒ ÉÍÍÕÎÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ

ïÒÇÁÎ, ÓÔÒÕËÔÕÒÁ

úÁËÌÁÄËÁ ÏÒÇÁÎÁ,

ÎÅÄÅÌÉ ÜÍÂÒÉÏÇÅÎÅÚÁ

ðÏÑ×ÌÅÎÉÅ ÌÉÍÆ. ÕÚÅÌËÏ×,

ÎÅÄÅÌÉ ÜÍÂÒÉÏÇÅÎÅÚÁ

ëÏÓÔÎÙÊ ÍÏÚÇ

4 — 5 -Ñ

ôÉÍÕÓ

4 — 5 -Ñ

îÅÂÎÙÅ ÍÉÎÄÁÌÉÎÙ

9 — 12 -Ñ

20 — 22 -Ñ

çÌÏÔÏÞÎÙÅ ÍÉÎÄÁÌÉÎÙ

12 — 14 -Ñ

ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ

ñÚÙÞÎÙÅ ÍÉÎÄÁÌÉÎÙ

24 — 25 -Ñ

ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ

ôÒÕÂÎÙÅ ÍÉÎÄÁÌÉÎÙ

28 — 32 -Ñ

ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ

ìÉÍÆÏÉÄÎÙÅ ÂÌÑÛËÉ

14 — 16 -Ñ

ÐÅÒÅÄ ÒÏÖÄÅÎÉÅÍ

ìÉÍÆ. ÕÚÅÌËÉ × ÓÌÉÚÉÓÔÏÊ ÏÂÏÌÏÞËÅ ×ÎÕÔÒÅÎ. ÏÒÇÁÎÏ×

16 — 18 -Ñ

ÐÅÒÅÄ ÒÏÖÄÅÎÉÅÍ

áÐÐÅÎÄÉËÓ

14 — 16 -Ñ

ÐÅÒÅÄ ÒÏÖÄÅÎÉÅÍ

ìÉÍÆÁÔÉÞ. ÕÚÌÙ

5 — 6 -Ñ É ÐÏÚÖÅ

ÐÅÒÅÄ ÒÏÖÄÅÎÉÅÍ

óÅÌÅÚÅÎËÁ

5 — 6 -Ñ

ÐÅÒÅÄ ÒÏÖÄÅÎÉÅÍ

÷Ï ×ÎÕÔÒÉÕÔÒÏÂÎÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ ÍÏÖÎÏ ×ÙÄÅÌÉÔØ ËÒÉÔÉÞÅÓËÉÊ ÜÔÁÐ ÒÁÚ×ÉÔÉÑ ÏÒÇÁÎÏ× ÉÍÍÕÎÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ Ó 8 ÄÏ 12 ÎÅÄÅÌÉ, ËÏÇÄÁ ÐÒÏÉÓÈÏÄÉÔ ÄÉÆÆÅÒÅÎÃÉÒÏ×ËÁ ÏÒÇÁÎÏ× É ËÌÅÔÏË ÉÍÍÕÎÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ.

äÅÔÉ Ó ÐÅÒ×ÙÈ ÄÎÅÊ ÖÉÚÎÉ ×ÓÅ ÂÏÌØÛÅ É ÂÏÌØÛÅ ÓÏÐÒÉËÁÓÁÀÔÓÑ Ó ×ÎÅÛÎÅÊ ÓÒÅÄÏÊ ×Ï ×ÓÅÍ ÅÅ ÒÁÚÎÏÏÂÒÁÚÉÉ, Á ÏÂÍÅÎÎÙÅ ÐÒÏÃÅÓÓÙ Õ ÎÉÈ ÐÒÏÔÅËÁÀÔ Ó ×ÙÓÏËÏÊ ÁËÔÉ×ÎÏÓÔØÀ. ÷ ÄÙÈÁÔÅÌØÎÙÅ ÐÕÔÉ ÐÏÓÔÕÐÁÅÔ ×ÏÚÄÕÈ, × ËÏÔÏÒÏÍ ÍÏÇÕÔ ÂÙÔØ ÐÏÓÔÏÒÏÎÎÉÅ ÞÁÓÔÉÃÙ. ðÉÝÅ×ÙÅ ÁÎÔÉÇÅÎÙ, Á ×ÍÅÓÔÅ Ó ÎÉÍÉ É ÄÒÕÇÉÅ ÞÕÖÅÒÏÄÎÙÅ ×ÅÝÅÓÔ×Á, É ÐÁÔÏÇÅÎÎÙÅ ÍÉËÒÏÏÒÇÁÎÉÚÍÙ ×ÏÚÄÅÊÓÔ×ÕÀÔ ÎÁ ÓÌÉÚÉÓÔÕÀ ÏÂÏÌÏÞËÕ ÏÒÇÁÎÏ× ÐÉÝÅ×ÁÒÅÎÉÑ. ôÒÅÂÕÅÔÓÑ ÚÁÝÉÔÁ É ÏÔ ÐÏÑ×ÌÑÀÝÉÈÓÑ × ÓÁÍÏÍ ÏÒÇÁÎÉÚÍÅ É ÓÔÁÎÏ×ÑÝÉÈÓÑ ÞÕÖÅÒÏÄÎÙÍÉ ÐÒÏÄÕËÔÏ× ÖÉÚÎÅÄÅÑÔÅÌØÎÏÓÔÉ. åÓÔÅÓÔ×ÅÎÎÏ, ÞÔÏ × ÄÅÔÓËÏÍ ÏÒÇÁÎÉÚÍÅ ÏÞÅÎØ ÒÁÎÏ ÆÏÒÍÉÒÕÀÔÓÑ ÍÅÈÁÎÉÚÍÙ ÚÁÝÉÔÙ ÏÔ ×ÓÅÇÏ ÇÅÎÅÔÉÞÅÓËÉ ÞÕÖÅÒÏÄÎÏÇÏ. ÷ Ó×ÑÚÉ Ó ÜÔÉÍ ÐÏÓÌÅ ÒÏÖÄÅÎÉÑ ÞÅÌÏ×ÅËÁ ×ÙÄÅÌÑÀÔ ÎÅÓËÏÌØËÏ ËÒÉÔÉÞÅÓËÉÈ ÐÅÒÉÏÄÏ× × ÒÁÚ×ÉÔÉÉ ÉÍÍÕÎÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ.

ðÅÒ×ÙÍ ËÒÉÔÉÞÅÓËÉÍ ÐÅÒÉÏÄÏÍ Ñ×ÌÑÅÔÓÑ ÐÅÒÉÏÄ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÏÓÔÉ, ÔÁË ËÁË ÏÒÇÁÎÉÚÍ ×ÓÔÒÅÞÁÅÔÓÑ Ó ÏÇÒÏÍÎÙÍ ËÏÌÉÞÅÓÔ×ÏÍ ÁÎÔÉÇÅÎÏ×. ðÒÉ ÜÔÏÍ ÎÅÄÏÓÔÁÔÏË ÓÏÂÓÔ×ÅÎÎÙÈ ÉÍÍÕÎÏÇÌÏÂÕÌÉÎÏ× ËÏÍÐÅÎÓÉÒÕÅÔÓÑ ÁÎÔÉÔÅÌÁÍÉ ÍÁÔÅÒÉ, ÐÏÓÔÕÐÁÀÝÉÍÉ × ÏÒÇÁÎÉÚÍ ÍÌÁÄÅÎÃÁ.

÷ÔÏÒÏÊ ËÒÉÔÉÞÅÓËÉÊ ÐÅÒÉÏÄ ÏÔ 3 ÄÏ 6 ÍÅÓÑÃÅ×, ËÏÇÄÁ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ÏÓÌÁÂÌÅÎÉÅ ÐÁÓÓÉ×ÎÏÇÏ ÉÍÍÕÎÉÔÅÔÁ. ÷ ÜÔÏÔ ÐÅÒÉÏÄ ÄÅÔÉ ÐÒÏÈÏÄÑÔ ÉÎÔÅÎÓÉ×ÎÕÀ ×ÁËÃÉÎÁÃÉÀ.

ôÒÅÔÉÊ ËÒÉÔÉÞÅÓËÉÊ ÐÅÒÉÏÄ — 2 — ÏÊ ÇÏÄ ÖÉÚÎÉ. ÷ ÜÔÏ ×ÒÅÍÑ ÚÎÁÞÉÔÅÌØÎÏ ÒÁÓÛÉÒÑÀÔÓÑ ËÏÎÔÁËÔÙ ÒÅÂÅÎËÁ, ÔÁË ËÁË ÏÎÉ ÎÁÞÉÎÁÀÔ Ó×ÏÂÏÄÎÏ ÐÅÒÅÍÅÝÁÔØÓÑ É ÕÐÏÔÒÅÂÌÑÔØ ÂÏÌÅÅ ÒÁÚÎÏÏÂÒÁÚÎÕÀ ÐÉÝÕ. ôÁËÉÍ ÏÂÒÁÚÏÍ, ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ÌÉÍÆÏÉÄÎÙÈ ÕÚÅÌËÏ× ×ÏÚÒÁÓÔÁÅÔ. ôÁË, × ÎÅÂÎÙÈ ÍÉÎÄÁÌÉÎÁÈ ÄÅÔÅÊ × ×ÏÚÒÁÓÔÅ ÄÏ 3 ÌÅÔ ÞÉÓÌÏ ÕÚÅÌËÏ×, ÐÏ ÓÒÁ×ÎÅÎÉÀ Ó ÔÁËÏ×ÙÍ Õ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ, Õ×ÅÌÉÞÉ×ÁÅÔÓÑ × 29 ÒÁÚ, × ÇÌÏÔÏÞÎÏÊ ÍÉÎÄÁÌÉÎÅ — × 8 ÒÁÚ. ÷ ÓÔÅÎËÁÈ ÔÏÎËÏÊ ËÉÛËÉ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ÌÉÍÆÏÉÄÎÙÈ ÕÚÅÌËÏ× ÚÁ 2 — 3 ÇÏÄÁ ÖÉÚÎÉ ÒÅÂÅÎËÁ ×ÏÚÒÁÓÔÁÅÔ × 14 ÒÁÚ, ÁÐÐÅÎÄÉËÓÁ — × 3 ÒÁÚÁ, ÍÏÞÅ×ÏÇÏ ÐÕÚÙÒÑ — × 10 ÒÁÚ.

þÅÔ×ÅÒÔÙÊ ËÒÉÔÉÞÅÓËÉÊ ÐÅÒÉÏÄ — 4 — 6 — Ê ÇÏÄÙ ÖÉÚÎÉ. ÷ ÜÔÏÍ ×ÏÚÒÁÓÔÅ ÓÉÓÔÅÍÁ ÍÅÓÔÎÏÇÏ ÉÍÍÕÎÉÔÅÔÁ Õ ÂÏÌØÛÉÎÓÔ×Á ÄÅÔÅÊ ÚÁ×ÅÒÛÁÅÔ Ó×ÏÅ ÒÁÚ×ÉÔÉÅ.

ðÑÔÙÊ ËÒÉÔÉÞÅÓËÉÊ ÐÅÒÉÏÄ — ÐÏÄÒÏÓÔËÏ×ÙÊ ×ÏÚÒÁÓÔ. ðÏ×ÙÛÅÎÉÅ ÓÅËÒÅÃÉÉ ÐÏÌÏ×ÙÈ ÇÏÒÍÏÎÏ× ×ÅÄÅÔ Ë ÐÏÄÁ×ÌÅÎÉÀ ËÌÅÔÏÞÎÏÇÏ Ú×ÅÎÁ ÉÍÍÕÎÉÔÅÔÁ É ÓÔÉÍÕÌÑÃÉÉ ÇÕÍÏÒÁÌØÎÏÇÏ ÉÍÍÕÎÉÔÅÔÁ.

îÁÞÉÎÁÑ ÐÒÉÂÌÉÚÉÔÅÌØÎÏ Ó ÀÎÏÛÅÓËÏÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ, × ÌÉÍÆÁÔÉÞÅÓËÉÈ ÕÚÌÁÈ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ÒÁÚÒÁÓÔÁÎÉÅ ÓÏÅÄÉÎÉÔÅÌØÎÏÊ ÔËÁÎÉ, × ÕÚÌÁÈ ÐÏÑ×ÌÑÅÔÓÑ ÖÉÒÏ×ÁÑ ÔËÁÎØ, Á ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ÐÁÒÅÎÈÉÍÙ ËÏÒËÏ×ÏÇÏ É ÍÏÚÇÏ×ÏÇÏ ×ÅÝÅÓÔ×Á ÕÍÅÎØÛÁÅÔÓÑ. ðÏ ÍÅÒÅ ÉÎ×ÏÌÀÔÉ×ÎÙÈ ÉÚÍÅÎÅÎÉÊ × ÌÉÍÆÁÔÉÞÅÓËÉÈ ÕÚÌÁÈ ÉÓÞÅÚÁÀÔ ÉÌÉ ÚÁÍÅÔÎÏ ÕÍÅÎØÛÁÀÔÓÑ × ËÏÌÉÞÅÓÔ×Å ÌÉÍÆÏÉÄÎÙÅ ÕÚÅÌËÉ Ó ÃÅÎÔÒÁÍÉ ÒÁÚÍÎÏÖÅÎÉÑ.

ûÅÓÔÏÊ ËÒÉÔÉÞÅÓËÉÊ ÐÅÒÉÏÄ — ÓÔÁÒÞÅÓËÉÊ É ÐÏÖÉÌÏÊ ×ÏÚÒÁÓÔ. ó ×ÏÚÒÁÓÔÏÍ ÎÁÂÌÀÄÁÅÔÓÑ ÐÏÄÁ×ÌÅÎÉÅ ÉÍÍÕÎÉÔÅÔÁ, ÈÏÔÑ ÁÂÓÏÌÀÔÎÏÅ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ô — É ÷- ËÌÅÔÏË ÎÅ ÓÎÉÖÁÅÔÓÑ, Á ÉÚÍÅÎÑÅÔÓÑ ÉÈ ÆÕÎËÃÉÏÎÁÌØÎÁÑ ÁËÔÉ×ÎÏÓÔØ. üÔÏ ÐÒÉ×ÏÄÉÔ Ë ÔÉÐÉÞÎÙÍ ÂÏÌÅÚÎÑÍ ÐÏÖÉÌÏÇÏ ×ÏÚÒÁÓÔÁ — ÎÅÏÐÌÁÓÔÉÞÅÓËÉÍ ÐÏÒÁÖÅÎÉÑÍ É ÁÕÔÏÉÍÍÕÎÎÙÍ ÒÁÓÓÔÒÏÊÓÔ×ÁÍ.

÷ ÐÏÖÉÌÏÍ, ÓÔÁÒÞÅÓËÏÍ ×ÏÚÒÁÓÔÅ ÌÉÍÆÏÉÄÎÙÅ ÕÚÅÌËÉ ÉÓÞÅÚÁÀÔ ×ÏÏÂÝÅ. ÷ ÎÅËÏÔÏÒÙÈ ÌÉÍÆÁÔÉÞÅÓËÉÈ ÕÚÌÁÈ ÉÈ ÌÉÍÆÏÉÄÎÁÑ ÐÁÒÅÎÈÉÍÁ ÏÓÔÁÅÔÓÑ × ×ÉÄÅ ÕÞÁÓÔËÏ× ×ÂÌÉÚÉ ×ÏÒÏÔ ÕÚÌÁ ÉÌÉ ×ÏÚÌÅ ÅÇÏ ËÁÐÓÕÌÙ. éÚ-ÚÁ ÒÁÚÒÁÓÔÁÎÉÑ ÓÏÅÄÉÎÉÔÅÌØÎÏÊ ÔËÁÎÉ ÎÁÉÂÏÌÅÅ ÍÅÌËÉÅ ÌÉÍÆÁÔÉÞÅÓËÉÅ ÕÚÌÙ ÓÔÁÎÏ×ÑÔÓÑ ÎÅÐÒÏÈÏÄÉÍÙÍÉ ÄÌÑ ÌÉÍÆÙ É ×ÙËÌÀÞÁÀÔÓÑ ÉÚ ÌÉÍÆÁÔÉÞÅÓËÏÇÏ ÒÕÓÌÁ. óÒÅÄÎÉÅ É ËÒÕÐÎÙÅ ÌÉÍÆÁÔÉÞÅÓËÉÅ ÕÚÌÙ, ÅÓÌÉ ÏÎÉ ÌÅÖÁÔ ÒÑÄÏÍ, ÓÒÁÓÔÁÀÔÓÑ ÄÒÕÇ Ó ÄÒÕÇÏÍ É ËÏ ×ÔÏÒÏÊ ÐÏÌÏ×ÉÎÅ ÐÏÓÔÎÁÔÁÌØÎÏÇÏ ÐÅÒÉÏÄÁ ÏÂÒÁÚÕÀÔ ËÒÕÐÎÙÅ ÕÚÌÙ ÌÅÎÔÏ×ÉÄÎÏÊ É ÓÅÇÍÅÎÔÁÒÎÏÊ ÆÏÒÍÙ, ËÏÔÏÒÙÅ ÎÁ ÇÉÓÔÏÌÏÇÉÞÅÓËÉÈ ÓÒÅÚÁÈ ÉÍÅÀÔ ÄÏÌØÞÁÔÏÅ ÓÔÒÏÅÎÉÅ. ôÁËÉÍ ÏÂÒÁÚÏÍ, Õ ÌÀÄÅÊ × ÚÒÅÌÏÍ É ÏÓÏÂÅÎÎÏ ÐÏÖÉÌÏÍ É ÓÔÁÒÞÅÓËÏÍ ×ÏÚÒÁÓÔÅ ÕÍÅÎØÛÁÅÔÓÑ ËÏÌÉÞÅÓÔ×Ï ÌÉÍÆÁÔÉÞÅÓËÉÈ ÕÚÌÏ× × ÒÅÇÉÏÎÁÒÎÙÈ ÇÒÕÐÐÁÈ, × ÔÏ ÖÅ ×ÒÅÍÑ ×ÓÔÒÅÞÁÅÔÓÑ ÍÎÏÇÏ ÕÚÌÏ× ËÒÕÐÎÙÈ ÒÁÚÍÅÒÏ×.

÷ïðòïóù äìñ óáíïëïîôòïìñ

1.  óÔÁÎÏ×ÌÅÎÉÅ ÉÍÍÕÎÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ × ÜÍÂÒÉÏÇÅÎÅÚÅ:

á. ÜÍÂÒÉÏÇÅÎÅÚ ô- ÓÉÓÔÅÍÙ ÉÍÍÕÎÉÔÅÔÁ;

â. ÜÍÂÒÉÏÇÅÎÅÚ ÷- ÓÉÓÔÅÍÙ ÉÍÍÕÎÉÔÅÔÁ.

2.  éÍÍÕÎÉÔÅÔ ÎÏ×ÏÒÏÖÄÅÎÎÙÈ.

3.  òÁÚ×ÉÔÉÅ ÉÍÍÕÎÎÏÊ ÓÉÓÔÅÍÙ × ÐÏÓÔÎÁÔÁÌØÎÏÍ ÐÅÒÉÏÄÅ.

4.  éÍÍÕÎÉÔÅÔ ÐÒÉ ÓÔÁÒÅÎÉÉ.

Источник