Унитарное государственное предприятие иммунитет собственности

Унитарное государственное предприятие иммунитет собственности thumbnail

Субъекты международного частного права

В учебниках по МЧП, как правило, не дается общего понятия субъекта. Мы будем исходить из того, что МЧП регулирует международные отношения невластного характера, то есть те отношения, обязательными участниками которых являются юридические лица, физические лица, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественный организации, политические партии, субъекты федераций, муниципалитеты. Эти субъекты являются субъектами внутреннего права государств, субъектами МЧП они становятся тогда, когда в правоотношении появляется иностранный участник. Следовательно ,субъекты МЧП -это участники международных отношений невластного характера. В этих отношениях могут участвовать и властные субъекты, однако. То есть субъекты МПП.

В МЧП субъекты разделены на две группы:

1) основные – это не суверенные субъекты, правоотношения которых всегда регулируются нормами международного частного права, то есть это обязательные участники международных отношений невластного характера. К ним относятся: юридические лица, физические лица, международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, общественный организации, политические партии, субъекты федераций, муниципалитеты. То есть главная особенность этих субъектов в том, что кто-то из них всегда присутствует в международных отношениях невластного характера.

2)Неосновные субъекты – это субъекты , которые становятся субъектами МЧП, когда вступают в правоотношения с основными субъектами. Это: государства, межгосударственные организации, квазигосударства, нации, которые борются за свою независимость. Если государство вступает в отношение с другим государством, то это отношения суверенного равенства – то есть горизонтальные отношения, если государство заключает сделку с юр. лицом другого государства – то это диагональные отношения.

Отношения между государствами построены на принципе суверенного равенства, каждое государство обладает суверенитетом, считается , что из суверенитета, как качества, вытекает иммунитет государства – то есть изъятие из-под юрисдикции другого государства. Это означает, что если государству подается иск в суде другого государства – оно вправе сослаться на иммунитете и тогда иск не будет принят и рассмотрен судом. На иммунитет государство не может ссылаться при осуществлении юрисдикции его собственными судами.

Существует три вида государственного иммунитета:

— юрисдикционный, который, в свою очередь, делятся на три подвида:

1) иммунитет от предъявления иска – то есть иск к государству в суде иностранного государства нельзя предъявить без согласия первого государства;

2) иммунитете от обеспечительных мер – такие меры, как арест имущества, запрет совершать определенные действия, а принимаются только с согласия соответствующего государства;

3) иммунитет от исполнения решения – решение в отношении государства можно исполнить только с согласия этого государства.

— иммунитет собственности (государственную собственность на территории другого государства нельзя подвергать принудительным мерам (конфисковывать, приватизировать и пр.))

— налоговый иммунитет (государство не обязано уплачивать налоги в казну другого государства. – налоговые льготы для консульских и дипломатических представительств).

Долгое время доминирующей была теория и практика абсолютного иммунитета, то есть иммунитеты государства распространялись не только на область МПП, но и на МЧП. С 40-х гг 20-го века начинает развиваться теория функционального иммунитета – это теория построена на мысли о том, что если государство вступает в невластные отношения, оно иммунитетом не пользуется. Законы об иммунитете государства были приняты в Австралии ,Аргентине, Великобритании, Канаде, Сингапуре, США, ЮАР. Основной идеей этих законов было то, что если государство вступает в коммерческие отношения – оно утрачивать право ссылаться на иммунитет. В 1972 году принимается ЕК об иммунитет государства – она установила изъятия из иммунитета для коммерческих сделок, трудовых отношений, сделок в промышленной , интеллектуальной собственностью, то есть практически во всех отраслях МЧП государство иммунитетом не пользовалось. В 2004 г. ГА ООН одобрила конвенцию о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.

Конвенция 2004 года – первый вопрос который решен в конвенции это, что понимать под понятием государства – это прежде всего государства и его органы, вторым пунктом в перечне идут субъекты федерации, при условии того, что они осуществляют суверенные государственные функции. В РФ субъекты – не являются субъектами МПП, полномочия субъектов и РФ разграничено в Конституции, в силу чего субъекты РФ иммунитетами не пользуются и суверенных функций не осуществляют. Формулировка конвенции учитывает практику других федеративных государств. Под государством понимаются: учреждение, институции, организации, на которых возложены публичные функции. В судебной практике Франции возникал вопрос по поводу иммунитета Российского государства в отношении культурных ценностей, и суды Франции признали государственный иммунитет за музеем. С этой точки зрения – СПбГУ может пользоваться иммунитетом? Применительно к образовательным услугам, если иностранный студент платит за свое обучение ,ему поставили два и он обжаловал это в польском суде – здесь не пользуется, так как речь идет о коммерческом отношении – пользовании услугами по обучению. А если польский студент учится на бюджетной основе? Здесь уже есть о чем рассуждать. В РФ государственные унитарные предприятия не пользуются иммунитетом, потому что они по своей сути представляют коммерческие организации с обособленным имуществом. Далее в понятие государства входят официальные представители этого государства. В силу своих должностных полномочий РФ представляют – Президент, глава Правительства и Министр иностранных дел – их действия признаются действиями государства. Они еще имеют личные иммунитеты, так что нужно разграничивать когда они действовали в личном качестве, а когда – как представители государства. Ст.5 Конвенции говорит о том, что государства пользуются иммунитетом в международных отношениях частно-правового характера. То есть государства пользуются иммунитетом – по общей формулировке, но далее установлено восемь изъятий из государственного иммунитета. То есть, если государство вступает в соответствующее отношении – оно иммунитетом не пользуется.

Читайте также:  Что нужно сделать чтобы поднять иммунитет

Изъятия:

1) В отношении коммерческих сделок. Для определения того, является ли сделка коммерческой для государства – используются два критерия: природа сделки( если коммерческая по своей природе сделка совершается между государствами, то она под действие данного пункта не подпадает, имеются в виду коммерческие сделки с не суверенными субъектами); цель сделки ( то есть в каких интересах сделка совершается – в частных или публичных).

2) Трудовые отношения. Речь идет о трудовых отношениях с лицом, которое выполняет или планирует выполнять работу в государстве суда. Из данного вида отношений предусмотрено множество изъятий, когда государство все таки иммунитетом пользуется. Если речь идет о найме дипломатических и консульских агентов. Главы государств, Правительств, глава министерства иностранных дел.

3) Изъятие для граждан, с которыми заключен контракт – то есть для граждан собственного государства, за исключением случая ,когда они постоянно проживают на территории другого государства

4) Государство может заявить о своем иммунитете в интересах государственной безопасности.

5) Речь идет об ущербе жизни ,собственности ,здоровью – то есть о внедоговорных обязательствах. Когда иностранное государство причиняет имущественный или иной вред гражданину, находящемуся на территории государства суда.

6) Речь идет о правоотношениях собственности, это не только споры ,связанные с прекращением и возникновением права собственности, но споры ,связанные с передачей в дар, наследованием, бесхозяйным имуществом, если там есть государственные интересы, споры по отношениям связанным с управлением собственности при банкротстве, ликвидации юридического лица. То есть любые споры – прямо или косвенно связанные с правом собственности. РФ пошло на ограничение своего иммунитета в деле правового статуса торговых представительств.

7) Спор, касающийся интеллектуальной собственности – право на товарные знаки, промышленные образцы изобретения, другие объекты промышленной собственности, авторских прав.

8) Следующая категория споров, изъятых из под иммунитета – это споры связанные с участием государства в ассоциациях ,обществах и других организациях, при чем не обязательно, чтобы эти государства были юридическими лицами. Ограничение иммунитета существует при наличии ряда условий: такое общество или организация должны иметь в качестве участника не суверенных субъектов. Во-вторых они должны быть зарегистрированы в государстве суда, и иметь там главные органы. То есть, условно говоря, если РФ захочет участвовать в Германском ГНБХ наряду с другими германскими фирмами – она иммунитетом не пользуется.

9) Следующая категория касается морских судов, используемых для коммерческих нужд. Все военные суда – безусловно пользуются иммунитетом. Государственным иммунитетом пользуются гражданские суда, которые используются для государственных некоммерческих целей. Изъятие из иммунитета в отношении коммерческих судов распространяются на отношения, связанные с эксплуатацией судов на причинение ущерба этим суднам и на договоры перевозки.

10) По вопросам коммерческого арбитража – если государство заключает арбитражное соглашение, то тем самым оно не вправе ссылаться на иммунитет от судебного контроля за арбитражем. То есть оно отказывается от иммунитета в отношении таких вопросов, как недействительность арбитражного соглашения, принудительное исполнения решений коммерческого арбитража, отмена решения коммерческого арбитража.

Это касается иммунитета от предъявления иска. Что касается применения обеспечительных мер, то конвенция стоит на позициях абсолютного иммунитета – то есть она допускает только отказ государства от иммунитета, такой отказ возможен в силу – международного договора контракта или одностороннего заявления государства.

· Если государство специально резервирует имущество для целей данного спора – то на такое имущество можно наложить арест.

В отношении иммунитета от исполнения судебного решения государству предоставлен весьма ограниченный иммунитет, не исполнять судебное решение можно, только если государство ссылается на государственный некоммерческий интерес, который сложно доказать. Конвенция вводит перечень имущества – на которое не может быть обращено взыскание по долгам государства( это прежде всего военное имущество, имущество диппредставительств, культурные ценности, не предназначенные для продажи и имущество, которое используется в целях образования и науки и не предназначенное для продажи).

Читайте также:  Гимнастика укрепляющая иммунитет детей

В РФ — ст.401 ГПК и ст.251 АПК. Ст.401 ГПК говорит, что подать иск, применить обеспечительные меры. Исполнить судебное решение – можно только согласия соответствующего государства, то есть ГПК стоит на позиции абсолютного иммунитета, он правда говорит: если иное не предусмотрено международным договором или ФЗ. Далее АПК говорит о том, что государство иммунитетом пользуется, если выступает в качестве носителя власти, то есть позиция АПК – функциональный иммунитет. Надо сказать ,что И.О.Хлестова предлагает принять закон об иммунитете государства, основанный на теории функционального иммунитета.

Источник

1. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального государственного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» в соответствии с Федеральным законом «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского». От имени Российской Федерации права собственника имущества государственного унитарного предприятия может осуществлять Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» в порядке, установленном Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». От имени Российской Федерации права собственника имущества федерального унитарного предприятия может осуществлять федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» в соответствии с Федеральным законом «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт».

(см. текст в предыдущей редакции)

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

2. В Российской Федерации создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, — федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (далее также — государственное предприятие), муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (далее также — казенное предприятие).

3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

5. Под федеральным унитарным предприятием, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, в целях настоящего Федерального закона понимается:

1) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

2) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, включенные в перечень стратегических предприятий и организаций, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

Читайте также:  Чем сильно поднять иммунитет детям

3) федеральное государственное унитарное предприятие и федеральное казенное предприятие, определенные отдельным решением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

(п. 5 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 267-ФЗ)

Открыть полный текст документа

Источник

Европейская
(Брюссельская) конвенция о государственном
иммунитете 1972 г.

Статья 7

1. Договаривающееся государство не
может ссылаться на иммунитет от
юрисдикции в суде другого Договаривающегося
государства, если оно имеет на
территории государства, где происходит
судебное разбирательство, бюро,
агентство, либо другое учреждение,
через которые оно осуществляет тем
же образом, что и частное лицо,
промышленную, коммерческую или
финансовую деятельность, и если
судебное разбирательство касается
этой деятельности бюро, агентства
или учреждения.

2. Параграф 1 не применяется, если
всеми сторонами в споре являются
государства и если стороны договорились
об ином в письменной форме.

Статья 2. Унитарное предприятие

1. Унитарным предприятием признается
коммерческая организация, не наделенная
правом собственности на имущество,
закрепленное за ней собственником. В
форме унитарных предприятий могут быть
созданы только государственные и
муниципальные предприятия. Имущество
унитарного предприятия принадлежит на
праве собственности Российской Федерации,
субъекту Российской Федерации или
муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или
субъекта Российской Федерации права
собственника имущества унитарного
предприятия осуществляют органы
государственной власти Российской
Федерации или органы государственной
власти субъекта Российской Федерации
в рамках их компетенции, установленной
актами, определяющими статус этих
органов. От имени Российской Федерации
права собственника имущества федерального
государственного предприятия может
осуществлять Государственная корпорация
по атомной энергии «Росатом» в
порядке, установленном Федеральным
законом»О Государственной корпорации по
атомной энергии «Росатом», а также
государственная академия наук в порядке,
установленном Федеральнымзакономот 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и
государственной научно-технической
политике».

Имущество унитарного предприятия
принадлежит ему на праве хозяйственного
ведения или на праве оперативного
управления, является неделимым и не
может быть распределено по вкладам
(долям, паям), в том числе между работниками
унитарного предприятия.

Унитарное предприятие может от своего
имени приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные
права, нести обязанности, быть истцом
и ответчиком в суде.

(ст.
2, Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред.
от 30.11.2011) «О государственных и
муниципальных унитарных предприятиях»
)

Статья 10
Коммерческие сделки

1. Если государство заключает коммерческую
сделку с иностранным физическим или
юридическим лицом и, в силу применимых
норм международного частного права,
разногласия относительно этой коммерческой
сделки подлежат юрисдикции суда другого
государства, это государство не может
ссылаться на иммунитет от юрисдикции
при разбирательстве дела, возникшего
из

2. Пункт
1не применяется:

a) в случае коммерческой сделки между
государствами; или

b) если стороны коммерческой сделки явно
договорились об ином.

3. Если государственное предприятие
или другое образование, учрежденное
государством, которое обладает независимой
правосубъектностью и способно:

a) предъявлять иск или являться
ответчиком по иску;и

b) приобретать имущество, иметь его в
своей собственности или владеть и
распоряжаться им, включая имущество,
которое это государство передает в его
пользование или под его управление,

участвует в разбирательстве, которое
связано с коммерческой сделкой,
заключенной этим образованием, то
иммунитет от юрисдикции, которым
пользуется это государство, не
затрагивается.

(ст.
10, «Конвенция Организации Объединенных
Наций о юрисдикционных иммунитетах
государств и их собственности» (Вместе
с «Толкованиями в отношении определенных
положений Конвенции») (Принята в г.
Нью-Йорке 02.12.2004 Резолюцией 59/38 на 65-ом
пленарном заседании 59-ой сессии
Генеральной Ассамблеи ООН)
)

Согласно ст.2 Федерального закона от
14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О
государственных и муниципальных
унитарных предприятиях», государственные
унитарные предприятия от своего имени
могут приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные
права, нести обязанности, быть истцом
и ответчиком в суде, они в соответствии
с данной статьей также не наделяются
правом собственности на имущество,
закрепленное за ним собственником на
праве оперативного управления. Но
даже если и данные средства находятся
в собственности государства, то согласно
ст.10 ч.3 Конвенции ООН о юрисдикционных
иммунитетах государств и их собственности,
государство в таких отношениях не имеет
право ссылаться на гос. иммунитет.Кроме
того,поскольку данное предприятие
может выступать в суде ответчиком, то
согласно п «а» ч.3 ст.10 конвенции в данном
случае иммунитет государства не
затрагивается и соответственно в
требованиях должно быть отказано.
Т.о. государственные унитарные предприятия
не могут ссылаться на гос.иммунитет.
Иммунитет будет действовать только в
случае, если это будет дипломатическое,
консульское учреждение и будут публичные
правоотношения, тогда иммунитет будет
действовать.

Тема 7

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник