Венская конвенция дипломатический иммунитет

Венская конвенция дипломатический иммунитет thumbnail

Международное право - дипломатические сношения

Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 года – это международное соглашение, регулирующее вопросы, касающиеся дипломатических отношений. Среди этих вопросов – виды и функции дипломатических представительств; порядок назначения и отзыва членов дипломатического персонала; привилегии и иммунитеты, которыми пользуются дипломатические агенты при выполнении своих функций; классы и старшинство глав дипломатического представительства. Конвенция подписана и ратифицировали всеми основными государствами ООН.

Введение.

  • Венская Конвенция о дипломатических сношениях формулирует базовые принципы для установления и поддержания дипломатических отношений между независимыми суверенными государствами на основе их взаимного согласия.
  • От аккредитующего государства требуется получение предварительного согласия принимающего государства перед отправкой дипломатической миссии, но принимающее государство не обязано мотивировать свой отказ от выдачи своего согласия.
  • Государство пребывания может в любое время объявить любого члена дипломатического персонала (включая главу представительства) персоной нон грата (нежелательным лицом на своей территории) – статья 9.

Старшинство.

  • Главы дипломатических представительств подразделяются на три класса, а именно: класс послов и нунциев, класс посланников и интернунциев, класс поверенных в делах – статья 14.
  • Старшинство представителей одного и того же класса, определяется либо датой и часом их прибытия в данное государство в качестве таких представителей, либо датой вручения верительных грамот, т. е. датой официального вступления в исполнение служебных обязанностей.

Обязанности принимающего государства.

  • Миссия и руководитель представительства имеют право использовать национальный флаг и герб аккредитующего государства на зданиях представительства, включая резиденцию главы миссии и на транспортных средствах.
  • Принимающее государство несет ответственность по защите помещений и членов миссии, принимая адекватные меры. Также помещений, транспорт или другая собственность дипломатических представительств пользуются неприкосновенностью от любого рода досмотров, изъятий или повреждений.
  • Государство пребывания должно обеспечить все необходимые меры для бесперебойной работы и выполнения миссии.
  • Статья 27 содержит требования о безопасной передаче информации, инструкций и документов между представляемым государством и персоналом миссии с помощью соответствующих средств, таких как курьеры, почтовые сообщения и т. д. Также получающее государство не имеет права вскрывать или задерживать любые дипломатические грузы и корреспонденцию содержащие эту информацию, даже по подозрению в угрозе собственной безопасности.

Дипломатический иммунитет.

  • Личность дипломатического агента неприкосновенна и не подлежит аресту или задержанию, даже если его действия были личного характера. Принимающее государство обязано относиться к нему с должным уважением и принимать необходимые меры для его безопасности, свободы и достоинства (статья 29).
  • Также частная резиденция дипломата должна ограждаться от любого вторжения, обыска, и т. д. как и помещение представительства (ст. 30).
  • В статье 31 говорится, что дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции принимающего государства. Также пользуются иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:
    • действия, связанны с профессиональной/коммерческой деятельности в принимающем государстве вне его официальных функций.
    • вещных исков, связанных с частным недвижимым имуществом на территории принимающего государства за пределами его официальной резиденции, если это имущество, не предоставлено для целей представительства.
  • Дипломатический агент не обязан давать показания в качестве свидетеля. Также дипломатический агент пользуется иммунитетом от юрисдикции принимающего государства, но не от юрисдикции аккредитующего государства (ст. 31).
  • Иммунитеты, которыми пользуются дипломаты и их персонал могут быть аннулированы аккредитующим государством (ст. 32).
  • Дипломатический агент, нанимающий служащих, обязан соблюдать законодательство, касающиеся социального обеспечения принимающего государства, установленное для работодателей, за исключением случаев, когда служащие не являются постоянными резидентами государства пребывания или на них распространяются социальные гарантии аккредитующего государства (статья 33).
  • Дипломат должен быть освобожден от всех видов сборов и налогов, личных, имущественных, региональных или муниципальных, за исключением деятельности вне официальных функций, а также косвенных налогов на товары, налогов на частный доход и т. д. (статья 34).
  • Государство пребывания обязано освобождать дипломатов от всех видов государственных/частных повинностей и от военной обязанности (статья 35).
  • Личный багаж дипломата и членов его семьи освобождается от досмотра, без серьезных оснований предполагать, что в нем находятся предметы запрещённые к ввозу/вывозу законами страны пребывания и т. д. (статья 36).
  • Члены семьи дипломатических агентов, члены административно-технического и обслуживающего персонала, а также домашние работники членов представительства пользуются иммунитетами в отношении действий связанных с выполнением своих обязанностей и освобождаются от сборов и налогов на получаемое по службе вознаграждение, при условии, что они не являются гражданами или постоянными жителями принимающего государства (статья 37).
Читайте также:  Противовирусный иммунитет как его поднять

Ответственность и функции дипломатов.

  • Все лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления принимающего государства.
  • Помещения представительства не должны использоваться каким-либо образом, несовместимым с функциями представительства. Они также обязаны не вмешиваться во внутренние дела принимающего государства.
  • Все официальные дела с принимающим государством, порученные миссии посылающим государством должны осуществляться с ведения Министерством иностранных дел государства пребывания, а также других министерств, с которыми требуется их согласование.
  • Дипломатический агент не должен заниматься любой профессиональной деятельности с целью получения личной выгоды.

Разное.

  • Принимающее государство должно защитить и обеспечить все условия для безопасности дипломатического представительства и его персонал, даже в случае вооруженного конфликта.
  • Государство пребывания должно уважать и охранять помещения и имущество представительства и целостность их архивов даже после разрыва отношений или отзыва миссии.

Опубликовано:
interlaws.ru
 
29/09/2015 
Обновлено: 29/11/2018

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2014;
проверки требуют 11 правок.

Дипломати́ческий иммуните́т (от лат. immunitas «независимость; неподверженность») — это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава дипломатического представительства и другие сотрудники из числа дипломатического персонала. Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.

Дипломатический иммунитет следует отличать от дипломати́ческих привиле́гий, которые представляют собой преференции (льготы), которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания: прежде всего, в налоговой, таможенной, миграционной сферах.

Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях[1]. В развитие её положений национальное (главным образом, процессуальное) законодательство государств также регулирует вопросы дипломатического иммунитета. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст.401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г.[2], ст.11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г.[3] В СССР вопросы дипломатического иммунитета регулировались Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР[4].

История института дипломатического иммунитета[править | править код]

В зачаточном состоянии данный институт существовал еще в древности. В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями.[5] Кроме того, в указанных государствах царила стойкая убеждённость в том, что обеспечить мирные международные отношения и взаимодействие друг с другом по различным вопросам невозможно без предоставления иностранным послам и посредникам права безопасно передвигаться по территориям государств пребывания. Вместе с тем принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии — оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели мирное сосуществование.

В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса. С появлением в XV веке постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под её особым покровительством. В XVI веке — период ожесточённой религиозной розни — в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 году был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.)[6]. Тот дал заключение, что Мендоса должен быть подвергнут наказанию испанским сувереном, а следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате провинившийся посол получил от английских властей приказ покинуть пределы Королевства.

Читайте также:  Таблетки для повышения иммунитета название

В вестфальский период (1648—1815 гг.) развития международного права окончательное закрепление в форме международного обычая получили правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений. В рассматриваемый период повышенное внимание тематике дипломатического иммунитета уделяется в научных международно-правовых разработках (Г. Гроций, 1625 г., К. Бинкершок, 1721 г., Э. Ваттель, 1758 г.).

Версальский (1919—1945 гг.) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята на региональном уровне — Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 г., участниками которой были государства Панамериканского союза. Вместе с тем эта Конвенция всё же не вполне адекватно отражала существующую на тот момент практику в области дипломатического права[7]. Более продуманным в этом отношении является Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.

Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, насчет которых у государств прежде не было единого понимания (речь, прежде всего, идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания). Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.

Содержание дипломатического иммунитета[править | править код]

Теоретической основой такого иммунитета является комбинированная функционально-представительская теория, нашедшая своё отражение в преамбуле Венской конвенции 1961 года. Согласно ей, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства»[8]. В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.

Венская конвенция регулирует также вопросы иммунитета применительно к дипломатическим представительствам (посольствам) и дипломатическим представителям (агентам)

Дипломатические представительства[править | править код]

Одной из составляющих их иммунитета является неприкосновенность. В соответствии со статьёй 22 Венской конвенции помещения дипломатического представительства неприкосновенны. При этом к помещениям представительства, согласно статье 1 Венской конвенции, относятся здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Таким образом, помещения представительства неприкосновенны независимо от того, находятся ли они в собственности аккредитующего государства или на праве аренды (либо ином вещном/обязательственном праве), а также от того, представляют ли эти помещения обособленное здание, комплекс зданий или только часть здания (в последнем случае в целях обеспечения неприкосновенности эта часть должна быть оборудована отдельным входом). Соответственно власти государства пребывания, во-первых, не могут вступать в помещения представительства иначе, как с согласия его главы. Во-вторых, на государстве пребывания лежит специальная обязанность предпринимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Иногда для обеспечения охраны посольств выделяются силы местных правоохранительных органов.

Неприкосновенность помещений дипломатического представительства предполагает невозможность вручения судебных повесток и передачи судебных приказов как внутри самих помещений, так и, что называется, на пороге. Передача таких документов должна осуществляться иным способом (посредством почтовой связи, через местное министерство иностранных дел). Кроме того, неприкосновенность помещений подразумевает иммунитет от обыска, ареста, реквизиции и исполнительных мер. Данный иммунитет распространяется и на предметы обстановки и мебель внутри помещений.

Читайте также:  Какие витамины нужны для укрепления иммунитета ребенка

В случае с помещениями иммунитет и неприкосновенность совпадают.[9]

Иные бенефициары дипломатического иммунитета[править | править код]

  • Главы государств
  • Главы правительств
  • Министры иностранных дел
  • Должностные лица международных организаций

См. также[править | править код]

  • Иммунитет государства
  • Дипломатическое право

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Иммунитет дипломатический // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 46, ст. 4532.
  3. ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г ., № 25, ст. 2954.
  4. ↑ Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. № 4961-VI.
  5. ↑ Международное право: учебник/под ред. А. Н. Вылегжанина.-М.: Юрайт, 2011. -С.50-54.
  6. ↑ Зонова Т. В. Настольная книга дипломатов//Дипломатический вестник. — 2001. #8. -С.24-25
  7. ↑ Е.Denza, Introduction to the Vienna Convention on Diplomatic Relatins, 18 April 1961
  8. ↑ Венская конвенция о дипломатических сношениях (неопр.). www.un.org (Принята 18 апреля 1961 года). Дата обращения 21 декабря 2016.
  9. ↑ Report of the Commission to the General Assembly. Yearbook of the International Law Commission, 1958, vol.II.-P.95.

Источник

  • Статья 1
  • Статья 2
  • Статья 3
  • Статья 4
  • Статья 5
  • Статья 6
  • Статья 7
  • Статья 8
  • Статья 9
  • Статья 10
  • Статья 11
  • Статья 12
  • Статья 13
  • Статья 14
  • Статья 15
  • Статья 16
  • Статья 17
  • Статья 18
  • Статья 19
  • Статья 20
  • Статья 21
  • Статья 22
  • Статья 23
  • Статья 24
  • Статья 25
  • Статья 26
  • Статья 27
  • Статья 28
  • Статья 29
  • Статья 30
  • Статья 31
  • Статья 32
  • Статья 33
  • Статья 34
  • Статья 35
  • Статья 36
  • Статья 37
  • Статья 38
  • Статья 39
  • Статья 40
  • Статья 41
  • Статья 42
  • Статья 43
  • Статья 44
  • Статья 45
  • Статья 46
  • Статья 47
  • Статья 48
  • Статья 49
  • Статья 50
  • Статья 51
  • Статья 52
  • Статья 53

Венская конвенция о дипломатических сношениях
(Вена, 18 апреля 1961 г.)

Государства, являющиеся Сторонами настоящей Конвенции,

отмечая, что народы всех стран с древних времен признают статус дипломатических агентов,

принимая во внимание цели и принципы Устава Организации Объединенных Наций в отношении суверенного равенства государств, поддержания международного мира и безопасности и содействия развитию дружественных отношений между государствами,

будучи убеждены, что заключение международной конвенции о дипломатических сношениях, привилегиях и иммунитетах будет способствовать развитию дружественных отношений между государствами, независимо от различий в их государственном и общественном строе,

сознавая, что такие привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства,

подтверждая, что нормы международного обычного права будут продолжать регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями настоящей Конвенции,

согласились о нижеследующем:

Совершено в Вене восемнадцатого апреля тысяча девятьсот шестьдесят первого года.

/подписи/

————————————————————————-

1) «Исходя из принципа равноправия государств, Союз Советских Социалистических Республик считает, что в случае возникновения разногласий по вопросу о численности персонала дипломатического представительства этот вопрос должен решаться по договоренности между аккредитующим государством и государством пребывания».

2) «Союз Советских Социалистических Республик считает необходимым указать на дискриминационный характер статей 48 и 50 Конвенции, согласно которым ряд государств лишен возможности стать участниками этой Конвенции. Конвенция регламентирует вопросы, затрагивающие интересы всех государств, и поэтому она должна быть открыта для участия всех государств. В соответствии с принципом суверенного равенства никакие государства не имеют права отстранять другие государства от участия в подобного рода Конвенции».

Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18 апреля 1961 г.)

Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г. с оговоркой и заявлением.

Ратификационная грамота СССР депонирована Генеральному Секретарю ООН 25 марта 1964 г.

Конвенция вступила в силу 24 апреля 1964 г.

Текст Конвенции опубликован в «Ведомостях Верховного Совета СССР» от 29 апреля 1964 г. N 18 ст. 221, в сборнике «Действующее международное право» т. 1, в Сборнике действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, М., 1970 г., Выпуск XXIII

Источник