Учебное пособие по мрт для операторов

Учебное пособие по мрт для операторов thumbnail

Скачать бесплатно учебное пособие: Основы МРТ, Джозеф П. Хорнак

Год выпуска: 2005

Автор: Джозеф П. Хорнак

Жанр: Диагностика

Формат: CHM

Качество: OCR

Описание: Этот электронный обучающий пакет дает возможность понять принципы работы магнитно резонансной томографии (МРТ) как на микроскопическом, так и на макроскопическом уровнях, а также саму систему формирования изображения. Давайте начнем с иллюстрированного введения в некоторые основы МРТ. Магнитный резонанс является методом томографического отображения, служащим для получения послойных ЯМР-изображений человеческого тела. Каждый срез имеет толщину (Thk). Этот способ получения изображения, в некотором отношении, похож на удаление всего, что находится над срезом  и под ним. Срез состоит из отдельных элементов объема или вокселов (volume element). Объем каждого воксела составляет, примерно, 3 мм3. Магнитно-резонансное изображение состоит из отдельных элементов плоскости, называемых пикселами (picture element).  Интенсивность пиксела пропорциональна интенсивности ЯМР-сигнала состоящей из соответствующих элементов объема или вокселов отображаемого объекта.
Магнитно-резонансная томография основывается на поглощении и испускании энергии в радиочастотном диапазоне электромагнитного спектра. Из спектра затухания человеческого тела понятно, почему используются рентгеновские лучи, но почему же потребовалось так много времени для создания методики отображения при помощью радиоволн, особенно, если принять во внимание такую озабоченность здоровьем, связанную с ионизирующей радиацией, такой как рентгеновские лучи? Многим ученым говорили, что невозможно увидеть объект, меньше, чем длина волны излучения, используемого для получения изображения. МРТ преодолевает это ограничение за счет получения изображений, основанных на пространственных вариациях фазы и частоты радиочастотной энергии, поглощенной и испущенной отображаемым объектом.

Содержание книги

«Основы МРТ»

Введение

  1. ЯМРТ или МРТ?
  2. Томографическое отображение
  3. Микроскопические свойства, формирующие МРТ

Математика ЯМР

  1. Экспоненциальные функции
  2. Тригонометрические функции
  3. Дифференциалы и интегралы
  4. Вектора
  5. Матрицы
  6. Преобразования координат
  7. Свертывание
  8. Комплексные числа
  9. Преобразование Фурье

Физика спина

  1. Спин
  2. Свойства спина
  3. Ядра, имеющие ненулевой спин
  4. Энергетические уровни
  5. Переходы
  6. Диаграммы энергетических уровней
  7. Стационарный МР метод
  8. Статистика Больцмана
  9. Спиновые пакеты
  10. T1-процессы
  11. Прецессия
  12. T2-процессы
  13. Вращающаяся система отсчета
  14. Импульсные магнитные поля
  15. Спиновая релаксация
  16. Уравнения Блоха

ЯМР спектроскопия

  1. Временной интервал ЯМР-сигнала
  2. Соглашение о знаке частоты
  3. 90-FID последовательность
  4. Спин-эхо последовательность
  5. Последовательность инверсия-восстановление
  6. Химический сдвиг

Преобразования Фурье

  1. Проблема с положительными и отрицательными частотами
  2. Преобразование Фурье
  3. Фазовая коррекция
  4. Пары Фурье
  5. Теорема о свертке
  6. Цифровое преобразование Фурье
  7. Ошибка дискретизации
  8. Метод двумерного преобразования Фурье

Принципы отображения

  1. Градиент магнитного поля
  2. Частотное кодирование
  3. Метод обратного проецирования
  4. Выбор среза

Основы преобразования Фурье в томографии

  1. Градиент фазового кодирования
  2. Томография с применением преобразования Фурье
  3. Преобразование сигнала
  4. Разрешение изображения

Основные принципы построения изображения

  1. Многослойная томография
  2. Наклонная томография
  3. Спин-эхо томография
  4. Томография инверсия-восстановление
  5. Томография градиентное эхо
  6. Контрастность изображения

Аппаратура

  1. Обзор аппаратуры
  2. Магнит
  3. Градиентные катушки
  4. РЧ катушки
  5. Фазочувствительный детектор
  6. Безопасность
  7. Фантомы

Представление изображения

  1. Гистограмма изображения
  2. Обработка изображения
  3. Координаты изображения
  4. Плоскости изображения

Артефакты изображения

  1. РЧ квадратурный артефакт
  2. Артефакты негомогенности поля Bo
  3. Артефакты градиентов
  4. Артефакты РЧ негомогенности
  5. Артефакты движения
  6. Артефакты потока
  7. Артефакты химического сдвига
  8. Артефакты частичного объема
  9. Артефакты заворота
  10. «Звон» Гиббса

Методы построения изображения

  1. Объемное построение (трехмерное построение)
  2. Отображение тока (МР ангиография)
  3. Диффузионная томография
  4. Томография турбо спин-эхо
  5. Отображение химического сдвига (подавление жировой ткани)
  6. Эхо-планарная томография (функциональная МРТ)
  7. Пространственно-локализующая спектроскопия
  8. Химические контрастирующие агенты
  9. Контрастирование переносом намагниченности
  10. Отображение с переменной шириной спектра
  11. T1, T2, и протон-взвешенные изображения
  12. Классификация тканей
  13. Отображение гиперполяризованного инертного газа

Ваше МРТ исследование

  1. Осмотр
  2. Томограф
  3. Исследование
  4. Результаты исследования

Клинические изображения

  1. Ангиография
  2. Голова и шея
  3. Позвоночник
  4. Конечности

скачать учебное пособие: «Основы МРТ»

Источник

Учебное пособие по мрт для операторов
Название: Атлас нормальной анатомии магнитно-резонансной и компьютерной томографии головного мозга
Автор: Власов Е.А., Байбаков С.Е.
Год издания: 2015
Размер: 127.72 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

«Атлас нормальной анатомии магнитно-резонансной и компьютерной томографии головного мозга» посвящен актуальной проблеме нейроморфологии и краниологии – прижизненной макроскопической характеристике головного мозга и черепа с применением современных методов визуализации – магнитно-резонансной томографии и компьютерной томографии.Cовременные запросы радиологической, нейрохирургической, неврологической и психиатрической клиники позволяют пользоваться традиционными атласами классической описательной анатомии, однако требуются атласы прижизненной анатомии головного мозга, которые помогают избежать артефактов и погрешностей, возникающих при фиксации головного мозга. Верификация существующих данных, определение новых стереотаксических и топографических взаимоотношений – основная задача, которую поставили перед собой авторы данного атласа. В атласе представлены более 500 томограмм: магнитно-резонансные томограммы головного мозга, магнитно-резонансные ангиограммы головного мозга, магнитно-резонансные томограммы черепных нервов, компьютерные томограммы головного мозга, компьютерные ангиограммы сосудов головного мозга. Выполнена компьютерная реконструкция костей черепа, дана подробная информация об одном из сложнейших объектов черепа человека – височной кости. Представленные томограммы могут заинтересовать специалистов в области магнитно-резонансной и компьютерной диагностики не только в качестве эквивалента нормы головного мозга, но и в пределах достаточно широкого диапазона индивидуальной анатомической нормы. Атлас предназначен для студентов медицинских вузов при изучении нормальной анатомии человека, специалистов в области МРТ– и КТ-диагностики, врачей-нейрохирургов, неврологов, психиатров, оториноларингологов и других специалистов-клиницистов.

Читайте также:  Как определить опухоль в голове без мрт

Также рекомендуем скачать

Учебное пособие по мрт для операторов
Название: Рентгенография в диагностике заболеваний органов грудной клетки. 2-е издание.
Автор: Мельников В.В.
Год издания: 2019
Размер: 318.38 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Второе издание учебного пособия «Рентгенография в диагностике заболеваний органов грудной клетки» на современном уровне рассматривает основные вопросы рентгенодиагностики патологии ОГК, где отражены р… Скачать книгу бесплатно

Учебное пособие по мрт для операторов
Название: Томография сердца.
Автор: Терновой С.К.
Год издания: 2018
Размер: 314.58 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Томография сердца» рассматривает на современном уровне диагностические сведения о КТ в кардиологии. Издание освещает такие вопросы, как история томографии в кардиологии, технические особенности… Скачать книгу бесплатно

Учебное пособие по мрт для операторов
Название: Диагностическая нейрорадиология. Том 1.
Автор: Корниенко В.Н., Пронин И.Н.
Год издания: 2008
Размер: 434.59 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Первый том издания «Диагностическая нейрорадиология» рассматривает историю развития нейрорентгенологии, онтогенез и нормальную анатомию головного мозга, его сосудов по данным МРТ и КТ, охарактеризован… Скачать книгу бесплатно

Учебное пособие по мрт для операторов
Название: Диагностическая нейрорадиология. Том 2.
Автор: Корниенко В.Н., Пронин И.Н.
Год издания: 2009
Размер: 418.09 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Диагностическая нейрорадиология» во втором томе рассматривает опухоли головного мозга в разрезе нейрорадиологических методов исследования. В книге охарактеризованы перфузионные методы гемодинам… Скачать книгу бесплатно

Учебное пособие по мрт для операторов
Название: Диагностическая нейрорадиология. Том 3.
Автор: Корниенко В.Н., Пронин И.Н.
Год издания: 2009
Размер: 434.61 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Третий том книги «Диагностическая нейрорадиология» рассматривает широкий круг вопросов, освещая инфекционные (внутричерепная инфекция), демиелинизирующие и дегенеративные заболевания головного мозга, … Скачать книгу бесплатно

Учебное пособие по мрт для операторов
Название: Диагностическая нейрорадиология. Том 4.
Автор: Корниенко В.Н., Пронин И.Н.
Год издания: 2012
Размер: 455.27 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Четвертый том издания «Диагностическая нейрорадиология» описывает опухоли основания черепа. В книге рассмотрены анатомическое строение основания черепа, рассмотрена орбита в разрезе методов нейрорадио… Скачать книгу бесплатно

Учебное пособие по мрт для операторов
Название: Диагностическая нейрорадиология. Том 5.
Автор: Корниенко В.Н., Пронин И.Н.
Год издания: 2014
Размер: 638.5 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга «Диагностическая нейрорадиология. Том 5» рассматривает патологию позвоночника и спинного мозга в аспекте нейрорадиовизуализации. В издании освещены КТ и МРТ визуализации, включая 3D томографичес… Скачать книгу бесплатно

Учебное пособие по мрт для операторов
Название: Лучевая диагностика в травматологии и ортопедии
Автор: МакКиннис Линн Н.
Год издания: 2015
Размер: 114.04 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Клиническое руководство «Лучевая диагностика в травматологии и ортопедии» под ред., Линн Н. МакКинниса рассматривает общие принципы визуализации опорно-двигательного аппарата в клинической практике. И… Скачать книгу бесплатно

Учебное пособие по мрт для операторов
Название: Атлас рентгеноанатомии и укладок. Руководство для врачей.
Автор: Ростовцев М.В.
Год издания: 2017
Размер: 9.08 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Второе издание книги «Атлас рентгеноанатомии и укладок. Руководство для врачей» рассматривает основные вопросы рентгеноанатомии человека, приводит основные принципы и рентгенологические укладки для ис… Скачать книгу бесплатно

Читайте также:  Как делают мрт головного мозга больно ли

Учебное пособие по мрт для операторов
Название: Рентгенография в диагностике заболеваний органов грудной клетки. Часть 1.
Автор: Мельников В.В.
Год издания: 2017
Размер: 67.91 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Учебное пособие «Рентгенография в диагностике заболеваний органов грудной клетки» в первой части рассматривает рентгенографическую картину наиболее распространенных заболеваний ОГК, характеризуя синдр… Скачать книгу бесплатно

Источник

Ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíàÿ òîìîãðàôèÿ

Ñóòü ìåòîäà: ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíàÿ òîìîãðàôèÿ (ÌÐÒ) – òîìîãðàôè÷åñêèé ìåòîä èññëåäîâàíèÿ âíóòðåííèõ îðãàíîâ è òêàíåé, îïèðàþùèéñÿ íà ôèçè÷åñêîå ÿâëåíèå ÿäåðíîãî ìàãíèòíîãî ðåçîíàíñà (ßÌÐ).

Ìåòîä îñíîâàí íà èçìåðåíèè ýëåêòðîìàãíèòíîãî îòêëèêà ÿäåð àòîìîâ âîäîðîäà íà âîçáóæäåíèå èõ îïðåäåë¸ííîé êîìáèíàöèåé ýëåêòðîìàãíèòíûõ âîëí â ïîñòîÿííîì ìàãíèòíîì ïîëå âûñîêîé íàïðÿæ¸ííîñòè. Ïðè èññëåäîâàíèè ïðîèñõîäèò âîçäåéñòâèå ìàãíèòíîãî ïîëÿ íà àòîìû âîäîðîäà â ñîñòàâå ìîëåêóëû âîäû (à òî÷íåå, íà èõ ÿäðà – ïðîòîíû) òêàíåé ÷åëîâå÷åñêîãî îðãàíèçìà, êîòîðûå âûñòðàèâàþòñÿ ïàðàëëåëüíî ìàãíèòíîìó ïîëþ. Äðóãèìè ñëîâàìè, íà îðãàíèçì êîðîòêîå âðåìÿ âîçäåéñòâóþò ðàäèîâîëíû, êîòîðûå ïðèâîäÿò â äâèæåíèå ÿäðà àòîìîâ âîäîðîäà. Ïî îêîí÷àíèè âîçäåéñòâèÿ àòîìû âîäîðîäà ñòðåìÿòñÿ ðàñïîëîæèòüñÿ â ïðåæíåì õàîòè÷íîì ïîðÿäêå, ïîäàâàÿ ñëàáûé ðàäèîñèãíàë, êîòîðûé ïåðåâîäèò â èçîáðàæåíèå ñïåöèàëüíàÿ ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíàÿ óñòàíîâêà.

Íåêîòîðîå âðåìÿ ñóùåñòâîâàë òåðìèí ßÌÐ-òîìîãðàôèÿ, áîëåå ñîîòâåòñòâóþùèé ôèçè÷åñêîé ñóùíîñòè ìåòîäà. Îäíàêî ïîñëå ×åðíîáûëüñêîé êàòàñòðîôû 1986 ãîäà, â ñâÿçè ñ ðàçâèòèåì ó ëþäåé ðàäèîôîáèè, áûëî ïðåäëîæåíî áîëåå «êîììåð÷åñêîå» íàçâàíèå – ÌÐÒ.

 íîâîì òåðìèíå èñ÷åçëî óïîìèíàíèå î «ÿäåðíîñòè» ìåòîäà, ÷òî è ïîçâîëèëî åìó äîñòàòî÷íî áåçáîëåçíåííî âîéòè â ïîâñåäíåâíóþ ìåäèöèíñêóþ ïðàêòèêó, íå âûçûâàÿ ó ïàöèåíòîâ íåæåëàòåëüíûõ àññîöèàöèé è ñòðàõîâ. Îäíàêî è ïåðâîíà÷àëüíîå íàçâàíèå òàêæå èìååò õîæäåíèå â ñðåäå ñïåöèàëèñòîâ.

Êðîìå ñîáñòâåííî ôèçè÷åñêîãî ýôôåêòà, ëåæàùåãî â ïðèíöèïèàëüíîé îñíîâå ìåòîäà, «ñëàãàåìûìè óñïåõà» ÿâëÿþòñÿ òåõíîëîãèè ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíîãî ñêàíèðîâàíèÿ è ìàòåìàòè÷åñêèå àëãîðèòìû êîìïüþòåðíîãî ìîäåëèðîâàíèÿ èçîáðàæåíèÿ íà îñíîâàíèè àíàëèçà èçëó÷åíèé ðåçîíàíñà.

Ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíàÿ òîìîãðàôèÿ ïîçâîëÿåò ñ âûñîêèì êà÷åñòâîì íàáëþäàòü ãîëîâíîé, ñïèííîé ìîçã è äðóãèå âíóòðåííèå îðãàíû. Ñîâðåìåííûå ìåòîäèêè ÌÐÒ äåëàþò âîçìîæíûì íåèíâàçèâíî (áåç âìåøàòåëüñòâà) èññëåäîâàòü ôóíêöèþ îðãàíî⠖ èçìåðÿòü ñêîðîñòü êðîâîòîêà, òîêà ñïèííî-ìîçãîâîé æèäêîñòè, îïðåäåëÿòü óðîâåíü äèôôóçèè â òêàíÿõ, âèäåòü àêòèâàöèþ êîðû ãîëîâíîãî ìîçãà ïðè ôóíêöèîíèðîâàíèè îðãàíîâ, çà êîòîðûå îòâå÷àåò äàííûé ó÷àñòîê êîðû (ôóíêöèîíàëüíàÿ ÌÐÒ). Ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíàÿ òîìîãðàôèÿ îáåñïå÷èâàåò òî÷íîå èçîáðàæåíèå âñåõ òêàíåé îðãàíèçìà, â îñîáåííîñòè ìÿãêèõ òêàíåé, õðÿùåé, ìåæïîçâîíî÷íûõ äèñêîâ è ìîçãà. Äàæå ñàìûå íåçíà÷èòåëüíûå âîñïàëèòåëüíûå î÷àãè ìîãóò áûòü îáíàðóæåíû íà ÌÐÒ.

NB! Ñòðóêòóðû ñ íèçêèì ñîäåðæàíèåì âîäû (êîñòè èëè ëåãêèå) íå ïîääàþòñÿ òîìîãðàôèè èç-çà íèçêîãî êà÷åñòâà èçîáðàæåíèÿ.

Íàèáîëåå ÷àñòûå ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíûå èññëåäîâàíèÿ:

• ÌÐÒ ãîëîâíîãî ìîçãà èëè ãèïîôèçà;

• ÌÐÒ ñîñóäîâ ãîëîâíîãî ìîçãà (àíãèîïðîãðàììà àðòåðèàëüíàÿ);

• ÌÐÒ ñîñóäîâ ãîëîâíîãî ìîçãà (àíãèîïðîãðàììà âåíîçíàÿ);

• ÌÐÒ ìèåëîãðàììà;

• ÌÐÒ ñîñóäîâ øåè (ýêñòðàêðàíèàëüíàÿ àðòåðèàëüíàÿ èëè âåíîçíàÿ ïðîãðàììà);

• ÌÐÒ ñïèííîãî ìîçãà è ïîçâîíî÷íèêà: øåéíûé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà;

• ÌÐÒ ñïèííîãî ìîçãà è ïîçâîíî÷íèêà: ãðóäíîé îòäåë;

• ÌÐÒ ñïèííîãî ìîçãà è ïîçâîíî÷íèêà: ïîÿñíè÷íî-êðåñòöîâûé îòäåë;

• ÌÐÒ íàäïî÷å÷íèêîâ;

• ÌÐÒ îäíîãî ñóñòàâà (ÌÐÒ ëîêòåâîãî ñóñòàâà, ÌÐÒ êîëåííîãî ñóñòàâà);

• ÌÐÒ ãîëîâíîãî èëè ñïèííîãî ìîçãà (âêëþ÷àÿ êðàíèîâåðòåáðàëüíûé ïåðåõîä);

• ÌÐÒ áðþøíîé ïîëîñòè;

• ÌÐÒ îðãàíîâ ìàëîãî òàçà.

Ïðåèìóùåñòâà ÌÐÒ ïåðåä äðóãèìè ìåòîäàìè

• Íåèíâàçèâíîñòü: â îðãàíèçì ïàöèåíòà íå ââîäèòñÿ íèêàêèõ òðóáîê, êàòåòåðîâ, çîíäîâ è äðóãèõ óñòðîéñòâ. Ëèøü â íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ òðåáóåòñÿ âíóòðèâåííîå ââåäåíèå ñïåöèàëüíîãî êîíòðàñòíîãî âåùåñòâà.

• Áåçîïàñíîñòü: äî íàñòîÿùåãî âðåìåíè íå íàéäåíî äîêàçàòåëüñòâ, ÷òî ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíàÿ òîìîãðàôèÿ îêàçûâàåò êàêîå-ëèáî âðåäíîå âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì ÷åëîâåêà. ÌÐÒ ïðèìåíÿþò äàæå âî âðåìÿ áåðåìåííîñòè (åñëè ê ýòîìó åñòü ñòðîãèå ïîêàçàíèÿ).

• Âûñîêàÿ èíôîðìàòèâíîñòü.

• Îòñóòñòâèå äëèòåëüíûõ è íåóäîáíûõ ïðîöåäóð ïîäãîòîâêè ê èññëåäîâàíèþ.

• Ñðàçó æå ïîñëå îáñëåäîâàíèÿ ïàöèåíò âîçâðàùàåòñÿ ê ïðèâû÷íîìó îáðàçó æèçíè.

Ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíàÿ òîìîãðàôèÿ ïîçâîëÿåò ïîëó÷èòü èçîáðàæåíèå ïðàêòè÷åñêè âñåõ òêàíåé òåëà. Ââèäó òîãî, ÷òî ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíàÿ òîìîãðàôèÿ äàåò î÷åíü äåòàëüíîå èçîáðàæåíèå, îíà ñ÷èòàåòñÿ ëó÷øåé òåõíèêîé äëÿ âûÿâëåíèÿ ðàçëè÷íûõ îïóõîëåé, èññëåäîâàíèÿ íàðóøåíèé öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû è çàáîëåâàíèé îïîðíî-äâèãàòåëüíîé ñèñòåìû.  ðåçóëüòàòå ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíîé òîìîãðàôèè ïîëó÷àåòñÿ ïîëíîöåííàÿ, òðåõìåðíàÿ êàðòèíà èññëåäóåìîé îáëàñòè òåëà.

Читайте также:  Вредно ли мрт для детей

Áëàãîäàðÿ ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíîé òîìîãðàôèè ïîÿâëÿåòñÿ âîçìîæíîñòü, íå èñïîëüçóÿ êîíòðàñòíûå âåùåñòâà, òùàòåëüíî îáñëåäîâàòü ìíîãèå îðãàíû è ñèñòåìû.

Äèàãíîñòè÷åñêèé ïîòåíöèàë ÌÐÒ ìîæíî ïîâûñèòü ïðåäâàðèòåëüíûì ââåäåíèåì íåêîòîðûõ êîíòðàñòíûõ âåùåñòâ.  êà÷åñòâå ââîäèìîãî â êðîâÿíîå ðóñëî êîíòðàñòíîãî âåùåñòâà îáû÷íî ïðèìåíÿåòñÿ ýëåìåíò èç ãðóïïû ðåäêîçåìåëüíûõ ìåòàëëî⠖ ãàäîëèíèé, îáëàäàþùèé ñâîéñòâàìè ïàðàìàãíåòèêà, êîòîðûé ââîäèòñÿ âíóòðèâåííî.

Ïðåèìóùåñòâî ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíîé òîìîãðàôèè ïåðåä êîìïüþòåðíîé òîìîãðàôèåé (ÊÒ) íàèáîëåå î÷åâèäíî ïðè èññëåäîâàíèè òåõ îòäåëîâ íåðâíîé ñèñòåìû, èçîáðàæåíèå êîòîðûõ íåëüçÿ ïîëó÷èòü ñ ïîìîùüþ ÊÒ èç-çà ïåðåêðûòèÿ èññëåäóåìîé ìîçãîâîé òêàíè ïðèëåãàþùèìè êîñòíûìè ñòðóêòóðàìè. Êðîìå òîãî, ïðè ÌÐÒ ìîæíî ðàçëè÷àòü íåäîñòóïíûå ÊÒ èçìåíåíèÿ ïëîòíîñòè òêàíè ìîçãà, áåëîå è ñåðîå âåùåñòâî, âûÿâëÿòü ïîðàæåíèå òêàíè ìîçãà ïðè ðàññåÿííîì ñêëåðîçå è ïðî÷åå.

Ïðè ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíîé òîìîãðàôèè áîëüíîé íå ïîäâåðãàåòñÿ èîíèçèðóþùåìó îáëó÷åíèþ!

Îãðàíè÷åíèÿ ìåòîäà ÌÐÒ: ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíàÿ òîìîãðàôèÿ ïðîòèâîïîêàçàíà ïðè íàëè÷èè â îðãàíèçìå ÷åëîâåêà ìåòàëëè÷åñêèõ ïðåäìåòîâ (êàðäèîñòèìóëÿòîð, ìåòàëëè÷åñêèå ïðîòåçû, ïëàñòèíû è òàê äàëåå), òàê êàê ñóùåñòâóåò îïàñíîñòü èõ ñìåùåíèÿ ïîä äåéñòâèåì ìàãíèòíîãî ïîëÿ è, ñëåäîâàòåëüíî, äîïîëíèòåëüíîãî ïîâðåæäåíèÿ áëèçëåæàùèõ ñòðóêòóð.

Ïðîòèâîïîêàçàíà ÌÐÒ ïðè íàëè÷èè ó áîëüíûõ íàðóæíîãî âîäèòåëÿ ðèòìà ñåðäöà, áåðåìåííîñòè, âûðàæåííîé êëàóñòðîôîáèè (áîÿçíè ïðåáûâàíèÿ â òåñíîì ïîìåùåíèè).

Îñëîæíÿåò ïðèìåíåíèå ÌÐÒ-îáñëåäîâàíèÿ åãî äëèòåëüíîñòü – â òå÷åíèå 30–60 ìèíóò ïàöèåíò äîëæåí íàõîäèòüñÿ â íåïîäâèæíîì ñîñòîÿíèè.

Ïîêàçàíèÿ ê èññëåäîâàíèþ: ìåòîäèêà ÌÐÒ íàñòîëüêî èíôîðìàòèâíà, ÷òî ïîêàçàíèÿ äëÿ âûïîëíåíèÿ ÌÐÒ äîëæíû îïðåäåëÿòüñÿ âðà÷àìè-ñïåöèàëèñòàìè. ×àùå âñåãî ê ÌÐÒ ïðèáåãàþò íåâðîïàòîëîãè, íåéðîõèðóðãè, îðòîïåäû, ýíäîêðèíîëîãè, ãèíåêîëîãè. Ýòîò ñïèñîê äàëåêî íå ïîëîí, òàê êàê ÌÐÒ-èññëåäîâàíèÿ èíôîðìàòèâíû ïðè î÷åíü øèðîêîì ñïåêòðå çàáîëåâàíèé.

Íàèáîëåå ÷àñòûìè ïîêàçàíèÿìè äëÿ íàçíà÷åíèÿ ÌÐÒ ÿâëÿþòñÿ:

• çàáîëåâàíèÿ ãîëîâíîãî è ñïèííîãî ìîçãà ðàçëè÷íîé ýòèîëîãèè,

• òðàâìàòè÷åñêèå ïîâðåæäåíèÿ ïîçâîíî÷íèêà è êðóïíûõ ñóñòàâîâ,

• óïîðíûå ãîëîâíûå áîëè,

• ýíäîêðèííûå íàðóøåíèÿ,

• îñòåîõîíäðîç ïîçâîíî÷íèêà ñ âûðàæåííûì áîëåâûì ñèíäðîìîì.

Èñòîðè÷åñêè ïåðâûì ïðèìåíåíèåì ÌÐÒ áûëî èññëåäîâàíèå ãîëîâíîãî ìîçãà, îòêðûâøåå íîâûå ãîðèçîíòû â äèàãíîñòèêå íåâðîëîãè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé.

Ïðîâåäåíèå èññëåäîâàíèÿ: ïàöèåíò â ãîðèçîíòàëüíîì ïîëîæåíèè ïîìåùàåòñÿ â óçêèé òîííåëü òîìîãðàôà, ïðîäîëæèòåëüíîñòü ïðîöåäóðû çàâèñèò îò âèäà èññëåäîâàíèÿ. Ïàöèåíò äîëæåí ñîõðàíÿòü ïîëíóþ íåïîäâèæíîñòü èññëåäóåìîé àíàòîìè÷åñêîé îáëàñòè. Ïàöèåíò îáÿçàòåëüíî äîëæåí ñîîáùèòü âðà÷ó î íàëè÷èè â òåëå ìåòàëëè÷åñêîãî ñóñòàâíîãî ïðîòåçà, èñêóññòâåííîãî ñåðäå÷íîãî êëàïàíà, âæèâëåííûõ ýëåêòðîííûõ ïðèáîðîâ, ýëåêòðîííûõ èìïëàíòîâ ñðåäíåãî óõà èëè èìïëàíòîâ çóáîâ.

Î÷åíü âàæíî ïåðåä ÌÐÒ ñíÿòü ñ ñåáÿ ïðåäìåòû, ñîäåðæàùèå ìåòàëë. Ìåòàëëè÷åñêèå ïðåäìåòû ìîãóò íàðóøèòü äåéñòâèå ìàãíèòíîãî ïîëÿ, êîòîðîå èñïîëüçóåòñÿ âî âðåìÿ îáñëåäîâàíèÿ, è êà÷åñòâî ñíèìêîâ ìîæåò îêàçàòüñÿ ïëîõèì. Êðîìå òîãî, ìàãíèòíîå ïîëå ìîæåò ïîâðåäèòü ýëåêòðîíèêó.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ, ïîñëåäñòâèÿ è îñëîæíåíèÿ

• Àáñîëþòíûå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíîé òîìîãðàôèè:

• ìåòàëëè÷åñêîå èíîðîäíîå òåëî â ãëàçíèöå;

• âíóòðè÷åðåïíûå àíåâðèçìû, êëèïèðîâàííûå ôåððîìàãíèòíûì ìàòåðèàëîì;

• íàëè÷èå â òåëå ýëåêòðîííûõ ïðèñïîñîáëåíèé (êàðäèîñòèìóëÿòîð, íàïðèìåð);

• ãåìîïîýòè÷åñêàÿ àíåìèÿ (ïðè êîíòðàñòèðîâàíèè).

• Îòíîñèòåëüíûå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ìàãíèòíîðåçîíàíñíîé òîìîãðàôèè:

• íàðóæíûé âîäèòåëü ðèòìà;

• òÿæåëàÿ êëàóñòðîôîáèÿ èëè íåàäåêâàòíîå ïîâåäåíèå;

• áåðåìåííîñòü (îòíîñèòåëüíûì ïðîòèâîïîêàçàíèåì ÌÐÒ ÿâëÿåòñÿ áåðåìåííîñòü äî 12 íåäåëü, ïîñêîëüêó íà äàííûé ìîìåíò ñîáðàíî íåäîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî äîêàçàòåëüñòâ îòñóòñòâèÿ òåðàòîãåííîãî ýôôåêòà ìàãíèòíîãî ïîëÿ);

• âíóòðè÷åðåïíûå àíåâðèçìû, êëèïèðîâàííûå íåôåððîìàãíèòíûì ìàòåðèàëîì;

• ìåòàëëè÷åñêèå ïðîòåçû, êëèïñû èëè îñêîëêè â íåñêàíèðóåìûõ îðãàíàõ;

• íåâîçìîæíîñòü ñîõðàíÿòü íåïîäâèæíîñòü âñëåäñòâèå ñèëüíîé áîëè;

• òàòóèðîâêè ñ ñîäåðæàíèåì ìåòàëëè÷åñêèõ ñîåäèíåíèé;

• íåîáõîäèìîñòü ïîñòîÿííîãî êîíòðîëÿ æèçíåííî âàæíûõ ïîêàçàòåëåé;

– ñîñòîÿíèå àëêîãîëüíîãî èëè íàðêîòè÷åñêîãî îïüÿíåíèÿ.

NB! Ìåíñòðóàöèÿ, íàëè÷èå âíóòðèìàòî÷íîé ñïèðàëè, à òàê æå êîðìëåíèå ãðóäüþ íå ÿâëÿþòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè äëÿ èññëåäîâàíèÿ.

Îêîí÷àòåëüíîå ðåøåíèå î âîçìîæíîì îòêàçå ïàöèåíòó îò ïðîâåäåíèÿ ÌÐÒ-èññëåäîâàíèÿ ïðèíèìàåò íåïîñðåäñòâåííî ïåðåä èññëåäîâàíèåì âðà÷-ðåíòãåíîëîã.

Ïîäãîòîâêà ê èññëåäîâàíèþ: íå òðåáóåòñÿ.

Ðàñøèôðîâêà ðåçóëüòàòîâ èññëåäîâàíèÿ îáÿçàòåëüíî äîëæíà ïðîâîäèòüñÿ êâàëèôèöèðîâàííûì ñïåöèàëèñòîì â îáëàñòè ìàãíèòíî-ðåçîíàíñíîé òîìîãðàôèè, îêîí÷àòåëüíîå äèàãíîñòè÷åñêîå çàêëþ÷åíèå íà îñíîâàíèè âñåõ äàííûõ î ñîñòîÿíèè ïàöèåíòà âûíîñèòñÿ âðà÷îì-êëèíèöèñòîì, íàïðàâëÿâøèì áîëüíîãî íà èññëåäîâàíèå.

Источник