Дипломатические представительства структура функции привилегии иммунитеты

Дипломатические представительства структура функции привилегии иммунитеты thumbnail

Дипломатическое
представительство — орган одного
государства, находящийся на территории
другого государства для осуществления
с ним официальных отношений. Существует
два вида дипломатических представительств:

1)
посольства

2)
миссии.

Посольство
— дипломатическое представительство
первого класса.

Миссия
— дипломатическое представительство
второго класса.

Государства
сами договариваются, какими видами
дипломатических представительств
обменяться. Государства чаще всего
договариваются об обмене представительствами
первого класса, т. е. посольствами, что
свидетельствует об установлении между
двумя государствами

нормальных
межгосударственных отношений.
Представительства работают на постоянной
основе.

Венская
конвенция о дипломатических сношениях
1961 г. определила главные функции
дипломатических представительств. Они
конкретизированы в Положении о Посольстве
Российской Федерации, утвержденном
Указом Президента Российской Федерации
от 28 октября 1996 г., следующим образом:

1)
представительство России;

2)
обеспечение национальных интересов и
реализация внешнеполитического курса
Российской Федерации:

3)
выполнение поручений органов власти
Российской Федерации;

4)
сбор информации;

5)
обеспечение развития сотрудничества
с государством пребывания;

6)
контроль за выполнением договоров с
государством пребывания;

7)
выполнение консульских функций и общее
руководство консульскими учреждениями
Российской Федерации в стране пребывания.

Согласно
международному и национальному праву
дипломатические представительства и
их сотрудники пользуются соответствующими
иммунитетами и привилегиями.

Под
дипломатическими иммунитетами понимаются
изъятия из-под административной,
уголовной и гражданской юрисдикции
государства пребывания.

Дипломатические
привилегии — это льготы, преимущества,
предоставляемые дипломатическим
представительствам и их сотрудникам.

Дипломатические
иммунитеты и привилегии предоставляются
в целях создания наиболее благоприятных
условий для осуществления функций
дипломатическими представительствами.
Правовой основой таких иммунитетов
и привилегий является суверенное
равенство государств,

поскольку
дипломатические представительства и
их сотрудники являются олицетворением
государств.

Дипломатические
иммунитеты и привилегии подразделяются
на:

1)
иммунитеты и привилегии дипломатического
представительства

2)
личные иммунитеты и привилегии.

К
иммунитетам и привилегиям дипломатического
представительства относятся:

1.
Неприкосновенность помещений
дипломатического представительства.
Под помещениями понимаются здания или
их части, используемые для целей
представительства, включая резиденцию
его главы, а также обслуживающий это
здание или его части земельный участок,
в том числе сад и автостоянку. Их
неприкосновенность означает, что власти
государства пребывания не могут вступать
в эти помещения без согласия главы
представительства. Государство пребывания
обязано предпринимать надлежащие меры
для защиты помещений представительства
от любого вторжения или нанесения
ущерба, а также для предотвращения
всякого нарушения спокойствия
представительства или оскорбления его
достоинства.

Ни
при каких обстоятельствах нельзя без
согласия главы дипломатического
представительства вступать на его
территорию.(даже при форс-мажорных)

Международное
право не разрешает использовать институт
неприкосновенности помещения
дипломатических представительств в
качестве убежища лиц, преследуемых
властями государства пребывания.

2.
Помещения дипломатических представительств,
предметы их обстановки и другое
находящееся в них имущество, а также
средства передвижения сотрудников
представительств пользуются иммунитетом
от обыска, реквизиции, ареста и других
исполнительных действий как в мирное
время, так и во время вооруженных
конфликтов.

3.
Помещения представительств, как
собственные, так и арендованные, обладают
фискальным иммунитетом, т. е. освобождаются
от всех налогов, сборов и пошлин, кроме
платы за конкретные виды обслуживания.

4.
Неприкосновенность архивов и документов
дипломатических представительств в
любое время и в любом месте. Это касается
и периода разрыва дипломатических
отношений между государствами, в том
числе и в связи с вооруженным конфликтом
между ними. Официальная корреспонденция
дипломатических представительств также
неприкосновенна. Поэтому пользуются
иммунитетом дипкурьеры во время
доставления ими диппочты по назначению.

Привилегии
дипломатических представительств:

1.
Право пользования флагом и эмблемой
своего государства на помещениях
диппредставительства, включая резиденцию
его главы, а также на средствах передвижения
главы представительства.

2.
Таможенные привилегии, т. е. право ввозить
на территорию государства пребывания
и вывозить с этой территории предназначенные
для официального пользования
представительств товары с освобождением
от уплаты таможенных пошлин, налогов и
без применения к товарам запретов и
ограничений экономического характера.

Читайте также:  Какие витамины лучше для укрепления иммунитета у ребенка

3.
Свобода сношений со своим государством,
его диппредставитсльствами и консульскими
учреждениями в других странах. Для этого
государство может пользоваться всеми
подходящими средствами, в том числе
услугами дипкурьеров или шифрованных
депеш.

К
личным иммунитетам и привилегиям
относятся:

1.
Неприкосновенность дипломатов. Они не
могут быть задержаны или тем более
арестованы. Государство пребывания
должно принимать все надлежащие меры
для предупреждения каких-либо посягательств
на их личность, свободу и достоинство.

2.
Неприкосновенность резиденций дипломатов,
их средств передвижения, имущества,
бумаг и корреспонденции. Подвергать
дипломата каким-либо санкциям представители
власти государства пребывания не вправе.

3.
Иммунитет от юрисдикции государства
пребывания — уголовной и гражданской.
Следственные органы этого государства
не должны возбуждать уголовные дела в
отношении дипломатов, а его суды не
могут такие дела рассматривать. Власти
страны пребывания могут обратиться к
высшим органам государства дипломата
о снятии с него иммунитета от уголовной
юрисдикции в случаях совершения тяжких
преступлений. Чаще всего речь идет о
совершении дорожно-транспортных
происшествий, в результате которых
гибнут люди.

В
редких случаях власти страны дипломата
идут на то, чтобы снять с него иммунитет
от уголовной юрисдикции, если им совершено
тяжкое преступление.

Дипломаты
не обладают иммунитетом в случаях
предъявления исков:

1)
по частному недвижимому имуществу
дипломата, которое находится на территории
государства пребывания;

2)
по наследованию, когда дипломат выступает
как частное лицо;

3)
относящихся к любой деятельности,
осуществляемой дипломатом в государстве
пребывания за

пределами
своих официальных функций.

В
дипломатической практике встречаются
случаи, когда дипломат сам возбуждает
иск в суде государства пребывания. При
этом он отказывается от неподсудности
по данному делу. В этом случае на него
не распространяется судебный иммунитет
в отношении встречных исков, связанных
с возбужденным им делом.

Дипломаты
не обязаны давать свидетельские
показания. Однако ничто не препятствует
им это делать, если они сами того пожелают.
Естественно, дипломаты пользуются
иммунитетом от административной
юрисдикции.

4.
Личный багаж дипломата не подлежит
досмотру таможенными властями государства.
Исключение составляют случаи, когда
есть серьезные основания полагать, что
в багаже дипломата содержатся предметы,
запрещенные законом для ввоза или
вывоза.

Привилегии
дипломата:

1)
освобождение от всех налогов, сборов и
пошлин в государстве пребывания, кроме
косвенных налогов, налогов на наследство
и ряда сборов;

2)
освобождение от всех трудовых,
государственных и военных повинностей;

3)
освобождение от таможенных пошлин,
налогов и сборов

Дипломатическими
иммунитетами и привилегиями пользуются
все члены семьи дипломата, если они не
являются гражданами страны пребывания.

Статус
административно-технического персонала
приравнен к дипломатическому, за
исключением гражданской и административной
юрисдикции, которая на последних не
распространяется. Обслуживающий персонал
пользуется иммунитетом в отношении
действий, совершаемых при исполнении
служебных обязанностей. Он освобожден
от налогов, сборов и пошлин на заработок,
полученный им по службе.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 марта 2014;
проверки требуют 11 правок.

Дипломати́ческий иммуните́т (от лат. immunitas «независимость; неподверженность») — это изъятие его бенефициара (носителя) из-под юрисдикции государства пребывания. В первую очередь носителями такого иммунитета являются глава дипломатического представительства и другие сотрудники из числа дипломатического персонала. Вместе с тем есть случаи, когда таким иммунитетом обладают лица, не входящие в дипломатический состав посольств.

Дипломатический иммунитет следует отличать от дипломати́ческих привиле́гий, которые представляют собой преференции (льготы), которыми наделяется соответствующее лицо при вступлении в некоторые правоотношения с государством пребывания: прежде всего, в налоговой, таможенной, миграционной сферах.

Читайте также:  Мед препараты для иммунитета для детей

Источником дипломатического иммунитета является международный обычай, кодифицированный Венской конвенцией о дипломатических сношениях[1]. В развитие её положений национальное (главным образом, процессуальное) законодательство государств также регулирует вопросы дипломатического иммунитета. Так, в России положения о дипломатическом иммунитете содержатся в ст.401 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ в редакции от 6 февраля 2012 г.[2], ст.11 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ в редакции от 7 декабря 2011 г.[3] В СССР вопросы дипломатического иммунитета регулировались Положением о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР[4].

История института дипломатического иммунитета[править | править код]

В зачаточном состоянии данный институт существовал еще в древности. В Древнем Китае, древнегреческих полисах и древнеиндийских государствах личность послов считалась неприкосновенной. В Древней Индии пользовались неприкосновенностью также и посольские помещения. В тот период это было обусловлено, прежде всего, религиозными верованиями.[5] Кроме того, в указанных государствах царила стойкая убеждённость в том, что обеспечить мирные международные отношения и взаимодействие друг с другом по различным вопросам невозможно без предоставления иностранным послам и посредникам права безопасно передвигаться по территориям государств пребывания. Вместе с тем принцип личной неприкосновенности послов утратил былое значение в период расцвета Римской Империи, а позднее Византии — оба эти государства больше полагались на захватническую политику, нежели мирное сосуществование.

В современном смысле слова дипломатия возродилась лишь в конце средневековья, на заре Ренессанса. С появлением в XV веке постоянных посольских учреждений укрепился принцип неприкосновенности их помещений. С учетом особой роли церкви в рассматриваемый исторический период послы, продолжая пользоваться неприкосновенностью, стали считаться находящимися под её особым покровительством. В XVI веке — период ожесточённой религиозной розни — в практику государств вошли особая защита и иммунитет от уголовной юрисдикции послов, включая даже тех, которые подозревались в заговоре против аккредитовавших их суверенов. В данном контексте уместно сослаться на такой дипломатический казус. Испанский посол Мендоса в 1584 году был обвинён английским правительством в заговоре, имевшем целью свергнуть английскую королеву Елизавету. При этом возник вопрос, можно ли судить испанского посла в английском суде. Совет Королевы обратился за консультацией к известному итальянскому дипломату, правоведу, знатоку дипломатического права Альберико Джентили (автор трактата «Три книги о посольствах» 1585 г.)[6]. Тот дал заключение, что Мендоса должен быть подвергнут наказанию испанским сувереном, а следовательно, должен быть выслан из Англии. В результате провинившийся посол получил от английских властей приказ покинуть пределы Королевства.

В вестфальский период (1648—1815 гг.) развития международного права окончательное закрепление в форме международного обычая получили правила об иммунитете послов, сопровождающих их членов семей и персонала от гражданской и уголовной юрисдикции государств пребывания, равно как и правила о неприкосновенности посольских помещений. В рассматриваемый период повышенное внимание тематике дипломатического иммунитета уделяется в научных международно-правовых разработках (Г. Гроций, 1625 г., К. Бинкершок, 1721 г., Э. Ваттель, 1758 г.).

Версальский (1919—1945 гг.) период международного права ознаменовался попытками кодификации сложившихся к тому времени норм о дипломатическом иммунитете. Впервые такая кодификация была предпринята на региональном уровне — Гаванская конвенция о дипломатических служащих от 1928 г., участниками которой были государства Панамериканского союза. Вместе с тем эта Конвенция всё же не вполне адекватно отражала существующую на тот момент практику в области дипломатического права[7]. Более продуманным в этом отношении является Гарвардский проект конвенции о дипломатических привилегиях и иммунитетах 1932 года.

Первая универсальная кодификация обычных норм дипломатического права была предпринята уже в период современного международного права вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи ООН — Комиссией международного права, результатом работы которой стала Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. В ней зафиксированы не только сложившиеся к тому времени в дипломатической практике государств единообразные правила, но и новые правила, насчет которых у государств прежде не было единого понимания (речь, прежде всего, идет о привилегиях и иммунитетах младшего персонала посольств, исключений из иммунитета, а также статуса дипломатов, являющихся гражданами государства пребывания). Именно Венская конвенция стала тем универсальным инструментом, регулирующим отношения в области дипломатического права, в том числе и вопросы дипломатического иммунитета.

Читайте также:  297 фз об иммунитетах

Содержание дипломатического иммунитета[править | править код]

Теоретической основой такого иммунитета является комбинированная функционально-представительская теория, нашедшая своё отражение в преамбуле Венской конвенции 1961 года. Согласно ей, в частности, «привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства»[8]. В равной мере сказанное относится и к дипломатическим представителям, а также иным лицам, которые в силу договора или обычая также являются носителями дипломатического иммунитета.

Венская конвенция регулирует также вопросы иммунитета применительно к дипломатическим представительствам (посольствам) и дипломатическим представителям (агентам)

Дипломатические представительства[править | править код]

Одной из составляющих их иммунитета является неприкосновенность. В соответствии со статьёй 22 Венской конвенции помещения дипломатического представительства неприкосновенны. При этом к помещениям представительства, согласно статье 1 Венской конвенции, относятся здания или части зданий, используемые для целей представительства, включая резиденцию главы представительства, кому бы ни принадлежало право собственности на них, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок. Таким образом, помещения представительства неприкосновенны независимо от того, находятся ли они в собственности аккредитующего государства или на праве аренды (либо ином вещном/обязательственном праве), а также от того, представляют ли эти помещения обособленное здание, комплекс зданий или только часть здания (в последнем случае в целях обеспечения неприкосновенности эта часть должна быть оборудована отдельным входом). Соответственно власти государства пребывания, во-первых, не могут вступать в помещения представительства иначе, как с согласия его главы. Во-вторых, на государстве пребывания лежит специальная обязанность предпринимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Иногда для обеспечения охраны посольств выделяются силы местных правоохранительных органов.

Неприкосновенность помещений дипломатического представительства предполагает невозможность вручения судебных повесток и передачи судебных приказов как внутри самих помещений, так и, что называется, на пороге. Передача таких документов должна осуществляться иным способом (посредством почтовой связи, через местное министерство иностранных дел). Кроме того, неприкосновенность помещений подразумевает иммунитет от обыска, ареста, реквизиции и исполнительных мер. Данный иммунитет распространяется и на предметы обстановки и мебель внутри помещений.

В случае с помещениями иммунитет и неприкосновенность совпадают.[9]

Иные бенефициары дипломатического иммунитета[править | править код]

  • Главы государств
  • Главы правительств
  • Министры иностранных дел
  • Должностные лица международных организаций

См. также[править | править код]

  • Иммунитет государства
  • Дипломатическое право

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Иммунитет дипломатический // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  2. ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., № 46, ст. 4532.
  3. ↑ Собрание законодательства Российской Федерации, 1996 г ., № 25, ст. 2954.
  4. ↑ Утверждено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. № 4961-VI.
  5. ↑ Международное право: учебник/под ред. А. Н. Вылегжанина.-М.: Юрайт, 2011. -С.50-54.
  6. ↑ Зонова Т. В. Настольная книга дипломатов//Дипломатический вестник. — 2001. #8. -С.24-25
  7. ↑ Е.Denza, Introduction to the Vienna Convention on Diplomatic Relatins, 18 April 1961
  8. ↑ Венская конвенция о дипломатических сношениях (неопр.). www.un.org (Принята 18 апреля 1961 года). Дата обращения 21 декабря 2016.
  9. ↑ Report of the Commission to the General Assembly. Yearbook of the International Law Commission, 1958, vol.II.-P.95.

Источник