Технологическая карта урока по биологии иммунитет

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Приветствует учащихся, организует рабочее место.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.

Развитие умения организовать рабочую среду. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать  благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие учителя. Просмотр  презентации. Формулируют предполагаемую тему урока. Какие цели на уроке будут решаться.

Личностные УУД 

Уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность, Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме .

Познавательные УУД. Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

Этап актуализации и пробного учебного действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

1.Проводит беседу о том, что такое инфекционные заболевания, кто из обучающихся болел и, сколько раз.

2.Формулирование проблемы:

Что такое защитные силы организма, какие клетки в этом участвуют.

Способы предупреждения инфекционных заболеваний.

3.Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией.

Прочитайте тему урока. Подумайте, что означает слово «иммунитет» где вы встречались с данным понятием? На какие вопросы вы бы хотели получить ответы и какие цели поставили на этот урок?

Я согласна с вами. Цель урока: узнать, понять и уметь применить знания об иммунитете для сохранения и укрепления здоровья.

Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. формулировать информационный запрос

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности

Этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

Организует деятельность учащихся:

1.Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий

– На протяжении всей истории существования человеческого общества его поражали многочисленные эпидемии, опустошая села, города. Но даже в самый разгар эпидемии еще до открытия прививок не все люди заболевали. Почему?

– Известно, что по отношению к одним заболеваниям человек может сохранять иммунитет на протяжении всей жизни, а другими болеет многократно. Как можно объяснить этот факт?

– Известно, что одни члены семьи могут болеть часто, а другие – редко, хотя и живут в одной квартире. Объясните причины таких различий.

Учитель подводит к мысли о важности знаний об иммунитете для предупреждения инфекционных заболеваний.

2.В учебнике изучите материал об истории формирования искусственного иммунитета, роли кожи и слизистых оболочек в защите организма. Рассмотрите схемы, иллюстрации в учебнике. Выпишите  определение понятия «Иммунитет» в тетрадь.

3.Объяснение нового материала с использованием презентации по теме «Иммунитет».

4.Организация выступления заранее подготовленного ученика по теме «Профилактика гриппа и туберкулеза»

«Вклад Э. Дженнера и Луи Пастера»

1.Называют известные им источники и методы поиска информации и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий

2. Работают с текстом, иллюстрациями , схемами в  учебнике.

Составляют таблицу.

3.Слушают и анализируют информацию, составляют схему, иллюстрируют ее примерами.

4. Слушают и анализируют информацию, задают интересующие вопросы.

Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение. Выполнение учебно-практической задачи. Работа по алгоритму

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы:

Проверка правильности заполнения таблицы.

Во время работы учащихся, по мере  необходимости, отвечает на вопросы учащихся.

Работают со схемой «Виды иммунитета», вносят необходимые корректировки.

Познавательные УУД.

Умение работать с информацией, смысловое чтение, умение анализировать, сравнивать. Умение работы с компьютером.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме при задавании вопросов.  

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Предлагает учащимся задания для самостоятельной работы:

1.    Что такое иммунитет?
2.    Что такое антитело?
3.    Какой иммунитет называют неспецифическим?
4.    Какой иммунитет называют специфическим?
5.    Какова роль Т-лимфоцитов в иммунитете?
6.    Какова роль В-лимфоцитов в иммунитете?
7.    Почему иммунитет, создаваемый путем введения вакцины, называется активным? 
8.    Почему труп умершего животного или человека разлагается через несколько часов, а в живом организме этого не происходит? (проблемный вопрос)
9.    Почему белок куриного яйца, съедаемый человеком, является ценным питательным веществом, а при введении куриного белка в кровь может наступить смерть? (проблемный вопрос)

Читайте также:  Могут ли появиться вши из за слабого иммунитета

Выполнение проверочной работы.

Базовый уровень:

Терминологический диктант:

Учитель зачитывает определение понятия, а обучающиеся записывают ответы.

1.Тканевая жидкость

2.Вакцина

3.Иммунитет

4.Сыворотка

5.Лимфа

6.Антитела

7.Кровь

8.Тромбоциты

9.Гемоглобин

10.Т-лимфоциты

Повышенный уровень:

Заполните таблицу:

Виды иммунитета

Способ приобретения

Продолжительность действия

При проверке учащимися тестовых заданий помогает выявить и  устранить недостатки

Выполняют  самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы диктанта. Выставляют оценку за выполненную работу  (в соответствии с критериями), затем  осуществляют взаимооценивание.

При выполнении заданий базового уровня переходят к заданиям повышенного уровня.

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение).

Этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Для коррекции полученных результатов в предыдущем этапе ребятам предлагаются задания базового и повышенного уровня сложности.

Выполняют предложенные задания. Осуществляют самопроверку и взаимопроверку ( по предложенным ключам)

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы  в паре (общение), владение устной и письменной речью

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задаёт домашнее задание учащимся, которые выполнили задание только базового уровня, и допустили серьёзные ошибки в заданиях повышенного уровня.

Параграф  «Иммунитет» , выучить термины по теме.

Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

Организует рефлексию:

1.Раздаёт учащимся лист самооценки для заполнения

2.  Обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует  оценку учащихся.

Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку.

Задают вопросы учителю.

Личностные УУД 

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки

Инструкция  УУД   «0»- не сформированы , «1» — недостаточно сформированы , «2»- сформированы достаточно

Источник

Технологическая карта урока

Предметные умения

— знать строение иммунной системы

— ;знать принцип работы иммунной системы

УУД

Личностные УУД

— обсуждать в рабочей группе информацию;

— слушать товарища и обосновывать свое мнение;

— выражать свои мысли и идеи;

— выстраивать собственное целостное мировоззрение;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

— оценивать собственный вклад в работу группы.

Регулятивные УУД

— самостоятельно определять цель учебной деятельности;

— искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

Познавательные УУД

— работать с учебником;

— находить отличия;

— составлять схемы-опоры;

— работать с информационными текстами;

— объяснять значения новых слов;

— сравнивать и выделять признаки;

— уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

— обсуждать в рабочей группе информацию;

— слушать товарища и обосновывать свое мнение;

— выражать свои мысли и идеи.

— индивидуальная,

— фронтальная,

— групповая.

Литература для учащихся: учебник, рабочая тетрадь.

Технические средства обучения: ПК, презентация, микролаборатория.

Дидактические задачи этапов урока

Организационный

(этап мотивации)

— Способность к формированию представления о строении и функциям иммунной системы.

— Подготовка учащихся к работе на уроке.

— Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

— Способность к формированию представления о иммунитете

— Способствовать обучению школьников умению выделять существенное и несущественное в понятиях.

Постановка учебной проблемы

— Уметь ставить цели для преодоления заданий.

Читайте также:  Поднимаем иммунитет при гриппе

Формулирование проблемы, планирование деятельности

— Развивать умения находить ответы на проблемные вопросы.

— Уметь планировать свою деятельность на уроке.

Открытие нового знания

— Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

— Подводить к самостоятельному выводу

Первичная проверка понимания

— Создание условий для выявлений причинно – следственных связей между особенностью строения легких и выполняемыми функциями.

Применение новых знаний

— Освоение способа действия с применением знаний в практической деятельности.

Рефлексия учебной деятельности

— Выяснение качества и уровня знаний и их коррекция.

Технология изучения

Коммуникативные УУД:

выполнят задания учителя

Учитель проверяет готовность к уроку, психологический настрой.

Ученики встали, поприветствовали учителя, проверили наличие всего необходимого к уроку

Мотивация к изучению материала

Коммуникативные УУД: — воспринимать информацию на слух.

Предметные УУД:

— формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов

Регулятивные УУД:

— продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Метапредметные УУД:

познавательные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока:

Здравствуйте. Я рада вас видеть, и надеюсь, что это взаимно,

что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем..

Мы продолжаем знакомиться с тайнами человеческого организма.

Посмотрите на экран. (Человек, больной гриппом)

Что произошло с этим человеком?

В чем причина его состояния? – заражение вирусом.

Как его можно помочь?- (использовать народную медицину, начать прием антибиотиков)

А кто из вас знает, почему лекарства так назвали — антибиотики? – даем перевод: «Против живого».

А является ли вирус живым в полном смысле этого слова? – нет. Он проявляет свойства живого только в клетке хозяина.

Получается, что антибиотики больному гриппом не помогут?

Как же тогда человек сможет выздороветь? – выработается иммунитет.

А кто из вас может сказать, что такое иммунитет? Как он работает? Как можно укрепить иммунитет?

Что необходимо изучить на сегодняшнем уроке?

Формулируем тему урока.

Как мы будем это делать?

Вспомним, что нам уже известно.

Найдем информацию в учебнике.

Найдем информацию в сети Интернет.

Будем слушать объяснения учителя.

Слушают. Выполняют задания учителя, наблюдают, строят предположения, высказывают мнения, предлагают версии.

Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)

Актуализация опорных знаний и умений

Постановка учебной проблемы

Метапредметные УУД:

регулятивные:

— самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

— интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные:

-учиться обосновывать свое мнение;

— выражать свои мысли и идеи.

познавательные:

работать с учебником;

— находить отличия;

— составлять схемы-опоры;

— объяснять значения новых слов;

— сравнивать и выделять признаки.

Дом стоит крепко, если у него прочный фундамент.

Заложим фундамент.

Посмотрите на задание 1 в тетради. Вам необходимо заполнить пропущенные строчки.

Проверим . если все правильно – ставим себе 2 балла. Если есть 1 ошибка – 1 балл, если ошибок больше – нам еще необходимо поработать.

Какой из пунктов вызывает у вас вопросы?

Как защищают лейкоциты , что называют чужеродным объектом.

Вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения.

Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум).

Открытие новых знаний.

Первичная проверка понимания знаний

Применение новых знаний

Рефлексия учебной деятельности

Домашнее задание

Метапредметные УУД:

регулятивные:

— самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

— участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные:

-учиться обосновывать свое мнение;

— выражать свои мысли и идеи.

познавательные:

работать с учебником;

— находить отличия;

— объяснять значения новых слов;

— сравнивать и выделять признаки.

Как5 любая система органом, иммунная так же состоит из органов. Найдите в тексте учебника, какие органы входят в состав иммунной системы, и выпишите их в тетрадь.

Читайте также:  Дипломатический иммунитет и привилегии в россии

Какую работу они выполняют в нашем организме?

Чтобы разобраться в том, как работает иммунитет, составим схему.

Иммунитет

Врожденный приобретенный

Естественный искусственный

Активный пассивный

Учитель коротко характеризует каждый вид иммунитета. Заслушивают доклады учащихся « Дж. Дженер» «Луи Пастер».

Высказывают предположения; что такое вакцина, как формируется иммунитет после введения вакцины.

Учитель приводит исторические примеры борьбы человека с опасными инфекционными заболеваниями: бешенством, чумой, полиомиелитом, холерой и т.д.

Физкультминутка.

Учащимся предлагается закрыть глаза, представить, что нос стал как у Буратино  и, обмакнув нос в чернильницу написать, например слово «параллелограмм», «миллиметр».

Проблемная ситуация. Вакцина вводится только здоровым людям. Как защитить человека, если он уже заражен, или болезнь уже развивается?

— Ввести защитные клетки (антитела)

Учитель совместно с учащимися формирует понятие «сыворотка», проговаривает отличия сыворотки от вакцины.

Просмотр фильма «Опыты И.И. Мечникова»

https://yandex.ru/video/search?text=работа%20И.И%20мечникова.&reqid=1511621599294379-993160550418855697887926-sas1-5643-V

Обсуждение просмотренного фильма.

В чем суть опыта, поставленного Мечниковым? Какие клетки принимают участие в иммунном ответе? Каково значение открытия И.И. Мечникова?

Молодцы, у нас все получилось!

Давайте подведем итоги нашей работы.

Подведение итогов урока, проговаривание их вместе с учителем.

А теперь давайте проверим, как хорошо мы во всем разобрались.

Найдите в карте задание №2. Вставьте попущение и подходящие по смыслу слова из списка после текста.

Иммунитет – это способность организма защищаться от ……………….. болезней.

Главный орган иммунной системы ……………… . В лимфатических узлах формируются ………………. . Их задача выработка ……………….. .

Селезенка антитело лейкоцит врожденных артерия инфекционных

Проверьте себя. Если вы не допустили ни одной ошибки – 3 балла, 1 ошибка — 2 балла, 2 ошибки – 1 балл.

Задание 3.

Ответьте на вопросы.

  1. Клетки, «пожиратели» микробов, способные к амебоидному движению

    Чужеродный объект, проникший в организм человека. Препарат, использующийся для предупреждения инфекционных заболеваний, название образовано от перевода слова «КОРОВА» на латинский язык Готовые антитела, вводимые в самом начале заболевания Обменяйтесь со своим соседом и проверьте друг друга.

    Если вы не допустили ни одной ошибки – 3 балла, 1 ошибка — 2 балла, 2 ошибки – 1 балл.

    Подсчитай сумму и вы узнаете какую оценку заработали на уроке.

    Ответьте на вопросы.

    …………………………………….

    Параграф ….Вопросы после параграфа.

    Нарисовать или вылепить из пластилина модель строения альвеолы.

Воспринимают информацию учителя, фиксируют в тетрадях записи, делают пометки на полях, ищут и отбирают источники необходимой информации, систематизирую информацию.

Приложение:

Рефлексия

Работа с кроссвордом.Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.

1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения? 2.Ученый открывший клетку. 3. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов? 4.Защищает клетку от влияния окружающей среды. 5. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли. 6. Полужидкое содержимое клетки.

Лабораторная работа по теме: «Изготовление препарата клеток кожицы чешу лука»

1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.

3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.

4 – Покройте кожицу покровным стеклом.

5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.

6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.

7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа

Карточка 1.

Выбери правильный ответ

1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт; г) лизосома

2. Клеточная стенка имеется у клетки:

а) растительной; б) бактериальной; в) животной

3. Органоид, который содержит клеточный сок:

а) вакуоль; б) хлоропласт; в) ядро;

Карточка 2.

Выбери правильный ответ

1.Клеточная оболочка не характерна для:

а) растений, б) животных, в) грибов.

2.Растительная клетка отличается от животной наличием:

а) рибосом, б) хлоропластов, в) митохондрий.

3. Как называется среда клетки, внутри которой происходят обменные процессы:

а) ядро; б) цитоплазма; в) вода;

Источник