Урок иммунитет переливание крови

Урок иммунитет переливание крови thumbnail

Технологическая карта урока

Учитель: Колесниченко Светлана Михайловна

Образовательное учреждение: МБОУ «Шаповаловская СОШ»

Учебный предмет: биология.

Класс: 8 класс.

Дата проведения 26.10 18

Тема урока: Иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови

Тип урока: Урок – «открытия» нового знания,

Цель урока: Цели урока: узнать, что изучает иммунология, каковы её цели и задачи;узнать, что такое вакцина, сыворотка, аллергены, резус-фактор, группы крови; познакомиться с вкладом ученых в развитие иммунологии;

составить схему переливания крови, схему «виды иммунитета», выяснить значение резус-фактора и причину резус- конфликта.

Планируемы результаты обучения:

личностные:

• формирование интересов , направленных на изучение особенностей строения и функционирования человеческого организма;

• использование приобретенных знаний и умений

предметные :

• формирование понятий иммунитет, вакцин, сыворотка, тканевая несовместимость, гемолитическая желтуха, группы крови, резус- фактор;

особенности переливания крови.

метапредметные :

• определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата при усвоении информации;

• умение анализировать, сопоставлять, организовывать собственную деятельность;

• овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

• умение вести самостоятельный поиск информации

Формируемые УУД:

Познавательные:

  • Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.

  • Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.

Коммуникативные:

  • Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.

  • Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.

Предметные:

  • Усвоение учащимися понятий: иммунология, иммунитет, виды иммунитета, вакцина, сыворотка, группы крови, донор, реципиент.

  • Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

  • Коммуникативные:

  • Через организацию работы в микрогруппах, развития умения самоорганизации;

  • Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии  в рамках работы в группах.

Метапредметные:

  • Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительных источников;

  • Продолжить формировать умения  приемов сравнения, анализа ;

Личностные:

  • Формирование мировоззренческих представлений учащихся;

  • Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;

  • Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности

Технология, в которой выстроен урок: технология проблемного обучения.

Методы: проблемно — поисковый, групповой.

Ресурс: УМК Биология Человек, Маш,Вентана-Графф ,2016,презентация.

Оборудование: ПК, проектор, раздаточный матери

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты. Формирование УУД.

Предметные

результаты

УУД:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

результаты

1. Мотивационный этап

Приветствие.

Отмечает отсутствующих. Мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания позитивной эмоциональной обстановки

Слова Сухомлинского Презентация. Сл1

Приветствие преподавателя. Осуществляют самопроверку готовности к уроку, настраиваются на урок.

Р: Самоорганизация

Нравственно-этическое оценивание

2. Актуализация опорных знаний

Организует проверку домашнего задания, готовности к уроку.

Инструктивная карточка прил 1 , Презентация. Сл 2

Работают в инструктивных карточках. Взаимопроверка. Оценивание себя.

Обобщают полученные ранее знания по составу крови.

Р: Исправляют и оценивают свои знания и знания одноклассников.

П: Анализируют и дифференцируют полученные ранее знания.

К: Высказывают свою точку зрения.

Смыслоопределение.

Ответственное отношение к выполнению учебных задач.

3. Выявление затруднения

Постановка проблемы. Как вы думаете, почему находясь в одинаковых условиях одни болеют, а другие нет? (иммунитет)

А как выдумаете, почему сегодня мы заговорили именно об этом?

( будем говорить о способах борьбы с инфекциями)

Отвечают на вопрос, дополняют друг друга.

Формирование интереса к изучаемому вопросу.

П: Установление причинно-следственных связей.

Р: Предлагают способы решения поставленной преподавателем проблемы.

К: Инициативное сотрудничество. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями одноклассников в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Ответственное отношение к выполнению учебных задач; уважительное отношение к другому человеку и его мнению.

4. Целеполагание

Давайте попробуем определить, что такое иммунология?

(в рабочую карту урока записывают)

Иммунология – наука об иммунитете

Как вы думаете, что она изучает?

Именно это нам и предстоит выяснить сегодня на уроке.

Цели урока: узнать, что изучает иммунология, каковы её цели и задачи;

узнать, что такое вакцина, сыворотка, аллергены, резус-фактор, группы крови;

познакомиться с вкладом ученых в развитие иммунологии;

составить схему переливания крови, схему «виды иммунитета»,

выяснить значение резус-фактора и причину резус- конфликта.

Сл 3

Формируют тему и цель урока, планируют учебную деятельность.

Умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Р: Умение определять цель работы, ставить задачи, планировать её выполнение.

К: Умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы.

Осмысливают тему и цель урока. Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира; уважительное отношение к другому человеку и его мнению.

5. «Открытие» нового знания

Учитель: В настоящее время существует много профилактических и лечебных медицинских учреждений, которые помогают нам бороться с инфекционными болезнями. Нам бесплатно делают прививки. Но были и другие времена, когда ещё не знали о прививках.

Вот посмотрите на экран Сл 4

Учитель: Именно так выглядели города в 14 веке .Как вы думаете , почему я показала вам этот фрагмент? И о чем в нём говорится?( люди умирали от неизвестных болезней и не знали как с ними бороться)

Вам были даны индивидуальные задания и задания первое было : Найти исторические факты распространения страшных инфекций

(ученик, работавший по индивидуальному заданию делает сообщение «История эпидемий на Земле» )

Учитель: Ученые всего мира поставили перед собой задачу. Во что бы то ни стало найти причину этих страшных болезней. И второй ученик получил задание узнать, как учёные решали эту сложную задачку.

( ещё одно индивидуальное сообщение «История развития иммунологии»)

Учитель: Спасибо ребята. Так почему сегодня на земле нет эпидемии оспы, чумы?(Научились с ними бороться)

А как с ними борются? ( прививки, вакцины)

Задание. Найдите в учебнике определение, что такое вакцина?

                         И попытаемся определить, что такое вакцинация?

( вакцина- ослабленный вирус бактерий, вакцинация- введение вакцины)

Запишите эти понятия в вашу рабочую карту.

Учитель: -А для чего поводят вакцинацию?( вырабатывают иммунитет)

-А, что же делать, если вирус уже попал в организм и начал своё разрушительное действие? ( вводят лечебные сыворотки)

Что это такое? Найдите определение в учебнике и давайте вместе запишем его в технологическую карту.

ПР: Так чем отличаются эти два понятия?

При введении вакцины, организм человека самостоятельно вырабатывает антитела.

При введении лечебной сыворотки организм получает антитела в готовом виде. Лечебная сыворотка это препарат готовых антител.

А теперь взгляните на экран. Используя текст учебника и схему на доске, попытайтесь рассказать, как готовят препарат антидифтерийной сыворотки.

Читайте также:  Упал иммунитет при гепатите с

(рассказывают о приготовлении сыворотки)

Учитель:Мы говорим об иммунологии. А какое отношение к иммунитету имеют понятия вакцина и сыворотка.

( они способствуют выработке искусственного иммунитета, только вакцина отвечает за активный иск иммунитет, а сыворотка за пассивный)

Учитель: А, что такое иммунитет и какие ещё виды иммунитета вы знаете?

В рабочем листе заполните Кластер «иммунитет». Один человек сделает это у доски.( работает с интерактивной доской)

Кластер иммунитет

( пояснить каждый вид) стр 76-78

Учитель: Нужно ли делать прививки? ( обоснуйте ответ)

Как вы думаете, каждому человеку можно сделать прививку?

( нет, т. к. у некоторых возникает аллергия)

А, что такое аллергия? У нас было ещё одно индивидуальное задание, выяснить, что такое аллергия.( Сообщение «Аллергия»)

Учитель: Ну а сейчас, чтобы у нас свами не возникло аллергии на школу, немного отдохнем.

Физкультминутка.

В школу утром мы идём,

И портфель с собой несём.

Поглядим по сторонам,

Не чихает ли кто там.

Чтоб аллергии избежать

Станем пыль мы вытирать.

И на партах, на шкафах

( поднимемся на носках)

На полу мы пыль протрём

И учиться мы начнём.

Учитель: А ка вы думаете, существуют ли такие заболевания против которых нет иммунитета?( Грипп, СПИД)

И вот одна из задач современной иммунологии искать способы борьбы с такими серьёзными заболеваниями.

Но это не единственная проблема науки на сегодняшний день. Сейчас мы с вами поговорим ещё об одной проблеме, которую приходится решать иммунологам .Чтобы определить проблему нужно выполнить задания на ваших столах. И сейчас вы будете работать в группах.

1группа

Прочтите статью «Тканевая совместимость» и ответьте на следующие вопросы.

1. В г. Кейптауне (ЮАР) в 1967 г. сделали пересадку сердца. Операция прошла успешно, но пациент прожил всего18 дней. Как вы думаете, почему это произошло?

2. Какие задачи должны решить хирурги, занимающиеся трансплантацией тканей и органов?

2 группа

Прочтите статью «Переливание крови» и ответьте на следующие вопросы.

1.Папа римский Иннокентий VIII, удрученный старостью, приказал влить себе кровь от троих юношей, однако это стало причиной его гибели. Почему?

2. Сколько существует групп крови?

Учитель: Но это известно сегодня, а как узнали о существовании групп крови? У нас есть ещё одна историческая справка.

( сообщение « История изучения крови»)

4.Как называются люди, дающие кровь и получающие ее? Почему люди с I группой крови долгое время считались универсальными донорами. А люди с IV группой- универсальными реципиентами?

5. какие правила переливания существуют сегодня?Для чего на шевронах военных указывают группу крови?

3 группа

Прочтите статью «Резус-фактор» и ответьте на следующие вопросы.

1. Что ещё нужно знать для успешного переливания крови? Какой белок содержится в эритроцитах? На какие группы делят людей в связи с этим белком?

2. Почему будущим родителям необходимо знать резус-факторы друг друга?

Учитель: Давайте снова вернёмся к вашим рабочим картам и составим схему переливания крови. ( один человек у доски)

Работают с учебником, анализируют иллюстрацию на сл4

Извлекают из текста необходимую информацию, самостоятельно комментируют фрагмент.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в рабочей карте. Заполняют кластер «Иммунитет», выполняют физические упражнения вместе с учителем, работают в группах. Анализируют текст учебника, составляют «Схему переливания крови

Анализируют и обобщают информацию о группах крови, резус-факторе, переливании и свёртываемости крови.

Р:Формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Умение организовывать выполнение заданий преподавателя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П: Строить логическое рассуждение. Информационный поиск. Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, представлять результаты работы классу.

Установление причинно-следственных связей.

К: Участие в совместной деятельности. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Владение вербальными способами коммуникации (слышу, слушаю, отвечаю).

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию; осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; оценивать собственный вклад в работу группы.

Ответственное отношение к выполнению учебных задач;

осознание ценности здоровья.

6. Первичное закрепление нового знания

Давайте вместе сформулируем выводы по сегодняшнему уроку. А для этого в ваших рабочих картах есть задания, где нужно выбрать правильные утверждения. Эти утверждения и будут выводом по сегодняшнему уроку.

1.     Иммунология – это наука об иммунитете

2.            Побеждены многие болезни

3.            Созданы вакцины против многих заболеваний

4.            Разработаны лечебные сыворотки

5.            Разработаны способы лечения плоскостопия

6.            Разработаны методы пересадки органов

7.            Изучен скелет человека

8.            Разработана методика переливания крови

9.            Анатомия наука о строении организма человека

10.          Разработаны лекарственные препараты от аллергии

11.          Действие прямых и обратных связей в нервной системе

. Работают в рабочих картах, отвечают на вопросы учителя, формулируют выводы по уроку

Строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Сравнивают кровь человека и лягушки, делают выводы на основе сравнения.

Р:Умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

К:Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Владение диалогической, монологической речью.

Оценивать собственный вклад в работу группы, осознавать свои возможности и важность

данной темы.

Самооценка результатов деятельности.

7Домашнее задание

§15,16 прочитать, ответить на вопросы в конце параграфа, записи в тетради выучить.

Уточнить свою группу крови!

Работа с индивидуальной карточкой

Записывают д/з в дневники

Вклеивают текст

Понимают постановку домашнего задания и способов его выполнения.

Групповой

9. Рефлексия.

Ученики поднимают белую карточку, если согласны с утверждением, красную – если не согласны.

1. Первую вакцину создал Луи Пастер.

2. Больному человеку нужно вводить вакцину.

3. Человек с I группой крови является универсальным донором.

4. Человек с III группой крови является универсальным реципиентом.

5. Человек может заболеть чумкой собак.

6. Я хорошо усвоил материал.

7. Я обязательно сделаю прививку от гриппа.

8.Я отлично поработал на уроке.

Учитель : Спасибо вам за отличную плодотворную работу на уроке. Я желаю вам не болеть, беречь своё здоровье.

Не смотря на видимое обилие информации об иммунной системе человека и об иммунитете в целом, для медиков он до сих пор остается загадкой. Ежегодно раскрываются все новые и любопытные факты, а, следовательно, знание их будет весьма полезным. Врачи трудятся над постижением загадки иммунитета из года в год, но белых пятен и тайн даже в современной науке меньше не становится. Возможно, некоторые из вас посвятят свою жизнь изучению этого загадочного явления под названием – Иммунитет.

Читайте также:  Препараты хель для повышения иммунитета

Урок окончен. До встречи.

Участвуют в обсуждении, осознанно строят выводы, выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

Слушают и записывают задание в дневник. Осмысливают объем задания.

Анализ и обобщение урока.

Р: Проводят рефлексию учебной деятельности. Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Устанавливают связь между целью деятельности и её результатом.

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности

Источник

ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития»

Учитель биологии: Герасимова Лариса Сергеевна.

Конспект урока по биологии 8 класс.

Тема урока: «Тканевая совместимость. Переливание крови. Донорство».

Цель урока: сформировать знания у учащихся о группах крови, выявить основные отличия разных групп крови людей, раскрыть понятие агглютинации эритроцитов, механизм переливания крови, резус-фактор, донорство. Развивать способность анализировать и прогнозировать ситуацию, умение сравнивать разные группы крови, сопоставлять разные факты и события развивать логическое мышление.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, презентация к уроку (созданная с помощью ресурсов интернет).

Метод обучения: проблемный.

Тип урока: раскрывающий тему.

Вид урока: комбинированный.

Ход урока:

Организационный момент. (1 мин.)

I. Проверка знаний. (5 мин.)

1. Рассказать о компонентах внутренней среды и механизмах поддержания ее постоянства.

2. Записать состав крови и рассказать о ее элементах.

3. Задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать?

Il.Актуализация знаний. (2 мин.)

Постановка проблемы урока:

Проблема: В 1832 году петербургский врач Вольф впервые в России произвел переливание крови от человека человеку, женщине, находившейся при смерти из-за большой кровопотери. Успех переливания был блестящим: жизнь женщине была спасена.

После этого другие попытки переливания крови заканчивались по-разному: то блестящий успех, то тяжёлые осложнение вплоть до смерти.

В чём причина чередования успеха и неудач?

Ill Новый материал. (30 мин.)

Ещё в древности люди заметили важную роль крови и пытались кровью лечить людей. Гиппократ рекомендовал больным, страдающим заболеваниями пить кровь здоровых людей. В сочинениях Цельса сообщалось о том, что старики и больные эпилепсией пили кровь умирающих гладиаторов. Крови приписывали омолаживающее действие, например, папа Иннокентий VIII удрученный старостью лечился кровью, взятой от трёх мальчиков 10 лет. Исцеления не нашёл и вскоре умер. Из крови делали ванны древнегреческому царю Константину для лечения проказы. Считалось, что кровь –это чудодейственная жидкость, стоит только её применить. как жизнь может продлена на многие годы. «Первые успешные эксперименты по переливанию крови од одной собаки к другой были произведены в 1666 году английским анатомом Р. Лоуэром. А в 1667 году французский ученый Д.Б. Дени произвел первое переливание крови от животных к человеку.

Это была технически очень сложная операция. Ведь полая инъекционная игла ещё не была изобретена, и качестве иглы использовали птичье перо. А в качестве шприца — рыбий пузырь. Дени перелил один стакан крови от ягнёнка больному юноше, страдающему лихорадкой. Больной пережил тяжёлую аллергическую реакцию, но поправился. Тогда ученый объявил, что тот, кто даст себе перелить кровь, получит значительное вознаграждение. Рабочий бедного квартала Парижа согласился и был первым кто предоставил себя для опытов по переливанию крови. Операция прошла удачно. После переливания реципиент чувствовал себя отлично. Обрадованный этим результатом Дени стал проводить переливание одно за одним. Но не все переливания Дени были удачными. Начались осложнения, появились смертельные случаи. Причина заключалась в том, что кровь животных и человека несовместима.

В 1832 петербургский врач Г.Вольф сделал первое переливание крови от человека к человеку. Роженице, потерявшей много крови при родах, перелили кровь её мужа. Женщина была спасена. Первые попытки переливания крови от человека к человеку были удачными, хотя это была сложнейшая операция, не дававшая уверенности в результате. В ряде случаев возникали серьезные осложнения, вплоть до смертельных случаев. В 1873 году подсчитали, что из 247 переливаний крови – 176 закончились смертью больных. Причину тогда объяснить никто не мог. И всё же использование крови как лечебного средства, было заманчивым и привлекало внимание ученых. Разгадка пришла тогда, когда величайшее открытие в этой области сделал австрийский ученый К. Ландштейнер.

Экспериментальные исследования 1900 г.-1907г. позволили выявить группы крови человека. После чего появилась возможность избежать смертельных осложнений. Тогда уже было широко распространено учение об иммунитете, согласно которому при попадании в организм чужеродных белков (антигенов) происходит образование защитных веществ (антител) с последующей фиксацией, склеиванием и уничтожением антигенов. Оказалось, что склеивание (агглютинация) эритроцитов перелитой крови и есть одно из проявлений иммунитета — защиты организма от проникновения чужеродных белков. К. Ландштейнер предположил, а затем доказал наличие двух реагирующих веществ в эритроцитах и двух, способных вступать с ними в контакт, в плазме. Вещества, содержащиеся в эритроцитах, оказались антигенами (изоагглютиногенами) А и В. В же плазме или сыворотке содержатся антитела альфа и бета (аглитининами), вступающие в контакт с антигенами и вызывающие агглютинацию, α и β. При встрече «одноименных» антигенов и антител (например, А и α или В и β) происходит склеивание эритроцитов. Значит, в крови каждого человека должны содержаться такие агглютиногены, которые не склеивались бы агглютининами собственной плазмы. В результате многочисленных опытов с кровью) и оценки возможных комбинаций К. Ландштейнер установил, что всех людей в зависимости от свойств крови можно разделить на три группы. Чуть позднее (1906) чешский ученый Ян Янский выделил четвертую группу крови и дал всем группам обозначения, существующие и в настоящее время. Следует заметить, что Ян Янский был психиатром и свое открытие сделал при изучении крови психических больных, считая, что причина психических заболеваний кроется в свойствах крови.

Первая группа имеет обозначение I 0 αβ, т. е. у людей этой группы нет агглютиногенов (0), а в плазме содержатся агглютинины α и β. Кровь первой группы может быть перелита людям с любой группой крови, поэтому лица с первой группой названы универсальными донорами (слово «донор» происходит от donare — дарить).

Вторая группа имеет формулу II Aβ, т. е. эритроциты этой группы содержат агглютиногены А, а плазма — агглютинин β.

В третьей группе III Bα эритроциты содержат агглютиногены В, плазма — агглютинин α.

Читайте также:  Грудное молоко укрепляет иммунитет ребенка

В эритроцитах четвертой группы IV АВ присутствуют оба агглютиногена А и В, но в плазме нет агглютининов, способных склеивать чужие эритроциты. Людям, имеющим четвертую группу крови, можно переливать кровь любой группы, поэтому их называют универсальными реципиентами.

Переливание крови

Донор От лат.dono (дарю) –

 человек, отдающий кровь.

Реципиент от лат. recipiens (получающий)-

-человек, получающий кровь.

Агглютинация – явление склеивания эритроцитов.

Группа крови

Антигены

 (агглютиногены) в Er

Антитела (агглютинины) в плазме и сыворотке

0(I)

A(II)

B(III)

AB(IV)

A

B

AB

и

Универсальный донор 0(I)

Универсальный реципиент AB(IV)

Это интересно!

 В истории медицины известен донор, который за свою жизнь сдавал кровь 624 раза.

Резус-фактор(Rh)

  В эритроцитах человека содержится ещё один из важнейших факторов. Его впервые обнаружили в крови мартышек -резусов. Отсюда его такое интересное название.

Это изоантиген резус. Обозначается он так: Rh + и Rh-.

Оказывается, те люди у которых есть в крови этот антиген называются резус-положительными, а у которых нет резус-отрицательными. Резус -фактор содержится в крови приблизительно 85 % а у 15% он отсутствует.

Это интересно!

Около 85 % европейцев (99 % индейцев и азиатов) имеют резус-фактор и соответственно являются резус-положительными.

Остальные же 15 % (7 % у африканцев), у которых его нет, резус-

отрицательный.  

Резус-конфликт.

Это несовместимость групп крови по резус-фактору между резус-отрицательной (Rh−) матерью и резус-положительным (Rh+) ребенком. Если человеку с Rh-

 Попадает в организм кровь Rh+,

 его антитела начнут избавляться от этой крови, как от чужеродного тела.

 У беременных это приводит к отторжению плода и выкидышу.

Донорство:

При травмах и кровотечениях срочно нужна бывает кровь. Лучше всего переливать кровь идентичной группы, но в исключительных случаях кровь первой группы может быть перелита лицам с любой группой крови, реакции несовместимости не будет. Кровь второй группы совместима со второй и четвертой группами, третья — с третьей и четвертой. Кровь четвертой группы может быть перелита только лицам, имеющим четвертую группу крови. Правда при переливании разных групп крови эритроциты донора могут агглютинироваться сывороткой реципиента. Поэтому вливать можно строго ограниченное количество, не более 500 мл.

Донорство крови— добровольное жертвование собственной крови или её компонентов для последующего переливания нуждающимся больным, или получения компонентов медицинских препаратов.

У всех военнообязанных, врачей и людей работа которых связана с риском, в

документах и на шевронах верхней одежды обозначена группа их крови и

резус-фактор.

Виды доноров:

  • Активные доноры состоят на учете и регулярно сдают кровь (даже в любое время суток) ;
  • Доноры резерва находятся на учете в учреждениях службы крови; они периодически сдают кровь по планам-графикам комитетов и организаций обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;
  • Доноры-родственники сдают кровь в отделениях переливания крови тех учреждений, в которых находятся на лечении близкие им люди

Виды донорства:

Донорство цельной крови. Традиционный способ донорства состоит в том, что у донора забирают дозу цельной крови (до 450 мл).

Плазмоферез. В этом случае происходит заготовка только одного компонента крови — плазмы (до 600 мл).

Цитоферез. У донора забирается не плазма, а клетки крови: эритроциты или тромбоциты.

Показания к переливанию крови:

  • Острая потеря крови
  • Шоковое состояние
  • Непрекращающиеся кровотечения
  • Тяжёлое малокровие
  • Тяжёлые хирургические вмешательства

Противопоказания к переливанию крови:

  • Острая потеря крови
  • Шоковое состояние
  • Непрекращающиеся кровотечения
  • Тяжёлое малокровие
  • Тяжёлые хирургические вмешательства

О пользе донорства:

  • повышение устойчивости организма к кровопотере при авариях, несчастных случаях, ожогах, тяжелых операциях;
  • стимуляция кроветворения, самообновления организма;
  • профилактика заболеваний сердечнососудистой системы;
  • профилактика болезней иммунной системы, атеросклероза, нарушений пищеварения, деятельности печени, поджелудочной железы;
  • выведение избытка крови и её элементов, если он есть, из организма.

Кто может стать донором?

Согласно законам Российской Федерации, сдавать донорскую кровь может любой дееспособный гражданин, достигший совершеннолетия и прошедший ряд медицинских тестов.

Льготы, предоставляемые донору:

  • В зависимости от количества изъятой крови, доноры получают от 190 до 450 рублей.
  • В течение полугода учащимся учебных заведений – прибавка к стипендии в размере 25%;
  • В течение 1 года – пособие при любых заболеваниях в сумме полного заработка, вне зависимости от стажа работы;
  • В течение 1 года – бесплатное лечение в государственных поликлиниках и больницах;
  • В течение 1 года – выделение льготных путёвок в санатории и курорты.
  • В день взятия крови, а также в день мед. обследования, донору полагается оплачиваемый выходной.

Обследования перед сдачей крови:

  • терапевтическое обследование;
  • гематологический анализ крови;
  • биохимический анализ крови;
  • исследование на присутствие в крови вирусов гепатитов В и С;
  • анализ крови на вирус иммунодефицита человека;
  • анализ крови на бледную трепонему(сифилис)

Это интересно!

Но донорской крови не хватает, да и компоненты крови недолговечны, поэтому остро встал вопрос о создании искусственной крови. И такая кровь была создана. В конце 70-х годов сотрудник Института биофизики АН СССР профессор Феликс Федорович Белоярцев изобрел препарат – заменитель человеческой крови. У неё поэтическое название – «голубая кровь», да и по цвету эта жидкость была голубоватая. А научное название его — перфторан, В основу нового препарата были положены перфторированные углероды, способные растворять в себе кислород и углекислый газ, то есть выполнять функции газообмена, как и природная кровь, «Голубая кровь» обладала поистине уникальным свойствами: могла доставлять кислород через мельчайшие капилляры, которые при этом не закупоривались. Это был прорыв в медицине. Много жизней было спасено. Но много было и проблем. Например, на этот препарат  возможны аллергические реакции (гиперемия кожи, крапивница, кожный зуд), тахикардия, снижение артериального давления, гипертермия, головная боль, боли за грудиной и в поясничной области, затруднение дыхания.

И вот в 1999 году была присуждена Правительственная премия в области медицины «Признание» коллективу исследователей создавшим перфторан во главе с профессором Белоярцевым Ф.Ф, правда посмертно. В настоящее время перфторан активно используется в медицине для спасения жизни людей. Создано целое направление в косметологии на его основе – кислородная косметика.

III. Закрепление. (5 мин.)

1.Пользуясь схемой переливания крови определите, кто из родителей может быть донором для ребёнка с III группой крови, резус-фактор положительный, которому срочно требуется переливание крови. У матери I(О) группа крови, резус-фактор отрицательный, а у отца IV группа крови резус-фактор положительный.

2.Что случиться, если в крови реципиента антигены II группы встретятся с антителами донора III группы крови и почему?

IV. Д/з (2 мин.)

  1. Подготовить сообщение на тему: «Легенда о вампирах или болезнь «Порфирия»;
  2. Выучить записи в тетради

Источник