Задачи классного руководителя в повышении иммунитета

Задачи классного руководителя в повышении иммунитета thumbnail

1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима. Основой мероприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

• ежедневный учет отсутствующих учащихся и подача сведений в медицинский кабинет школы;

• извещение администрации школы органами здравоохранения о появлении среди учащихся школы инфекционного заболевания;

• извещение школы родителями о причинах неявки ученика;

• выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения отсутствуют;

• допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней, разрешается только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров и может посещать школу (независимо от причин пропуска).

Особого внимания заслуживают два последних положения сигнализационного контроля. Недопустимо использовать для выяснения причин отсутствия учащегося сведения, полученные от других детей, это должен сделать кто-либо из взрослых. Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (телефонные звонки, записки и др.) родителей при длительном отсутствии учащегося. Единственным разрешающим документом для посещения школы в таких случаях должно стать заключение медицинского работника.

Кроме сигнализационного контроля, в первую группу мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе входит еще ряд моментов:

• ежегодные профилактические медицинские осмотры перед началом учебного года (роль учителя — вспомогательно-организаторская);

• наблюдение за поведенческими особенностями учеников (любые отклонения в типичном поведении ученика должны насторожить учителя в плане состояния его здоровья);

• санитарно-гигиеническое воспитание и просвещение школьников и их родителей;

• контроль учителя за состоянием собственного здоровья.

2. Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попадании ее в школу. Основой этой группы мероприятий является карантин, который накладывается на класс или на всю школу. Карантин вводится приказом директора школы по согласованию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведении до минимума контактов школьников карантинного класса с другими учащимися. Для этого осуществляются следующие мероприятия:

• сдвигаются сроки начала и окончания занятий в карантинном классе (обычно на 15 минут позднее относительно общего расписания занятий в школе);

• дети карантинного класса раздеваются в отдельном, специально для них предназначенном помещении;

• для учащихся карантинного класса, выделяется отдельное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключением физкультуры;

• в карантинном классе сдвинуты перемены; в случае невозможности их проведения на пришкольном участке желательно отвести для них отдельное место в рекреационном помещении; иногда приходится проводить перемены непосредственно в учебном помещении;

• учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в столовую (пищу им приносят в класс в специальной маркированной посуде, обрабатываемой дезинфицирующими средствами), или в столовой для них накрываются отдельные столы с последующей санитарной обработкой;

• учащиеся карантинного класса на период карантина не пользуются школьной библиотекой;

• за школьниками карантинного класса осуществляется более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше выявить заболевших и изолировать;

• в учебных помещениях карантинного класса производится более тщательная влажная уборка с использованием дезинфицирующих средств; при необходимости проводят дезинфекцию всей школы;

• учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам (в зависимости от характера заболевания) вводят сыворотку.

Выполнение режима карантина контролирует школьный врач и медицинская сестра школы. В карантинный класс ежедневно должна заходить медсестра для оказания помощи в выявлении скрытых признаков болезни.

Задача школы в повышении иммунитета у детей состоит в том, чтобы объяснить родителям и детям необходимость своевременного проведения профилактических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям директор школы издает приказ, в котором утверждается график проведения прививок по классам школы и указывается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе классным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости прививки против инфекционного заболевания и возможности временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки. Всем преподавателям рекомендуется усилить внимание к жалобам на самочувствие учащихся на каждом уроке и при необходимости направить заболевших к врачу.

Задачи классного руководителя в связи с проведением вакцинации:

• предварительно провести в классе беседу с учащимися, а также с их родителями, о пользе прививки;

• по согласованию с врачом школы составить список учащихся, освобожденных от прививки по состоянию здоровья;

• организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;

• обеспечить наблюдение за самочувствием вакцинированных детей в ближайшие две недели после прививки.

При учете медицинских противопоказаний прививка никакой угрозы для здоровья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммунной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распространения инфекционного заболевания.

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 911 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Громадное значение в профилактике
инфекционных заболеваний, особенно в
детских коллективах, имеет массовая
иммунизация – профилактическая
вакцинация, введение специфических
сывороток или гамма-глобулинов. Задача
школы состоит в том, чтобы объяснить
родителям и детям необходимость
своевременного проведения профилактических
прививок. Перед проведением внеплановой
иммунизации по эпидемическим показаниям
директор школы издает приказ, в котором
утверждается график проведения прививок
по классам школы и указывается на
необходимость участия в этой работе
всех классных руководителей и учителей.
В приказе классным руководителям
предписывается провести в своих классах
беседы с учащимися о необходимости
прививки против инфекционного заболевания
и возможности временного ухудшения
самочувствия в ближайшие несколько
дней после прививки. Всем преподавателям
рекомендуется усилить внимание к
жалобам на самочувствие учащихся на
каждом уроке и при необходимости
направить заболевших к врачу.

Задачи классного руководителя в связи с проведением вакцинации

  • предварительно
    провести в классе беседу с учащимися,
    а также с их родителями о пользе
    прививкии
    о необходимости для каждого человека
    иметь надежную защиту от инфекции;

  • по согласованию
    с врачом школы составить список
    учащихся,
    освобожденных от прививки по состоянию
    здоровья;

  • организованно направить учащихся
    своего класса в медицинский кабинет
    на прививку в отведенное для этого
    время;

  • обеспечить наблюдение
    за самочувствием вакцинированных
    детей в ближайшие две недели после
    прививки.

Следует помнить, что при учете медицинских
противопоказаний прививка никакой
угрозы для здоровья не представляет.
Проведение профилактических прививок
способствует созданию достаточной
иммунной прослойки населения, которая
может служить мощным барьером на пути
эпидемического распространения
инфекционного заболевания. Это необходимо
рассматривать как одну из наиболее
эффективных мер по снижению инфекционной
заболеваемости населения.

Мощным средством
повышения иммунитета является
закаливание!

Контрольные вопросы и задания

  1. Эпидемиологический процесс. Его
    основные элементы и закономерности.

  2. Система
    специфической защиты организма человека
    от патогенных возбудителей болезни.

  3. Система неспецифической защиты
    организма человека.

  4. Формирование механизмов иммунной
    защиты.

  5. Общие принципы профилактики инфекционных
    заболеваний.

  6. Какие болезни называют инфекционными?

  7. Назовите источники инфекции и факторы
    передачи возбудителя.

  8. Характеристика соматических, инфекционных
    заболеваний. Что у них общего и чем они
    отличаются друг от друга?

  9. Перечислите элементы эпидемического
    очага.

  10. Охарактеризуйте механизмы заражения
    инфекционными заболеваниями.

  11. Назовите основные направления
    противоэпидемических мероприятий.

  12. Какие методы дезинфекции применяются
    в эпидемическом очаге?

  13. Перечислите
    и охарактеризуйте мероприятия по
    профилактике инфекционных заболеваний
    в школе?

  14. Какие задачи у классного руководителя
    в период проведения вакцинации
    школьников?

  15. Назовите общие признаки инфекционных
    заболеваний.

  16. Какие
    действия должен предпринять учитель
    при выявлении инфекционного заболевания
    в школе?

  17. Заполните пожалуйста таблицу

Читайте также:  Грипп иммунитет и прививка

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся.

В подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом общеобразовательного учреждения проводит классный руководитель.
      Он – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
      Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
     Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
       Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса. Педагог способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.
       Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения;       Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации. При поддержке педагога-психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.
     Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
      В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
      Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.

Система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

        Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Важно проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы.

С моей точки зрения, воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношения ученика к родному краю, своему городу, обществу, учёбе, природе, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения.

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что повышение уровня воспитанности – это комплексная и системная работа ряда лет. Только темп и объём развития постепенно меняются в зависимости от возраста учащихся.

       Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции.

        Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».Практика гуманистического личностно — ориентированного воспитания, для которого характерно субъект — субъектное взаимодействие, — важное условие развития индивидуальности ребенка, а одним из важнейших направлений модернизации российского образования является смена педагогики насильственного формирования личности на педагогику поддержки ребенка.

Читайте также:  Основные клетки клеточного иммунитета

Источник

Приведенный ниже текст получен путем автоматического извлечения из оригинального PDF-документа и предназначен для
предварительного просмотра.
Изображения (картинки, формулы, графики) отсутствуют.

известь, хлорамин, гипохлориты кальция и натрия, лизол, формалин,
карболовая кислота). Дезинфицирующим действием обладают так-
же мыло и синтетические моющие средства. Биологические ме-
тоды дезинфекции – это уничтожение микроорганизмов средства-
ми биологической природы (например, с помощью микробов-анта-
гонистов). Применяется для обеззараживания сточных вод, мусо-
ра и отбросов.
Для проведения очаговой текущей и заключительной де-
зинфекции в очагах кишечных инфекций используют 0,5% ра-
створ хлорсодержащих дезсредств, при воздушно-капельных
инфекциях – 1,0%, в очагах активного туберкулеза – 5,0%. При
работе с дезинфицирующими препаратами необходимо соблю-
дать осторожность (пользоваться защитной одеждой, очками,
маской, перчатками).

ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
В ШКОЛЕ
Применительно к школе профилактика инфекционных
заболеваний складывается из трех групп мероприятий:
1. Правильная организация санитарно-гигиенического и
противоэпидемического режима;
2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу;
3. Повышение иммунитета у детей.

Правильная организация санитарно-гигиенического и про-
тивоэпидемического режима. Основой мероприятий данной
группы является так называемый сигнализационный контроль,
который включает в себя следующие положения:
— ежедневный учет отсутствующих учащихся и подача све-
дений в медицинский кабинет школы;
— извещение администрации школы органами здравоох-
ранения о появлении среди учащихся школы инфекционного
заболевания;
— извещение школы родителями о причинах неявки ученика;
— выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения
121

отсутствуют;
— допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней,
разрешается только при наличии справки от врача о том, что
ребенок здоров и может посещать школу (независимо от при-
чин пропуска).

Особого внимания заслуживают два последних положе-
ния сигнализационного контроля. Недопустимо использовать
для выяснения причин отсутствия учащегося сведения, получен-
ные от других детей, это должен сделать кто-либо из взрослых.
Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (теле-
фонные звонки, записки и др.) родителей при длительном от-
сутствии учащегося. Единственным разрешающим документом
для посещения школы в таких случаях должно стать заключе-
ние медицинского работника.
Кроме сигнализационного контроля, в первую группу
мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в
школе входит еще ряд моментов:
· ежегодные профилактические медицинские осмотры пе-
ред началом учебного года (роль учителя – вспомогательно-
организаторская);
· наблюдение за поведенческими особенностями учеников
(любые отклонения в типичном поведении ученика должны
насторожить учителя в плане состояния его здоровья);
· санитарно-гигиеническое воспитание и просвещение
школьников и их родителей;
· контроль учителя за состоянием собственного здоровья.

Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попа-
дании ее в школу. Основой этой группы мероприятий является
карантин, который накладывается на класс или на всю школу.
Карантин вводится приказом директора школы по согласова-
нию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведе-
нии до минимума контактов школьников карантинного класса с дру-
гими учащимися. Для этого осуществляются следующие меропри-
122

ятия:
· сдвигаются сроки начала и окончания занятий в каран-
тинном классе (обычно на 15 минут позднее относительно об-
щего расписания занятий в школе);
· дети карантинного класса раздеваются в отдельном, спе-
циально для них предназначенном помещении;
· для учащихся карантинного класса выделяется отдель-
ное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом
помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключе-
нием физкультуры;
· в карантинном классе сдвинуты перемены; в случае не-
возможности их проведения на пришкольном участке желатель-
но отвести для них отдельное место в рекреационном помеще-
нии; иногда приходится проводить перемены непосредственно
в учебном помещении;
· учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в сто-
ловую (пищу им приносят в класс в специальной маркирован-
ной посуде, обрабатываемой дезинфицирующими средствами),
или в столовой для них накрываются отдельные столы с после-
дующей санитарной обработкой;
· учащиеся карантинного класса на период карантина не
пользуются школьной библиотекой;
· за школьниками карантинного класса осуществляется
более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше
выявить заболевших и изолировать;
· в учебных помещениях карантинного класса производит-
ся более тщательная влажная уборка с использованием дезин-
фицирующих средств; при необходимости проводят дезинфек-
цию всей школы;
· учащимся карантинного класса, а иногда и всем школь-
никам (в зависимости от характера заболевания) вводят сыво-
ротку (специфическую или неспецифическую).
Выполнение режима карантина контролирует школьный врач
и медицинская сестра школы. В карантинный класс ежедневно, к
началу первого урока должна заходить медсестра для оказания по-
123

мощи в выявлении скрытых признаков болезни, для осмотра детей
и измерения температуры в необходимых случаях. Периодически
детей осматривает школьный врач.
В тех случаях, когда по решению санитарно-противоэпи-
демической помощи, приказом директора школы карантин на-
кладывается на все учреждение целиком, режим учебной рабо-
ты остается общим для всей школы, для всех классов.
Весь комплекс противоэпидемических и профилактичес-
ких мероприятий находится под контролем районного центра
госсанэпиднадзора.

Задача школы в повышении иммунитета у детей состоит в
том, чтобы объяснить родителям и детям необходимость своев-
ременного проведения профилактических прививок. Перед про-
ведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показа-
ниям директор школы издает приказ, в котором утверждается
график проведения прививок по классам школы и указывается
на необходимость участия в этой работе всех классных руково-
дителей и учителей. В приказе классным руководителям предпи-
сывается провести в своих классах беседы с учащимися о необхо-
димости прививки против инфекционного заболевания и возмож-
ности временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколь-
ко дней после прививки. Всем преподавателям рекомендуется
усилить внимание к жалобам на самочувствие учащихся на каж-
дом уроке и при необходимости направить заболевших к врачу.
Задачи классного руководителя в связи с проведением вак-
цинации:
· предварительно провести в классе беседу с учащимися, а
также с их родителями о пользе прививки и о необходимости
для каждого человека иметь надежную защиту от инфекции;
· по согласованию с врачом школы составить список уча-
щихся, освобожденных от прививки по состоянию здоровья;
· организованно направить учащихся своего класса в меди-
цинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;
· обеспечить наблюдение за самочувствием вакцинирован-
124

ных детей в ближайшие две недели после прививки.
Следует помнить, что, при учете медицинских противо-
показаний, прививка никакой угрозы для здоровья не представ-
ляет. Проведение профилактических прививок способствует
созданию достаточной иммунной прослойки населения, кото-
рая может служить мощным барьером на пути эпидемического
распространения инфекционного заболевания. Это необходи-
мо рассматривать как одну из наиболее эффективных мер по
снижению инфекционной заболеваемости населения.
Мощным средством повышения иммунитета является за-
каливание!

Читайте также:  Эффективное средство для поднятия иммунитета взрослым

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ
ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ»
от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ.
Основные понятия (извлечения из статьи 1):
Иммунопрофилактика инфекционных болезней – система
мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, огра-
ничения распространения и ликвидации инфекционных болез-
ней путем проведения профилактических прививок.
Профилактические прививки – введение в организм челове-
ка медицинских иммунобиологических препаратов для создания
специфической невосприимчивости к инфекционным болезням.
Медицинские иммунобиологические препараты – вакцины,
анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные сред-
ства, предназначенные для создания специфической невоспри-
имчивости к инфекционным болезням.
Национальный календарь профилактических прививок –
нормативный акт, устанавливающий сроки и порядок проведе-
ния гражданам профилактических прививок.
Поствакцинальные осложнения, вызванные профилакти-
ческими прививками, включенными в национальный календарь
профилактических прививок, и профилактическими прививками по
эпидемическим показаниям – тяжелые и стойкие нарушения состоя-
ния здоровья вследствие профилактических прививок.

125

Сертификат профилактических прививок – документ,
в котором регистрируются профилактические прививки граждан.

Государственная политика в области иммунопрофилакти-
ки (извлечения из статьи 4).
1. Государственная политика в области иммунопрофилак-
тики направлена на предупреждение, ограничение распростра-
нения и ликвидацию инфекционных болезней.
В области иммунопрофилактики государство гарантирует:
· доступность для граждан профилактических прививок;
· бесплатное проведение профилактических прививок,
включенных в Национальный календарь профилактических
прививок, и профилактических прививок по эпидемическим
показаниям в организациях государственной и муниципальной
систем здравоохранения;
· социальную защиту граждан при возникновении поствак-
цинальных осложнений;
· использование для осуществления иммунопрофилактики
эффективных медицинских иммунобиологических препаратов.

Права и обязанности граждан при осуществлении имму-
нопрофилактики (извлечения из статьи 5):
1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики
имеют право на:
· получение от медицинских работников полной и объек-
тивной информации о необходимости профилактических при-
вивок, последствиях отказа от них, возможных поствакциналь-
ных осложнениях;
· выбор государственных, муниципальных или частных
организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся
частной практикой;
· бесплатные профилактические прививки, включенные в
Национальный календарь профилактических прививок, и профилакти-
ческие прививки по эпидемическим показаниям в организациях госу-
дарственной и муниципальной систем здравоохранения;
126

· бесплатный медицинский осмотр, а при необходимости и
медицинское обследование перед профилактическими прививками
в государственных и муниципальных организациях здравоохране-
ния;
· бесплатное лечение в государственных и муниципальных
организациях здравоохранения при возникновении поствакци-
нальных осложнений;
· социальную защиту при возникновении поствакциналь-
ных осложнений;
· отказ от профилактических прививок.
2. Отсутствие профилактических прививок влечет:
· запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в ко-
торых в соответствии с международными медико-санитарны-
ми правилами либо международными договорами РФ требует
конкретных профилактических прививок;
· временный отказ в приеме граждан в общеобразователь-
ные и оздоровительные учреждения в случае возникновения
массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возник-
новения эпидемий;
· отказ в приеме граждан на работы или отстранение от
работ, выполнение которых связано с высоким риском заболе-
вания инфекционными болезнями.
3. При осуществлении иммунопрофилактики граждане
обязаны:
· выполнять предписания медицинских работников;
· в письменной форме подтверждать отказ от профилак-
тических прививок.

Национальный календарь профилактических прививок
включает профилактические прививки против гепатита В, диф-
терии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка,
туберкулеза, эпидемического паротита.
Указанные профилактические прививки проводятся всем
гражданам РФ в сроки, установленные Национальным календарем
профилактических прививок. (Извлечения из статьи 9).
127

Календарь профилактических прививок
(Составлен в соответствии с приказом Министерства
здравоохранения РФ от 18.12.97 г. № 375 «О календаре прививок)

128

ПОНЯТИЕ ОБ ИММУНИТЕТЕ И ЕГО ВИДАХ
Иммунитет (от лат. Immunities – освобождение от чего-либо)
– освобождение (защита) организма от генетически чужеродных
организмов и веществ (физических, биологических, химических).
В инфекционной патологии иммунитет – это невосприимчивость
организма к патогенным микробам и их ядам. Основоположниками
учения об иммунитете являются Луи Пастер, Илья Мечников и
Эрлих. Л. Пастер разработал принципы создания вакцин, И. Меч-
ников создал клеточную (фагоцитарную) теорию иммунитета. Эр-
лих открыл антитела и разработал гуморальную теорию иммуните-
та. Лимфоцит является основной структурной и функциональной
единицей иммунной системы.
Органы иммунной системы:
· центральные: костный мозг и тимус (вилочковая железа);
· периферические: скопления лимфоидной ткани в кишеч-
нике, легких, мочеполовой системе (миндалины, пейеровы бляш-
ки), лимфатические узлы, селезенка. Периферические органы
иммунной системы, как сторожевые башни, расположены на пути
возможного продвижения генетически чужеродных веществ.

Факторы защиты подразделяются на неспецифические и
специфические.
Неспецифические механизмы иммунитета – это общие
факторы и защитные приспособления организма. К ним отно-
сятся: непроницаемость здоровой кожи и слизистых оболочек;
непроницаемость гисто-гематологических барьеров; наличие
бактерицидных веществ в биологических жидкостях (слюне,
слезе, крови, спинномозговой жидкости); выделение вирусов
почками; фагоцитарная система; барьерная функция лимфоид-
ной ткани; гидролитические ферменты; интерфероны; лимфо-
кины; система комплемента и др.
Неповрежденная кожа и слизистые оболочки глаз, дыха-
тельных путей, желудочно-кишечного тракта, половых органов
являются непроницаемыми для большинства микробов. Секре-
ты сальных и потовых желез обладают бактерицидным действием
129

по отношению ко многим инфекциям (кроме гноеродных кокков).
Шелушение кожи – постоянное обновление верхнего слоя – являет-
ся важным механизмом ее самоочищения от микробов и других
загрязнений. Слюна содержит лизоцим, обладающий противомик-
робным действием. Мигательный рефлекс глаз, движение ресни-
чек эпителия дыхательных путей в сочетании с кашлевым рефлек-
сом, перистальтика кишечника – все это способствует удалению
микробов и токсинов. Таким образом, неповрежденная кожа и сли-
зистые оболочки являются первым защитным барьером для мик-
роорганизмов.
Если случается прорыв инфекции (травма, ожог, отморо-
жение), то выступает следующая линия защиты — второй барьер –
воспалительная реакция на месте внедрения микроорганизмов.
Ведущая роль в этом процессе принадлежит фагоцитозу (факто-
ры клеточного иммунитета). Фагоцитоз, впервые изученный
И.И. Мечниковым, представляет собой поглощение и фермента-
тивное переваривание макро- и микрофагами – клетками мезо-
дермального происхождения – микробов или других частиц, в
результате чего происходит освобождение организма от вредных
чужеродных веществ. Фагоцитарной активностью обладают ре-
тикулярные и эндотелиальные клетки лимфоузлов, селезенки,
костного мозга, купферовские клетки печени, гистиоциты, мо-
ноциты, полибласты, нейтрофилы, эозинофилы, базофилы.
Если инфекция прорывается дальше, то действует следу-
ющий – третий барьер – лимфатические узлы и кровь (факторы
гуморального иммунитета).
Каждый из этих факторов и приспособлений направлен
против всех микробов. Неспецифические защитные факторы
обезвреживают даже те вещества, с которыми ранее организм
не встречался.
Защитная система организма очень ранима. К главным
факторам, снижающим защитные силы организма, относят:
алкоголизм, курение, наркотики, психоэмоциональные стрес-
сы, гиподинамию, дефицит сна, избыточную массу тела. Вос-
приимчивость человека к инфекции зависит от его индивидуальных
130

Источник