Становление иммунитета в возрастном аспекте

Главная » Здоровье » Иммунитет

Возрастные особенности иммунитета у детей.

Возрастные особенности иммунитета у детей. Во время беременности иммунная система матери проявляет толерантность к антигенным структурам плода, благодаря чему не происходит его отторжения. Это связано с наличием плацентарного барьера, с низкой плотностью антигенов гистосовместимости на клетках трофобласта, а также с супрессорной направленностью иммунных реакций в системе мать — плод. Женский организм, плацента и плод синтезируют ряд белковых факторов (альфа-фетопротеин, уромодулин, белки трофобласта) и небелковых соединений (эстрогены, прогестерон, простагландины Е1 и Е2), подавляющих реакции отторжения.

На 8-й неделе внутриутробного периода в организме плода начинается синтез комплемента, а между 8-й и 10-й неделями появляются В-лимфоциты. Вначале это незрелые клетки, содержащие в цитоплазме тяжелые цепи lgM, а позднее — В-лимфоциты, несущие lgM и lgD на мембранах. Плод синтезирует ограниченные количества lgG. Его содержание в крови до 17 нед. беременности составляет в среднем 0,1 г/л, к 32 нед. повышается до 0,4 г/л, а у новорожденных составляет около 11,0 г/л. Однако у доношенных этот уровень достигается не за счет синтеза, а в результате активного транспорта lgG через плаценту в самые последние недели беременности. Иммуноглобулины других классов через плаценту не передаются. В случае контакта с антигенами иммунная система плода отвечает увеличением синтеза lgM. Повышение концентрации lgM в пуповинной крови более 0,3 г/л свидетельствует об антигенной стимуляции плода или о внутриутробном инфицировании. Синтез lgE может возрасти во внутриутробном периоде у детей из семей с повышенным риском развития атонических заболеваний. В этих случаях повышенная концентрация lgE определяется уже в пуповинной крови. Синтез lgA и особенно его секреторной формы у плода крайне ограничен, и лишь к 3—4 месяцам жизни секреторные lgA регистрируются в слюне, носовой слизи и слезной жидкости ребенка.

Т-лимфоциты появляются у плода на 12-й неделе внутриутробного периода, после этого срока плод способен проявлять слабые реакции гиперчувствительности замедленного типа и отторжения трансплантата. Абсолютное число лимфоцитов в крови резко повышается на первой неделе жизни (физиологический лимфоцитоз, сохраняющийся на протяжении 5—6 лет).

У новорожденных реакции бластной трансформации лимфоцитов в ответ на митогены проявляются слабо, низка цитотоксическая активность Т-лимфоцитов и естественных киллеров. Кожные пробы при постановке реакций гиперчувствительности замедленного типа отрицательны. Супрессорная активность иммунной системы сохраняется по отношению к лимфоцитам матери на протяжении всего первого года жизни. Она направлена на предупреждение тяжелой иммунокомплексной патологии, неизбежной при контакте новорожденного с огромным числом антигенов.

Особенности регуляции межклеточного взаимодействия в иммунном ответе новорожденных связаны с ограниченной продукцией интерлейкинов и интерферонов. Физиологический дефицит интерферонов определяет недостаточный противовирусный И. в ранние периоды жизни. У новорожденных ослаблены процессы активации системы комплемента, особенно альтернативного пути. Для них характерны низкие концентрации в крови компонентов системы комплемента С1, С2, С3, С4 (в 2 раза ниже уровня взрослых), что определяет низкую опсоническую активность крови новорожденных.

Для плода и новорожденного характерны определенные особенности фагоцитарной системы. Спонтанная миграция и хемотаксис фагоцитов проявляются слабо, что отчасти связано с более высокой, чем у взрослых, жесткостью мембран клеток. Низка продукция фактора, тормозящего миграцию макрофагов. Фагоцитоз часто оказывается незавершенным.

Материнские антитела класса lgG защищают новорожденного от дифтерийного токсина, вирусов полиомиелита, кори, краснухи, от микробных инфекций, вызываемых менингококками и стрептококками, отчасти от столбняка. Клеточно-опосредованная защита от некоторых вирусов и грибков обеспечивается трансплацентарной передачей трансфер-фактора и отдельных интерлейкинов. Однако новорожденные и дети первых месяцев жизни проявляют повышенную чувствительность к респираторному синцитиальному вирусу, а также к вирусу энцефаломиокардита. Полупериод элиминации (или катаболизма) материнских антител класса lgG — 21—23 сут. При крайне ограниченном собственном синтезе lgG у ребенка это ведет к существенному снижению концентрации lgG между 2-м и 6-м месяцами жизни.

Воздействие различных антигенов на первом году жизни вызывает первичный иммунный ответ, проявляющийся повышением синтеза антител класса lgM. Постепенно происходит переключение гуморальных реакций иммунного ответа на синтез антител класса lgG. К концу первого года жизни в крови имеется примерно 50—60% количества lgG и только около 30% lgA от средних значений у взрослых. К концу второго года жизни содержание lgM и lgG составляет уже около 80% значений взрослых, а lgA — около 40%. Содержание lgM достигает уровня такового у взрослых к 3—5 годам., Секреторные иммуноглобулины класса А. и секреторный фрагмент Sc полностью отсутствуют у новорожденных и появляются в секретах после 3-го месяца жизни. Но на протяжении первых четырех лет жизни их концентрация в слюне, назальных секретах в 4—5 раз ниже, чем у взрослых. Это дает основание говорить о недостаточности в первые годы жизни системы местного И. Недостаточность lgA в кишечнике предопределяет высокую частоту пищевой аллергии.

Лимфоидные органы ребенка раннего возраста отвечают на инфекционные агенты значительной гиперплазией, которая сохраняется длительное время после преодоления инфекции. Лимфаденопатия сопровождает практически любой воспалительный процесс. При конституциональном лимфатизме реакции со стороны лимфатических узлов, как правило, сильно выражены. В лимфатических узлах у детей могут длительно сохраняться микроорганизмы. При персистирующих вирусных инфекциях, вызванных цитомегаловирусом, вирусом Эпстайна — Барр, или инфекциях, обусловленных токсоплазмами, возбудителями туберкулеза, наряду с лимфатическими узлами нередко увеличена и селезенка. Дети, родившиеся с внутриутробными вирусными инфекциями, длительно рассеивают их возбудителей, поражающих чувствительных к ним сверстников и взрослых.

Читайте также:  Вич от чего падает иммунитет

В процессе роста ребенка существуют определенные критические периоды развития иммунобиологической реактивности, когда на антигенные воздействия иммунная система дает неадекватный или даже парадоксальный ответ: он может оказаться недостаточным для защиты либо чрезмерным гиперергическим (аллергическим) Первый такой период охватывает первые 29 дней жизни (период новорожденности). На 5—7-е сутки происходит первый перекрест в лейкоцитарной формуле крови, нейтрофилез сменяется относительным и абсолютным лимфоцитозом. Пассивный гуморальный И. обеспечивается в основном материнскими антителами. Характерны незавершенность фагоцитоза, низкая функциональная активность системы комплемента и опсонизация микробов. Хемотаксис и миграция фагоцитов ограничены. Ребенок проявляет слабую резистентность к условно-патогенной, гноеродной, грамотрицательной микрофлоре, некоторым вирусам. Проявляется склонность к генерализации микробновоспалительного процесса, септическим состояниям.

Второй критический период (3—6 мес.), характеризуется ослаблением пассивного гуморального И. в связи с элиминацией материнских антител. Сохраняется супрессорная направленность иммунных реакций при выраженном лимфоцитоза в крови. На большинство антигенов развивается первичный иммунный ответ с преимущественным синтезом антител класса lgM, не оставляющим иммунологической памяти. Такой тип иммунного ответа наблюдается при вакцинации против столбняка, дифтерии, коклюша, полиомиелита, кори, и только после 2—3 ревакцинаций формируется вторичный иммунный ответ с образованием антител класса lgG и стойкой иммунологической памяти. Вакцинация может не повлечь иммунного ответа, если в крови детей еще циркулируют материнские антитела или дети по показаниям получали препараты крови, гамма-глобулин, плазму. Дети сохраняют очень высокую чувствительность к респираторному синцитиальному вирусу, вирусам парагриппа, аденовирусам. Вирус гепатита В редко вызывает желтушные формы болезни, чаще акродерматит (синдром Джанотти). Атипично протекают коклюш, корь, которые не сопровождаются развитием И. Проявляется недостаточность системы местного И. (повторные острые респираторные вирусные инфекции); выявляются многие наследственные иммунодефициты; нарастает частота пищевой аллергии.

Третий критический период приходится на второй год жизни, когда значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром. Сохраняется первичный характер иммунного ответа на многие антигены, однако синтез антител класса lgM уже переключается на образование антител класса lgG. В этот период дифференцируются клоны В-лимфоцитов, синтезирующие субклассы lgGI и lgG3. Однако синтез субклассов lgG2 и lgG4 запаздывает. Процесс переключения синтеза антител от lgM на lgG находится под контролем особых генов. Супрессорная направленность иммунной системы сменяется преобладанием хелперной функции по отношению к клонам В-лимфоцитов, синтезирующим lgM. Система местного И. остается неразвитой, дети по-прежнему чувствительны к вирусным инфекциям. Полисахаридные антигены отдельных серотипов пневмококка вообще не индуцируют гуморального М., он отсутствует по отношению к палочке инфлюэнцы у 30% детей данного возраста. В этот период проявляются многие малые (минорные) аномалии И., иммунопатологические диатезы (атопия), иммунокомплексные болезни. Дети особенно склонны к повторным вирусным и микробно-воспалительным заболеваниям органов дыхания, ЛОР-органов. Проявления иммунопатологического диатеза (атопические реакции, аутоиммунный диатез) четко не дифференцируются.

Четвертый критический период — 46-й годы жизни. В этом возрасте наблюдается второй перекрест в содержании форменных элементов крови. Средняя концентрация lgG и lgM в крови соответствует аналогичным показателям у взрослых, уровень lgA в плазме еще не достигает окончательных значений, но значительно повышается содержание lgE. Система местного И. у большинства детей еще не завершает своего развития. Данный период характеризуется высокой частотой атонических, иммунокомплексных заболеваний, проявлением поздних иммунодефицитов. Формируются многие хронические заболевания полигенной природы.

Пятый критический период — подростковый возраст (у девочек с 12—13 лет, у мальчиков с 14—15 лет). Пубертатный скачок роста сочетается с уменьшением массы лимфоидных органов. Стимуляция секреции половых гормонов (андрогенов) ведет к подавлению клеточного звена И. и стимуляции его гуморального звена. Содержание lgE в крови снижается. Окончательно формируются типы иммунного ответа (сильный и слабый). Нарастает воздействие на иммунную систему экзогенных факторов, например курения. Отмечается новый подъем частоты хронических, воспалительных, аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний Тяжесть атопических болезней (бронхиальной астмы и др.) у многих детей ослабевает.

Отклонения в развитии иммунной системы чаще всего проявляются как поздний иммунологический старт. Его причинами служат следующие факторы: низкая масса тела при рождении; внутриутробное инфицирование лимфотропными ДНК-вирусами (цитомегалии, Эпстайна — Барр, герпеса); гипербилирубинемия; малые наследственные аномалии И. (дефицит lgA, отдельных субклассов lgG, отдельных компонентов системы комплемента, интерферона, дефекты хемотаксиса фагоцитов, опсонизации и др.): экзогенные, в т.ч. ятрогенные, влияния (введение гамма-глобулина без достаточных на то оснований, игнорирование профилактики рахита, длительное применение кортикостероидов, воздействия диоксинов и фенолов атмосферного воздуха и др.). Повторные инфекции (острые респираторные вирусные заболевания и др.) также вызывают вторичную депрессию иммунной системы. При ВИЧ-инфекции резко угнетается хелперная функция лимфоцитов и становление иммунной системы в целом происходит на фоне дистрофии и вялотекущих воспалительных процессов в легких, кишечнике, коже. Следует иметь в виду, что ряд лимфоцитотропных вирусов у детей может вызвать сходное состояние, получившее название псевдо-ВИЧ-синдрома (например, врожденная Эпстайна — Барр вирусная инфекция).

Читайте также:  Активный иммунитет создается введением в организме

В критические периоды становления иммунной системы особенно часто проявляются наследственные вариации силы иммунного ответа и иммунопатологические диатезы (атопический, лимфатико-гипоиммунный, аутоиммунный). Наиболее тяжелые состояния у детей развиваются при классических моногенных иммунодефицитах (агаммаглобулинемия, аплазия вилочковой железы, тяжелые комбинированные формы иммунной недостаточности и др.), однако они встречаются редко, отличаясь крайне неблагоприятным прогнозом уже в раннем возрасте (см. Иммунопатология).

Источник: «Малая медицинская энциклопедия»

Источник

Особенности формирования органов иммунной системы в онтогенезе: 1) ранняя закладка органов иммунной системы в эмбриогенезе; 2) морфофункциональную основу паренхимы органов составляет лимфоидная ткань; 3) к моменту рождения основные органы достигают достаточной для развития адекватного адаптивного иммунного ответа зрелости; 4) интенсивное увеличение их массы в детском и подростковом возрасте (особенно вторичных); 5) выраженная вариабельность (в 2–3 раза) массы лимфоидной ткани и количественного содержания клеток иммунной системы (полиморфно- и мононуклеарных фагоцитов, лимфоцитов) в популяции детей и взрослых; 6) ранняя возрастная инволюция (старение) лимфоидной ткани, особенно тимуса, замещение ее соединительной и жировой тканью. Основные периоды онтогенеза иммунной системы: I период: Закладка первичных органов и начальная дифференциация клеток иммунной системы, 6 нед. – 9мес.(эмбрион-плод)

II — Совершенствование и формирование зрелой иммунной системы, с момента рождения до 16-18 лет. III — Зрелость, максимальная функциональная активность иммунной системы,после 55-60 лет. Возрастные особенности иммунитета. У детей возникают критические состояния из-за первичных морфофункциональных изменениями в иммунной системе, либо с резкой перестройкой эндокринной и других систем целостного организма.

Критические периоды — на Аг иммунная система даёт неадекватные реакции. 1.Первый критический период — первые 30 сут жизни. гуморальные реакции обусловлены материнскими IgG. 2. — 3-6 мес. Материнские AT исчезают; образуются преимущественно IgM. Дефицит IgA приводит к высокой чувствительности к респираторным вирусным инфекциям (аденовирусы, вирусы парагриппа и др.) 3. — 2-й год жизни. Иммунная система полноценно функционирует, появляются IgG, сохраняется дефицит местных защитных факторов — высокой восприимчивости к бактериальным и вирусным возбудителям. 4. — 4-6-й год жизни. Синтез AT, повышается IgE. Активность факторов местной защиты остаётся низкой. 5. — подростковый возраст. Половые гормоны угнетают иммунные реакции — возможно развитие аутоиммунных и лимфопролиферативных заболеваний, также повышается восприимчивость к микробам. Гуморальный иммунитет: опосредован Ат; клетки-эффекторы — B-лимфоциты; пассивный иммунитет формируется при введении сыворотки; основа антибактериального иммунитета. Клеточный иммунитет: опосредован клетками; клетки-эффекторы — T-л-ы; пассивный иммунитет формируется при введении лимфоцитов; основа противовирусного, противоопухолевого, противогрибкового иммунитета.

ЯБЖ желудка и 12-й кишки. Современные методы клинический и инструментальной диагностики патологии ЖКТ у детей.

Хроническое, рецидивирующее заболевание, которое характеризуется формированием язвенного дефекта в желудке и 12-перстной кишке, обусловленное нарушением равновесия между ф-ми защиты и агрессии. Этиопатогенез: психогенный фактор, нарушение режима и качества питания, наследственная предрасположенность. Бак воздействие H. pylori.

Диагностические критерии: Основным в подтверждении диагноза ФГДС.

1) Анамнез: 1.Болевой синдром – локализация боли в эпигастрии, справа выше пупка, провоцируется психической или физической нагрузкой, погрешностями в питании; возникает ч/з 15-30 мин при ЯБ жел-ка или ч/з 1-2 часа, ночью натощак, иррадиация в спину. 2.Диспептический синдром – нарушение аппетита, изжога, тошнота, отрыжка, рвота понос. 3.Астеновегетативный синдром – слабость, утомляемость, нарушение сна, вегетативные расстройств. 2) Рентгенологические исследования, ФГДС, гистологическое, биоптатов гастродуоденальной слизистой). 3) Методы изучения функционального состояния гастродуоденальной системы (фракционное желудочное зондирование, рН-метрия, радиотелеметрия и др.). 4) Методы выявления H. pylori (хелик-тест (уреазный дыхательный тест))

Билет 29

1. Развитие психических и статических функций у детей первого года жизни и их совершенствование.

1 мес:в вертикальном положении ребенок пытается удержать голову,2 мес: удерживает ее хорошо. При лежании на животе ребенок приподнимает грудь.5 мес:сидит, держась за что-либо руками, взятый под мышки стоит прямо, не подгибая ножек.6 мес:хорошо сидит без поддержки, поднимается на ноги, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать, хватает предметы руками. 7 мес.:ползает, самостоятельно сидит, встает на колени, цепляется за сетку кровати, поддерживаемый за грудь, хорошо переступает, перекладывает игрушки из одной руки в другую. 8 мес.: самостоятельно садится и ложится из сидячего положения, встает, цепляясь за барьер, делает попытки ходить.9 мес.: стоит без опоры и хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки, садится из вертикального положения, встает на колени.10 мес.: стоит и поднимается без опоры. 11 —12 мес.: хорошо ходит, поддерживаемый за одну руку. 2 мес.:разнообразные эмоциональные реакции, улыбается в ответ на улыбку, гулит. 3 месяца: отчетливо следит за предметами, улавливает направление звука и поворачивает голову в его сторону. 4 месяца: следит за движущимися предметами, ощупывает материнскую грудь, реагирует поведением на незнакомое лицо.5 мес.: хорошо знает мать, по-разному реагирует на незнакомые лица.6 мес: интересуется игрушками, поднимает их, перекладывает, делает первые попытки произносить слоги «ма», «на».7 мес: Повторяет слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». 8 мес:выражает мимикой удивление, ищет взглядом предмет. В 10 мес.:Начинает произносить наиболее простые слова.В 11—12 мес: указывает части тела, произносит отдельные слова.

Читайте также:  Пониженный иммунитет лечение лекарствами

2. Пневмонии у новорожденных, особенности возбудителей, классификация, клиника, диагностика и лечение пневмоний новорожденных. Неотложные состояния у детей раннего возраста, больных пневмонией.

Пневмония (J10 — J17) – острое инфекционное заболевание легочной паренхимы, диагностируемое при наличии синдрома дыхательных расстройств и/или физикальных данных, а также инфильтративных изменений на рентгенограмме.

Внутриутробные (врожденные) и постнатальные (приобретенные), внебольничными и внутригоспитальными.2 вида пневмоний: C. trachomatis пневмонии:постепенное начало без температуры, кашель, тахипноэ, мелкопузырчатые хрипы, отсутствие обструкции, лейкоцитоз (часто >30·109/л) и эозинофилия (>5%), на снимках— множество мелких очажков, Стафилококковые пневмонии.Диагностика:слабое сосание во время кормления, цианоз, угнетение ЦНС или, наоборот, возбудимость, нарушение температурного контроля,Со стороны органов дыхания: тахипноэ, апноэ, раздувание крыльев носа, ретракция грудной клетки, «хрюкающее» дыхание, нарастание проявлений дыхательной недостаточности. Кашель может отсутствовать или быть слабовыраженным,пенистое отделяемое изо рта, нарушения гемодинамики, серый цвет кожи, желтуха, геморрагические проявления и другие симптомы. Аускультативно: влажные хрипы и/или крепитация. Рентгенологическое обследование (возможны участки затемнения, инфильтративные тени, абсцедирование).Лабораторная диагностика: анализ крови (лейкопения или лейкоцитоз, увеличение абсолютного количества палочкоядерных нейтрофильных гранулоцитов, повышение лейкоцитарного индекса), микроскопическое (окраска по Граму), бактериологическое исследования трахеального аспирата, полученного с помощью прямой ларингоскопии, исследование крови на стерильность, определение газов крови, кислотно-основного состояния, глюкозы крови, мониторинг пульсоксиметрии, по показаниям проводится спинномозговая пункция и исследование ликвора. Препараты выбора при атипичных пневмониях:макролиды. Азитромицин эффективен как в дозе 10 мг/кг/сут курсом 5 дней, так и в виде 1 дозы 30 мг/кг. при неэффективности макролидов ввести ко-тримоксазол (10–15 мг/кг/сут по триметоприму). При типичных пневмониях стартовая терапия в/в амоксициллином/клавуланатом (90 мг/кг/сут), в/в или в/м цефуроксимом (50 мг/кг/сут), цефотаксимом (100 мг/кг/сут) или цефтриаксоном (80 мг/кг/сут).

Билет 30.

1. Развитие психических и статических функций у детей первого года жизни и их совершенствование.

1 мес:в вертикальном положении ребенок пытается удержать голову,2 мес: удерживает ее хорошо. При лежании на животе ребенок приподнимает грудь.5 мес:сидит, держась за что-либо руками, взятый под мышки стоит прямо, не подгибая ножек.6 мес:хорошо сидит без поддержки, поднимается на ноги, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать, хватает предметы руками. 7 мес.:ползает, самостоятельно сидит, встает на колени, цепляется за сетку кровати, поддерживаемый за грудь, хорошо переступает, перекладывает игрушки из одной руки в другую. 8 мес.: самостоятельно садится и ложится из сидячего положения, встает, цепляясь за барьер, делает попытки ходить.9 мес.: стоит без опоры и хорошо ходит, поддерживаемый за обе руки, садится из вертикального положения, встает на колени.10 мес.: стоит и поднимается без опоры. 11 —12 мес.: хорошо ходит, поддерживаемый за одну руку. 2 мес.:разнообразные эмоциональные реакции, улыбается в ответ на улыбку, гулит. 3 месяца: отчетливо следит за предметами, улавливает направление звука и поворачивает голову в его сторону. 4 месяца: следит за движущимися предметами, ощупывает материнскую грудь, реагирует поведением на незнакомое лицо.5 мес.: хорошо знает мать, по-разному реагирует на незнакомые лица.6 мес: интересуется игрушками, поднимает их, перекладывает, делает первые попытки произносить слоги «ма», «на».7 мес: Повторяет слоги «ба-ба-ба», «ма-ма-ма». 8 мес:выражает мимикой удивление, ищет взглядом предмет. В 10 мес.:Начинает произносить наиболее простые слова.В 11—12 мес: указывает части тела, произносит отдельные слова.

2. Синдром бронхиальной обструкции у детей. Вопросы дифференциальной диагностики. Тактика терапевтических мероприятий в зависимости от нозологии Дифференциальный диагноз острой дыхательной недостаточности у детей.

Синдром бронхиальной обструкции, или бронхообструктивный синдром (БОС), – это клинический симптомокомплекс, связанный с нарушением бронхиальной проходимости.

Основные признаки БОС: одышка экспираторная,эмфизематозное вздутие грудной клетки, коробочный перкуторный звук, ослабленное дыхание и сухие свистящие рассеянные хрипы, рентгенологически – повышенная прозрачность легочной ткани легких, горизонтальное положение ребер и низкое расположение диафрагмы. Патогенетические механизмы: функциональные, или обратимые (бронхоспазм, воспалительная инфильтрация, отек, мукоцилиарная недостаточность, гиперсекреция вязкой слизи), и необратимые (врожденные стенозы бронхов и др.).Клинически: шумное дыхание со свистящим выдохом и дистанционными хрипами. Этиология: респираторно-синцитиальный вирус, а также вирусы парагриппа, гриппа и аденовирусы. Клиническая картина БОС:подъем температуры тела, катаральные изменения со стороны верхних дыхательных путей, нарушение общего состояния ребенка, увеличивается частота дыхания и продолжительность выдоха. Дыхание становится шумным и свистящим, Дыхательная недостаточность не превышает II степени. При физикальном обследовании: коробочный оттенок перкуторного тона. Изменения в периферической крови соответствуют характеру вирусной инфекции. Рентгенологически: двустороннего усиления легочного рисунка и расширения корней легких, низкое стояние уплощенных куполов диафрагмы, повышение прозрачности и удлинение легочных полей, горизонтальное расположение ребер.

Лечение БОС: Бронхолитическая терапия: β2-агонисты короткого действия (сальбутамол: в виде ингаляций для вдыхания, частота его применения «по требованию» не должна превышать 4 раза в сутки.),антихолинергические препараты – ипратропия бромид, комбинированный препарат фенотерола гидробромида + ипратропиума бромида.При тяжелом течении БОС:топические ингаляционные глюкокортикостероиды (ИГКС), и системные ГКС. Антибиотики строго по показаниям, антимикробные препараты в схеме ступенчатой терапии. Отхаркивающие препараты: современные препараты на основе растительного сырья (тимьян, плющ, первоцвет),ацетилцистеин, карбоцистеин, амброксол, бромгексин. лечебная гимнастика, массаж, дренаж.

Билет 32.



Источник