Венская конвенция об иммунитете государств

Венская конвенция об иммунитете государств thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.

Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.

В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.

В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.

Элементы иммунитетов государства[править | править код]

Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]

  1. Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
  2. Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
  3. Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
  4. Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
  5. Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.

Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.

Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]

Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.

Теория абсолютного иммунитета[править | править код]

Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.

Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).

Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]

Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]

При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).

Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.

Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.

Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.

Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]

В России[править | править код]

Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].

Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.

11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]

Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:

Читайте также:  Повышает иммунитет у детей препараты

  • связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
  • касающимся прав на имущество;
  • о возмещении вреда;
  • касающимся интеллектуальной собственности;
  • связанным с эксплуатацией судна.

Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]

В США[править | править код]

В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]

  • если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
  • если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.

Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]

  • В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
  • В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]

Примечания[править | править код]

  1. ↑ [1] Устав ООН.
  2. ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
  3. ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
  4. ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
  5. ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
  6. ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
  7. ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
  8. ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
  9. ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
  10. ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
  11. ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
  12. ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
  13. ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
  14. ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
  15. ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.

Источник

12. На международном уровне было сделано несколько попыток унификации международно-правовых норм о юрисдикционных иммунитетах государства и его собственности. Хронологически первыми многосторонними международными договорами по этому вопросу были Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов 1926 г. (дополнительный протокол к ней 1934 г.) и Брюссельская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, 1952г. Обе конвенции базировались на позициях теории ограниченного иммунитета государства.

13. Первым многосторонним международным соглашением, которое урегулировало проблему государственного иммунитета в целом, стала Европейская конвенция об иммунитете государств, принятая Советом Европы 16 мая 1972 г. в г. Базеле (далее — Европейская конвенция 1972г.). Конвенция вступила в силу 11 июня 1976 г., однако широкого применения не получила — сейчас она вступила в силу только в 8 государствах: Австрии, Бельгии, Великобритании, Кипре, Люксембурге, Нидерландах, Германии и Швейцарии. В то же время этот международный документ заслуживает внимания по крайней мере по двум причинам: во-первых, это одна из первых попыток решения тех проблем, которые возникают вследствие различий в национальном законодательстве и судебной практике различных стран относительно случаев и обстоятельств, при которых государство имеет иммунитет; во-вторых, авторы конвенции пытались реализовать замысел о том, что конвенция должна соответствовать тенденциям развития международного права относительно ограничения случаев предоставления иностранному государству права иммунитета в юрисдикционных органах другого государства, и поэтому, как указывается в юридической литературе, конвенция является доказательством того, что ряд стран Западной Европы признает существование границ, в которых иностранное государство имеет право требовать иммунитета. В этой конвенции, так же, как и в Брюссельской конвенции для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов, получила четкое закрепление концепция функционального иммунитета.

Читайте также:  Кандидоз при пониженном иммунитете

Европейская конвенция 1972 г. устанавливает, что иностранному государству иммунитет не предоставляется, если она отказалась от него. Также конвенция определяет, в какой форме такое отказ с возможной (ст. 2). Так, государство не вправе ссылаться на иммунитет, если она явно отказалась от него на основании: 1) международного договора; 2) положения контракта, заключенного в письменной форме; 3) явного согласия, которая была оказана после возникновения спора при его участии.

Кроме «явно выраженного отказа от иммунитета», Европейская конвенция 1972 г. закрепляет также формы «отказа от иммунитета, которая предполагается». К примеру, иностранное государство не вправе ссылаться на иммунитет, если она подала иск, вступила в судебный процесс или подала встречный иск в суде другого государства (п. 1, 2, 3 ст. 1).

Также в Европейской конвенции закреплен перечень случаев (ст. 4-11), когда государство не пользуется иммунитетом в суке другого государства-участника. В частности, это происходит в случаях, когда предмет судебного производства связан с договорным обязательством иностранного государства, местом исполнения которого, согласно договору, является территория государства суда; трудовым договором, заключенным между иностранным государством и физическим лицом, по которому работа подлежит исполнению на территории государства суда; правоотношением, возникшим между организацией (юридическим лицом) и государством как одним из участников этой организации, если на территории государства суда эта организация имеет свое реальное или официальное местонахождение или свое главное учреждение и т.д.

14. В 1978 году, согласно резолюции 32/51 Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1977 г., Комиссия международного права включила в программу своей работы тему: «Юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности». В Комиссии развернулась острая борьба относительно того, какую из двух теорий — абсолютного иммунитета или ограниченного (функционального) иммунитета — должен быть положен в основу проекта конвенции, который в 1991 г. передан Генеральной Ассамблее ООН. Однако из-за разногласий между государствами в ряде статей, его принятие затянулось на несколько лет. Как следствие, Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности было принято лишь 2 декабря 2004 г. и открыто для подписания с 17 января 2005 г.

В преамбуле Конвенции отмечается, что юрисдикционные иммунитеты государств и их собственности являются общепризнанными как один из принципов обычного международного права. Поэтому в качестве общего правила Конвенция признает, что государство пользуется как относительно себя, так и в отношении своей собственности иммунитетом от юрисдикции судов другого государства с учетом положений конвенции (ст. 5). Вместе с этим, конвенцией определены случаи, когда государство не может ссылаться на иммунитет.

Конвенция состоит из (а) норм-определений применяемых в конвенции терминов, (б) норм о порядке вручения документов о судебном рассмотрении дела с участием государства, (в) норм, которые регламентируют применение к государству принудительных мер до и после принятия судебного решения, (г) норм, предоставляющих государству иммунитет и определяют формы отказа от него, и (д) норм, устанавливающих исключения из общего правила об иммунитете государства и определяют конкретные случаи, когда государство не имеет права ссылаться на иммунитет.

Согласно с последними двумя группами норм конвенции, государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве в суде другого государства, если она сама нарушила рассмотрение дела или приняла участие в решении дела по существу (ч. 1 ст. 8). Не допускается ссылка на государственный иммунитет при рассмотрении дел: в отношении коммерческой сделки между государством и иностранным физическим или юридическим лицами; в отношении заключенного государством трудового договора с физическим лицом; в отношении денежного возмещения в случае смерти или причинения телесного повреждения какому-либо лицу или причинение вреда его имуществу; в отношении любых прав или интересов этого государства в отношении недвижимого имущества, которое находится на территории государства суда; в отношении определения права этого государства на патент, промышленный образец, торговое или фирменное наименование, товарный знак, объект авторского права или любой другой объект интеллектуальной собственности; относительно участия этого государства в компании или другом объединении.

Читайте также:  Препараты для иммунитета взрослым при фурункулезе

Таким образом, как и Европейская конвенция 1972 г. Конвенция ООН 2004 г. закрепляет теорию ограниченного иммунитета государства. Украина, к сожалению, не принимает участия в указанных конвенциях.

Источник

ПРИВИЛЕ́ГИИ И ИММУНИТЕ́ТЫ ГО­СУ­ДА́РСТВ, в ме­ж­ду­на­род­ном пра­ве пре­дос­тав­ле­ние льгот или пре­иму­ществ с це­лью мак­си­маль­но пол­но­го обес­пе­че­ния прав го­су­дарств, реа­ли­за­ции их за­кон­ных ин­те­ре­сов и сти­му­ли­ро­ва­ния пра­во­мер­но­го по­ве­де­ния.

Ви­ды и объ­ём П. и и. г. оп­ре­де­ля­ют­ся уни­вер­саль­ны­ми или ре­гио­наль­ны­ми до­го­во­ра­ми, а так­же дву­сто­рон­ни­ми со­гла­ше­ния­ми. Напр., со­глас­но Вен­ской кон­вен­ции о ди­пло­ма­тич. сно­ше­ни­ях 1961, ак­кре­ди­тую­щее ди­пло­ма­тич. пред­ста­ви­тель­ст­во го­су­дар­ст­во ос­во­бо­ж­да­ет­ся от всех гос., му­ни­ци­паль­ных на­ло­гов, сбо­ров и по­шлин в от­но­ше­нии по­ме­ще­ний пред­ста­ви­тель­ст­ва, соб­ст­вен­ных или на­ём­ных, кро­ме та­ких на­ло­гов, сбо­ров и по­шлин, ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой пла­ту за кон­крет­ные ви­ды об­слу­жи­ва­ния. Вен­ская кон­вен­ция о кон­суль­ских сно­ше­ни­ях 1963 со­дер­жит нор­мы о пре­иму­ще­ст­вах, при­ви­ле­ги­ях и им­му­ни­те­тах кон­суль­ских уч­ре­ж­де­ний, штат­ных кон­суль­ских долж­но­ст­ных лиц и др. ра­бот­ни­ков (напр., не­при­кос­но­вен­ность по­ме­ще­ний, ос­во­бо­ж­де­ние от на­ло­гов, не­при­кос­но­вен­ность ар­хи­ва и до­ку­мен­тов, сво­бо­да сно­ше­ний, в от­но­ше­нии со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния, ос­во­бо­ж­де­ние от по­лу­че­ния раз­ре­ше­ния на ра­бо­ту, ос­во­бо­ж­де­ние от та­мо­жен­ных по­шлин и дос­мот­ров и т. д.). Со­глас­но Кон­вен­ции о спе­ци­аль­ных мис­си­ях 1969, при­мер­но та­ки­ми же при­ви­ле­гия­ми об­ла­да­ют спец. мис­сии.

Им­му­ни­тет го­су­дар­ст­ва ба­зи­ру­ет­ся на прин­ци­пе par in parem non habet impe­ri­um – рав­ный над рав­ным не име­ет вла­сти. В ос­но­ве прин­ци­па гос. им­му­ни­те­та ле­жит об­ще­при­знан­ный прин­цип су­ве­рен­но­го ра­вен­ст­ва го­су­дарств. В ме­ж­ду­нар. пра­ве сло­жи­лись две осн. док­три­ны кон­цеп­ции гос. им­му­ни­те­та: аб­со­лют­ный и функ­цио­наль­ный. Аб­со­лют­ный им­му­ни­тет оз­на­ча­ет, что го­су­дар­ст­во об­ла­да­ет им­му­ни­те­том как в слу­чае дей­ст­вий пуб­лич­но-пра­во­во­го ха­рак­те­ра, так и при со­вер­ше­нии дей­ст­вий ча­ст­но­пра­во­во­го ха­рак­те­ра. Ины­ми сло­ва­ми, им­му­ни­тет рас­про­стра­ня­ет­ся на лю­бую его дея­тель­ность, и го­су­дар­ст­во все­гда поль­зу­ет­ся им­му­ни­те­том. Функ­цио­наль­ный им­му­ни­тет го­су­дар­ст­ва оз­на­ча­ет им­му­ни­тет его в от­но­ше­нии не­ко­то­рых дей­ст­вий, но­ся­щих пуб­лич­но-пра­во­вой ха­рак­тер, т. е. ка­са­ет­ся дей­ст­вий го­су­дар­ст­ва как су­ве­ре­на, то­гда как в ча­ст­но­пра­во­вых от­но­ше­ни­ях го­су­дар­ст­во при­рав­ни­ва­ет­ся к лю­бо­му др. уча­ст­ни­ку пра­во­от­но­ше­ния. Су­ще­ст­ву­ет неск. ви­дов им­му­ни­те­тов: ди­пло­ма­тич., су­деб­ный, от пред­ва­ри­тель­но­го обес­пе­че­ния ис­ка, от при­ну­ди­тель­но­го ис­пол­не­ния ре­ше­ний и др.

Так, юрис­дик­ци­он­ный им­му­ни­тет оп­ре­де­ля­ет­ся Кон­вен­ци­ей ООН о юрис­дик­ци­он­ных им­му­ни­те­тах го­су­дарств и их соб­ст­вен­но­сти 2004 и Ев­роп. кон­вен­ци­ей об им­му­ни­те­те го­су­дарств 1972. Го­су­дар­ст­во поль­зу­ет­ся им­му­ни­те­том в от­но­ше­нии се­бя и сво­ей соб­ст­вен­но­сти, от юрис­дик­ции су­дов др. го­су­дар­ст­ва. Од­на­ко го­су­дар­ст­во не мо­жет ссы­лать­ся на им­му­ни­тет от юрис­дик­ции при раз­би­ра­тель­ст­ве в су­де др. го­су­дар­ст­ва в от­но­ше­нии к.-л. во­про­са или де­ла, ес­ли оно яв­но вы­ра­зи­ло со­гла­сие на осу­ще­ст­в­ле­ние этим су­дом юрис­дик­ции в от­но­ше­нии та­ко­го во­про­са или де­ла в си­лу ме­ж­ду­нар. со­гла­ше­ния, письм. кон­трак­та или за­яв­ле­ния в су­де или письм. со­об­ще­ния в рам­ках кон­крет­но­го раз­би­ра­тель­ст­ва. Со­гла­сие го­су­дар­ст­ва на при­ме­не­ние за­ко­но­да­тель­ст­ва др. го­су­дар­ст­ва не долж­но по­ни­мать­ся как со­гла­сие на осу­ще­ст­в­ле­ние юрис­дик­ции су­да­ми это­го др. го­су­дар­ст­ва.

Го­су­дар­ст­во не мо­жет ссы­лать­ся на им­му­ни­тет от юрис­дик­ции при раз­би­ра­тель­ст­ве в су­де др. го­су­дар­ст­ва, ес­ли оно са­мо воз­бу­ди­ло раз­би­ра­тель­ст­во или при­ня­ло уча­стие в раз­би­ра­тель­ст­ве су­ще­ст­ва де­ла или пред­при­ня­ло к.-л. иное дей­ст­вие по су­ще­ст­ву де­ла. Напр., ес­ли го­су­дар­ст­во за­клю­ча­ет ком­мерч. сдел­ку с иностр. фи­зич. ли­цом или юри­дич. ли­цом и раз­но­гла­сия от­но­си­тель­но этой ком­мерч. сдел­ки под­ле­жат юрис­дик­ции су­да др. го­су­дар­ст­ва, это го­су­дар­ст­во не мо­жет ссы­лать­ся на им­му­ни­тет от юрис­дик­ции при раз­би­ра­тель­ст­ве де­ла, воз­ник­ше­го из этой ком­мерч. сдел­ки. Дан­ное по­ло­же­ние не при­ме­ня­ет­ся в слу­чае ком­мерч. сдел­ки ме­ж­ду дву­мя го­су­дар­ст­ва­ми или ес­ли сто­ро­ны ком­мерч. сдел­ки яв­но до­го­во­ри­лись об ином.

Го­су­дар­ст­во не мо­жет ссы­лать­ся на им­му­ни­тет от юрис­дик­ции при раз­би­ра­тель­ст­ве в су­де др. го­су­дар­ст­ва ис­ка, вы­те­каю­ще­го из тру­до­во­го до­го­во­ра ме­ж­ду этим го­су­дар­ст­вом и фи­зич. ли­цом от­но­си­тель­но ра­бо­ты, ко­то­рая бы­ла или долж­на бы­ла быть вы­пол­не­на пол­но­стью или час­тич­но на тер­ри­то­рии это­го др. го­су­дар­ст­ва.

Го­су­дар­ст­во не мо­жет ссы­лать­ся на им­му­ни­тет от юрис­дик­ции в от­но­ше­нии рас­смот­ре­ния де­ла в су­де др. го­су­дар­ст­ва, ка­саю­ще­го­ся ус­та­нов­ле­ния лю­бо­го пра­ва это­го го­су­дар­ст­ва в от­но­ше­нии па­тен­та, пром. об­раз­ца, то­вар­но­го зна­ка, ав­тор­ско­го пра­ва или лю­бой др. фор­мы ин­тел­лек­ту­аль­ной или пром. соб­ст­вен­но­сти, поль­зую­щей­ся пра­во­вой за­щи­той.

Им­му­ни­тет го­су­дар­ст­ва не мо­жет быть при­нят во вни­ма­ние по­сле вы­не­се­ния су­деб­но­го ре­ше­ния от­но­си­тель­но об­ра­ще­ния взы­ска­ния, аре­ста и ис­пол­не­ния ре­ше­ния в от­но­ше­нии соб­ст­вен­но­сти го­су­дар­ст­ва.

Объ­ём ди­пло­ма­ти­че­ско­го им­му­ни­те­та оп­ре­де­лён в Вен­ских кон­вен­ци­ях о ди­пло­ма­тич. и кон­суль­ских сно­ше­ни­ях. Им­му­ни­те­том от юрис­дик­ции го­су­дар­ст­ва пре­бы­ва­ния об­ла­да­ют чле­ны ди­пло­ма­тич. пер­со­на­ла, кон­суль­ские долж­но­ст­ные ли­ца и пред­ста­ви­те­ли го­су­дарств в специальных мис­си­ях. В ча­ст­но­сти, иму­ще­ст­во и транс­порт­ные сред­ст­ва пред­ста­ви­те­лей поль­зу­ют­ся им­му­ни­те­том от лю­бых ви­дов ре­к­ви­зи­ций. По­ме­ще­ния по­соль­ст­ва и кон­суль­ст­ва и их иму­ще­ст­во, а так­же сред­ст­ва пе­ре­дви­же­ния поль­зу­ют­ся им­му­ни­те­том от обы­ска, ре­к­ви­зи­ции, аре­ста и ис­пол­ни­тель­ных дей­ст­вий

Источник