Теория иммунитета и сравнительная патология

Теория иммунитета и сравнительная патология thumbnail

Оглавление темы «Этапы развития иммунологии. Теории иммунитета.»:

1. Этапы развития иммунологии. Иммунитет. Иммунология. Определение иммунологии. Что такое иммунитет?

2. Эвристический период развития иммунологии. Вариоляция. Эдвард Дженнер. Вакцинация.

3. Становление научного изучения иммунитета. Э. Беринг. Ш. Китазато. Открытие комплекса Аг-АТ. Открытие комплемента.

4. Теории иммунитета. Разработка теорий иммунитета. Фагоцитарная теория иммунитета. И.И. Мечников.

5. Гуморальная теория иммунитета. Г.Н. Габричевский. Пауль Баумгартен. Элмроз Райт. Теория естественного отбора. Н.К. Йерне

6. Иммунная толерантность и клонально-селекционная теория иммунитета. Питер Медавар. М. Хашек. Бернет

7. Анафилаксия. Мажанди. Ш. Рише. Сенсибилизация. Определение анафилаксии. Артюс. Феномен местной анафилаксии ( феномен Артюса ). Метод десенсибилизации ( метод Безредко )

8. Аллергия. Аллергические реакции. Кох. Фон Пирке. Артюс. Прауснитц. X. Кюстнер. Реакция Прауснитца-Кюстнера.

9. Задачи современной иммунологии. Частная иммунология. Вакцинология. Трансплантационная иммунология. Иммуноонкология. Иммунопатология. Аллергология.

10. Виды невосприимчивости ( иммунитета ) к возбудителям инфекционных заболеваний. Местный иммунитет. Общий иммунитет.

Теории иммунитета. Разработка теорий иммунитета. Фагоцитарная теория иммунитета. И.И. Мечников.

Выявление роли патогенных микроорганизмов в развитии инфекционных болезней, возможность искусственного создания невосприимчивости подтолкнули к изучению факторов защиты организма от инфекционных агентов.

Пастер предложил теорию исчерпанной силы; согласно этой теории «невосприимчивость» представляет состояние, при котором организм человека (как питательная среда) не поддерживает развитие микробов.

Однако автор быстро понял, что его теория не может объяснить ряд наблюдений. В частности, Пастер показал, что если заразить курицу сибирской язвой и держать её ноги в холодной воде, то у неё развивается заболевание (в обычных условиях куры невосприимчивы к сибирской язве). Развитие феномена обусловливало снижение температуры тела на 1-2 °С, то есть ни о каком исчерпывании питательной среды в организме речь идти не могла.

Теории иммунитета. Разработка теорий иммунитета. Фагоцитарная теория иммунитета. И.И. Мечников

Фагоцитарная теория иммунитета. И.И. Мечников

В 1883 г. появилась теория иммунитета, опирающаяся на эволюционное учение Чарлза Дарвина и основанная на изучении пищеварения у животных, располагающихся на разных ступенях биологического развития. Автор новой теории, И.И. Мечников, обнаружил сходство внутриклеточного переваривания веществ у амёб, клеток энтодермы кишечнополостных и некоторых клеток мезенхимного происхождения (моноцитов крови, тканевых макрофагов). Мечников ввёл термин «фагоциты» ]от греч. phages, поедать, + kytos, клетка], а позднее предложил разделять их на микрофаги и макрофаги. Такому разделению способствовали и достижения П. Эрлиха, дифференцировавшего посредством окраски несколько типов лейкоцитов. В классических работах по сравнительной патологии воспаления И.И. Мечников доказал роль фагоцитирующих клеток в элиминации патогенов. В 1901 г. в Париже вышел его монументальный итоговый труд «Невосприимчивость в инфекционных болезнях».

Значительный вклад в распространение фагоцитарной теории внесли работы Э. Ру и учеников И.И. Мечникова (A.M. Безрёдка, И.Г. Савченко, Л.А. Тарасёвич, Ф.Я. Чистович, В.И. Исаев).

— Также рекомендуем «Гуморальная теория иммунитета. Г.Н. Габричевский. Пауль Баумгартен. Элмроз Райт. Теория естественного отбора. Н.К. Йерне»

Источник

4.13 Ôèçèîëîãèÿ, ìåäèöèíà

4.13.091 Ôàãîöèòàðíàÿ òåîðèÿ èììóíèòåòà Ìå÷íèêîâà

Çîîëîã, ýìáðèîëîã, ôèçèîëîã, áàêòåðèîëîã, èììóíîëîã, ïàòîëîã; ëåêòîð, ïðîïàãàíäèñò; ñîçäàòåëü ïåðâîé ðóññêîé øêîëû ìèêðîáèîëîãîâ, èììóíîëîãîâ è ïàòîëîãîâ; ïðîôåññîð Íîâîðîññèéñêîãî óíèâåðñèòåòà; ïî÷åòíûé äîêòîð Êåìáðèäæñêîãî óíèâåðñèòåòà; ïî÷åòíûé ÷ëåí Ïåòåðáóðãñêîé ÀÍ, ÷ëåí Ôðàíöóçñêîé àêàäåìèè ìåäèöèíû, Øâåäñêîãî ìåäèöèíñêîãî îáùåñòâà è äðóãèõ çàðóáåæíûõ ÀÍ, íàó÷íûõ îáùåñòâ è èíñòèòóòîâ; îðãàíèçàòîð è ðóêîâîäèòåëü ïåðâîé â Ðîññèè Îäåññêîé áàêòåðèîëîãè÷åñêîé ñòàíöèè äëÿ áîðüáû ñ èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè; ñîçäàòåëü è çàâåäóþùèé ëàáîðàòîðèåé â Ïàñòåðîâñêîì èíñòèòóòå (Ïàðèæ), çàìåñòèòåëü äèðåêòîðà ýòîãî èíñòèòóòà; ëàóðåàò ïðåìèè Ê. Áýðà (âìåñòå ñ À.Î. Êîâàëåâñêèì), Íîáåëåâñêîé ïðåìèè ïî ôèçèîëîãèè è ìåäèöèíå (ñîâìåñòíî ñ Ï. Ýðëèõîì); îáëàäàòåëü ìåäàëè Êîïëè Ëîíäîíñêîãî êîðîëåâñêîãî îáùåñòâà è äðóãèõ íàãðàä è çíàêîâ îòëè÷èÿ — Èëüÿ Èëüè÷ Ìå÷íèêîâ (1845—1916) ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç îñíîâîïîëîæíèêîâ ýâîëþöèîííîé ýìáðèîëîãèè, òâîðöîì ñðàâíèòåëüíîé ïàòîëîãèè âîñïàëåíèÿ, ïåðâîîòêðûâàòåëåì ôàãîöèòîçà è âíóòðèêëåòî÷íîãî ïèùåâàðåíèÿ, ðîäîíà÷àëüíèêîì íàó÷íîé ãåðîíòîëîãèè.

Âûäàþùèìñÿ äîñòèæåíèåì áèîëîãà ñòàëà åãî ôàãîöèòàðíàÿ òåîðèÿ èììóíèòåòà.

Óáåæäåííûé è íå ðàç íàó÷åííûé ãîðüêèì îïûòîì, ÷òî «â Ðîññèè íà êàôåäðàõ õîðîøèå ÷èíîâíèêè ïðåäïî÷òèòåëüíåå ñàìûõ âûäàþùèõñÿ ó÷åíûõ», È.È. Ìå÷íèêîâ ñâîåé íàó÷íî-ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòüþ çàíèìàëñÿ áîëüøåé ÷àñòüþ çà ïðåäåëàìè íàøåé ñòðàíû â äîáðîâîëüíîì èçãíàíèè â Èòàëèè, Ãåðìàíèè, Ôðàíöèè.

Òåì íå ìåíåå âñå ñâîè òðóäû Èëüÿ Èëüè÷ ïîñâÿòèë Ðîññèè, ïå÷àòàë èõ íà ðóññêîì ÿçûêå â ðîññèéñêèõ èçäàíèÿõ, ïîääåðæèâàë ïîñòîÿííóþ ñâÿçü ñ ðóññêèìè ó÷åíûìè, îñíîâàë ïåðâóþ ðóññêóþ íàó÷íóþ øêîëó ìèêðîáèîëîãîâ, èììóíîëîãîâ è ïàòîëîãîâ, èç ñòåí êîòîðîé âûøëî íåìàëî âûäàþùèõñÿ èññëåäîâàòåëåé.

Ìíîãîãðàííàÿ äåÿòåëüíîñòü ó÷åíîãî çàòðàãèâàëà ñàìûå ðàçíûå îáëàñòè áèîëîãèè è ìåäèöèíû, íî íàèáîëåå âïå÷àòëÿþùèõ íàó÷íûõ ðåçóëüòàòîâ Ìå÷íèêîâ äîáèëñÿ â ýìáðèîëîãèè è ãåðîíòîëîãèè, à òàêæå â èììóíîëîãèè è ïðèìûêàþùåé ê íåé ïàòîëîãèè. Âêðàòöå ñêàæåì î ïåðâûõ äâóõ è ïîäðîáíåå îñòàíîâèìñÿ íà òðóäàõ áèîëîãà ïî èììóíèòåòó.

Çà èññëåäîâàíèÿ ïî ýìáðèîëîãèè áåñïîçâîíî÷íûõ (ãîëîâîíîãèõ ìîëëþñêîâ, íàñåêîìûõ, ðåñíè÷íûõ ÷åðâåé — ïëàíàðèé) ïîä÷èíåííûå ñâåðõçàäà÷å — äîêàçàòåëüñòâó ýâîëþöèè, Ìå÷íèêîâ âìåñòå ñ çîîëîãîì À.Î. Êîâàëåâñêèì ïîëó÷èë ïðåñòèæíóþ ïðåìèþ Ê. Áýðà.

Ó÷åíûå óñòàíîâèëè åäèíñòâî ðàçâèòèÿ ïîçâîíî÷íûõ è áåñïîçâîíî÷íûõ æèâîòíûõ è çàëîæèëè îñíîâû íîâîé îòðàñëè áèîëîãèè — ýâîëþöèîííîé ýìáðèîëîãèè.

Ìå÷íèêîâ âûäâèíóë òàêæå òåîðèþ «ïàðåíõèìåëëû» (ôàãîöèòåëëû) — âûìåðøåãî ïðåäêà ìíîãîêëåòî÷íûõ æèâîòíûõ, ñûãðàâøóþ áîëüøóþ ðîëü â ðàçâèòèè ýâîëþöèîííîãî ó÷åíèÿ.

Âûÿñíÿÿ âîïðîñû ñòàðåíèÿ ÷åëîâåêà, Ìå÷íèêîâ óñòàíîâèë íåñêîëüêî ïðè÷èí, âëèÿþùèõ íà ïðåæäåâðåìåííóþ ñòàðîñòü è ñìåðòü. Ïðåæäå âñåãî — ýòî ñàìîîòðàâëåíèå îðãàíèçìà ìèêðîáíûìè è ïðî÷èìè ÿäàìè. Äëÿ îçäîðîâëåíèÿ êèøå÷íîé ôëîðû áèîëîã ïðåäëîæèë öåëûé ðÿä ïðîâåðåííûõ, â ò.÷. è íà ñåáå, ìåð: ñòåðèëèçàöèþ ïèùè, êèñëîìîëî÷íûå ïðîäóêòû (áîëãàðñêèé éîãóðò — ïðîñòîêâàøà, çàêâàøåííàÿ ñ ïîìîùüþ áîëãàðñêîé ïàëî÷êè, êàâêàçñêèé êåôèð), æèâóþ êóëüòóðó ìèêðîîðãàíèçìî⠗ ïðîáèîòèêè, îãðàíè÷åíèå ïîòðåáëåíèÿ ìÿñà è ò.ï.

Ìå÷íèêîâ ïîëàãàë, ÷òî æèçíü ÷åëîâåêà äîëæíà áûòü äîëãîé è ñ÷àñòëèâîé è çàâåðøàòüñÿ «ñïîêîéíîé åñòåñòâåííîé ñìåðòüþ». Äëÿ ýòîãî íóæíî îäíî óìåíèå — «æèòü ïðàâèëüíî». Ýòî ñîñòîÿíèå ó÷åíûé íàðåê îðòîáèîçîì. («Ýòþäû î ïðèðîäå ÷åëîâåêà», 1903; «Ýòþäû îïòèìèçìà», 1907).

Äëÿ áîëüøèíñòâà ëþäåé ýòî ó÷åíèå ñêîðåå óòîïèÿ, íî äëÿ åãî ïðèâåðæåíöå⠗ ïàíàöåÿ îò ìíîãèõ áîëåçíåé è äîñðî÷íîãî óâÿäàíèÿ.

Ïóòü Ìå÷íèêîâà ê ôàãîöèòàðíîé òåîðèè èììóíèòåòà áûë äîëãèé è òðóäíûé. Ê òîìó æå îí ñîïðîâîæäàëñÿ íåïðåðûâíûìè âîéíàìè ñ ïðîòèâíèêàìè ýòîãî ïîäõîäà.

Íà÷àëñÿ îí â Ìåññèíå (Èòàëèÿ), ãäå ó÷åíûé íàáëþäàë çà ëè÷èíêàìè ìîðñêîé çâåçäû è ìîðñêèìè áëîõàìè. Ïàòîëîã çàìåòèë, êàê áëóæäàþùèå êëåòêè (íàçâàííûå èì ôàãîöèòàìè — ïîæèðàòåëÿìè êëåòîê) ýòèõ ñîçäàíèé îêðóæàþò è ïîãëîùàþò ÷óæåðîäíûå òåëà, à çàîäíî ðåçîðáèðóþò (ðàññàñûâàþò) è óíè÷òîæàþò äðóãèå òêàíè, íå íóæíûå áîëåå îðãàíèçìó.

Ê èäåå ôàãîöèòîâ Ìå÷íèêîâ ïðèøåë ðàíåå ïðè èçó÷åíèè âíóòðèêëåòî÷íîãî ïèùåâàðåíèÿ â ïîäâèæíûõ êëåòêàõ ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè áåñïîçâîíî÷íûõ (àìåá, ãóáîê, è äð.), êîãäà êëåòêè çàõâàòûâàþò òâåðäûå ïèùåâûå ÷àñòèöû, è ïîñòåïåííî èõ ïåðåâàðèâàþò. Ó âûñøèõ æèâîòíûõ òèïè÷íûìè ôàãîöèòàìè ÿâëÿþòñÿ áåëûå êëåòêè êðîâè — ëåéêîöèòû.

 ýòîé áîðüáå ìåæäó ôàãîöèòàìè îðãàíèçìà è ïîñòóïèâøèìè èçâíå ìèêðîáàìè è â ñîïðîâîæäàþùåì ýòó áîðüáó âîñïàëåíèåì Ìå÷íèêîâ óñìîòðåë ñóòü ëþáîé áîëåçíè, åå ôèëîñîôèþ, åñëè óãîäíî.

Ýêñïåðèìåíòû áèîëîãà áûëè ãåíèàëüíûìè â ñâîåé ïðîñòîòå. Èñêóññòâåííî ââîäÿ â òåëî ëè÷èíêè èíîðîäíûå òåëà (íàïðèìåð, øèï ðîçû), ó÷åíûé äåìîíñòðèðîâàë èõ çàõâàò, èçîëÿöèþ èëè óíè÷òîæåíèå ôàãîöèòàìè. Äîñòàòî÷íî ïðîçðà÷íûå (êàê ìîðñêàÿ çâåçäà) äîâîäû ðóññêîãî ó÷åíîãî õîòü è âçáóäîðàæèëè íàó÷íóþ îáùåñòâåííîñòü, íî è íàñòðîèëè åå ïðîòèâ äàííîé òðàêòîâêè çàáîëåâàíèÿ îðãàíèçìà.

Читайте также:  Как применять эхинацею для поднятия иммунитета

Äåëî â òîì, ÷òî ìíîãèå áèîëîãè (îñîáåííî íåìåöêèå — Ð. Êîõ, Ã. Áóõíåð, Ý. Áåðèíã, Ð. Ïôåéôåð) áûëè ïîáîðíèêàìè âîçíèêøåé â òî æå âðåìÿ ò.í. ãóìîðàëüíîé òåîðèè èììóíèòåòà, ñîãëàñíî êîòîðîé ÷óæåðîäíûå òåëà óíè÷òîæàþòñÿ íå ëåéêîöèòàìè, à äðóãèìè âåùåñòâàìè êðîâè — àíòèòåëàìè è àíòèòîêñèíàìè. Êàê îêàçàëîñü, ýòîò ïîäõîä ïðàâîìåðåí è ñîãëàñóåòñÿ ñ ôàãîöèòàðíîé òåîðèåé.

Èññëåäóÿ ôàãîöèòû äåñÿòêè ëåò, Ìå÷íèêîâ çàîäíî èçó÷àë õîëåðó, òèô, ñèôèëèñ, ÷óìó, òóáåðêóëåç, ñòîëáíÿê, äðóãèå çàðàçíûå çàáîëåâàíèÿ è èõ âîçáóäèòåëåé. Èìåííî èçó÷åíèå èììóíèòåòà ïðè èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ ÷åëîâåêà è æèâîòíûõ — îò ïðîñòåéøèõ äî âûñøèõ ïîçâîíî÷íûõ, ñ ïîçèöèé êëåòî÷íîé ôèçèîëîãèè, ñïåöèàëèñòû îòíåñëè ê ãëàâíîé çàñëóãå ðóññêîãî ó÷åíîãî.

Òåì áîëåå ÷òî ðåçóëüòàòû åãî èññëåäîâàíèé ñòàëè ôóíäàìåíòîì íîâîé îòðàñëè áèîëîãèè è ìåäèöèíû — ñðàâíèòåëüíîé ïàòîëîãèè, à ðåøåííûå øêîëîé Ìå÷íèêîâà âîïðîñû áàêòåðèîëîãèè è ýïèäåìèîëîãèè ñòàëè îñíîâîé ñîâðåìåííûõ ìåòîäîâ áîðüáû ñ èíôåêöèîííûìè çàáîëåâàíèÿìè.

Ïåðâûé äîêëàä èç ñåðèè ìíîãî÷èñëåííûõ ðàáîò, ïîñâÿùåííûõ ôàãîöèòàðíîé (öåëëþëÿðíîé) òåîðèè — «Î öåëåáíûõ ñèëàõ îðãàíèçìà» Ìå÷íèêîâ ñäåëàë íà 7-ì ñúåçäå ðóññêèõ åñòåñòâîèñïûòàòåëåé è âðà÷åé â Îäåññå â 1883 ã.

 ñâîèõ «Ëåêöèÿõ ïî ñðàâíèòåëüíîé ïàòîëîãèè âîñïàëåíèÿ» (1892) áèîëîã îáîñíîâàë ïðåäñòàâëåíèå î ïàòîëîãè÷åñêèõ ïðîöåññàõ, êàê î ðåàêöèÿõ îðãàíèçìà, åãî «íîðìå».

Èòîãîì ìíîãîëåòíèõ èññëåäîâàíèé èììóíèòåòà ñòàë êëàññè÷åñêèé òðóä Ìå÷íèêîâà «Íåâîñïðèèì÷èâîñòü â èíôåêöèîííûõ çàáîëåâàíèÿõ» (1901).  íåøóòî÷íîé áîðüáå èäåé ó÷åíîìó óäàëîñü îòñòîÿòü ñâîþ òåîðèþ.

«Áèîëîãèÿ è ìåäèöèíà îáÿçàíû È.È. Ìå÷íèêîâó… ñóùåñòâåííûìè øèðîêèìè îáîáùåíèÿìè, ïîëîæèâøèìè íà÷àëî ðÿäó íàèáîëåå ïðîãðåññèâíûõ íàïðàâëåíèé ñîâðåìåííîé áèîëîãèè è ìåäèöèíû» (https://nplit.ru/). À ìû âñå — ïîòðåáèòåëè íàó÷íûõ äîñòèæåíèé ðóññêîãî ó÷åíîãî — åùå è åãî ðàçäóìüÿìè î æèçíè, ñìåðòè, ôèçè÷åñêîì è íðàâñòâåííîì çäîðîâüå ÷åëîâåêà. «Ðåøåíèå çàäà÷è ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè äîëæíî íåèçáåæíî ïîâåñòè ê áîëåå òî÷íîìó îïðåäåëåíèþ îñíîâ íðàâñòâåííîñòè. Ïîñëåäíÿÿ äîëæíà èìåòü öåëüþ íå íåïîñðåäñòâåííîå óäîâîëüñòâèå, à çàâåðøåíèå íîðìàëüíîãî öèêëà ñóùåñòâîâàíèÿ».

P.S.  1908 ã. È.È. Ìå÷íèêîâó áûëà âðó÷åíà Íîáåëåâñêàÿ ïðåìèÿ ïî ôèçèîëîãèè è ìåäèöèíå «çà òðóäû ïî èììóíèòåòó».  ïðèâåòñòâåííîé ðå÷è ãîâîðèëîñü î òîì, ÷òî «Ìå÷íèêîâ ïîëîæèë íà÷àëî ñîâðåìåííûì èññëåäîâàíèÿì ïî… èììóíîëîãèè è îêàçàë ãëóáîêîå âëèÿíèå íà âåñü õîä åå ðàçâèòèÿ».

Ïîñêîëüêó ê òîìó âðåìåíè ó÷åíûé óæå áîëåå 20 ëåò æèë âî Ôðàíöèè è ðàáîòàë â Ïàñòåðîâñêîì èíñòèòóòå, Íîáåëåâñêèé êîìèòåò ñäåëàë îôèöèàëüíûé çàïðîñ — ÿâëÿåòñÿ ëè áóäóùèé íîáåëèàò ðóññêèì èëè ôðàíöóçîì. «Èëüÿ Èëüè÷ ñ ãîðäîñòüþ îòâåòèë, ÷òî îí âñåãäà áûë è ïðîäîëæàåò áûòü ðóññêèì» (Ä.Ô. Îñòðÿíèí).

Источник

Процесс становления и развития науки об иммунитете сопровождался созданием разного рода теорий, которые заложили основу науки. Теоретические учения выступали в качестве объяснений сложных механизмов и процессов внутренней среды человека. Рассмотреть основные концепции иммунной системы, а также ознакомиться с их основоположниками поможет представленная публикация.

Что такое теория иммунитета?

Теория иммунитета — представляет собой учение, обобщенное экспериментальными исследованиями, в основе которого лежали принципы и механизмы действия иммунной защиты в организме человека.

Теория иммунитета и сравнительная патология

Основные теории иммунитета

Теории иммунитета создали и развили на протяжении долгого периода времени И.И. Мечников и П. Эрлих. Основоположники концепций заложили основу развития науки об иммунитете — иммунологии. Рассмотреть принципы развития науки и особенности помогут основные теоретические учения.

Основные теории иммунитета:

  • Основополагающей концепцией в процессе развития иммунологии выступила теория российского ученого Мечникова И.И. В 1883 году представитель российского научного сообщества предложил концепцию согласно которой во внутренней среде человека присутствуют подвижные клеточные элементы. Они способны заглатывать всем телом и переваривать чужеродные микроорганизмы. Клетки получили название — макрофаги и нейтрофилы.
  • Родоначальником теории иммунитета, которая была разработана параллельно с теоретическим учением Мечникова стала концепция немецкого ученого П. Эрлиха. Согласно учению П. Эрлиха, было установлено, что в крови зараженных бактериями животных, появляются микроэлементы, уничтожающие инородные частицы. Белковые вещества получили название — антитела. Характерной особенностью антител является их направленность на сопротивление конкретному микробу.
  • Учение М. Ф. Бернета. В основе его теории лежало предположение, что иммунитет представляет собой реакцию антител, направленную на распознание и разделение своих и опасных микроэлементов. Выступает в качестве создателя клонально — селекционной теории иммунной защиты. В соответствии с представленной концепцией один клон лимфоцитов реагирует на один определенный микроэлемент. Обозначенная теория иммунитета была доказана и в результате было выявлено, что иммунная реакция действует в отношении любых чужеродных организмов (трансплантат, опухоль).
  • Инструктивная теория иммунитета датой создания считается 1930 год. Основоположниками выступили Ф. Брейнль и Ф. Гауровиц. Согласно концепции ученых, антиген является местом для соединения антител. Антиген также является ключевым элементом иммунного ответа.
  • Теория иммунитет была разработана также М. Гейдельбергом и Л. Полингом. Согласно представленному учению образуются соединения из антител и антигенов в виде решетки. Создание решетки будет возможно только при наличии в молекуле антитела три детерминанта для молекулы антигена.
  • Концепция иммунитета на основе которой была разработана теория естественного отбора Н. Ерне. Основоположник теоретического учения предположил, что в организме человека присутствует молекулы комплиментарные чужеродным микроорганизмам, которые попадают во внутреннюю среду человека. Антиген не осуществляет соединение и не изменяет существующие молекулы. Он контактирует с соответствующим ему антителом в крови или клетке и объединяется с ним.

Представленные теории иммунитета заложили основу иммунологии и позволили ученым выработать исторически сложившиеся взгляды относительно функционирования иммунной системы человека.

Клеточная

Основоположником клеточной (фагоцитарной) теории иммунитета выступает российский ученый И. Мечников. Изучая морских беспозвоночных ученый установил, что некоторые клеточные элементы поглощают чужеродные частицы, проникающие во внутреннюю среду. Заслуга Мечникова заключается в проведении аналогии между наблюдаемым процессом с участием беспозвоночных и процессом поглощения белыми клеточными элементами крови позвоночных субъектов. В результате исследователь выдвинул мнение согласно которому процесс поглощения выступает в качестве защитной реакции организма, сопровождающейся воспалением. В результате проведенного эксперимента была выдвинута теория клеточного иммунитета.

Клетки, осуществляющие защитные функции в организме, получили название фагоциты.

Отличительные особенности фагоцитов:

  • Осуществление защитных функций и вывод токсичных веществ из организма;
  • Представление антигенов на мембране клетки;
  • Выделение химического вещества из других биологических веществ.

Механизм действия клеточного иммунитета:

  • В клеточных элементах происходит процесс прикрепления молекул фагоцитов к бактериям и вирусным частицам. Представленный процесс способствует ликвидации чужеродных элементов;
  • Эндоцитоз оказывает влияние на создание фагоцитарной вакуоли — фагосомы. Гранулы макрофагов и азурофильные и специфические гранулы нейтрофила перемещаются к фагосоме, и объединяются с ней, выделяя свое содержимое в ткань фагосомы;
  • В процессе поглощения усиливаются генерирующие механизмы — специфический гликолиз и окислительное фосфорилирование в макрофагах.

Теория иммунитета и сравнительная патология

Гуморальная

Родоначальником гуморальной теории иммунитета выступил немецкий исследователь П. Эрлих. Ученый утверждал, что уничтожение чужеродных элементов из внутренней среды человека является возможным только с помощью защитных механизмов крови. Полученные выводы были представлены в единой теории гуморального иммунитета.

По мнению автора в основе гуморального иммунитета лежит принцип уничтожения чужеродных элементов через жидкости внутренней среды (через кровь). Вещества, которые осуществляют процесс ликвидации вирусов и бактерий, подразделяют на две группы — специфические и неспецифические.

Неспецифические факторы иммунной системы представляют собой полученную по наследству устойчивость человеческого организма к заболеваниям. Неспецифические антитела универсальны и оказывают воздействие на все группы опасных микроорганизмов.

Читайте также:  Как восстановить иммунитет постоянно болею

Специфические факторы иммунной системы (белковые элементы). Они создаются В — лимфоцитами, которые образуют антитела, распознающие и уничтожающие инородные частицы. Особенностью процесса является формирование иммунной памяти, которая препятствует вторжению вирусов и бактерий в будущем.

Получить более подробную информацию по данному вопросу можно по ссылке

Заслуга исследователя заключается в установлении факта передачи антител по наследству с молоком матери. В результате формируется пассивная иммунная система. Продолжительность ее действия составляет полгода. После иммунная система ребенка начинает самостоятельно функционировать и вырабатывать собственные клеточные элементы защиты.

Ознакомиться с факторами и механизмами действия гуморального иммунитета можно тут

Теория иммунитета и сравнительная патология

Автор сайта Centr-Zdorovja.ComАвтор материала — Самолетова Даная Яковлевна, эндокринолог и терапевт, кандидат медицинских наук. Имеет более 10 лет опыта работы с пациентами. Узнайте здесь, как попасть к ней на прием (город Уфа, РФ) или получить консультацию через Интернет. Не принимайте сильнодействующие лекарства по своей инициативе. Это опасно! Не пытайтесь заменить лечение, назначенное врачом, приемом БАДов.

Источник

Ôàãîöèòàðíàÿ òåîðèÿ èììóíèòåòà È. Ìå÷íèêîâà. Ìåõàíèçìû îáðàçîâàíèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèòåë èíñòðóêòèâíûì äåéñòâèåì àíòèãåíîâ. Âîçìîæíîñòü îáðàçîâàíèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ èììóíîãëîáóëèíîâ. Ôîðìèðîâàíèå èììóíîëîãè÷åñêîé ïàìÿòè è âîçíèêíîâåíèå àóòîèììóííûõ ðåàêöèé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ïëàí

Ââåäåíèå

1. Òåîðèè èììóíèòåòà

2. Ðåãóëÿöèÿ èììóíèòåòà

3. Èììóííàÿ ðåãóëÿòîðíàÿ ñèñòåìà

Âûâîäû

Ëèòåðàòóðà

Ââåäåíèå

Ïðèìåðíî çà 80 ëåò, ïðîøåäøèõ ñî âðåìåíè ñîçäàíèÿ Ýðëèõîì ïåðâîé òåîðèè èììóíèòåòà, áûëî ïðåäëîæåíî ìíîãî íîâûõ, ïûòàþùèõñÿ îáúÿñíèòü íåâîñïðèèì÷èâîñòü îðãàíèçìà ê èíôåêöèîííûì çàáîëåâàíèÿì. Âñå ñóùåñòâóþùèå â íàñòîÿùåå âðåìÿ òåîðèè èììóíèòåòà ìîæíî ðàçäåëèòü íà äâå ãðóïïû: ñåëåêòèâíûå è èíäóêòèâíûå. Îäíàêî íè îäíà èç ýòèõ òåîðèé íå ìîæåò ïîêà ïîëíîñòüþ îáúÿñíèòü âñå ôàêòîðû è ÿâëåíèÿ íåâîñïðèèì÷èâîñòè îðãàíèçìà, êàê ê èíôåêöèîííûì àãåíòàì, òàê è ê àíòèãåíàì íåèíôåêöèîííîé ïðèðîäû. Îñíîâíîå îòëè÷èå ñåëåêòèâíûõ è èíäóêòèâíûõ (èíñòðóêòèâíûõ) òåîðèé ñîñòîèò â òîì, ÷òî èíäóêòèâíûå òåîðèè îòâîäÿò àíòèãåíó âåäóùóþ ðîëü â ìåõàíèçìå îáðàçîâàíèÿ àíòèòåë. Ñîçäàòåëè èíñòðóêòèâíûõ òåîðèé ïðåäïîëàãàþò, ÷òî äî êîíòàêòà ñ àíòèãåíîì â êëåòêàõ îðãàíèçìà íå ñóùåñòâóåò ñòðóêòóð è ìåõàíèçìîâ, ñïîñîáíûõ ñèíòåçèðîâàòü ñïåöèôè÷åñêèå èììóíîãëîáóëèíû. Àíòèãåí êàê áû èíñòðóêòèðóåò êëåòêó, ÷òî åé íåîáõîäèìî ïðîèçâîäèòü. Ñîãëàñíî ñåëåêòèâíûì òåîðèÿì, â îðãàíèçìå óæå èìåþòñÿ ñòðóêòóðû è ìåõàíèçìû, ñïîñîáíûå äàâàòü èììóííûé îòâåò. Àíòèãåí òîëüêî îòáèðàåò, ñåëåêöèîíèðóåò íåîáõîäèìûå â äàííûé ìîìåíò ñòðóêòóðû è âêëþ÷àåò èììóííûé ìåõàíèçì â ðàáîòó.

1. Òåîðèè èììóíèòåòà

Äëÿ îáúÿñíåíèÿ ñëîæíûõ è çà÷àñòóþ çàãàäî÷íûõ ìåõàíèçìîâ è ïðîÿâëåíèé èììóíèòåòà ó÷åíûìè áûëî âûñêàçàíî ìíîæåñòâî ãèïîòåç è òåîðèé. Îäíàêî òîëüêî íåìíîãèå èç íèõ ïîëó÷èëè ïðèíöèïèàëüíîå ïîäòâåðæäåíèå èëè áûëè îáîñíîâàíû òåîðåòè÷åñêè, áîëüøèíñòâî æå èìåþò òîëüêî èñòîðè÷åñêîå çíà÷åíèå.

Ïåðâîé ïðèíöèïèàëüíî âàæíîé òåîðèåé áûëà òåîðèÿ áîêîâûõ öåïåé, âûäâèíóòàÿ Ï. Ýðëèõîì (1898). Ñîãëàñíî ýòîé òåîðèè êëåòêè îðãàíîâ è òêàíåé èìåþò íà ñâîåé ïîâåðõíîñòè ðåöåïòîðû, ñïîñîáíûå â ñèëó õèìè÷åñêîãî ñðîäñòâà ñ àíòèãåíîì ñâÿçûâàòü ïîñëåäíèé. Âçàìåí ñâÿçàííûõ àíòèãåíîì ðåöåïòîðîâ êëåòêà âûðàáàòûâàåò íîâûå ðåöåïòîðû. Èçáûòîê èõ ïîñòóïàåò â êðîâü è îáåñïå÷èâàåò èììóíèòåò ê àíòèãåíó. Ýòà òåîðèÿ õîòÿ è íàèâíà â ñâîåé îñíîâå, íî ïðèâíåñëà â èììóíîëîãèþ ïðèíöèï îáðàçîâàíèÿ àíòèòåë, ñïîñîáíûõ ñâÿçûâàòü àíòèãåí, ò.å. çàëîæèëà îñíîâû ïðåäñòàâëåíèÿ î ãóìîðàëüíîì èììóíèòåòå.

Âòîðîé îñíîâîïîëàãàþùåé òåîðèåé, áëåñòÿùå ïîäòâåðæäåííîé ïðàêòèêîé, áûëà ôàãîöèòàðíàÿ òåîðèÿ èììóíèòåòà È.È. Ìå÷íèêîâà, ðàçðàáîòàííàÿ â 1890ã. Ó÷åíèå î ôàãîöèòîçå è ôàãîöèòàõ ÿâèëîñü ôóíäàìåíòîì äëÿ èçó÷åíèÿ êëåòî÷íîãî èììóíèòåòà è ïî ñóùåñòâó ñîçäàëî ïðåäïîñûëêè äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïðåäñòàâëåíèÿ î êëåòî÷íî-ãóìîðàëüíûõ ìåõàíèçìàõ èììóíèòåòà.

Äîñòîéíû óïîìèíàíèÿ, òàêæå òàê íàçûâàåìûå èíñòðóêòèâíûå òåîðèè, îáúÿñíÿâøèå ìåõàíèçìû îáðàçîâàíèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèòåë èíñòðóêòèâíûì äåéñòâèåì àíòèãåíîâ. Ñîãëàñíî ýòèì òåîðèÿì [Áðåéíëü Ô., Ãàóðîâèòö Ô., 1930; Ïîëèíã Ë., 1940] àíòèòåëà ôîðìèðóþòñÿ â ïðèñóòñòâèè àíòèãåíà, ò.å. àíòèãåí ÿâëÿåòñÿ êàê áû ìàòðèöåé, íà êîòîðîé øòàìïóåòñÿ ìîëåêóëà àíòèòåëà.

Ðÿä òåîðèé [Åðíå Í., 1955; Áåðíåò Ô., 1959] èñõîäèëè èç ïðåäïîëîæåíèÿ î ïðåäñóùåñòâîâàíèè àíòèòåë â îðãàíèçìå ïðàêòè÷åñêè êî âñåì âîçìîæíûì àíòèãåíàì. Îñîáåííî ãëóáîêî è âñåñòîðîííå ýòó òåîðèþ îáîñíîâàë Ô. Áåðíåò â 60-70-å ãîäû íàøåãî ñòîëåòèÿ. Ýòà òåîðèÿ ïîëó÷èëà íàçâàíèå êëîíàëüíî-ñå-ëåêöèîííîé è ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç íàèáîëåå îáîñíîâàííûõ òåîðèé â èììóíîëîãèè.

Ñîãëàñíî òåîðèè Ô. Áåðíåòà ëèìôîèäíàÿ òêàíü ñîñòîèò èç îãðîìíîãî ÷èñëà êëîíîâ êëåòîê, ñïåöèàëèçèðîâàâøèõñÿ íà âûðàáîòêå àíòèòåë ê ðàçíîîáðàçíûì àíòèãåíàì. Êëîíû âîçíèêëè â ðåçóëüòàòå ìóòàöèé êëîíèðîâàíèÿ ïîä âëèÿíèåì àíòèãåíîâ. Ñëåäîâàòåëüíî, ñîãëàñíî òåîðèè, â îðãàíèçìå ïðåäñóùåñòâóþò êëîíû êëåòîê, êîòîðûå ñïîñîáíû âûðàáàòûâàòü àíòèòåëà íà ëþáûå àíòèãåíû. Ïîïàâøèé â îðãàíèçì àíòèãåí âûçûâàåò àêòèâàöèþ «ñâîåãî» êëîíà ëèìôîöèòîâ, êîòîðûé èçáèðàòåëüíî ðàçìíîæàåòñÿ è íà÷èíàåò âûðàáàòûâàòü ñïåöèôè÷åñêèå àíòèòåëà. Åñëè æå äîçà àíòèãåíà, âîçäåéñòâóþùåãî íà îðãàíèçì, âåëèêà, òî êëîí «ñâîèõ» ëèìôîèäíûõ êëåòîê ýëèìèíèðóåòñÿ, óñòðàíÿåòñÿ èç îáùåé ïîïóëÿöèè, è òîãäà îðãàíèçì òåðÿåò ñïîñîáíîñòü ðåàãèðîâàòü íà ñâîé àíòèãåí, ò.å. îí ñòàíîâèòñÿ ê íåìó òîëåðàíòíûì. Òàê, ïî Ô. Áåðíåòó, ôîðìèðóåòñÿ â ýìáðèîíàëüíîì ïåðèîäå òîëåðàíòíîñòü ê ñîáñòâåííûì àíòèãåíàì. Íàïðèìåð, åñëè ýìáðèîíó èëè íîâîðîæäåííîìó æèâîòíîìó ââåñòè ÷óæåðîäíûå àíòèãåíû, òî âî âçðîñëîì ñîñòîÿíèè îí íå áóäåò íà íèõ ðåàãèðîâàòü êàê íà ÷óæèå.

 çàâèñèìîñòè îò õàðàêòåðà àíòèãåíà è óñëîâèé âíóòðåííåé ñðåäû ëèìôîöèòû äèôôåðåíöèðóþòñÿ íà Â- èëè Ò-ëèìôîöèòû. Â-ëèìôîöèòû ïðîäóöèðóþò àíòèòåëà è îáåñïå÷èâàþò ãóìîðàëüíûé èììóíèòåò, à Ò-ëèìôîöèòû îñóùåñòâëÿþò íåïîñðåäñòâåííûé êîíòàêò ñ àíòèãåíîì è îáóñëîâëèâàþò êëåòî÷íûé èììóíèòåò.

Òåîðèÿ Ô. Áåðíåòà îáúÿñíÿåò ìíîãèå èììóíîëîãè÷åñêèå ðåàêöèè (àíòèòåëîîáðàçîâàíèå, ãåòåðîãåííîñòü àíòèòåë, òîëåðàíòíîñòü, èììóíîëîãè÷åñêóþ ïàìÿòü), îäíàêî íå îáúÿñíÿåò ïðåäñóùåñòâîâàíèÿ êëîíîâ ëèìôîöèòîâ, ñïîñîáíûõ îòâå÷àòü íà ðàçíîîáðàçíûå àíòèãåíû. Ïî Ô. Áåðíåòó, ñóùåñòâóåò îêîëî 10 000 òàêèõ êëîíîâ. Îäíàêî ìèð àíòèãåíîâ íàìíîãî áîëüøå è îðãàíèçì ñïîñîáåí îòâå÷àòü íà ëþáîé èç íèõ. Íà ýòè âîïðîñû òåîðèÿ íå îòâå÷àåò.

Ñöèëëàðä â 1960 ã. ïðåäëîæèë òåîðèþ îáðàçîâàíèÿ àíòèòåë ñ ïîçèöèé èììóíîãåíåòèêè. Îí ïîëàãàåò, ÷òî â ãåíîìå êàæäîé êëåòêè, âõîäÿùåé â èììóííóþ ñèñòåìó, èìååòñÿ íàáîð çàêîäèðîâàííîé èíôîðìàöèè î ó-ãëîáóëèíàõ ðàçëè÷íîé ñïåöèôè÷íîñòè. Ýòè ãåíû îáû÷íî íàõîäÿòñÿ â êëåòêàõ â çàòîðìîæåííîì (ðåïðåññèâíîì) ñîñòîÿíèè. Àíòèãåíû, ïðîíèêøèå â êëåòêó, ñîåäèíÿþòñÿ ñ ôåðìåíòîì, êîòîðûé îáóñëîâëèâàåò ñèíòåç âåùåñòâà-ðåïðåññîðà, ïîäàâëÿþùåãî ðàáîòó ãåíîâ. Ïîñêîëüêó ôåðìåíò áëîêèðîâàí, òî ðåïðåññîð íå âûðàáàòûâàåòñÿ è åãî äåéñòâèå íà ãåíû ñíèìàåòñÿ. Ãåíû íà÷èíàþò ðàáîòàòü, è êëåòêà ïðîäóöèðóåò àíòèòåëà, ñîîòâåòñòâóþùèå ââåäåííîìó àíòèãåíó. Îäíîâðåìåííî êëåòêà íà÷èíàåò äåëèòüñÿ è äèôôåðåíöèðîâàòüñÿ.

Íåêîòîðóþ ÿñíîñòü â ýòî ïðåäñòàâëåíèå âíåñ àìåðèêàíñêèé ó÷åíûé Ñ. Òîíåãàâà, êîòîðûé â 1988 ã. îáîñíîâàë ñ ãåíåòè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ âîçìîæíîñòü îáðàçîâàíèÿ ñïåöèôè÷åñêèõ èììóíîãëîáóëèíîâ ïðàêòè÷åñêè êî âñåì ìûñëèìûì àíòèãåíàì. Ýòà òåîðèÿ èñõîäèò èç òîãî, ÷òî â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà è æèâîòíûõ ïðîèñõîäèò ïåðåòàñîâêà ãåíîâ, â ðåçóëüòàòå ÷åãî îáðàçóþòñÿ ìèëëèîíû íîâûõ ãåíîâ. Ýòîò ïðîöåññ ñîïðîâîæäàåòñÿ èíòåíñèâíûì ìóòàöèîííûì ïðîöåññîì. Îòñþäà èç V- è Ñ-ãåíîâ, ãåíîâ Í- è L-öåïåé ìîæåò âîçíèêíóòü îãðîìíîå ÷èñëî ãåíîâ, êîäèðóþùèõ ðàçíîîáðàçíûå ïî ñïåöèôè÷íîñòè èììóíîãëîáóëèíû, ò.å. ïðàêòè÷åñêè ñïåöèôè÷íûå ê ëþáîìó àíòèãåíó.

Ñëåäóåò óïîìÿíóòü òàêæå òåîðèþ ñåòåé ðåãóëÿöèè (èììóííîé ñåòè), îñíîâíîé ñòåðæíåâîé èäååé, êîòîðîé ÿâëÿåòñÿ âûäâèíóòàÿ àìåðèêàíñêèì ó÷åíûì Í. Åðíå â 1974 ã. èäèîòèï-àíòèèäèîòèïè÷åñêàÿ ðåãóëÿöèÿ. Ñîãëàñíî ýòîé òåîðèè èììóííàÿ ñèñòåìà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé öåïü âçàèìîäåéñòâóþùèõ èäèîòèïîâ è àíòè-èäèîòèïîâ, ò. å. ñïåöèôè÷åñêèõ ñòðóêòóð àêòèâíîãî öåíòðà àíòèòåë, ñôîðìèðîâàííûõ ïîä âëèÿíèåì àíòèãåíà. Ââåäåíèå àíòèãåíà âûçûâàåò êàñêàäíóþ öåïíóþ ðåàêöèþ îáðàçîâàíèÿ àíòèòåë 1-ãî, 2-ãî, 3-ãî è ò.ä. ïîðÿäêîâ.  ýòîì êàñêàäå àíòèòåëî 1-ãî ïîðÿäêà âûçûâàåò îáðàçîâàíèå ê ñåáå àíòèòåëà 2-ãî ïîðÿäêà, ïîñëåäíåå âûçûâàåò îáðàçîâàíèå àíòèòåëà 3-ãî ïîðÿäêà è ò.ä. Ïðè ýòîì àíòèòåëî êàæäîãî ïîðÿäêà íåñåò «âíóòðåííèé» îáðàç àíòèãåíà, êîòîðûé ïåðåäàåòñÿ ýñòàôåòíî â öåïè îáðàçîâàíèÿ àíòè-èäèîòèïè÷åñêèõ àíòèòåë.

Читайте также:  Презентация на страже иммунитета

Äîêàçàòåëüñòâàìè ýòîé òåîðèè ÿâëÿþòñÿ ñóùåñòâîâàíèå àíòè-èäèîòèïè÷åñêèõ àíòèòåë, íåñóùèõ «îáðàç» àíòèãåíà è ñïîñîáíûõ âûçâàòü èììóíèòåò ê ýòîìó àíòèãåíó, à òàêæå ñóùåñòâîâàíèå ñåíñèáèëèçèðîâàííûõ ê àíòèèäèîòèïè÷åñêèì àíòèòåëàì Ò-ëèìôîöèòîâ, íåñóùèõ íà ñâîåé ïîâåðõíîñòè ðåöåïòîðû ýòèõ àíòèòåë.

Ñ ïîìîùüþ òåîðèè Í. Åðíå ìîæíî îáúÿñíèòü ôîðìèðîâàíèå èììóíîëîãè÷åñêîé ïàìÿòè è âîçíèêíîâåíèå àóòîèììóííûõ ðåàêöèé. Îäíàêî ýòà òåîðèÿ íå îáúÿñíÿåò ìíîãèõ ÿâëåíèé èììóíèòåòà, íàïðèìåð, êàê îòëè÷àåò îðãàíèçì «ñâîå» îò «÷óæîãî», ïî÷åìó ïàññèâíûé èììóíèòåò íå ïåðåõîäèò â àêòèâíûé, êîãäà è ïî÷åìó çàòèõàåò êàñêàä àíòèèäèîòèïè÷åñêèõ ðåàêöèé è ò.ä. èììóíèòåò àíòèãåí ôàãîöèòàðíûé

 60-å ãîäû âûäàþùèéñÿ ñîâåòñêèé èììóíîëîã Ï.Ô. Çäðîäîâñêèé ñôîðìóëèðîâàë ôèçèîëîãè÷åñêóþ êîíöåïöèþ èììóíîãåíåçà — ãèïîòàëàìî-ãèïîôèçàäðåíàëîâóþ òåîðèþ ðåãóëÿöèè èììóíèòåòà. Îñíîâíàÿ èäåÿ òåîðèè ñâîäèëàñü ê òîìó, ÷òî ðåãóëèðóþùóþ ðîëü â îáðàçîâàíèè àíòèòåë èãðàþò ãîðìîíû è íåðâíàÿ ñèñòåìà, à ïðîäóêöèÿ àíòèòåë ïîä÷èíÿåòñÿ îáùèì ôèçèîëîãè÷åñêèì çàêîíîìåðíîñòÿì. Îäíàêî òåîðèÿ íå êàñàåòñÿ êëåòî÷íûõ è ìîëåêóëÿðíûõ ìåõàíèçìîâ èììóíîãåíåçà

2. Ðåãóëÿöèÿ èììóíèòåòà

Ðåãóëÿöèÿ èììóíèòåòà — âîçäåéñòâèÿ íà àêòèâíîñòü èììóííûõ îðãàíîâ, èçìåíÿþùèå èììóííûå îòâåòû.

Èçìåíåíèå èììóííûõ îòâåòîâ ïîä âëèÿíèåì ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ, ïèòàíèÿ, ñòåïåíè ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè, áèîëîãè÷åñêèõ ðèòìîâ, ïðèâû÷åê, êëèìàòà è ò.ä. íàçûâàþò ðåãóëÿöèåé èììóíèòåòà. Èñïîëíèòåëüíûìè ìåõàíèçìàìè ðåãóëÿöèè èììóíèòåòà ó ÷åëîâåêà ÿâëÿþòñÿ àâòîíîìíàÿ íåðâíàÿ ñèñòåìà è ýíäîêðèííûå îðãàíû. Âûÿâëåí îòíîñèòåëüíûé àíòàãîíèçì âëèÿíèé ñèìïàòè÷åñêîé è ïàðàñèìïàòè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåì, à òàêæå êàòåõîëàìèíîâûõ è èíñóëèíîïîäîáíûõ ãîðìîíîâ íà èììóíèòåò.

Ñïîñîáíîñòü îðãàíèçìà ñîõðàíÿòü ïîñòîÿíñòâî êëåòîê è òêàíåé ìåíÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò ïñèõè÷åñêîãî, ýìîöèîíàëüíîãî, áèîëîãè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ, âîçðàñòà, íàñëåäñòâåííîñòè, áèîëîãè÷åñêèõ ðèòìîâ, ïèòàíèÿ, êëèìàòà, ïîâåäåíèÿ. Èíà÷å ãîâîðÿ, èììóíèòåò ðåãóëèðóåòñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ èíäèâèäóàëüíûìè îñîáåííîñòÿìè ÷åëîâåêà.

Îáùèå ïîëîæåíèÿ ðåãóëÿöèè ôóíêöèé, òàêèå êàê âåäóùàÿ ðîëü ïñèõèêè, âûñøåé íåðâíîé äåÿòåëüíîñòè, íåðâíûõ ðåãóëÿöèé (íåðâèçì) ïî îòíîøåíèþ ê äðóãèì (ñóáîðäèíàöèîííûå îòíîøåíèÿ), îáùèõ ïî ñðàâíåíèþ ñ ëîêàëüíûìè è äð., ïîëíîñòüþ ïðèëîæèìû ê ðåãóëÿöèè èììóíèòåòà.

Ó çäîðîâîãî ÷åëîâåêà àêòèâíîñòü èììóííîé ñèñòåìû èçìåíÿåòñÿ òàê, ÷òîáû îáåñïå÷èòü âûæèâàíèå. Òàêèå èçìåíåíèÿ èììóíèòåòà îïîñðåäóþòñÿ ÖÍÑ, ÀÍÑ, ãóìîðàëüíûìè è ãîðìîíàëüíûìè âëèÿíèÿìè. Ôàêòîðû, ïîäòâåðæäàþùèå ðîëü ïñèõèêè è ÂÍÄ, ðåàëèçóþùèåñÿ ÷åðåç àêòèâíîñòü ÖÍÑ, ÀÍÑ è ïåðèôåðè÷åñêèõ íåðâîâ, â ðåãóëÿöèè ñîñòîÿíèÿ èììóíèòåòà ÷åëîâåêà øèðîêî èçâåñòíû. Òàê, óñòàíîâëåíà ñâÿçü ìåæäó òèïîì ÂÍÄ ÷åëîâåêà è îñîáåííîñòÿìè èììóííîãî îòâåòà, à òàêæå îáðàòíûå çàâèñèìîñòè — èçìåíåíèÿ óñëîâíî ðåôëåêòîðíîé äåÿòåëüíîñòè âñëåäñòâèå èììóíèçàöèè (â îñîáåííîñòè ïðè ïåðâè÷íîì îòâåòå). Ýìîöèîíàëüíûé ñòðåññ ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîâûøåíèåì ïðîëèôåðàöèè åñòåñòâåííûõ êëåòîê-êèëëåðîâ (ÅÊÊ), ïîâûøåíèåì àêòèâíîñòè òèìóñ-çàâèñèìûõ ëèìôîöèòîâ-õåëïåðîâ, à íåâðîç — ñíèæåíèåì àêòèâíîñòè ýòîé ãðóïïû ëèìôîöèòîâ.

Äåïðåññèÿ ñîïðîâîæäàåòñÿ îáùèì ñíèæåíèåì ëåéêîöèòîâ, Ò- õåëïåðîâ è Ò- ñóïðåññîðîâ, à òàêæå ÅÊÊ. Â ãèïîòàëàìóñå âûÿâëåíû âîëîêíà, ñîäåðæàùèå èíòåðëåéêèí 1-1b, îïîñðåäóþùèé ðåàêöèþ ñòðóêòóðû ìîçãà íà íåáëàãîïðèÿòíûå âîçäåéñòâèÿ (îõëàæäåíèå, ïåðåãðåâàíèå, ïåðåíàïðÿæåíèå è ò.ä.).

Óñòàíîâëåíî, ÷òî ó ëåâøåé ÷àùå âñòðå÷àþòñÿ àëëåðãè÷åñêèå è àóòîèììóííûå çàáîëåâàíèÿ.

Çà ïîñëåäíèå ãîäû óñòàíîâëåíî, ÷òî ãèïîôèç è ýïèôèç ñ ïîìîùüþ îñîáûõ ïåïòèäíûõ áèîðåãóëÿòîðîâ, ïîëó÷èâøèõ íàèìåíîâàíèå «öèòîìåäèíû», êîíòðîëèðóþò äåÿòåëüíîñòü òèìóñà. Ïåðåäíÿÿ äîëÿ ãèïîôèçà ÿâëÿåòñÿ ðåãóëÿòîðîì ïðåèìóùåñòâåííî êëåòî÷íîãî, à çàäíÿÿ — ãóìîðàëüíîãî èììóíèòåòà.

Ìåäèàòîðàìè èììóííîãî îòâåòà ÿâëÿþòñÿ ãîðìîíû (ãëþêîêîðòèêîèäû, íåéðîïåïòèäû, äð.), à òàêæå ïîëèïåïòèäû êëåòîê èììóííîé ñèñòåìû.  ÷àñòíîñòè, èììóííûå ðåàêöèè ìîäóëèðóþòñÿ ÀÊÒÃ, è äð. ãîðìîíàìè àäåíîãèïîôèçà). Ýòè ãîðìîíû âîçäåéñòâóþò íà ðåöåïòîðû êëåòîê èììóííîé ñèñòåìû. Íàïðèìåð, ìåòýíêåôàëèí ñòèìóëèðóåò ôîðìèðîâàíèå àíòèòåëîïðîäóöèðóþùèõ êëåòîê, ðîñò êëåòî÷íûõ êîëîíèé â òèìóñå è ñåëåçåíêå. Îäíàêî êîíöåíòðàöèÿ áåòà — ýíäîðôèíîâ â ïëàçìå ÿâëÿåòñÿ ðåøàþùèì ôàêòîðîì â ïîÿâëåíèè êîíå÷íîãî ýôôåêòà: íèçêèå êîíöåíòðàöèè (1/10-14 ìîëü) ñòèìóëèðóþò, à áîëåå âûñîêèå ïîäàâëÿþò ïðîäóêöèþ ñïåöèôè÷åñêèõ àíòèãåðïåòè÷åñêèõ ñèñòåì.

Âàæíûì ôàêòîðîì ðåãóëÿöèè èììóíèòåòà ÿâëÿåòñÿ õàðàêòåð è òèï ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ. Ïîëèíåíàñûùåííûå æèðíûå êèñëîòû ïèùè ïîäàâëÿþò àêòèâíîñòü ÅÊÊ, óñèëèâàþò ñèíòåç ïðîñòàãëàíäèíà ÈÃÅ. Íàîáîðîò, àðàõèäîíîâàÿ êèñëîòà ïèùè, ïîäàâëÿÿ ñèíòåç ÏÃÅ, ñòèìóëèðóåò èììóíèòåò. Îãðàíè÷åíèå áåëêîâîé ïèùè âûçûâàåò ñíèæåíèå àêòèâíîñòè Ò-õåëïåðîâ, ìèãðàöèþ ìàêðîôàãîâ è èõ ñïîñîáíîñòü îáðàçîâûâàòü àíòèòåëà. Ñîñòàâ ôëîðû êèøå÷íèêà â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè îïðåäåëÿåò ñîñòîÿíèå èììóíèòåòà ÷åëîâåêà. Íàïðèìåð, êîðèíåáàêòåðèè JÊ ïðÿìîé êèøêè âûÿâëÿþòñÿ ó ëþäåé ñ âûðàæåííûì èììóíîäåôèöèòîì (ëåéêîç, ÑÏÈÄ, äð.). Èììóíîðåãóëÿöèÿ ëèïîïðîòåèäàìè íèçêîé ïëîòíîñòè, ïîÿâëÿþùèìèñÿ â ïëàçìå êðîâè ïîñëå ïðèåìà ïèùè, îïîñðåäóåòñÿ ÷åðåç ðåöåïòîðû èììóíîêîìïåòåíòíûõ êëåòîê.

 çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ðåãóëÿöèÿ èììóíèòåòà îïðåäåëÿåòñÿ ñîäåðæàíèåì ñåðîòîíèíà â êëåòêàõ êèøå÷íèêà (äî 90% îò îáùåãî êîëè÷åñòâà).

Îïèñàíû áèîðèòìîëîãè÷åñêèå è âîçðàñòíûå èçìåíåíèÿ èììóíèòåòà çäîðîâîãî ÷åëîâåêà. Òàê, â óòðåííèå ÷àñû íàáëþäàåòñÿ ìàêñèìóì Ò- ëèìôîöèòîâ è ìèíèìóì Â-ëèìôîöèòîâ, à ôàãîöèòîç è óðîâåíü ïðîïåðäèíà íàèáîëåå âûñîêè â äíåâíîå è âå÷åðíåå âðåìÿ, ñíèæàÿñü íî÷üþ è óòðîì. Èììóíîðåàêòèâíîñòü èìååò ñåçîííûå êîëåáàíèÿ — ñíèæàåòñÿ âåñíîé è îñåíüþ. Ñ âîçðàñòîì íàðàñòàåò ÷èñëî àíîìàëüíûõ êëåòîê. Íàïðèìåð, ñïîíòàííûå ïåðåñòðîéêè õðîìîñîì â êëåòêàõ êðîâè ñîñòàâëÿþò ïî÷òè 3% ó ëèö ñòàðøåé âîçðàñòíîé ãðóïïû (50-80 ëåò). Ñ äðóãîé ñòîðîíû, â ýòîì âîçðàñòå íàáëþäàåòñÿ ñíèæåíèå èììóííûõ ðåàêöèé íà èíîðîäíûå êëåòêè-ìóòàíòû. Ïðè÷èíîé ýòîãî ÿâëÿåòñÿ óõóäøåíèå èììóííîãî îïîçíàíèÿ ñîáñòâåííûõ Àà âñëåäñòâèå äåôåêòîâ êëåòî÷íûõ ðåöåïòîðîâ, àêòèâíîñòè ìàêðîôàãîâ, ò.ä. Êðîìå òîãî, â óêàçàííîì âîçðàñòå îòìå÷àåòñÿ ñíèæåíèå ñîäåðæàíèÿ ëèìôîöèòîâ(1,5õ 109/ë â 50 ëåò ñðàâíèòåëüíî ñ 2,0õ 109/ë â 20 ëåò). Ó ëèö ñòàðøåé âîçðàñòíîé ãðóïïû óñèëèâàþòñÿ àóòîèììóííûå ðåàêöèè âñëåäñòâèå íàêîïëåíèÿ òêàíåâûõ êîìïëåêñîâ ÀÃ-ÀÒ(íàïðèìåð, ê ãåìîãëîáèíó), íàðóøåíèÿ ñîîòíîøåíèÿ èììóíî-ãëîáóëèíîâ (ïðåîáëàäàíèå ïðîäóêöèè IgÌ è ñíèæåíèå ïðîäóêöèè IgG è IgÀ).

Áåðåìåííîñòü ñîïðîâîæäàåòñÿ ïîâûøåíèåì ñîäåðæàíèÿ êîìïëåìåíòà Ñç, óñèëåíèåì ôàãîöèòàðíîé è áàêòåðèöèäíîé àêòèâíîñòè ëåéêîöèòîâ. Íà ðàííèõ ñðîêàõ áåðåìåííîñòè èììóíèòåò ñïåöèôè÷åñêè ïîäàâëÿåòñÿ, ÷òî ïðåäîòâðàùàåò îòòîðæåíèå çàðîäûøåâûõ êëåòîê, íåñóùèõ ïðèçíàêè ÷óæåðîäíîñòè.

Òàêèì îáðàçîì, àêòèâíîñòü èììóííûõ îðãàíîâ, ñâÿçàííûõ ñî âñåìè ñèñòåìàìè îðãàíèçìà — êðîâîîáðàùåíèåì, êðîâüþ, äûõàíèåì, ìåòàáîëèçìîì, ò.ä. — ìåíÿåòñÿ íå òîëüêî ïîä âëèÿíèåì ôàêòîðîâ, èñõîäÿùèõ èç èììóííûõ îðãàíîâ, íî è ìíîãèõ äðóãèõ. Ïîñëåäíèå ìîãóò íå òîëüêî ñïîñîáñòâîâàòü, íî è ïðåïÿòñòâîâàòü îñóùåñòâëåíèþ íîðìàëüíûõ ñàìîðåãóëÿòîðíûõ âëèÿíèé èììóííîé ñèñòåìû, êàê ñòàáèëèçèðîâàòü, òàê è óõóäøàòü èììóííûå îòâåòû.

3. Èììóííàÿ ðåãóëÿòîðíàÿ ñèñòåìà

 ïîñëåäíåå âðåìÿ âûñêàçàíî ïðåäïîëîæåíèå, ÷òî ñóùåñòâóåò íå äâå ñèñòåìû ðåãóëÿöèè (íåðâíàÿ è ãóìîðàëüíàÿ), à òðè (íåðâíàÿ, ãóìîðàëüíàÿ è èììóííàÿ). Èììóíîêîìïåòåíòíûå êëåòêè ñïîñîáíû âìåøèâàòüñÿ â ìîðôîãåíåç, à òàêæå ðåãóëèðîâàòü òå÷åíèå ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé. Íå ïîäëåæèò ñîìíåíèþ, ÷òî Ò-ëèìôîöèòû èãðàþò ÷ðåçâû÷àéíî âàæíóþ ðîëü â ðåãåíåðàöèè òêàíåé. Ìíîãî÷èñëåííûå èññëåäîâàíèÿ ïîêàçûâàþò, ÷òî Ò-ëèìôîöèòû è ìàêðîôàãè îñóùåñòâëÿþò «õåëïåðíóþ» è «ñóïðåññîðíóþ» ôóíêöèè â îòíîøåíèè ýðèòðîïîýçà è ëåéêîïîýçà. Ëèìôîêèíû è ìîíîêèíû, âûäåëÿåìûå ëèìôîöèòàìè, ìîíîöèòàìè è ìàêðîôàãàìè, ñïîñîáíû èçìåíÿòü äåÿòåëüíîñòü öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû, ñåðäå÷íîñîñóäèñòîé ñèñòåìû, îðãàíîâ äûõàíèÿ è ïèùåâàðåíèÿ, ðåãóëèðîâàòü ñîêðàòèòåëüíûå ôóíêöèè ãëàäêîé è ïîïåðå÷íî-ïîëîñàòîé ìóñêóëàòóðû.

Îñîáåííî âàæíàÿ ðîëü â ðåãóëÿöèè ôèçèîëîãè÷åñêèõ ôóíêöèé ïðèíàäëåæèò èíòåðëåéêèíàì, êîòîðûå ÿâëÿþòñÿ «ñåìüåé ìîëåêóë íà âñå ñëó÷àè æèçíè», òàê êàê âìåøèâàþòñÿ âî âñå ôèçèîëîãè÷åñêèå ïðîöåññû, ïðîòåêàþùèå â îðãàíèçìå.

Èììóííàÿ ñèñòåìà ÿâëÿåòñÿ ðåãóëÿòîðîì ãîìåîñòàçà. Ýòà ôóíêöèÿ îñóùåñòâëÿåòñÿ çà ñ÷åò âûðàáîòêè àóòîàíòèòåë, ñâÿçûâàþùèõ àêòèâíûå ôåðìåíòû, ôàêòîðû ñâåðòûâàíèÿ êðîâè è èçáûòîê ãîðìîíîâ.

Èììóíîëîãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ, ñ îäíîé ñòîðîíû, ÿâëÿåòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ ãóìîðàëüíîé, òàê êàê áîëüøèíñòâî ôèçèîëîãè÷åñêèõ è áèîõèìè÷åñêèõ ïðîöåññîâ îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðè íåïîñðåäñòâåííîì ó÷àñòèè ãóìîðàëüíûõ ïîñðåäíèêîâ. Îäíàêî íåðåäêî èììóíîëîãè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ íîñèò ïðèöåëüíûé õàðàêòåð è òåì ñàìûì íàïîìèíàåò íåðâíóþ. Ëèìôîöèòû è ìîíîöèòû, à òàê