Таблица иммунитет биология 8 класс
Фагоцитоз и выработка антител лейкоцитами — единый защитный механизм, названный иммунитетом.
Под иммунитетом понимают устойчивость организма к инфекционным агентам и чужеродным веществам.
Механизмы иммунитета защищают организм от инфекционных агентов (бактерий и вирусов), освобождают его от погибших, а также переродившихся клеток.
Реакции иммунитета являются причиной отторжения пересаженных органов и тканей.
Осложнения при переливании несовместимой группы крови также связаны с иммунными реакциями.
Очень важную роль в формировании иммунитета играет вилочковая железа, или тимус. Она расположена за грудиной и хорошо развита только в детстве.
Люди уже с рождения невосприимчивы ко многим болезням, так как в их крови содержатся готовые антитела. Такой иммунитет называют врождённым. Врождённый иммунитет наследуется от родителей.
Пример:
у человека с рождения имеется иммунитет к возбудителю чумы собак. Человек не заболевает этой болезнью.
В результате перенесённой инфекционной болезни в организме человека тоже образуются антитела — вырабатывается иммунитет. Такой иммунитет получил название приобретённого. Если возбудители болезни снова попадут в организм обладателя приобретённого иммунитета, то вырабатываемые антитела очень быстро этих возбудителей уничтожат, и человек не заболеет.
Пример:
переболев корью, коклюшем, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.
Врождённый и приобретённый иммунитет называют естественным.
Чтобы уберечь человека от заражения той или иной инфекционной болезнью (оспой, краснухой, паротитом (свинкой), полиомиелитом, дифтерией и др.), человеку делают прививки — вводят вакцину (убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни) и таким образом создают искусственный иммунитет.
Прививка вызывает заболевание в лёгкой форме, при этом образуются защитные антитела. Это — активный иммунитет. Прививки спасли жизни многим людям.
Пример:
в (1769) г. английский врач Эдуард Дженнер заметил, что крестьянки, ухаживающие за коровами, довольно часто заражаются от животных заболеванием «коровьей оспой», которая протекает у людей легко. А в периоды эпидемий те, кто переболел «коровьей оспой», никогда не болели человеческой оспой (очень опасным, часто смертельным заболеванием человека). Дженнер сначала привил восьмилетнему мальчику «коровью оспу», а через (1,5) месяца заразил его человеческой оспой. Ребёнок не заболел. Таким образом были разработаны прививки.
Если заболевшему человеку нужно быстро оказать помощь, ему обычно вводят готовые антитела в виде лечебной сыворотки, которую получают из плазмы крови животных или людей, перенёсших инфекционное заболевание. Это пассивный иммунитет.
Пример:
лечебные сыворотки часто являются единственным средством при лечении смертельно опасных болезней, например столбняка. Возбудитель столбняка находится в почве и при загрязнении раны землёй может попасть в организм и вызвать эту тяжёлую болезнь. В случае подозрения на столбняк следует срочно ввести противостолбнячную сыворотку в лечебном учреждении.
Однако введённые в организм с сывороткой антитела недолговечны, и человек через некоторое время снова становится восприимчив к данной болезни.
Лечебная сыворотка — это препарат плазмы крови без фибриногена, содержащий готовые антитела, которые образовались в крови животного (или человека), ранее заражённого данным возбудителем (перенёсшего данное заболевание).
Различают два типа иммунитета: специфический и неспецифический.
Неспецифический иммунитет носит видоспецифический характер, то есть практически одинаков у всех представителей одного вида. Он направлен против любых чужеродных веществ и обеспечивает борьбу с инфекцией на ранних этапах её развития, когда специфический иммунитет ещё не сформировался.
Неспецифический иммунитет врождённый. Он формируется уже у плода и обеспечивается кожей и клетками слизистых оболочек.
Состояние неспецифического иммунитета определяет предрасположенность человека к различным банальным инфекциям, возбудителями которых являются условно патогенные микробы.
Специфический иммунитет носит индивидуальный характер и формируется на протяжении всей жизни человека в результате контакта его иммунной системы с различными микробами и антигенами. Специфический иммунитет обеспечивается антителами, выделяемыми лимфоцитами, и направлен на определённый антиген.
Специфический иммунитет сохраняет память о перенесённой инфекции и препятствует её повторному возникновению.
Источники:
Любимова З. В., Маринова К. В. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. — М.: Владос.
https://festival.1september.ru/articles/588083/
https://www.tiensmed.ru/news/eritrociti1.html
https://www.rlsnet.ru/books_book_id_2_page_38.htm
Человек живёт среди микроорганизмов, некоторые из которых вызывают заболевания. Однако благодаря иммунитету человек не болеет постоянно и может справляться со многими болезнями, которые раньше считались смертельными.
Что это?
В широком смысле понятие «иммунитет» означает устойчивость организма к различным заболеваниям и чужеродным веществам.
Функции иммунитета:
- поддерживает постоянство внутренней среды (гомеостаз);
- сохраняет невосприимчивость организма к возбудителям заболеваний;
- обезвреживает вредные вещества, уничтожает чужеродные частицы;
- способствует быстрому заживлению ран.
Чем меньше сопротивляемость организма бактериям и вирусам, тем чаще болеет человек. Поэтому важно повышать иммунитет, «тренировать» клетки, стимулировать кровеносную систему (заниматься спортом, закаливанием, правильно питаться).
Виды
В зависимости от способа приобретения выделяют два типа иммунитета:
- врождённый – передаётся от родителей к детям, закреплён в геноме;
- приобретённый – вырабатывается в процессе жизни.
Врождённый также называют конституционным, наследственным, видовым. Приобретённый иммунитет классифицируется на подвиды, описанные в таблице.
Типы | Активный | Пассивный |
Естественный иммунитет | Формируется после перенесения заболевания. Сохраняется на всю жизнь | Формируется при передаче иммуноглобулинов от материи ребёнку через плаценту или молоко |
Искусственный иммунитет | Формируется после вакцинации. Остаётся на всю жизнь | Формируется при введении сыворотки с готовыми антителами, которые действуют мгновенно. Имеет непродолжительный срок действия |
Что даёт защиту?
В зависимости от места действия защитной реакции выделяют иммунитет:
- местный (внешний) – оказывает влияние на месте появления болезнетворных микроорганизмов;
- общий (внутренний) – обеспечивает общую защиту организма посредством клеток крови.
К внешнему относятся естественные барьеры:
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- кожа;
- полость рта;
- слизистые носа и дыхательных путей;
- желудочно-кишечный тракт.
Общая иммунная система включает несколько компонентов на разных уровнях:
- специфичные органы – тимус (вилочковая железа), селезёнка, красный костный мозг, лимфатические узлы;
- иммунные клетки – лейкоциты разных видов в зависимости от выполняемой функции;
- антитела – активные белки, выделяемые иммунными клетками и уничтожающие чужеродные частицы.
Рис. 1. Тимус.
Иммунные реакции, протекающие без выработки антител, называются клеточным иммунитетом, с выработкой – гуморальным.
В связи с этим выделяют две общие группы лейкоцитов:
- фагоциты – поглощают и переваривают чужеродные частицы;
- лимфоциты – выделяют особые антитела.
Согласно фагоцитарной теории, разработанной Ильёй Мечниковым, фагоциты выполняют следующие функции:
- защищают организм от ядов, инфекций, продуктов распада;
- запоминают антигены и передают их лимфоцитам;
- выделяют ферменты и активные вещества, обезвреживающие токсины и микроорганизмы.
Рис. 2. Фагоциты.
Не всегда фагоциты справляются с чужеродными микроорганизмами самостоятельно. В этом случае действенными оказываются лимфоциты. Это особые лейкоциты, которые «обучаются» в тимусе и получают специализацию. Их называют Т-лимфоцитами или тимус-зависимыми лимфоцитами. Классификация Т-лимфоцитов:
- Т-хэлперы – распознают чужеродные микроорганизмы и стимулируют размножение других лимфоцитов;
- Т-киллеры – уничтожают антигены;
- Т-супрессоры – подавляют иммунный ответ, когда исчезает необходимость.
Гуморальный иммунитет поддерживают В-лимфоциты, которые вырабатывают антитела в ответ на выработку антигенов – вредных чужеродных веществ. В-лимфоциты способны не только обезвреживать специфические антигены, но и запоминать их. Именно поэтому при повторном попадании инфекции организм не заболевает, т.к. у В-лимфоцитов уже есть ответные антитела.
Рис. 3. Лимфоциты.
Механизм формирования защитной реакции происходит постепенно. Сначала микроорганизмы сталкиваются с естественным барьером. При его преодолении они попадают в кровь, что стимулирует выработку лейкоцитов, в том числе различных лимфоцитов, которые в соответствии со специализацией распознают и уничтожают антигены.
Неблагоприятный ответ организма на пересадку органов и тканей, переливание крови называется трансплантационным иммунитетом. Чем больше генетических различий, тем сильнее выражена иммунная реакция. Поэтому важно правильно подбирать донора, клетки которого будут восприниматься как свои собственные.
Что мы узнали?
Из урока биологии 8 класса узнали об особенностях иммунитета. По определению иммунитет – это ответная реакция организма на действие вредных микроорганизмов. Выделяют врождённый иммунитет, присущий всем родившимся детям (лейкоциты вырабатываются с другими клетками крови), и приобретённый, вырабатывающийся при контакте с чужеродными клетками, а также вследствие вакцинации (клетки учатся в процессе жизни).
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.5. Всего получено оценок: 1141.
Главной защитой организма является иммунитет. Различают несколько видов иммунитета в зависимости от признака классификации.
Понятие
Иммунитет – это ответная реакция организма на действие чужеродных тел – антигенов. В качестве антигенов организм рассматривает любые вещества или микроорганизмы (вирусы, бактерии), попавшие из внешней среды и не участвующие в процессах обмена веществ. Аллергия, повышенная температура, болезненные признаки могут являться иммунным ответом.
Иммунитет составляют специфичные органы (селезёнка, красный костный мозг, тимус), отвечающие за выработку и обучение иммунных клеток, а также естественные барьеры – слизистые оболочки, кожа.
Рис. 1. Органы иммунитета.
Как работает
Механизм действия иммунитета всегда одинаковый. В крови человека находятся специальные иммунные клетки – лейкоциты, которые в зависимости от вида могут действовать по-разному. Лейкоциты в процессе жизни обучаются распознавать и уничтожать антигены. В этом им хорошо помогает вакцинация.
Рис. 2. Разные виды лейкоцитов.
В прививке содержатся мёртвые или малоактивные микроорганизмы. Этого достаточно, чтобы спровоцировать действия лейкоцитов, но при этом не вызвать заболевание. Человек остаётся невосприимчив к возбудителям, т.к. лейкоциты при встрече со знакомыми микроорганизмами знают, что делать и какие именно вещества выделять.
Главное оружие лейкоцитов – антитела или иммуноглобулины. Их выделяют особые группы лейкоцитов – В-лимфоциты. Это белки-рецепторы, которые, связываясь с антигеном, вызывают иммунный ответ организма.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Рис. 3. Антитела.
Чаще всего лимфоциты-убийцы (Т-киллеры) провоцируют самоуничтожение чужеродных клеток – апоптоз. Эта программа самоликвидации встроена в любую клетку. Разбившуюся за фрагменты клетку поглощают и переваривают фагоциты – один из видов лейкоцитов.
Виды
Классификация представлена в таблице видов иммунитета.
Признак | Виды | Описание |
Способ возникновения | Врожденный | Передаётся по наследству. Обусловлен анатомией и физиологией. Включает естественные барьеры – кожу, слизистые оболочки, желудочный сок, чихание, кашель |
Приобретённый | Естественный образуется при перенесении заболевания (активный) или при передаче ребёнку с молоком матери иммуноглобулинов (пассивный) | |
Искусственный формируется после вакцинации (активный) или после введения готовых антител (пассивный) | ||
Место действия | Местный | Иммунный ответ возникает в месте проникновения антигена (увеличение лейкоцитов в месте царапины) |
Общий | Защита обеспечивается всему организму при попадании антигена в кровь (активация разных видов лейкоцитов, выработка антител) | |
Выработка антител | Клеточный | Антитела не вырабатываются |
Гуморальный | Задействованы антитела | |
Вид антигена | Противоинфекционный | Антивирусный – активируется против вирусов |
Противобактериальный – направлен на уничтожение бактерий | ||
Противопротозойный – уничтожает простейшие | ||
Противогельминтный – борется с паразитическими червями и их токсинами | ||
Противогрибковый – уничтожает грибки | ||
Неинфекционный | Репродуктивный – возникает при конфликте «мать-плод», т.к. ребёнок содержит чужеродные гены от отца | |
Противоопухолевый – направлен на недоброкачественные и устаревшие клетки | ||
Антитоксический – возникает при отравлениях | ||
Трансплантационный – является ответом на пересаженные органы или переливание крови |
Что мы узнали?
Иммунитет необходим человеку как ответ на воздействие болезнетворных и чужеродных частиц. Иммунитет может быть врождённым и приобретённым. В зависимости от антигена активируются определённые лейкоциты, которые выделяют специфичные антитела. Обучение лейкоцитов происходит в тимусе. Чем выше иммунитет, тем активнее и успешнее реагируют иммунные клетки.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.7. Всего получено оценок: 365.
План-конспект урока
Дата Предмет «Биология»Класс 8 № урока 32
Тема урока: «Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела.»
Цель урока: ученики должны знать что такое иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела.
Обучающая: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизмах иммунитета, о видах иммунитета, об особенностях разных видов иммунитета, о возбудителях заболеваний, показать пользу прививок.
Развивающие – развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь, внимание и память, формировать приемы обобщение и анализа, выделения главного, способствовать развитию умения работать индивидуально и в сотрудничестве.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма на примерах научных биологических открытий; убеждать в практической необходимости знаний физиологических процессов; продолжать гигиеническое, валеологическое, физическое воспитание, доказывая опасность вредных привычек и убеждая в необходимости здорового образа жизни и пользе профилактических прививок.
Тип урока: комбинированный
Форма организации урока: словесный
Дидактическое обеспечение урока: презентация
Ход урока.
1. Организационный этап: Здравствуйте ребята! Садитесь! Отметим отсутствующих.
2. Этап проверки домашнего задания
1. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами (фагоцитоз).
2. Белые кровяные клетки (лейкоциты).
3. Жидкая часть крови (плазма).
4. Наследственное заболевание, выражающиеся в склонности к кровотечениям (гемофилия).
5. Сколько лейкоцитов содержится в 1 мм3 крови (6-8 тыс.).
6. Из чего состоит тромб? (из фибрина и застрявших клеток крови).
3. Этап актуализации субъективного опыта учащихся. Сообщение темы урока «Иммунитет. Органы иммунной системы: красный костный мозг, тимус, лимфатические узлы. Иммунная реакция. Антигены и антитела.»
4. Этап изучения нового материала.
Оказывается, организм имеет несколько преград для всего чужеродного, способного вызвать заболевание: первая преграда — это кожа и слизистые оболочки; вторая — иммунитет.
На каждом шагу людей подстерегают микробы. Чем объяснить, что не всегда при заражении микробами человек заболевает, а если и заболевает, то болезнь протекает не у всех одинаково? Заражение и заболевание — разные процессы. Человек может заразиться, то есть быть носителем самых разных микробов, и в том числе очень опасных, но не всегда заболеть. Для некоторых болезней на 8-10 случаев носителей инфекции встречается один случай заболевания. Особенно часто люди бывают носителями туберкулезной палочки. Организм активно борется с инфекцией, задерживает ее развитие, и человек не заболевает. Заражение переходит в заболевание только в том случае, если организм ослаблен, точнее — ослаблена его защитная система.
Что такое иммунитет
1) Способность организма (перешедшая по наследству или приобретенная в течение жизни) защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов, инородных тел и веществ.
2) Способность организма защищать свою целостность и биологическую индивидуальность.
Клеточный и гуморальный иммунитет
Клеточный иммунитет заключается в фагоцитозе, а гуморальный – в выработке антител.
Антигены – бактерии, вирусы и их токсины, а также переродившиеся клетки организма.
Антитела – молекулы белка, синтезируемые в ответ на присутствие чужеродного вещества – антигена. Каждое антитело распознает свой антиген.
Рассмотрим, какую роль играют лимфоциты в формировании иммунитета.
Т-лимфоциты обеспечивают клеточный иммунитет.
В-лимфоциты обеспечивают гуморальный иммунитет.
Виды иммунитета
Естественный врожденный иммунитет — это невосприимчивость ко многим болезням, данная человеку от рождения. Например, люди не болеют чумой животных.
Естественный приобретенный иммунитет вырабатывается в результате перенесенных болезней. Например, переболев коклюшем, корью, ветряной оспой, люди, как правило, не заболевают этими болезнями повторно.
Искусственный активный иммунитет вырабатывается в результате введения в организм убитых или сильно ослабленных возбудителей болезни в форме вакцины. При этом организм вырабатывает антитела против данной инфекции и после прививки (так называется данная операция) человек чаще всего не заболевает или болеет более легко. Подобные прививки делают от дифтерии, туберкулеза, полиомиелита и т. д.
Искусственный пассивный иммунитет — это введение готовых антител заболевшему человеку в форме лечебной сыворотки. Лечебную сыворотку получают из плазмы крови животных или человека, перенесших инфекционное заболевание. Такую лечебную сыворотку применяют, например, при тяжелой инфекционной болезни-дифтерии. Так как при использовании лечебных сывороток антитела не образуются в организме, а вводятся в него извне, то они сохраняются в крови очень недолго. Через некоторое время организм вновь становится восприимчивым к болезням.
В организме человека иммунитет вырабатывается не ко всем инфекционным болезням. Некоторыми из них можно болеть много раз в жизни, например, ангиной.
Иммунная система
Объединяет органы и ткани, обеспечивающие защиту организма от генетически чужеродных клеток и веществ, поступающих или образующихся в организме.
Защитный барьер
Протекая по лимфатическим сосудам, лимфа проходит и через лимфатические узлы, где фильтруется и очищается от патогенов и чужеродных частиц. В лимфоузлах макрофаги (одна из форм лейкоцитов) поглощают и переваривают остатки погибших клеток и патогенов. Другой вид лейкоцитов — лимфоциты — вырабатывает антитела для уничтожения патогенов. Миндалины (скопления лимфатической ткани в области зева) захватывают патогенов, попавших в рот. Лимфоциты и макрофаги — это часть иммунной системы, являющейся самой надежной защитой организма от инфекций.
Вечная война
Болезнетворные микроорганизмы — микробы (патогены) — постоянно стремятся проникнуть в тело человека. Фагоциты и лимфоциты уничтожают попавших в тело микробов. Фагоциты захватывают их и поглощают, а лимфоциты вырабатывают антитела -химические киллеры. Антитела связывают микробов, после чего фагоциты могут их захватить и поглотить. Лимфоциты «запоминают» микроб, с которым они сталкивались, и на повторное его вторжение реагируют еще быстрее.
Кровяные пластинки тромбоциты участвуют в свертывании крови и заживлении кровеносных сосудов. Они закрывают разрывы в поврежденных сосудах. Это не позволяет патогенам проникнуть в организм и защищает организм от потери крови.
5.Этап первичной проверки новых знаний.
Что такое иммунитет?
Что такое Антитела
Что такое Антигены
6.Этап информации о домашнем задании. Параграф 31ответить на вопрсы
7.Этап подведения итогов урока. Итог урока . У кого есть вопросы? Выставление оценок.
8.Этап рефлексии. Что вы узнали на уроке?
Понравился ли Вам урок?
Что именно понравилось, а что не понравилось?