Тест иммунитет и вакцинация

Анатоксин столбнячный вводят

подкожно

В системе «холодовой цепи» выделяют

4 уровня

Виды профилактики столбняка

неспецифическая профилактика столбняка

специфическая профилактика столбняка

Внутрикожная проба считается положительной, если

диаметр покраснения и отека на месте введения составляет 1,0 см и более

Внутрикожную пробу проводят перед введением

ПСС

Возбудитель столбняка Clostridium tetani – это

грамположительная спорообразующая палочка, анаэроб

Возбудитель столбняка открыт

немецким ученым Артуром Николаером

русским хирургом Нестором Дмитриевичем Монастырским

Генеральную уборку холодильника с отключением его от электропитания проводят

1 раз в месяц

Для поддержания иммунитета против столбняка на достаточном уровне необходимо проводить ревакцинацию путем однократного введения препаратов, содержащих АС-анатоксин, с интервалом

10 лет

Для проведения внутрикожной пробы используют

0,1 мл ПСС в разведении 1:100

Для проведения подкожной пробы используют

0,1 мл ПСС (3000 МЕ)

Для хранения иммунобиологических лекарственных препаратов создают систему «холодовой цепи», которая представляет собой

комплекс организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических), технических, контрольных и надзорных, учебно-методических и иных мероприятий по обеспечению оптимальных условий транспортирования и хранения ИЛП на всех этапах (уровнях) их движения от производителя до потребителя

Для экстренной иммунопрофилактики столбняка применяют

ПСС

ПСЧИ

АС

Контроль показаний каждого термометра и термоиндикатора с регистрацией показаний в специальном журнале осуществляется

2 раза в день

Лицам, имеющим реакцию на внутрикожную или подкожную пробу, дальнейшее введение ПСС

противопоказано

Место проведения внутрикожной пробы

сгибательная поверхность предплечья

Механизм передачи столбняка

контактный

Назначение препаратов для экстренной иммунопрофилактики столбняка проводится

с учетом документального подтверждения о проведении профилактических прививок

с учетом характера травмы

с учетом данных иммунологического контроля напряженности иммунитета

Одна профилактическая доза противостолбнячного человеческого иммуноглобулина

250 МЕ

Одна профилактическая доза противостолбнячной сыворотки (ПСС)

3 000 МЕ

Периодичность проведения инструктажа специалистов по соблюдению «холодовой цепи»

1 раз в год с отметкой в специальном журнале

Показаниями к экстренной профилактике столбняка являются

остеомиелиты

внебольничные аборты

любые травмы с нарушением целостности кожных покровов и слизистых оболочек

Полный курс плановой вакцинации у детей против столбняка включает в себя

первую вакцинацию в 3 месяца, вторую вакцинацию в 4,5 месяца, третью вакцинацию в 6 месяцев и ревакцинацию в 18 месяцев

После введения ПСС (3000 МЕ) обеспечивают наблюдение за пациентом в течение

60 минут

После введения ПСЧИ (250 МЕ) обеспечивают наблюдение за пациентом в течение

30 минут

Препарат, применяемый для плановой ревакцинации против столбняка у взрослых

АДС-М

Препараты, применяемые для вакцинации против столбняка у детей

АКДС

АДС

При проведении активно-пассивной профилактики столбняка взрослым вводится

1,0 мл АС и ПСС (3000 МЕ)

При проведении экстренной ревакцинации столбнячным анатоксином (АС) взрослым вводится

0,5 мл АС

Проведение экстренной иммунопрофилактики столбняка проводится

после письменного назначения врача

Противостолбнячную сыворотку (3000 МЕ) для проведения экстренной профилактики столбняка вводят

подкожно

Противостолбнячный иммуноглобулин человека (ПСЧИ) 250 МЕ вводят

внутримышечно

Путь передачи, который приводит к заболеванию столбняком

через поврежденные кожные покровы и слизистые оболочки (раневой)

Сведения о пациенте и проведенной ему экстренной профилактике столбняка, вносят

в журнал учета экстренной профилактики столбняка при травмах, в сертификаты профилактических прививок

в журнал регистрации оказания помощи при травмах

Система «холодовой цепи» предусматривает транспортирование и хранение иммунобиологических лекарственных препаратов в интервале температур

от +2° С до + 8° С

Совместное хранение иммунобиологических лекарственных препаратов с другими лекарственными препаратами

не допускается

Спорадическая заболеваемость столбняком в Российской Федерации преимущественно регистрируется среди

старших возрастных групп, преимущественно не привитых

Споры возбудителя столбняка

устойчивы к высоким температурам и химическим агентам

устойчивы во внешней среде

Столбняк характеризуется поражением

центральной нервной системы

Учет реакции внутрикожной пробы проводится через

20 минут

Учет реакции подкожной пробы проводится через

30 минут

Цель неспецифической профилактики столбняка

предупреждения травматизма в быту и на производстве

ранняя и тщательная хирургическая обработка ран

Экстренная профилактика столбняка заключается

в первичной хирургической обработке раны и одновременной специфической иммунопрофилактике

Экстренная профилактика столбняка не проводится

взрослым людям, имеющим документальное подтверждение о проведенном полном курсе иммунизации не более 5 лет назад

Экстренную иммунопрофилактику столбняка следует проводить вплоть

до 20 дня с момента получения травмы

Ответы на другие тесты:

Правила общения с различными категориями пациентов

как медицинская сестра может помочь пациенту страдающего диареей

BIRADSкатегоризация очаговых изменений молочных желез

Размещение в постели и перемещение маломобильных пациентов

Успехов в прохождении тестирования!

Подписывайтесь на канал. Не забывайте ставить лайк.

Источник

Иммунитет

Умения:

Выделять существенные признаки иммунитета. Объяснять причины нарушения иммунитета

Базовый уровень

1.Задание: Отметьте правильный ответ

Антитела выделяют:

лимфоциты

эпителиальные клетки

эритроциты

тромбоциты

2.Задание: Отметьте правильный ответ

2 вида иммунитета:

естественный и искусственный

естественный и врожденный

искусственный и приобретенный

искусственный и врожденный

3.Задание: Отметьте правильный ответ

Иммунитет, передающийся детям от родителей по наследству:

естественный

искусственный

активный

пассивный

4.Задание: Отметьте правильный ответ

Искусственный иммунитет делится на:

активный и пассивный

врожденный и активный

врожденный и пассивный

активный и поствакцинальный

5.Задание: Отметьте правильный ответ

Читайте также:  Инъекции для повышения иммунитета для детей

Первую прививку от оспы сделал:

Э. Дженнер

И. И. Мечников

Л. Пастер

И. П. Павлов

6.Задание: Отметьте правильный ответ

Антитела представляют собой белки:

иммуноглобулины

агглютиногены

гемоглобины

фибриногены

7.Задание: Отметьте правильный ответ

Естественный иммунитет может быть:

врожденный и приобретенный

активный и пассивный

врожденный и активный

приобретенный и пассивный

Повышенный уровень

1.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлены основные причины снижения иммунитета:

интоксикация алкоголем, стресс, недосыпание

плохая экология, недосыпания, занятия спортом

избыточный солнечный свет, ежедневные прогулки, стресс

неправильное питание, закаливание, интоксикация алкоголем

2.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, который содержит пример формирования искусственного иммунитета:

сыворотка, вакцинация, прививка

сыворотка, генная инженерия, вакцинация

вакцинация, анабиоз, сыворотка

анабиоз, симбиоз, вакцинация

3.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, который содержит пример формирования естественного иммунитета:

перенесение заболевания оспы, наследственность, вскармливание молоком

сыворотка, вакцинация, прививка

сыворотка, генная инженерия, вакцинация

вакцинация, наследственность, вскармливание молоком

4.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлена схема естественного иммунитета:

иммунитет: врожденный и приобретенный

иммунитет: естественный и приобретенный

иммунитет: врожденный и наследственный

иммунитет: врожденный и генетический

5.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлена схема искусственного иммунитета:

иммунитет: вакцинация и сыворотка

иммунитет: врожденный и приобретенный

иммунитет: вакцинация и приобретенный

иммунитет: врожденный и наследственный

6.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлена схема иммунитета:

иммунитет: естественный (врожденный и приобретенный) искусственный (сыворотка и вакцинация)

иммунитет: врожденный (вакцина и сыворотка) и приобретенный

иммунитет: вакцинация (искусственная и приобретенная) и сыворотка (искусственная и натуральная)

иммунитет: врожденный и наследственный (сыворотка и вакцинация)

7.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором перечислен факторы повышающие иммунитет:

рациональное питание, закаливание, занятие спортом

закаливание, введение сыворотки, диета

диета, закаливание, медицинские процедуры

медицинское обследование, вакцинация, спорт

5.3.Раскрывать принципы вакцинации, действия лечебных сывороток, переливания крови. Объяснять значение переливания крови.

Базовый уровень

  1. Задание: Отметьте правильный ответ

Сыворотка представляет собой:

готовые антитела

ослабленные антигены

ослабленные микробы

убитые микробы

2.Задание: Отметьте правильный ответ

Вакцина это:

культура ослабленных микробов

готовые антитела

неослабленные микробы

кровь переболевшего человека или животного

3.Задание: Отметьте правильный ответ

Универсальным донором является человек, имеющий группу крови:

I

III

II

IV

4.Задание: Отметьте правильный ответ

Главными агглютиногенами эритроцитов являются:

А и В

α и β

А и β

В и α

5.Задание: Отметьте правильный ответ

Универсальный реципиент – это:

человек сIV группой крови

человек с III группой крови

человек с II группой крови

человек с I группой крови

6. Задание: Отметьте правильный ответ

Фактор, который учитывают при переливании крови:

резус фактор

конфликт фактор

фактор риска

фактор донорства

7. Задание: Отметьте правильный ответ

Группа крови, которую можно перелить реципиенту с первой группой:

первая

вторая

третья

четвертая

Повышенный уровень

1.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлены группы крови для реципиента с IV группой крови:

III, II, I

IV, III

II, I

2.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлены правила переливания крови:

учет группы крови, совместимости крови, резус фактора

учет совместимости плазмы, резус фактора, резус конфликта

учет резус фактора, совместимости эритроцитов, резус конфликта

резус конфликт, совместимость, резус фактор

3.Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлены возможные комбинации, при которых не встречаются одноименные агглютиногены и агглютинины:

I (0) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(AB) – АВ

I (А) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(AB) – АВ

I (0) – α β, II(Б) – А β, III(А) – В α, IV(AB) – АВ

I (В) – α β, II(A) – А β, III(B) – В α, IV(A) – А

4. Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлена агглютинация:

смешивания сыворотки I группы с эритроцитами II, III и IV групп

смешивания сыворотки III группы с лейкоцитами II, III и IV групп

смешивания лейкоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп

смешивания тромбоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп

5. Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлена агглютинация:

смешивания сыворотки II группы – с эритроцитами III и IV групп

смешивания сыворотки III группы с лейкоцитами II, III и IV групп

смешивания лейкоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп

смешивания тромбоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп

6. Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором представлена агглютинация:

смешивания сыворотки III группы – с эритроцитами II и IV групп

смешивания сыворотки III группы с лейкоцитами II, III и IV групп

смешивания лейкоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп

смешивания тромбоцитов I группы с эритроцитами II, III и IV групп

7. Задание: Отметьте правильный ответ

Ряд, в котором правильно представлены агглютиногены и агглютинины:

агглютиногены обозначаются буквами А и В, агглютинины α (альфа) и β (бета)

Читайте также:  Как восстанавливать иммунитет после курса антибиотиков ребенку

агглютиногены обозначаются буквами А и В, агглютинины буквами С и Д

агглютиногены обозначаются α (альфа) и β (бета), агглютинины α (альфа) и β (бета)

агглютиногены обозначаются буквами Г и С, агглютинины буквами А и В

Источник

Тема: Иммунитет – 8 класс

Выберите один вариант ответа в тестовых заданиях.

1.Антитела выделяют:

А) эритроциты, б) эпителиальные клетки, в) лимфоциты, г) тромбоциты

2. Укажите виды иммунитета:

А) естественный и врожденный, б) естественный и искусственный,

в) искусственный и приобретенный, г) искусственный и врожденный

3. Иммунитет, передающийся детям от родителей по наследству:

А) естественный, б) искусственный, в) активный, г) пассивный

4. Искусственный иммунитет делится на:

А) врожденный и пассивный, б) врожденный и активный,

в) активный и пассивный, г) активный и поствакцинальный

5. Первую прививку от оспы сделал:

А) Э. Дженнер, б) И. И. Мечников, в) Л. Пастер, г) И. П. Павлов

6. Антитела представляют собой белки:

А) агглютиногены, б) иммуноглобулины, в) гемоглобины, г) фибриногены

7. Естественный иммунитет может быть:

А) врожденный и приобретенный, б) активный и пассивный,

в) врожденный и активный, г) приобретенный и пассивный

8. Ряд, в котором представлены основные причины снижения иммунитета:

А) неправильное питание, закаливание,

Б) плохая экология, недосыпания, занятия спортом,

В) избыточный солнечный свет, ежедневные прогулки, стресс,

Г) интоксикация алкоголем, стресс, недосыпание интоксикация алкоголем

9. Ряд, который содержит пример формирования искусственного иммунитета:

А) сыворотка, вакцинация, прививка

Б) сыворотка, генная инженерия, вакцинация

В) вакцинация, анабиоз, сыворотка

Г) анабиоз, симбиоз, вакцинация

10. Ряд, который содержит пример формирования естественного иммунитета:

А) сыворотка, генная инженерия, вакцинация

Б) сыворотка, вакцинация, прививка

В) перенесение заболевания оспы, наследственность, вскармливание молоком

Г) вакцинация, наследственность, вскармливание молоком

11. Ряд, в котором представлена схема естественного иммунитета:

А) иммунитет: врожденный и приобретенный

Б) иммунитет: естественный и приобретенный

В) иммунитет: врожденный и наследственный

Г) иммунитет: врожденный и генетический

12. Ряд, в котором представлена схема искусственного иммунитета:

А) иммунитет: вакцинация и приобретенный

Б) иммунитет: врожденный и приобретенный

В) иммунитет: вакцинация и сыворотка

Г) иммунитет: врожденный и наследственный

13. Ряд, в котором представлена схема иммунитета:

А) иммунитет: естественный (врожденный и приобретенный) искусственный (сыворотка и вакцинация)

Б) иммунитет: врожденный (вакцина и сыворотка) и приобретенный

В) иммунитет: вакцинация (искусственная и приобретенная) и сыворотка (искусственная и натуральная)

Г) иммунитет: врожденный и наследственный (сыворотка и вакцинация)

14. Ряд, в котором перечислен факторы повышающие иммунитет:

А) медицинское обследование, вакцинация, спорт

Б) закаливание, введение сыворотки, диета

В) диета, закаливание, медицинские процедуры

Г) рациональное питание, закаливание, занятие спортом

15. Сыворотка представляет собой:

А) готовые антитела, б) ослабленные антигены, в) ослабленные микробы, г) убитые микробы

16. Вакцина это:

А) культура ослабленных микробов, б) готовые антитела,

в) неослабленные микробы, г) кровь переболевшего человека или животного

17. Установите соответствие между видом иммунитета и его характеристикой.

1. Естественный

2. Искусственный

Б) Появляется после вакцинации

В) Приобретается после перенесенного заболевания

Г) Передается от родителей своим детям

Д) Возникает под действием лечебной сыворотки

Е) Возникает при введении культур ослабленных микробов

18. Выберите правильные высказывания.

1. Т-система осуществляет клеточный иммунитет.

2. В-система осуществляет гуморальный иммунитет.

3. Уничтожение вредных факторов с помощью фагоцитов осуществляется гуморальным механизмом иммунитета.

4. Иммунологическая память обеспечивается клетками памяти – В-лимфоцитами.

5. В формировании иммунитета активное участие принимают эритроциты.

6. В защитной реакции организма при воспалении главная роль отводится специфическим факторам.

7. Специфическая форма иммунитета обуславливает защиту однородными антителами от одного вида инфекции.

8. Вещество, вызывающее аллергию, называют комплексом антиген-антитело.

9. Все вакцины и сыворотки специфичны, то есть обладают строгой направленностью действия.

10. При введении сыворотки организм самостоятельно вырабатывает антитела.

Ответы на задания по теме «Иммунитет» – 8 класс

1. В, 2. Б, 3. А, 4. В, 5. А, 6. Б, 7. А, 8. Г, 9. А, 10. В, 11. А, 12. В, 13. А, 14. Г, 15. А, 16. А,

17.. 1 – А, В, Г; 2 – Б. Д, Е.

18. Правильные высказывания: 1, 2, 4, 7, 9.

Источник

[13-153]
ЭЛИ-В-6-Тест (общее состояние иммунной системы, подготовка к вакцинации, 6 антигенов)

2800 руб.

Иммунологическое исследование, направленное на выявление антител, характеризующих функциональную активность иммунной системы, а также маркеров некоторых аутоиммунных заболеваний.

Синонимы русские

Антитела к ds-ДНК, бета-2-гликопротеину 1, Fc-lg, коллагену, интерферону альфа, интерферону гамма.

Синонимы английские

Beta-2 Glycoprotein 1 Antibodies, Rheumatoid Factor, DNA Double-Stranded (dsDNA) Antibodies, Anti-interferon-gamma antibodies, Interferon Alpha Antibodies.

Какой биоматериал можно использовать для исследования?

Венозную кровь.

Общая информация об исследовании

Иммунитет представляет собой сложно организованную систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных компонентов. Его главной функцией является поддержание постоянства внутренней среды организма, его защита от действия субстанций, вызывающих разрушение клеток и тканей. В стимуляции и развитии иммунных реакций ведущая роль принадлежит цитокинам – биологически активным веществам, которые вырабатываются клетками организма. К цитокинам относятся интерфероны – белки, обладающие противовирусной и иммуномодулирующей активностью. По происхождению интерфероны делятся на три типа: альфа, бета и гамма.

  • Интерферон-альфа продуцируется макрофагами и В-лимфоцитами. Он обладает выраженной антивирусной, антипаразитарной и антипролиферативной активностью. Антитела к интерферону-альфа выявляются у пациентов при различных вирусных инфекциях (опоясывающий герпес и ветряная оспа, вирусные менингиты), аутоиммунных заболеваниях, протекающих с поражением суставов. В нескольких исследованиях было показано, что появление антител к интерферону-альфа отражает дисбаланс иммунной системы и нередко ассоциировано с прогрессированием заболеваний, которые к нему привели.

  • Интерферон-гамма синтезируется Т-лимфоцитами в ответ на стимуляцию вирусными антигенами. Он обладает противовирусным, противопаразитарным и противоопухолевым действием, повышает активность иммунокомпетентных клеток и оказывает иммуномодулирующее действие.

Читайте также:  Как поднять иммунитет взрослому после болезни

Иногда в результате нарушений в работе иммунной системы в организме начинают вырабатываться антитела против собственных клеток и тканей. Это приводит к развитию аутоиммунных заболеваний, которые характеризуются хроническим течением вследствие постоянной стимуляции иммунитета собственными антигенами. Возможно появление огромного количества аутоантител, каждое из которых может быть характерно для конкретного заболевания или их группы. Диагностика аутоиммунных заболеваний на первом этапе предполагает проведение скрининговых тестов, в число которых чаще всего входят ревматоидный фактор и антитела к двуспиральной ДНК.

  • Антитела к двуспиральной ДНК – относятся к группе антиядерных антител (антител к компонентам ядра клетки), их обнаружение является одним из диагностических критериев системной красной волчанки.

  • Ревматоидный фактор – это антитела против Fc-фрагментов молекул иммуноглобулина G. Наличие РФ является одним из диагностических критериев ревматоидного артрита, хотя показатель неспецифичен для данного заболевания. Ревматоидный фактор также может быть выявлен при синдроме Шегрена, склеродермии и дерматомиозите.

Помимо компонентов ядра клетки и иммуноглобулинов, могут образовываться антитела к фосфолипидам, являющимся составными частями клеточной стенки. Антифосфолипидные антитела представляют собой семейство иммуноглобулинов разных классов (IgA, IgM и IgG), которые распознают определенные участки молекул фосфолипидов. Однако, согласно исследованиям, выяснено, что главными мишенями АФЛА являются не сами фосфолипиды, а связывающиеся с ними белки плазмы, так называемые кофакторы. Комплекс кофактор-фосфолипид формирует новую молекулярную последовательность, к которой вырабатываются специфические антитела. Одним из таких плазменных кофакторов является β2-гликопротеин I.

Коллаген – это основной белок соединительной ткани, обеспечивающий ее прочность и эластичность. Антитела к нему могут встречаться при некоторых заболеваниях соединительной ткани, в частности протекающих с аутоиммунным поражением кожи, однако самостоятельного диагностического значения не имеют.

Для чего используется исследование?

  • Для оценки реактивности иммунной системы, выявления общих маркеров аутоиммунных заболеваний.

Когда назначается исследование?

  • Разработчики данной лабораторной тест-системы рекомендуют его использование перед плановой вакцинацией, а также перед назначением иммунотропной терапии.

Что означают результаты?

На основании полученных результатов проводится расчет среднего индивидуального уровня иммунореактивности:

  • Оптимальный.

  • Гиперреактивность – активация иммунной системы, например на фоне острых инфекций, обострения хронических инфекций, воспалительных или аутоиммунных заболеваний.

  • Гипореактивность – подавление активности иммунной системы, при длительно текущих инфекциях, хронических интоксикациях, иммунодефицитах различного происхождения.

Обнаружение повышенного титра антител к двуспиральной ДНК или ревматоидного фактора свидетельствует о возможном наличии аутоиммунного заболевания.

Антитела к интерферонам могут выявляться при хронических воспалительных процессах.

Повышение уровня всех исследуемых антител производители данной лабораторной тест-системы рекомендуют трактовать как отражение общей активации иммунной системы в ответ на острые инфекционные и воспалительные процессы.

Что может влиять на результат?

  • Исследование уровня антител к β2-гликопротеину I нецелесообразно проводить на фоне лечения антикоагулянтами (гепарин, низкомолекулярные гепарины, новые оральные антикоагулянты (эликвис, прадакса, ксарелто), варфарин), так как препараты могут влиять на результат. Возможность их временной отмены для проведения исследования необходимо обсуждать с лечащим врачом.
  • На уровень антител к интерферонам может влиять терапия препаратами, содержащими в качестве действующего вещества рекомбинантные интерфероны.



Важные замечания

  • Рекомбинатные интерфероны входят в состав некоторых лекарственных препаратов, применяющихся в лечении аутоиммунных и онкологических заболеваний. Применение таких препаратов также может приводить к индукции синтеза антител против интерферонов.

Также рекомендуется

  • Антитела к кардиолипину, IgG и IgM

  • Антитела к β2-гликопротеину I, IgG и IgM

  • Волчаночный антикоагулянт

  • Иммуноблот антифосфолипидных антител, IgG и IgM

  • Иммуноблот антинуклеарных антител

  • Фенотипирование лимфоцитов (основные субпопуляции) — CD3, CD4, CD8, CD19, CD56

Кто назначает исследование?

Иммунолог, ревматолог, терапевт, врач общей практики.

Литература

  1. A Manual of Laboratory and Diagnostic Tests, 9th Edition, by Frances Fischbach, Marshall B. Dunning III. Wolters Kluwer Health, 2015. Page 606-607.

  2. Henry’s Clinical Diagnosis and Management by Laboratory Methods, 23e by Richard A. McPherson MD MSc (Author), Matthew R. Pincus MD PhD (Author). St. Louis, Missouri : Elsevier, 2016. Pages 995, 1003-1004.

  3. Клиническая лабораторная диагностика: национальное руководство: в 2 т. – T. II / Под ред. В. В. Долгова, В. В. Меньшикова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. С. 82-84, 99.

  4. Инструкция по применению набора реагентов для полуколичественного определения в сыворотке крови обследуемых пациентов панели аутоантител-маркеров состояния иммунной системы «ЭЛИ-Вакцина-ТЕСТ».

Источник