Что такое нравственный иммунитет

                                                  РОМАНЕНКО А.В.

НРАВСТВЕННЫЙ ИММУНИТЕТ. ЗНАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ИММУНИТЕТА В СТАНОВЛЕНИИ ЗДОРОВОЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Аннотация. В статье дается теоретический анализ проблемы значения нравственного иммунитета в становлении здоровой личности подростка. На основе теоретического анализа литературы делаются выводы об особенностях значения нравственного иммунитета в становлении здоровой личности.

Ключевые слова: нравственный иммунитет, здоровая личность, нравственность, подросток.

В современном обществе остро встает вопрос формирования у подрастающего поколения «нравственного иммунитета». Современный человек живет в век потребительства, в нравственной «свободе», в пресыщенности земных благ, в агрессивном навязывании безнравственности, что приводит к отрицанию нравственных и духовных ценностей.

          Как воспитать здоровую личность ребенка? Как выработать в наших детях способность различать добро и зло? Как подготовить ребенка к жизни в современной реальности? Эти и подобные вопросы волнуют как родителей, так и педагогов.

           Некоторые подростки не могут организовать свой собственный досуг, хотя вокруг широкий спектр развлечений, теряют интерес ко всему. Откуда это появляется в детях? Ведь еще совсем недавно наши родители были совсем другими.

          Американский ученый-этолог Джон Кэлхун провел ряд удивительных экспериментов в 60–70-х годах двадцатого века (эксперимент «Вселенная-25»). В качестве подопытных Д. Кэлхун неизменно выбирал грызунов, хотя конечной целью исследований всегда было предсказание будущего для человеческого общества.

          Для популяции мышей в рамках социального эксперимента создали «райские» условия: неограниченные запасы еды и питья, отсутствие хищников и болезней, достаточный простор для размножения. Однако в результате вся колония мышей вымерла. После многочисленных опытов над колониями грызунов Д.Кэлхун сформулировал новый термин «поведенческая раковина» (behavioral sink), обозначающий переход к деструктивному и девиантному поведению в «райских» условиях.

         Почему это произошло? И какие уроки из этого должно вынести человечество? В 60-70 гг. прошлого века Д.Кэлхун ставил эксперимент на мышах, не обнаруживая еще примеров в человеческом обществе. Прошло почти 50 лет, эксперимент становится очень актуальным уже для людей.

        Эксперимент, проведенный Д.Кэлхун, является научным, то есть многократно доказанным. Если его смоделировать на человеческое общество, то мы должны ужаснуться, в каких жизненных условиях будут жить наши дети, если мы не позаботимся об их нравственном иммунитете.

         Под «нравственным иммунитетом» следует понимать совокупность свойств личности духовного, морального и нравственного характера, направленных на конструктивную самореализацию и эффективную психологическую невосприимчивость (резистентность) индивида к деструктивным воздействиям окружающей среды. В этом случае под деструктивным воздействием окружающей среды понимается воздействие духовного, ментального и эмоционального характера. [1]

         Нравственное воспитание играет основополагающую роль при становлении личности. Нравственные ориентиры, сформированные у подростков,  приготовят их к жизни в реальных условиях. Помогут прийти к своему «Я», выбору жизненного пути, правильной социализации и выработки своего «нравственного иммунитета». [2]

         Подростковый возраст – это возраст начала интенсивного формирования мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. Если, будучи младшим школьником, он чаще действовал по непосредственному указанию старших, либо под влиянием своих случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения.

Источник

В последнее время мы стали пользоваться термином «нравственный иммунитет», понимая под этим способность человека к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума. В системе сказкотерапии исследова­нием «нравственного иммунитета» занимается Дмитрий Кудзилов. Мы приведем выдержки из его работ.

Под «нравственным иммунитетом» следует понимать совокупность свойств личности духовного, морального и нравственного характера, на­правленных на конструктивную самореализацию и эффективную психоло­гическую невосприимчивость (резистентность) индивида к деструктивным воздействиям окружающей среды. В этом случае под деструктивным воз­действием окружающей среды понимается воздействие духовного, менталь­ного и эмоционального характера.

Под психологической невосприимчивостью (резистентностью) надо по­нимать общую систему явлений, благодаря которым организм и психика могут выдерживать пресс психотравмирующих факторов.

«Нравственный иммунитет» направлен на профилактику психологиче­ской дезадаптации личности, вследствие которой увеличивается риск воз­никновения «саморазрушающих» форм поведения.

«Нравственный иммунитет» является скорее приобретенным, нежели видовым, то есть он не передается по наследству. По наследству передается лишь информация о предрасположенности к его формированию, которая носит специализированный характер, обусловленный ментальностью пред­ыдущих поколений. Условно его можно разделить:

— на естественный — возникший в результате неспецифического воз­действия культурной среды

— и искусственный, обусловленный конструктивным влиянием транс­лируемых установок и жизненных ценностей.

В зависимости от способа образования «нравственного иммунитета» (естественный или искусственный), можно различать две формы его суще­ствования:

— устойчивую,

— неустойчивую (временную) форму.

«Нравственный иммунитет» является строго специфичным и действует против транслируемой на личность деструктивной информации.

Формирование «нравственного иммунитета» представляется нам как процесс выделения из врожденных витальных свойств психики человека компонентов, наиболее важных для его конструктивной деятельности, и постепенное развитие их в самостоятельную устойчивую форму. Этот про­цесс обусловлен усилением действия социальных факторов, нацеленных на подавление морально-нравственной составляющей психики.

Подавление морально-нравственной составляющей психики приводит к разрушению системы ценностных ориентиров, в результате чего человек беспрепятственно усваивает «ложные ценности» и становится орудием в руках сил, деструктивно изменяющих общественное сознание.

Каждый человек когда-либо подвергался «прививке» «нравственным им­мунитетом». Это происходило:

— либо в формальном виде (чтение моралей родителями, учителями и др.) В этом случае действие «прививки» легко угасает, либо деструктивно видоизменяется;

— либо в целенаправленном (последовательное осмысленное воспита­ние, способствующее духовному и нравственному развитию ребенка).

В случае целенаправленного формирования, «нравственный иммунитет» приобретает более устойчивую форму и, скорее всего, в процессе жизни будет самостоятельно совершенствоваться. Самосовершенствование проис­ходит посредством формирования так называемой «иммунной памяти». Она способна хранить информацию о деструктивном агенте и в случае его по­вторного возникновения может быстро распознать и ликвидировать его.

Читайте также:  Кишечная микрофлора и иммунитет

Таким образом, важнейшее условие длительного сохранения приобре­тенного «нравственного иммунитета» — это возникновение и поддержание «иммунной памяти».

«Величайший смысл иммунитета, по-видимому, заключается в той роли, которую он играет в процессах, направленных на поддержание структурной и функциональной целостности любого сложного организма». А «централь­ным биологическим механизмом является механизм распознавания «свое­го» и «чужого»» (Ф. Вернет, 1964).

Иммунитет представляет собой целостную систему биологических ме­ханизмов самозащиты организма, с помощью которых он распознает и унич­тожает все чужеродное, если оно проникает в организм или возникает в нем. С помощью этих механизмов поддерживается структурная и функциональ­ная целостность организма на протяжении всей его жизни, т. е. сохраняет­ся физическое, психологическое здоровье людей.

Основное направление ответной реакции «нравственного иммунитета» заключается в духовном осмыслении транслируемой на личность информа­ции. Важным качеством механизма его деятельности является критическая оценка транслятов с целью их выборочного принятия.

Дело в том, что поток духовной, ментальной и эмоциональной информа­ции, направленный на индивида, не содержит только лишь агрессивные, спо­собные деструктивно влиять, агенты. Поэтому «нравственный иммунитет» должен различать, сортировать и «выборочно принимать» трансляты. То есть «нравственный иммунитет» должен выполнять функцию дифференциации. В противном случае, если критической оценке будет подвержен всякий транслят, в том числе и позитивный, то процесс саморазвития и укрепления «нравственного иммунитета» станет невозможным. Это неминуемо приве­дет к ослаблению и угасанию его защитных свойств.

Однако даже информация, распознанная как позитивная, может содер­жать в себе скрытый деструктивный элемент. Здесь уместно упоминание о «троянском коне», как носителе амбивалентной информации: с одной сторо­ны, оболочка ее позитивна, с другой стороны, качественное скрытое содер­жание — разрушительно. Поэтому механизм распознавания транслятов-«троянских коней» носит специфический характер, основанный на реакции иммунной памяти.

Таким образом, любая информация духовного, ментального или эмоцио­нального характера (транслят) проходит своеобразное «чистилище» «нрав­ственного иммунитета». В «чистилище» транслят подвергается «процеду­рам» критической оценки, осмысления, дифференциации, распознавания. И если транслят, пройдя «чистилище», признается позитивным для разви­тия личности, то содержащаяся в нем информация включается в систему ценностей человека и дополняет его картину мира.

Транслят, не прошедший «чистилище», определяется как «разрушитель­ный для личности». И поступает в «копилку» иммунной памяти. Благодаря этому, становится возможным более быстро распознавать и нейтрализовы-вать действие деструктивной информации при повторных воздействиях.

Итак, «нравственный иммунитет» является приобретенным, его форми­рование происходит с момента рождения и продолжается в течение жизни. Одним из базовых компонентов «нравственного иммунитета» является си­стема ценностей личности.

В детском и юношеском возрасте «нравственный иммунитет» «подпиты-вается» созидательными метафорами, содержащимися в народных и автор­ских сказках. В дальнейшем поддержание и развитие иммунной памяти свя­зано с осмыслением и чувственно-смысловым проживанием важнейших духовных, культурных и социальных ценностей.

«Нравственный иммунитет» является тем естественным механизмом, который формируется психикой для защиты «человеческого духа» и обеспе­чения внутренних условий для конструктивной самореализации.

Оказывается, простые детские сказки создают основу для формирова­ния «нравственного иммунитета»! В таком случае, если допустить, что боль­шинству современных молодых людей в детстве читались сказки, то откуда же мы имеем столь высокий процент разрушительного асоциального пове­дения среди молодежи?

По-видимому, это связано с тем, что «нравственный иммунитет» не фор­мировался целенаправленно. То есть мало кто из взрослых сочинял с ребен­ком сказки, помогал ему осознавать их смысл и применять в реальной жиз­ни «уроки сказок». С другой стороны, целенаправленно формировать у ре­бенка «нравственный иммунитет» может лишь тот, у кого он сформирован в достаточной степени. Поэтому многие наши современники, в особенности юные, имеют «ослабленный» «нравственный иммунитет», что приводит к тем явлениям, которые мы можем сегодня с болью наблюдать.

Таким образом, сила и устойчивость «нравственного иммунитета», сте­пень его сформированности в перспективе может стать важным парамет­ром при сборе и анализе психодиагностической информации.

Об активном процессе формирования «нравственного иммунитета» мо­жет говорить появление среди подростков «сказок с жизненной моралью». Такого рода сказки дети начинают писать с десятилетнего возраста, отра­жая в них ситуации, связанные с приобретением жизненного опыта, с забо­той о ближнем, борьбой с пороком и его наказанием. (Дмитрий Кудзилов. О «нравственном иммунитете».)

Итак, сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания «иммунной памяти». В процессе анализа проективной психодиагностической информации мы неоднократно бу­дем возвращаться к этому понятию. Но прежде поговорим о главном правиле работы с информацией, передаваемой с помощью метафоры.

«Мост» между полушариями

Обычно большая часть информации, которая передается через мета­фору, воспринимается правым полушарием головного мозга, отвечаю­щим за образное мышление и эмоции. Особенно это справедливо для детей до двенадцати лет. Сказкотерапевту необходимо создать симво­лический мост между полушариями. Это и есть главное правило работы со сказками.

Что будет, если мы построим работу только на работе правого полу­шария? Мы воспримем образы, эмоции, энергоинформационное поле сказки, но нам будет сложно выделить в ней те структуры, которые по­могут глубже понять внутренний мир автора и сформулировать перс­пективные задачи работы с ним. С другой стороны, если мы будем рабо­тать со сказкой, отдавая приоритет левому полушарию, мы рискуем ее «прооперировать» аналитическим «скальпелем».

Поэтому при работе со сказкой мы будем стараться построить «мост» между полушариями. Использовать трепет образного восприятия и ка­чественный логический анализ.



Источник

Теория нравственного иммунитета.
Дмитрий Кудзилов.

  • Каково содержание ресурса социальной адаптации?
  • Насколько широк спектр индивидуальных различий в содержании ресурса социальной адаптации?
  • Каким образом, в каких условиях, при воздействии каких факторов формируется ресурс социальной адаптации?
  • Каким образом можно актуализировать данный ресурс у воспитанника специальной школы закрытого типа?

Можем ли мы конструктивно влиять на данный ресурс, стимулируя его обновление и укрепление личностного статуса воспитанника?

Поиск ответов на эти вопросы привел нас к понятию “нравственного иммунитета”. Рассматривая это понятие, один из наших коллег – Дмитрий Кудзилов, сделал следующие выводы.
Под “нравственным иммунитетом” следует понимать совокупность свойств личности духовного, морального и нравственного характера, направленных на конструктивную самореализацию и эффективную психологическую невосприимчивость (резистентность) индивида к деструктивным воздействиям окружающей среды. В этом случае под деструктивным воздействием окружающей среды понимается воздействие духовного, ментального и эмоционального характера.
Под психологической невосприимчивостью (резистентностью) надо понимать общую систему явлений, благодаря которым организм и психика могут выдерживать пресс психотравмирующих факторов.
“Нравственный иммунитет” направлен на профилактику психологической дезадаптации личности, вследствие которой увеличивается риск возникновения “саморазрушающих” форм поведения.
“Нравственный иммунитет” является скорее приобретенным, нежели видовым, т.е. он не передается по наследству. По наследству передается лишь информация о предрасположенности к его формированию, которая носит специализированный характер, обусловленный ментальностью предыдущих поколений. Условно его можно разделить:

  • на естественный – возникший в результате неспецифического воздействия культурной среды
  • и искусственный, обусловленный конструктивным влиянием транслируемых установок и жизненных ценностей.

различать две формы его существования:

  • устойчивую,
  • неустойчивую (временную) форму.

“Нравственный иммунитет” является строго специфичным, и действует против деструктивной транслируемой на личность информации.
Формирование “нравственного иммунитета” представляется нам как процесс выделения из врожденных витальных свойств психики человека наиболее важных для его конструктивной деятельности компонентов; и постепенное развитие их в самостоятельную устойчивую форму. Этот процесс обусловлен усилением действия социальных факторов, нацеленных на подавление морально-нравственной составляющей психики.
Разрушение морально-нравственной составляющей психики приводит к подмене системы ценностных ориентиров. В результате чего, человек беспрепятственно усваивает “ложные ценности”, и становится орудием в руках сил, деструктивно изменяющих общественное сознание.
Каждый человек когда-либо подвергался “прививке” “нравственным иммунитетом”. Это происходило:

  • либо в формальном виде (чтение моралей родителями, учителями и др.). В этом случае действие “прививки” легко угасает, либо деструктивно видоизменяется
  • либо в целенаправленном (последовательное осмысленное воспитание, способствующее духовному и нравственному развитию ребенка).

В случае целенаправленного формирования, “нравственный иммунитет” приобретает более устойчивую форму, и, скорее всего, в процессе жизни будет самостоятельно совершенствоваться. Самосовершенствование происходит по средством формирования, так называемой, “иммунной памяти”. Она способна хранить информацию о деструктивном агенте, и в случае его повторного возникновения может быстро распознать и ликвидировать его.
Таким образом, важнейшее условие длительного сохранения приобретенного “нравственного иммунитета” – это возникновение и поддержание “иммунной памяти”.
“Величайший смысл иммунитета, по-видимому, заключается в той роли, которую он играет в процессах, направленных на поддержание структурной и функциональной целостности любого сложного организма”. А “центральным биологическим механизмом является механизм распознавания “своего” и “чужого” (Ф. Бернет, 1964).
Иммунитет представляет собой целостную систему биологических механизмов самозащиты организма, с помощью которых он распознает и уничтожает все чужеродное, если оно проникает в организм или возникает в нем. С помощью этих механизмов поддерживается структурная и функциональная целостность организма на протяжении всей его жизни, т.е. сохраняется физическое, психологическое здоровье людей.
Основное направление ответной реакции “нравственного иммунитета” заключается в духовном осмыслении транслируемой на личность информации. Важным качеством механизма его деятельности является критическая оценка транслятов с целью их выборочного принятия.
Дело в том, что поток духовной, ментальной и эмоциональной информации, направленный на индивида, не содержит только лишь агрессивные, способные деструктивно влиять, агенты. Поэтому “нравственный иммунитет” должен различать, сортировать, и “выборочно принимать” трансляты. То есть “нравственный иммунитет” должен выполнять функцию дифференциации. В противном случае, если критической оценке будет подвержен всякий транслят, в том числе и позитивный, то процесс саморазвития и укрепления “нравственного иммунитета” станет невозможным. Это неминуемо приведет к ослаблению и угасанию его защитных свойств.
Однако даже информация, распознанная как позитивная, может содержать в себе скрытый деструктивный элемент. Здесь уместно упоминание о “троянском коне”, как носителе амбивалентной информации: с одной стороны, оболочка ее позитивна, с другой стороны, качественное скрытое содержание – разрушительно. Поэтому механизм распознавания транслятов-“троянских коней” носит специфический характер, основанный на реакции иммунной памяти.
Таким образом, любая информация духовного, ментального или эмоционального характера (транслят), проходит своеобразное “чистилище” “нравственного иммунитета”. В “чистилище” транслят подвергается “процедурам” критической оценки, осмысления, дифференциации, распознавания. И если транслят, пройдя “чистилище”, признается позитивным для развития личности, то содержащаяся в нем информация включается в систему ценностей человека и дополняет его картину мира.
Транслят, не прошедший “чистилище”, определяется как “разрушительный для личности”. И поступает в “копилку” иммунной памяти. Благодаря этому, становится возможным более быстро распознавать и нейтрализовывать действие деструктивной информации при повторных воздействиях.
Итак, “нравственный иммунитет” является приобретенным, его формирование происходит с момента рождения и продолжается в течение жизни. Одним из базовых компонентов “нравственного иммунитета” является система ценностей личности.
В детском и юношеском возрасте “нравственный иммунитет” “подпитывается” созидательными метафорами, содержащимися в народных и авторских сказках. В дальнейшем поддержание и развитие иммунной памяти связано с осмыслением и чувственно-смысловым проживанием важнейших духовных, культурных и социальных ценностей.
“Нравственный иммунитет” является тем естественным механизмом, который формируется психикой для защиты “человеческого духа” и обеспечения внутренних условий для конструктивной самореализации.
Оказывается, простые детские сказки создают основу для формирования “нравственного иммунитета”! В таком случае, если допустить, что большинству современных молодых людей в детстве читались сказки, то откуда же мы имеем столь высокий процент разрушительного асоциального поведения среди молодежи?
По-видимому, это связано с тем, что “нравственный иммунитет” не формировался целенаправленно. То есть, мало, кто из взрослых сочинял с ребенком сказки, помогал ему осознавать их смысл и применять в реальной жизни “уроки сказок”. С другой стороны, целенаправленно формировать “нравственный иммунитет” может лишь тот, у кого он сформирован в достаточной степени. Поэтому многие наши современники, в особенности юные, имеют “ослабленный” “нравственный иммунитет”, что приводит к тем явлениям, которые мы можем сегодня с болью наблюдать.
Таким образом, сила и устойчивость “нравственного иммунитета”, степень его сформированности в перспективе может стать важным показателем сбора и анализа психодиагностической информации.
Об активном процессе формирования “нравственного иммунитета” может говорить появление среди подростков “сказок с жизненной моралью”. Такого рода сказки дети начинают писать с десятилетнего возраста, отражая в них истории о приобретении жизненного опыта, заботе о ближнем, борьбе с пороком и его наказании.
Итак, сказки являются основой для формирования “нравственного иммунитета” и поддержания “иммунной памяти”. В процессе анализа проективной психодиагностической информации мы неоднократно будет
Что дало нам понимание феномена “нравственного иммунитета”?
Во-первых: более четкое и осмысленное понимание миссии своей работы: школа должна “работать” на формирование “нравственного иммунитета” воспитанника и сотрудника.
Во-вторых: более глубокое понимание ресурса социальной адаптации воспитанника: основным ресурсом успешной социальной адаптации является сформированный “нравственный иммунитет”, который проявляется в созидательных способностях, знаниях, силе воли и других замечательных качествах личности.
В-третьих: углубилось понимание векторов личностного и профессионального развития сотрудников. Стал актуальным вопрос: что я “транслирую” воспитаннику, способствует ли это формированию его “нравственного иммунитета”, или нет? Данный вопрос провоцирует глубинное духовное развитие взрослых.
В-четвертых: формирование “нравственного иммунитета” стало критерием для подбора адекватных форм и методов работы с воспитанниками.
В-пятых: понимание феномена “нравственного иммунитета” входит в противоречие с существующей практикой определения ребенка в специальное учреждение закрытого типа по суду с указанием жестко фиксированного срока пребывания. Абсурдно предполагать, что полгода в специальном учреждении помогут сформировать “нравственный иммунитет” ребенка!
В-шестых: понимание “нравственного иммунитета” как основного ресурса социальной адаптации в постинтернатный период позволило нам начать разработку программы экспертизы готовности воспитанников к выпуску.
В-седьмых: стало очевидным, что “нравственный иммунитет” поможет не только самореализоваться нашему выпускнику, но и противостоять неблагоприятным влияниям внешней среды.
Таким образом, “нравственный иммунитет” является одновременно:

  • Буфером между окружающей средой и психикой воспитанника, своеобразной “психической защитой” от неблагоприятного воздействия социума;
  • Ресурсом успешной социальной реализации выпускника, активизирующим его созидательные способности и силу воли;
  • Движущей силой духовного роста;
  • Основанием для подбора методов, технологий, форм и приемов работы с воспитанниками;
  • Точкой отсчета для формирования новых проектов.

Каким образом в условиях школы можно формировать “нравственный иммунитет”? Размышления над этим вопросом привели нас к следующим выводам:

  • Для того чтобы начать формирование “нравственного иммунитета” необходимо “вернуться к истокам”, найти средства для плавного, мягкого пробуждения естественной восприимчивости души воспитанника. Это можно сделать с помощью моделирования ситуаций раннего детского опыта и стимулирования позитивных переживаний. Таким образом формируется “запас жизненной прочности” в бессознательном ребенка.
  • Необходимо найти средства для развития “дремлющих” положительных потенциалов и способностей ребенка, а также продумать каким образом они могут быть социально востребованы. В этом случае развитие “нравственного иммунитета” будет стимулировать ощущение ребенком собственной социальной пользы.

Необходимо максимально содействовать чувственно-смысловому переживанию воспитанником базовых жизненных ценностей, и научить его использовать данные переживания в жизненной практике.

Безусловно, для того, чтобы реализовать эти идеи необходима особая среда, попадая в которую, ребенок получает качественно новые переживания, стимулирующие его развитие. Речь идет о “терапевтической среде”.
В первую очередь из уровня общей и профессиональной культуры наставников (педагогов, воспитателей, психологов и всех сотрудников школы). Наставник является носителем “нравственного иммунитета”, и от того, как сложатся его взаимоотношения с ребенком зависит восприимчивость последнего к базовым жизненным ценностям. С другой стороны, ребенок, его психология и энергия оказывают существенное влияние на взрослого, определенным образом деформируя личностный статус. Иными словами, мы имеем дело с феноменом ВЗАИМОВЛИЯНИЯ взрослого и ребенка. Следовательно, для того чтобы личность наставника действительно являлась системообразующим фактором формирования “терапевтической среды”, необходимо чтобы взрослый обладал высоким “нравственным иммунитетом”. Этот факт ярко показывает необходимость серьезной работы с коллективом наставников. Тем более, что именно они первично участвуют и в формировании физической составляющей “терапевтической среды”.
Во-вторых, из ощущения “красоты вокруг”: ухоженности территории, уюта в помещениях, удобства и функциональности. Причем, не обязательно “физическая среда” будет создана по “евростандарту”. Главное, чтобы все помещения, оборудование, территория школы несли отпечаток “созданного с любовью”. Только в этом случае, на наш взгляд, у воспитанника в противовес потребительской позиции может возникнуть желание ухаживать за территорией.
Таким образом, системообразующий фактор формирования “терапевтической среды” – это личность наставника. Однако в этом месте мы имеем серьезнейшую проблему. Дело в том, что большую часть времени с ребенком проводит воспитатель. Часто именно с его личностью связан образ Наставника. Проблема заключается в том, что в нашей системе высшего образования нет программ подготовки квалифицированного специалиста, который мог бы занять должность воспитателя. Статус воспитателя невысок. Это связано с порочным социальным стереотипом воспитателя – “воспитатель для детского сада”. Поэтому работа воспитателем в специальном учреждении для многих педагогов воспринимается как некоторое понижение их социального статуса. На наш взгляд, статус воспитателя в специальных учреждениях открытого и закрытого типа должен быть поднят на высочайший уровень. Эта должность должна стать престижной и почетной, и занимать ее должен человек высокообразованный, высококультурный и разносторонний. На наш взгляд, воспитателю важно иметь психологическое, педагогическое образование и владеть каким-либо ремеслом.
Сегодня в педагогических вузах готовят психологов и учителей-предметников, социальных педагогов и реабилитологов, однако воспитателей не готовят…
Предполагая, что состояние физического и духовного здоровья, а также профессиональный рост взрослых повлечет за собой положительные изменения у воспитанников, станет отправной точкой в процессе формирования “нравственного иммунитета”, мы сделали особый акцент на работу с коллективом сотрудников школы.
В 2002 году нами была разработана Концепция комплексного сопровождения и поддержки сотрудников школы. Результаты исследований психиатров, психотерапевтов и психологов г. Вологды показали, что вновь пришедший на работу в школу сотрудник, уже через пять лет, приобретает целый комплекс заболеваний, который в течение следующих пяти лет работы переходит в хроническое состояние. Наиболее типичные проявления проблемы это: притупление переживания радости, стремление ограничить себя в контактах, состояние тревожности. Все это сразу же отражается на взаимодействии с воспитанником и нередко выражается: в неадекватных требованиях к ребенку, в отсутствии веры в возможности воспитанника, притуплении поисковой активности, раздражительности. Таким образом, результативность работы школы напрямую связана с состоянием здоровья ее сотрудников. Поэтому вопрос о функционировании системы комплексной поддержки и сопровождения сотрудников сегодня приобретает особенный смысл в контексте идеи создания в учреждении терапевтической среды. Цель организации системы – обеспечение условий для здорового физического, психологического, социального и профессионального состояния сотрудников школы.

Читайте также:  Что лучше детям для повышения иммунитета

Источник