Статус парламентарий парламентский иммунитет

Статус парламентарий парламентский иммунитет thumbnail

Парламентарии – это лица, состоящие по тому или иному основанию членами парламента.

Члены парламентов обладают специальной право- и дееспособностью. У избираемых членов парламентов срок полномочий обычно начинает течь с момента избрания, реже – с законодательно или даже конституционно установленной даты. Задача парламентария – участвовать в законотворчестве и осуществлении парламентом других его функций.

Основания преобретения места в парламенте:

-выборы (прямые, многостепенные, сословные, наследование титула, религиозно-этнические)

-совмещение (обязан входить в силу своей должности)

Права и обязанности парламентария :

Права

-Он имеет право участвовать в работе своей палаты и ее органов, в которых состоит

-право на выступления, подчас право присутствовать на заседаниях также и другой палаты и органов парламента, в которых не состоит

-право на получение необходимой информации, в частности, право задавать вопросы правительству и его членам и во многих случаях индивидуально или группами вносить запросы

-право на содержание вспомогательного персонала.

-Он может предлагать проекты решений парламента и его органов, хотя право законодательной инициативы в некоторых странах парламентарии могут осуществлять лишь группами. (Так, Регламент германского Бундестага предусматривает, что материалы, вносимые в Бундестаг депутатами, должны быть, как правило, подписаны одной из фракций или 5% депутатов.Такое правило имеет целью избежать по возможности перегрузки повестки дня малозначительными вопросами.)

Обязанности

-Депутат обязан присутствовать на сессиям парламента,

-участвовать в пленарных заседаниях палат, в работе постоянных комиссий (комитетов).

— Во многих странах все парламентарии обязаны состоять в какой-либо одной комиссии, иногда депутаты состоят е нескольких комиссиях.

-Если депутат не участвует в работе парламента без уважительных причин, он может быть лишен депутатского

-Парламентарий может быть лишен мандата при переходе в другую партию

-за совершение определенных правонарушений и за нарушение этических норм.

— В подавляющем большинстве стран депутатам и сенаторам не разрешается состоять на государственной службе, хотя разрешается иногда занимать министерские посты

В зависимости от того чьи интересы представляет парламентарий в парламенте выделяют 2 вида мандатов:

Свободный: представитель всего народа, исполнение обещаний не обязательно, депутат не может быть отозван досрочно.

Императивный: представляет только своих избирателей; предвыборные обещания обязательны для исполнения; в случае неисполнения обещаний или плохой работы, депутат может быть отозван досрочно.

Депутатский иммунитет.

неприкосновенность депутатов парламентов, а иногда и других представительных органов власти; означает запрещение ареста или привлечение к судебной ответственности депутата за любые его действия, в т. ч. за действия, совершенные им не при исполнении парламентских обязанностей. Иммунитетом депутат пользуется только на время действия депутатского мандата. Депутат может быть лишен неприкосновенности палатой, членом которой он является. Неприкосновенность, как правило, автоматически аннулируется в случае задержания депутата на месте преступления (палата в этом случае может потребовать лишь приостановления преследования). В случае лишения неприкосновенности квалификация преступления члена парламента не может основываться на фактах, не указанных в решении палаты о лишении неприкосновенности. По истечении срока парламентского мандата бывший депутат может быть привлечен к судебной ответственности за действия, которые он совершил раньше и за которые не преследовался благодаря своей неприкосновенности.

Источник

Члены парламента обладают особым статусом, который закрепляется в конституциях и особых законах, а также в регламентах палат. В соответствии с ними парламентарии наделяются специфическими правами, обязанностями и привилегиями, необходимыми для выполнения ими своих функций.

Важнейшими чертами статуса парламентариев являются их 1) независимость, 2) равноправие, 3) иммунитет, 4) индемнитет, 5) недопустимость совмещения постов.

1. Независимость парламентариев означает, что в своей деятельности они юридически не подчинены каким-либо государственным, партийным или иным органам и организациям. Сложнее обстоит дело с независимостью парламентариев от воли избирателей. В этой связи выделяют два вида мандатов, которыми могут наделяться парламентарии: свободный и императивный.

Свободный мандат означает, что депутат не связан наказами избирателей и не ответственен в своей деятельности перед ними, он считается представителем в парламенте не конкретных избирателей, а народа страны в целом. В странах, где парламентарии обладают свободным мандатом, отсутствует возможность досрочного отзыва депутата избирателями. Принцип свободного мандата применяется в большинстве современных государств.

Императивный мандат предполагает, что депутат связан волей и наказами своих избирателей, перед которыми обязан регулярно отчитываться о своей деятельности, а избиратели, избравшие депутата, могул его отозвать, в случае если тот не оправдал их доверия или совершил поступки, порочащие звание депутата. Императивным мандатом обладают депутаты, например, в Китае, Вьетнаме, Венесуэле.

В большей зависимости депутат находится от партии, по списку которой он прошел в палату. В ряде стран выход из партии, по списку которой депутат был избран, влечет за собой утрату депутатского мандата. Так, Конституция Индии 1950 г. предусматривает утрату мандата при переходе из одной партии в другую. В Израиле депутат Кнессета, вышедший из своей фракции и вступивший в другую или перешедший в разряд независимых депутатов, теряет право быть назначенным в правительство страны. В Панаме депутаты могут быть лишены своего мандата политической партией, членами которой они являются, в том случае, если такие депутаты серьезным образом нарушают устав партии, идеологическую или политическую программу партии; правда, такое решение может быть обжаловано депутатом в Избирательный трибунал страны.

  • 2. Равноправие парламентариев выражается в обладании ими одинаковыми правами законодательной инициативы, участия в обсуждении и голосовании, правом избирать и быть избранным на парламентские должности, в состав комитетов и комиссий, правами запроса к высшим должностным лицам государства и т.д.
  • 3. Парламентарии обладают иммунитетом, означающим их неприкосновенность и защиту от судебного преследования за действия, непосредственно не связанные с исполнением мандата. Иммунитет является неличной привилегией, а гарантией деятельности парламентария. Неприкосновенность не аннулирует правонарушения, совершенного депутатом, а лишь отодвигает во времени момент его преследования (ареста). Парламентский иммунитет не является абсолютным. Парламентарии не могут быть подвергнуты уголовному преследованию, иному ограничению личной свободы, личному досмотру, обыску, аресту без санкции, как правило, соответствующей палаты во время ее сессии (Франция, ФРГ) либо особого органа палаты или ее руководителя, когда палата не заседает (бюро соответствующей палаты парламента во Франции, председателя соответствующей палаты в Великобритании). Исключение допускается только в том случае, когда депутат застигнут на месте совершения преступления. В некоторых странах (Индия и Индонезия) депутат не может быть лишен иммунитета ни при каких обстоятельствах.
Читайте также:  Для повышения иммунитета капсулы

Депутатский иммунитет может распространяться как на весь срок полномочий парламентария (Германия, Италия, Испания), так и только на время сессии парламента (США, Великобритания, Франция, Япония).

4. Индемнитет парламентария включает в себя два значения: во-первых, под ним понимается право депутата на вознаграждение, включая жалованье, компенсацию расходов на проезд, содержание помощников и иного вспомогательного персонала, использование почтовых и иных средств связи; во-вторых, индемнитет означает такую привилегию депутатов парламента, которая заключается в их неответ- ственности за высказывания и действия, связанные с выполнением ими своих депутатских функций. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную им при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока его депутатских полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны депутата были допущены (даже и при исполнении депутатских обязанностей) публичные оскорбления или клевета и иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена законодательством. В некоторых странах соответствующая палата может применять дисциплинарные взыскания к депутатам, нарушающим дисциплину. Например, в Японии депутат за грубые нарушения дисциплины может быть исключен из состава палаты, если резолюция об этом будет поддержана не менее 2/, присутствующих членов соответствующей палаты (Палаты представителей или Палаты советников). В Германии президент Бундестага может приостановить мандат депутата сроком до 30 дней в том случае, если депутат нарушает парламентскую дисциплину. В Египте депутат Национальной ассамблеи может быть лишен своего депутатского мандата путем принятия соответствующего решения 2/} голосов депутатов Национальной ассамблеи, если он (/) потерял доверие и уважение со стороны избирателей, (2) нарушил положение депутатского мандата или Г?) не выполнил свои депутатские обязанности. В соответствии с Конституцией Чили 1980 г. полномочия депутата или сенатора прекращаются, если он отсутствует в стране более 30дней без разрешения соответствующей палаты, в которую он входит, а в период парламентских каникул — без разрешения председателя палаты.

5. Принцип недопустимости совмещения постов состоит в том, что депутаты не могут быть одновременно членами обеих палат парламента, а также они не вправе занимать иные государственные посты, входить в состав иных представительных органов. Однако в ряде стран, прежде всего с парламентарной формой правления, депутат одновременно может являться министром (Япония, Израиль). В других странах (Бельгия, Швеция, Дания) в случае назначения депутата на должность министра он перестает участвовать в заседаниях палаты и возобновляет свой мандат только после прекращения выполнения функций министра. На этот период в парламенте его мандат может осуществлять заместитель депутата.

Читайте также:  Иммунитет у часто болеющих взрослых

Источник

Требования, предъявляемые к депутату

В разных странах к депутатам предъявляются различные требования. Безусловным признается требование гражданства данного государства. Возрастной ценз депутата в одних странах приравнен к цензу избирателя (например, в Скандинавских странах), в других — более высокий. Так, для члена Национального собрания Франции (нижняя палата парламента, верхняя — Сенат) он составляет 23 года. Депутаты — профессиональные парламентарии. В последнее время в связи с широким распространением лоббизма, т. е. прямого воздействия на депутатов со стороны отдельных лиц и различных группировок в целях проведения через парламент выгодных для этих лиц и группировок законов, в регламентах некоторых парламентов или в специально принятых законах были введены особые требования, предъявляемые к депутатам. Например, член Национального собрания Франции сразу же после своего избрания должен предъявить финансовые счета, определяющие расходы на его предвыборную кампанию (в противном случае Конституционный совет объявляет его избрание недействительным). Затем в течение 12 дней депутат обязан представить «декларацию чести», т.е. сведения о размерах своего личного состояния. То же самое требуется от него и по окончании срока его мандата. В ФРГ в соответствии с «кодексом члена Бундестага» (федеральный орган народного представительства ФРГ) каждый депутат обязан сообщать данные о своем прежнем участии или сотрудничестве с теми или иными союзами и равным образом своевременно заявлять обо всех нынешних соглашениях, контрактах с фирмами и др. В то же время Конгресс США официально признает лоббизм, лишь ограничивая побочные доходы депутатов определенными процентами от их заработной платы.

Парламентский (депутатский) иммунитет. Депутат с момента утверждения его полномочий наделяется особыми правами и преимуществами, к числу которых относятся его неответственность и неприкосновенность (иммунитет). Они призваны гарантировать независимость депутата при осуществлении им своих полномочий!!!!! Содержание иммунитета и методы его обеспечения неодинаковы в различных странах. Однако можно выделить наиболее общие его черты. Парламентарий не несет ответственности за действия и высказывания, непосредственно связанные с его парламентской деятельностью как в период осуществления депутатских полномочий, так и после истечения их срока. Депутат является лицом неприкосновенным. Он не может без согласия парламента или его руководящих органов быть привлечен к ответственности или подвергнут аресту за совершение правонарушения,за исключением случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления. По представлению следственных органов парламент может дать такое согласие либо простым, либо квалифицированным большинством голосов (2/3).

Статус парламентария (депутата). Депутату предоставлены широкие возможности для активного участия в работе парламента и его органов. Он имеет право участвовать в заседаниях парламента (палаты), выступать в прениях, вносить законопроекты или предложения, предлагать поправки к законопроектам, обращаться с запросами к представителям исполнительной власти, участвовать в обсуждении и принятии бюджета и осуществлять иные полномочия. Депутат может быть членом постоянных и временных парламентских комиссий и других органов парламента. Он вправе участвовать в работе комиссий, членом которых он не является, но в которых обсуждается его предложение. В таком случае он обладает правом совещательного голоса. Обычно наибольшую активность депутаты проявляют перед окончанием срока полномочий парламента и новыми парламентскими выборами. В то же время следует отметить, что предложения депутатов, не поддержанные их партийными фракциями, имеют мало шансов на принятие.

Юридическая природа мандата. При характеристике депутата как члена парламента важное значение имеет мандат депутата, который является одним из элементов содержания правового статуса депутата. «Мандат парламентария (депутата) выражает опосредованную правом сущность взаимоотношений депутата с избирателями, обусловленную фактом уполномочивания депутата избирателями на осуществление суверенной воли народа в законодательном органе. Мандат депутата отличается от гражданско-правового договора представительства кругом субъектов (гражданскому праву не известны такие субъекты, как народ, избиратели округа), публичностью объекта представительства.» Можно выделить две разновидности депутатских мандатов, которые присущи различным странам мира: императивный и свободный. Императивный мандат предусматривает такую форму взаимоотношений депутата и избирателей, при которой каждый депутат обязан выражать волю избирателей и может быть отозван ими (сейчас в мире не практикуется). Особенность императивного мандата заключается в том, что депутат связан с избирателями своеобразными поручениями общественно значимого характера, которые депутат обязан положить в основу своей деятельности. В Советском государстве, как правило, такие «поручения» вносились в период избирательной кампании во время встреч кандидатов в депутаты со своими избирателями. «Поручения» не имели юридической силы, но тем не менее были обязательны для избранного депутата — депутат не вправе был отказаться от их исполнения. Реформа избирательной системы конца 90-х гг. привела к отказу от обязательности наказов. Сейчас если такие «поручения» (пожелания, просьбы) носят скорее рекомендательный характер. Свободный мандат отображает такую форму взаимоотношений депутата с его избирателями, при которой депутат юридически не связан «поручениями» избирателей и не может быть ими отозван. Свободный, или общенациональный, мандат означает отсутствие ответственности депутата перед избирателями, отсутствие у последних права отзыва депутата (на данный момент подавляющее количество депутатов обладают свободным депутатским мандатом).

Читайте также:  Я укрепляю иммунитет кишечник

За свою деятельность депутат получает специальное вознаграждение.Это вознаграждение приравнивается к окладам служащих высших разрядов и включает суточные, оплату транспорта, корреспонденции, командировок, особые средства выделяются на представительские расходы, содержание аппарата и офиса. В некоторых странах депутаты, пробывшие на своем посту определенный срок, приобретают право на льготное пенсионное обеспечение. Часть депутатского вознаграждения освобождается от налогов. Таким образом, место в парламенте является весьма доходным!!!!!Индемнитет. Этот термин имеет два значения: «индемнитет» – это вознаграждение депутатов за их деятельность, включающее в себя заработную плату, компенсацию за оплату проезда, пользование услугами связи, покрытие расходов на резиденцию, поездки. Под «парламентским индемнитетом» понимают привилегию депутата на свободные выступления и голосования в парламенте. Это означает, что он не несет ответственности за любые действия, совершенные им при исполнении служебных обязанностей. И даже после того, как депутат перестает быть членом парламента, никто не может привлечь его к ответственности за эти действия.

Депутат и избиратели. Государственно-правовая доктрина, воспринятая в конституциях многих стран, не признает «императивного мандата», т. е. юридической зависимости депутата от выбравших его избирателей, и не допускает возможности его досрочного отзыва избирателями. Она рассматривает депутата как представителя всего народа. Об этом прямо записано, например, в ст. 67 Конституции Испании: «Члены Генеральных Кортесов не связаны императивным мандатом». Аналогичная формулировка содержится в § 56 Конституции Дании. Из этого же исходит ст. 67 Конституции Италии: «Каждый член парламента представляет нацию и выполняет свои функции без обязывающего мандата».Генеральные Корте́сы — представительный орган и носитель законодательной власти (парламент) Испании. Необходимо, однако, отметить, что большинство парламентариев поддерживают связь со своими избирателями, организуют их прием в своих офисах, выезжают в свои избирательные округа. Это особенно важно для тех из них, кто рассчитывает на последующее переизбрание, а также тех, кто действительно намерен учитывать интересы избирателей в своей депутатской деятельности. Но, конечно, в наибольшей зависимости депутат находится от партии, по списку которой он прошел в парламент, и от тех организаций, которые финансировали его избирательную кампанию. Неподчинение их воле чревато для него неизбранием на следующий срок. В ряде стран выход из партии, по списку которой депутат был избран, влечет за собой утрату депутатского мандата. А 52-я поправка к Конституции Индии предусматривает утрату мандата при переходе из одной партии в другую.

Прекращение депутатских полномочий. Существуют следующие виды прекращения депутатских полномочий:

· истечение срока полномочий парламента или его досрочный роспуск;

· лишение депутата прав по специальному решению парламента или суда;

· отказ депутата от своего мандата по причинам личного порядка или в связи с получением поста, который согласно закону несовместим с депутатскими полномочиями. Такая несовместимость может устанавливаться конституцией или специальными законами (например, ст. 56 и 57 Конституции Греции). В некоторых странах подобная несовместимость устанавливается для министерских постов, дипломатической службы и др. При этом в одних странах депутат возвращается к исполнению своих депутатских обязанностей после ухода с того поста, который несовместим с депутатским (например, в Швеции), а в других (например, во Франции) министр, ушедший в отставку, не может вернуться к исполнению депутатских полномочий, если только он не будет избран депутатом повторно.

В ряде стран, в частности в ФРГ, избирательный закон (Закон о выборах в Бундестаг) предоставляет Конституционному суду праволишать депутатов полномочий в том случае, если они признаются членами запрещенной, т. е. «неконституционной» партии. В практике зарубежных стран имели место случаи лишения депутатов их полномочий по политическим мотивам. В соответствии с Конституцией Японии (ст. 58) каждая палата «может применять наказания в отношении своих членов за поведение, нарушающее дисциплину. Однако для исключения члена палаты из ее состава необходимо принятие резолюции об этом большинством не менее 2/3 голосов присутствующих членов».

Рекомендуемые страницы:

Источник