Иммунитет государств и его виды курсовая

Иммунитет государств и его виды курсовая thumbnail

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

3

I. Понятие и виды иммунитета 
государства 

4

1.1 Юрисдикционный иммунитет 
государства

6

1.2 Иммунитет собственности 
государства

9

II. Международно-правовые основы
иммунитета государства

14

2.1 Правовая природа и 
сфера действия иммунитета государства

14

2.2 Отказ от  иммунитета

 

2.3 Основные доктрины иммунитета 
государства и их содержание

 

2.4 Законодательное регулирование 
иммунитета государства

 

2.5 Тенденции развития 
правового регулирования иммунитета 
государства

 

Заключение

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Международное сотрудничество
многообразно по формам, сферам осуществления,
реализуется различными видами субъектов,
среди которых выступают и 
государства. Причем нередко последние 
не только выступают в качестве субъектов 
властных отношений, т. е. межгосударственных
отношений публично-правового характера,
регулируемых международным правом,
но и вступают в цивилистические 
отношения имущественного либо неимущественного
порядка, являющееся международными частноправовыми 
отношениями и подпадающими под 
действие международного частного права.

Иммунитет государства один
из краеугольных институтов международного
частного права,  определяющих правовое
положение государства в международных 
сделках и вообще в частноправовых
отношениях международного характера.
Иммунитет, в соответствии с которым 
государство при осуществлении 
им гражданско-правовых актов с субъектами
национального права иностранных 
государств не подсудно иностранным 
судам, не подчиняется действию иностранных 
законов, освобождается от обеспечительных 
и принудительных мер по иску и 
исполнению судебного решения, а 
также ареста и реквизиции собственности,
принято обосновывать обычно-правовой
нормой, вытекающей из принципов суверенного 
равенства и уважения суверенитета
государств, действующих в международном 
частном праве.

В курсовой работе мне хотелось
бы отразить понятие, правовую природу,
виды юрисдикционного иммунитета, рассмотреть 
содержание основных доктрин иммунитета,
определить основные современные проблемы
данного вопроса.

I. Понятие и виды иммунитета 
государства

Термин «иммунитет» происходит
от латинских слов — прилагательного immunus
(свободный от чего-либо, освобожденный)
и существительного immunitas (освобождение
от налогов, от службы и т.п.).

Само понятие «иммунитет
государства» сложилось в международном
праве сначала в качестве обычной нормы,
а затем стало определяться судебной практикой,
законодательством и международными договорами.
Иммунитет иностранного государства,
существующий в международных отношениях,
отличается от иммунитета государства
от предъявления к нему исков в его собственных
судах. Установление последнего и определение
его пределов входит исключительно в сферу
компетенции государства и определяется
только его законодательством и международными
договорами, заключенными этим государством.

Наиболее емко и сжато 
характеристика правового содержания
иммунитета выражена в известных 
еще со времен римского права юридических 
максимах: «par in parem non habet imperium» («равный 
над равными власти не имеет»), «par
in parem non habet jurisdictionen» («равный над 
равным не имеет юрисдикции»).

Государство может выступать 
во внешней сфере в различных 
категориях отношений. Во-первых, его 
партнерами могут быть другие государства 
или международные организации.
Они могут заключать международные
договоры о предоставлении и получении
займов, уступке территории, заключать
военные и политические союзы и др. Во-вторых,
государство может вступать в разнообразные
имущественные отношения с иностранными
юридическими и физическими лицами (например,
приобретать участки земли для расширения
территории посольства или миссии, сдавать
в концессию участки недр для разработки
полезных ископаемых на своей территории,
сдавать в аренду принадлежащие ему здания
и сооружения, находящиеся как в собственной
стране, так и на территории иностранного
государства, заказывать работы, товары
и услуги и т. п.). Во всех этих случаях государство
участвует в таких отношениях, в которых
могли бы действовать и любые другие субъекты
гражданского или торгового права

Специальный комитет Конференции 
в Сан-Франциско, созданный для 
разработки проекта ст.2 Устава ООН,
дал такое толкование суверенитета,
имеющее фундаментальное значение
для понимания иммунитета: «Под «суверенным 
равенством» понимается следующее:
а) государства юридически равны; б)
каждое государство пользуется 
неотъемлемым правом полного суверенитета;
в) личность государства пользуется
уважением, правом на территориальную 
целостность и политическую независимость;
г) каждое государство должно честно
исполнять свой долг и свои обязанности».1 Из этого следует, что ни одно
государство не может осуществлять в отношении
другого государства какие-либо меры принуждения,
не совместимые с суверенитетом государства,
даже если оно действует на иностранной
территории.  Принципы суверенного
равенства и уважения суверенитета закреплены
во многих последующих международных
документах: Декларации ООН о принципах
международного права, касающихся дружественных
отношений и сотрудничества между государствами
1970 г., Заключительном акте Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе
1975 г., Парижской хартии для новой Европы
1990г. и др.

В международной практике
применяются более узкое понятие «юрисдикционные
иммунитеты» и более широкое понятие «иммунитет
государства и его собственности», поскольку
не всегда вопрос об иммунитете имущества
государства возникает в связи с рассмотрением
какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты
связаны между собой, потому что их основа
одна – суверенитет государства, который
не позволяет применять в отношении государства
какие-либо принудительные меры. Юрисдикционные
иммунитеты государств и их собственности
получили общее признание в качестве одного
из принципов обычного международного
права.

    1. Юрисдикционный иммунитет государства

Под государством в Конвенции 
ООН о юрисдикционных иммунитетах 
государств и их собственности понимается
«государство и его различные органы управления;
составные части федеральных государств»,
учреждения государств «либо другие образования
в той мере, в какой они правомочны совершать
и фактически совершают действия в осуществление
суверенной власти государства».

Признание иммунитета государства 
не означает, что вообще нельзя рассматривать 
спор по сделке, заключенной с государством,
или же что нельзя вообще предъявить
иск о возмещении вреда к иностранному
государству. Речь идет о том, что 
иск к государству теоретически
надо предъявлять в судах этого 
государства. На практике иски по сделкам 
обычно рассматриваются в международных 
коммерческих арбитражных судах. Следует 
подчеркнуть и другое: признание 
иммунитета ни в коей мере не должно
состоять в освобождении государства 
от выполнения принятых им на себя обязательств
или в освобождении государства 
от ответственности за неисполнение
обязательств.

В теории и практике государств
обычно различают несколько видов 
иммунитета: судебный, от предварительного
обеспечения иска и от принудительного 
исполнения решения. Понятие юрисдикционных
иммунитетов является общим для этих трех
видов.

Судебный иммунитет заключается 
в неподсудности одного государства 
судам другого государства Без 
согласия государства оно не может 
быть привлечено к суду другого государства.
Причем не имеет значения, в связи 
с чем или по какому вопросу 
государство намереваются привлечь
к суду.

Каждое государство имеет 
право искать в суде, т. е. само предъявить
требование в суде иностранного государства 
к физическому или юридическому
лицу. Однако заявление иска к государству 
в иностранном суде, как правило,
невозможно, если только само государство 
не согласилось на подчинение юрисдикции
соответствующего государства. Такое 
согласие может быть выражено индивидуальным
актом, т.е. выдано специально применимо
к данному случаю.

Правило о непредъявлении
иска в суде к иностранному государству 
распространяется на все категории 
исков, будь то иски, заявляемы непосредственно 
государству – in personam (т.н. прямые иски),
или косвенные иски – in rem, когда 
требование связано, например, с имуществом,
принадлежащим государству. Типичным
примером в этом плане являются требования
по поводу государственных морских 
или воздушных судов.

Иммунитет от предварительного
обеспечения иска. Согласно иммунитету
суд, рассматривающий частноправовой
спор с участием иностранного государства,
не вправе применять любые меры по
предварительному обеспечению иска,
так как такие меры носят принудительный
характер. Часто меры по обеспечению 
иска рассматриваются и принимаются 
судом еще до возбуждения и 
слушания дела с участием государства.
В любом случае, если такие меры
касаются государства и его собственности
(арест государственных счетов в 
иностранных банках, опись имущества,
ограничение права государства 
пользоваться своим имуществом и 
пр.), то с точки зрения иммунитета
они не допустимы.

Иммунитет от принудительного 
исполнения решений иностранного суда.
В отношении государства и 
его собственности не могут быть
приняты какие-либо принудительные
меры по исполнению иностранного (арбитражного)
решения любыми органами этого и 
любого другого иностранного государства.

Однако в ходе многолетней 
практики выработались определенные исключения
из этого правила, которые позволяют,
в случае отказа иностранного государства 
от исполнения судебного решения, применять 
принудительные меры в отношении 
собственности последнего. Даже, если
государство добровольно приняло 
участие в иностранном судебном
процессе, решение может быть выполнено 
им только добровольно.  Например, меры
по исполнению судебного решения 
могут применяться в случае добровольного
согласия иностранного государства на
осуществление принудительных мер, выраженного
в международном соглашении, в письменном
контракте или в заявлении на судебном
разбирательстве по конкретному делу.
Следует отметить, что одно лишь согласие
иностранного государства на осуществление
юрисдикции еще не предполагает его согласия
на применение принудительных мер в отношении
его собственности по решению суда. Иными
словами, для применения мер по исполнению
или обеспечению судебного решения суд
должен  получить отдельное согласие
иностранного государства.

Читайте также:  Как и чем поднять иммунитет человека

Иммунитет от действия законодательства
иностранного государства. Этот вид 
иммунитета обеспечивается такими составными
частями суверенитета, как независимость 
и равенство государств. Действительно,
если государство независимо и обладает
верховенством, то невозможно без его 
согласия подчинить его действия
иностранному закону, кроме собственного. 
Действия государства определяются
его внутренним правопорядком и 
нормами международного права, но никак 
не законами другого государства. Отсюда
следует, что в гражданско-правовых
отношениях государство подчиняется 
только собственному законодательству,
если оно не согласилось на иное.
Вследствие этого при заключении
государством частноправовой сделки с 
иностранным физическим или юридическим 
лицом в случае, если стороны не
определили применимое к их отношениям
право (т. е. отсутствовала явно выраженная
воля государства), договор будет 
регулироваться нормами данного 
государства.

Государство может согласиться 
на применение к соответствующему гражданско-правовому 
договору с его участием иного 
правопорядка, нежели его собственный,
однако такое согласие должно быть
явно выраженным. При этом подразумевается,
что автономия воли сторон в таких 
ситуациях должна трактоваться неограниченно.
Гражданско-правовое обязательство 
суверена не может подпадать под 
действие иностранного закона, если государство 
не согласилось на выбор такого иностранного
правопорядка.  С согласия государства
в сделке (договоре) могут быть сформулированы
изъятия из принципа иммунитета от подчинения
иностранному законодательству. В то же
время подобные исключения из общего правила
не могут трактоваться расширительно,
а должны реализовываться в строгом соответствии
с оговорками, сделанными непосредственно
в самом соглашении.

1.2 Иммунитет собственности 
государства

Иммунитет собственности 
государства означает правовой режим 
неприкосновенности собственности, находящейся 
на территории иностранного государства.
Юридическим содержанием данного 
вида иммунитета является в конечном
итоге запрещение обращения взыскания 
и принудительного изъятия имущества,
принадлежащего государству.  Собственность 
пользуется иммунитетом независимо
от наличия судебного разбирательства.
Она пользуется иммунитетом даже,
если находится во владении лица, которое
не обладает иммунитетом. Это предопределяет
выделение вопросов собственности в качестве
самостоятельного элемента содержания
иммунитета, что подтверждается судебной
практикой. Например, получившее признание
решение английского суда по делу судна
«Cristina» (1938г.) подчеркивает, что независимо
от того, является ли суверен стороной
в процессе или нет, суды не могут выносить
решение о захвате или задержании собственности,
которая ему принадлежит или находиться
в его владении или под его контролем.2 На такой позиции основываются
и международно-правовые акты.

Однако если собственность 
государства используется в коммерческих
целях, то на нее не распространяются
положения об иммунитете собственности 
государства, что предусматривается 
и в разработанном Комиссией 
международного права проекте статей
о юрисдикционных иммунитетах государства
и их собственности, и в законах об иммунитетах
иностранного государства, действующих
в ряде других государств.

В Великобритании, Канаде, США,
Австралии, Сингапуре иностранному
государству не предоставляется 
иммунитет от исполнительных действий
в отношении собственности, которая 
используется в торговых целях.

Источник

Ïðàâîâîå ïîëîæåíèå ãîñóäàðñòâà â ìåæäóíàðîäíîì ÷àñòíîì ïðàâå. Ïîíÿòèå è âèäû èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà â çàðóáåæíîì çàêîíîäàòåëüñòâå è ìåæäóíàðîäíî-ïðàâîâûõ àêòàõ. Òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà.

Ñîãëàøåíèå îá èñïîëüçîâàíèè ìàòåðèàëîâ ñàéòà

Ïðîñèì èñïîëüçîâàòü ðàáîòû, îïóáëèêîâàííûå íà ñàéòå, èñêëþ÷èòåëüíî â ëè÷íûõ öåëÿõ. Ïóáëèêàöèÿ ìàòåðèàëîâ íà äðóãèõ ñàéòàõ çàïðåùåíà.
Äàííàÿ ðàáîòà (è âñå äðóãèå) äîñòóïíà äëÿ ñêà÷èâàíèÿ ñîâåðøåííî áåñïëàòíî. Ìûñëåííî ìîæåòå ïîáëàãîäàðèòü åå àâòîðà è êîëëåêòèâ ñàéòà.

  • ïåðåéòè ê ñêà÷èâàíèþ ôàéëîâ ðàáîòû

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ïðàâîâîå ïîëîæåíèå ãîñóäàðñòâà â ìåæäóíàðîäíîì ÷àñòíîì ïðàâå. Òåîðèÿ àáñîëþòíîãî è ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà. Ïðàâà è îáÿçàííîñòè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â ÷àñòíîïðàâîâûõ ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèÿõ. Òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ èììóíèòåòà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [25,9 K], äîáàâëåí 12.10.2014

  • Ñóâåðåíèòåò ãîñóäàðñòâà êàê îñíîâàíèå ôîðìèðîâàíèÿ îñîáîãî ñòàòóñà ãîñóäàðñòâà — ó÷àñòíèêà îòíîøåíèé â ìåæäóíàðîäíîì ÷àñòíîì ïðàâå. Êîíöåïöèè î âèäàõ èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Ïîíÿòèå èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà â çàêîíîäàòåëüñòâå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [29,0 K], äîáàâëåí 23.01.2007

  • Îñîáåííîñòè ïðàâîâîãî ïîëîæåíèÿ ãîñóäàðñòâà êàê ñóáúåêòà ìåæäóíàðîäíîãî ÷àñòíîãî ïðàâà. Ïîíÿòèå è ñîäåðæàíèå þðèñäèêöèîííîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Âèäû èììóíèòåòà (àáñîëþòíûé, ôóíêöèîíàëüíûé, îãðàíè÷åííûé èììóíèòåò) è èõ ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,1 K], äîáàâëåí 25.10.2013

  • Ïðàâîâîå ïîëîæåíèå ãîñóäàðñòâà â ìåæäóíàðîäíîì ãðàæäàíñêîì îáîðîòå. Îñíîâíûå âèäû ãðàæäàíñêèõ ïðàâîîòíîøåíèé ñ ó÷àñòèåì ãîñóäàðñòâà. Ïîíÿòèå èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà, èñòîðèÿ åãî âîçíèêíîâåíèÿ è ðàçâèòèÿ. Àíàëèç îñíîâíûõ òåîðèé èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [34,7 K], äîáàâëåí 30.11.2014

  • Îïðåäåëåíèå ïðàâîâîãî ïîëîæåíèÿ ôèçè÷åñêèõ ëèö, óñòàíîâëåíèå êðóãà è ñîäåðæàíèÿ èõ ïðàâ è îáÿçàííîñòåé íà òåððèòîðèè îïðåäåëåííîãî ãîñóäàðñòâà. Ïðàâîâîå ïîëîæåíèå èíîñòðàííûõ þðèäè÷åñêèõ ëèö è ïðàâîâîå ïîëîæåíèå ãîñóäàðñòâà â Ìåæäóíàðîäíîì ÷àñòíîì ïðàâå.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [39,4 K], äîáàâëåí 29.01.2010

  • Îñîáåííîñòè ïðàâîâîãî ïîëîæåíèÿ ãîñóäàðñòâà êàê ó÷àñòíèêà ÷àñòíûõ ïðàâîîòíîøåíèé, îñëîæíåííûõ èíîñòðàííûì ýëåìåíòîì. Ðàññìîòðåíèå ïîíÿòèÿ èììóíèòåòà ñîáñòâåííîñòè ãîñóäàðñòâà. Õàðàêòåðèñòèêà äîêòðèí àáñîëþòíîãî, ôóíêöèîíàëüíîãî è îãðàíè÷åííîãî èììóíèòåòà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [32,6 K], äîáàâëåí 14.10.2010

  • Îñîáåííîñòè ïðàâîâîãî ïîëîæåíèÿ ãîñóäàðñòâà â ìåæäóíàðîäíûõ ÷àñòíî-ïðàâîâûõ îòíîøåíèÿõ. Óñëîâèÿ îòêàçà îò ïðàâîâîãî èììóíèòåòà. Âèäû è îñíîâíûå äîêòðèíû èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Îñîáåííîñòè ó÷àñòèÿ Ðîññèè â ìåæäóíàðîäíûõ ÷àñòíî-ïðàâîâûõ îòíîøåíèÿõ.

    ïðåçåíòàöèÿ [295,5 K], äîáàâëåí 02.08.2015

  • Òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû ê ïðîáëåìå èììóíèòåòà â áåëîðóññêîì ïðàâå. Àíàëèç ìåæäóíàðîäíûõ êîíâåíöèé, ïðåäìåòîì êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà, ñ ïîçèöèè èõ âëèÿíèÿ íà èíñòèòóò èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà è íà ñîäåðæàíèå èììóíèòåòà, êîòîðîå îíè çàêðåïëÿþò.

    ðåôåðàò [24,6 K], äîáàâëåí 19.08.2012

  • Ðàñêðûòèå ñîäåðæàíèÿ è èññëåäîâàíèå ïðîáëåìû èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà â ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ îòíîøåíèÿõ. Ïðàâîâàÿ îöåíêà äîêòðèíû ãîñóäàðñòâåííîãî àêòà êàê îñíîâàíèÿ èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Ïðèçíàíèå èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà îò þðèñäèêöèè èíîñòðàííûõ ñóäîâ.

    ðåôåðàò [18,0 K], äîáàâëåí 09.08.2012

  • Îáîáùåíèå òåîðèè è ïðàêòèêè â îáëàñòè èçó÷åíèÿ: ïðàâîâîãî ïîëîæåíèÿ ãîñóäàðñòâà êàê ó÷àñòíèêà ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ îòíîøåíèé, ïðàâ íà îñíîâå ìåæäóíàðîäíûõ ñîãëàøåíèé â îáëàñòè àâòîðñêîãî ïðàâà. Çàêîíîäàòåëüñòâî ÐÔ â îáëàñòè ìåæäóíàðîäíîãî ÷àñòíîãî ïðàâà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [31,4 K], äîáàâëåí 20.07.2011

Иммунитет государств и его виды курсовая

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì

Источник

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Контрольная работа

по Международному частному праву

тема: Иммунитет государства, его виды.

Расчеты с использованием чеков.

План

1. Иммунитет государства, его виды.

2. Расчеты с использованием чеков.

Литература

1. Иммунитет государства, его виды

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Когда двое находятся в равном положении, один не может осуществлять суверенитет или власть над другим. Это начало международного права выражено в следующем изречении: равный не имеет власти над равным: parinparemnonhabetimperium.

Иммунитет государства в частноправовой сфере есть следствие, проявление, грань суверенитета: равный не имеет власти вообще, в т.ч. и юрисдикции: parinparemnonhabetjurisdictionem.

Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов: 1) судебный иммунитет; 2) иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска; 3) иммунитет по принудительному исполнению судебного решения; 4) иммунитет собственности государства; 5) иммунитет от применения иностранного права.

Судебный иммунитет – юрисдикционный иммунитет в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства. Согласно судебному иммунитету ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществить свою юрисдикцию по отношении к другому государству, иначе говоря, не вправе привлечь иностранное государство в качестве ответчика. В то же время, если государство обращается с иском в иностранный суд для защиты своих прав, то ни один иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции. Такой отказ был бы нарушением суверенных прав государства. Государство может выступить и ответчиком в иностранном суде, но при добровольном согласии[1]
.

Читайте также:  Чем лечить простуду при сниженном иммунитете

Меры по предварительному обеспечению иска. Согласно иммунитету суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по предварительному обеспечению иска, так как эти меры носят принудительный характер. Часто меры по обеспечению иска рассматриваются и принимаются судом еще до возбуждения и слушания дела с участием государства. В любом случае, если такие меры касаются государства и его собственности (арест государственных счетов в иностранных банках, опись имущества, ограничение права государства пользоваться своим имуществом и пр.), то с точки зрения иммунитета они недопустимы.

Меры по принудительному исполнению иностранного судебного решения в отношении государства и его собственности не могут быть приняты любыми органами этого и любого другого иностранного государства. Даже если государство добровольно приняло участие в иностранном судебном процессе, решение может быть выполнено им только добровольно. Иммунитет включает право государства на неприменение к нему принудительных мер по исполнению решения.

Иммунитет собственности государства означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства. Он тесно связан с иммунитетом государства. Указанные выше элементы содержания иммунитета государства, связанные с судебным разбирательством спорного правоотношения с участием государства, прямо направлены на обеспечение неприкосновенности государственной собственности.

Иммунитет о применения иностранного права, который часто называют иммунитетом сделок с участием государства, так как он чаще всего возникает по поводу обязательств, вытекающих из сделок. Поскольку государство в силу иммунитета свободно от принудительных мер по осуществлению иностранных законов, административных распоряжений и прочего, то из этого следует, что частноправовые отношения международного характера с участием государства, в частности сделки, заключаемые государством с иностранными физическими и юридическими лицами, должны регулироваться правом этого государства, если только сами стороны не договорятся о применении иностранного права.

Указанные выше отдельные элементы иммунитета взаимосвязаны и вместе составляют содержание иммунитета государства в частноправовой сфере. Вместе с тем иммунитет государства – это его право, вытекающее из суверенитета, но не обязанность. Поэтому государство вправе отказаться от иммунитета, как в целом, так и от какого-либо его элемента.

Выделяют три вида иммунитета:

— абсолютный иммунитет;

— функциональный иммунитет;

— ограниченный иммунитет.

Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме, всеми его элементами; он распространяется на любую деятельность государства и любую его собственность. Первоначально иммунитет сложился и применялся как абсолютный, и единственное ограничение, возможно было только при условии прямо выраженного согласия государства.

По мере расширения функций государства внутри страны и в международных отношениях он стало все шире выступать в качестве субъекта частноправовой деятельности, и абсолютный иммунитет становился ощутимым препятствием в развитии мирохозяйственных связей, так как контрагенты государства, по сути, лишились прав на судебную защиту своих имущественных прав. В связи с этим в доктрине и в судебной практике появляется идея необходимости ограничения иммунитета государства.

Абсолютный иммунитет не только препятствует развитию коммерческих связей с участием государства, но и часто нереализуем практически. Государство на территории иностранного государства может рассчитывать только на такой объем иммунитета, на который принимающее государство готово отказаться от своей юрисдикции. Понятно, что ожидания и реальность могут серьезно расходиться. Поэтому государства, исходящие из абсолютного иммунитета, защищают дополнительно свои права либо условием взаимности, либо возможностью применения реторсий.

Функциональный иммунитет – это вид иммунитета, основанный на принципиальном разграничении функций государства на публично-правовую и частноправовую. Если государство действует как суверен, совершает акт власти, т.е. выступает как носитель суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере. Если государство выступает в качестве частного лица, занимается коммерческой деятельностью, то тогда оно иммунитетом не обладает. В зависимости от осуществляемых функций государство может выступать либо в качестве суверена, носителя публичной власти, либо в качестве частного лица.

Функциональный иммунитет в том виде, в каком он сформулирован в судебной практике, в международно-правовой доктрине, а затем и в ряде национальных законов, обладает целым рядом существенных недостатков, которые не позволили ему стать общепризнанной альтернативой абсолютному иммунитету.

Прежде всего, не установлены какие-либо объективные критерии, с помощью которых можно было бы определенно или хотя бы с существенной долей определенности разграничить деятельность государства как суверена или как частного лица. Чаще всего называется характер операции или её цель.

Второй серьезный дефект функционального иммунитета: государство apriori подчиняется юрисдикции иностранного суда. Даже если суд признает некоммерческий характер деятельности государства и соответственно его иммунитет, то юрисдикция иностранного суда уже состоялась, решение, обязательное для государства, уже вынесено, и тем самым нарушен иммунитет государства.

Еще один серьезный недостаток функционального иммунитета, состоит в том, что суверенитет государства – это имманентно присущее ему качество. Государство и суверенитет, неотделимы друг от друга так же, как и неделим государственный суверенитет. Какую бы деятельность не осуществляло государство, оно всегда выступает как носитель государственной власти. Участвуя в частноправовых отношениях, государство не теряет присущее ему качество властности и суверенности[2]
. Функциональный иммунитет исходит из того, что есть некая сфера отношений, которую не удалось объективно отграничить, в которой государство выступает как частное лицо и соответственно не обладает ни суверенитетом, ни иммунитетом. Он находится в явном противоречии с принципами суверенности и независимости государств, которые являются основополагающим началом международного права и которые пока еще никто не отменял.

Ограниченный иммунитет – вид иммунитета, который исходит из необходимости ограничения иммунитета. В отличие от функционального, который ограничивает иммунитет на основе общего принципа – деление деятельности государства на суверенно-властную и частную, ограниченный иммунитет не использует формальных критериев, а формулирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформулированы самими государствами как на основе двусторонней, так и на многосторонней основе, в том числе универсальной. Идея и основа ограниченного иммунитета заключается в том, что иммунитет – это право государства, вытекающее из его суверенитета, на неприменение к нему иностранной юрисдикции, от которого государство может отказаться как целиком, так и в любой его части. Задача заключается лишь в создании наиболее точных формулировок случаев и обстоятельств, при наличии которых государство не будет пользоваться иммунитетом. Несмотря на всю сложность, как и всякая правотворческая задача, она решаема.

Читайте также:  Лекарство от поднятия иммунитета на букву в

Если государства заинтересованы в развитии нормальных торговых и иных экономических связей, ничто не мешает им при заключении торгового договора сформулировать те случаи, при которых государство, вступая в торгово-экономические отношения с частными лицами, не будет претендовать на иммунитет. То же можно сделать и для более узкой сферы экономических отношений, например при подписании договоров о взаимной защите иностранных капиталовложений и т.д.

Удачным опытом создания правовых основ ограниченного иммунитета на многосторонней основе можно считать Европейскую конвенцию 1972 г., заключенную странами – участницами Совета Европы. Конвенция закрепляет общий принцип иммунитета государства от иностранной юрисдикции и формулирует детализированные исключения из этого принципа. Европейская конвенция является наиболее удачным опытом, но и она не получила большого распространения даже в Европе.

Национальное право в принципе не способно решить комплекс проблем, связанных с иммунитетом государства. Иммунитет представляет собой две взаимосвязанные стороны: с одной стороны, это право государства на неприменение к нему иностранной юрисдикции, а с другой – это отказ государства от своей юрисдикции в отношении иностранного государства. Проблема иммунитета может быть решена тогда, когда ожидание одного государства совпадут с реальностью на территории другого государства. Достижение этого возможно как минимум на двустороннем уровне, т.е. на основе межгосударственного соглашения. Национальные законы, предусматривающие ограничение иммунитета иностранного государства, прямо нарушают его суверенитет и международно-правовой принцип суверенного равенства. С точки зрения международного права национальным законом государство вправе лишь ограничить свой собственный иммунитет, но не может покушаться на иммунитет иностранного государства.

2. Расчеты с использованием чеков

Одной из ценных бумаг, получивших распространение в международных расчетах, является чек. Чек относится к денежным документам строго установленной формы и содержит приказ владельца банковского счета (чекодателя) банку о выплате держателю чека означенной в нем суммы денег по предъявлению чека или в течение срока, установленного законодательством. Правовые нормы, регулирующие использование чеков при международных расчетах, были унифицированы в 1931 г. когда были подписаны Женевская конвенция о единообразном законе о чеках (Единообразный закон о чеках) и Женевская конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о чеках 1931 г. (Женевская конвенция о коллизиях). СССР и затем Россия к указанным конвенциям не присоединились.

На чеке должны быть необходимые реквизиты, отсутствие которых может привести к признанию чека недействительным и не подлежащим оплате. В соответствии с Женевской конвенцией к основным обязательным его реквизитам относятся: наименование «чек» (на том языке, на котором составлен документ), простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму, наименование плательщика, наименование места (банка), в котором должен быть совершен платеж, указание даты и места составления чека, подпись чекодателя.

Чек не служит предметом кредитования, и всякое указание о процентах в чеке считается ненаписанным. Чек оплачивается по предъявлении. Срок его обращения ограничен: чек, который оплачивается в стране его выставления, должен быть предъявлен к платежу в течение восьми дней; если выставление чека и его оплата, происходит в разных странах, то чек должен быть предъявлен к оплате в течение двадцати дней. При этом если место выставления чека и место платежа находятся в разных частях света, то срок предъявления чека к оплате не должен превышать семидесяти дней.

Последнее условие не распространяется на чековое обращение между странами Европы и средиземноморскими странами, т.е. в данном случае срок предъявления чека к оплате не должен превышать двадцати дней.

Если чек выписан в валюте, не имеющей хождения в месте платежа, его сумма может быть уплачена в пределах срока для предъявления чека в местной валюте по курсу на день наступления срока платежа. Если платеж не был осуществлен по предъявлении, то держатель чека может по своему усмотрению потребовать, чтобы сумма чека была выплачена в местной валюте по курсу, либо на день наступления срока платежа, либо на день платежа. Чекодатель может обусловить, что подлежащая платежу сумма будет исчислена по курсу, обозначенному в чеке. Согласно Единообразному закону о чеках, данное правило не применяется в случаях, когда чекодатель обусловил, что платеж должен быть совершен в определенной указанной в чеке валюте (оговорка эффективного платежа в какой-либо валюте).

Чек относится к категории оборотных документов, для передачи прав по чеку другому лицу нет необходимости прибегать к цессии, они могут быть переданы посредством передаточной надписи – индоссамента, проставляемого на оборотной стороне чека.

Платеж по чеку может быть гарантирован любым другим лицом, кроме плательщика по чеку. Гарантия выражается словами «аваль», «гарантирован» и сопровождается подписью авалиста – лица, принявшего на себя ответственность за платеж. По российскому праву аваль регулируется теми же положениями, что и поручительство, т.е. речь идет о чековом поручительстве.

Для выбора применимого правопорядка о чековых правоотношениях с иностранным элементом была принята конвенция, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о чеках. Способность лица обязываться по чеку определяется его национальным законом. Однако лицо, подписавшее чек на территории иностранного государства и признанное способным обязываться по законодательству этого государства, несет ответственность независимо от положений его национального закона. Закон страны, где чек оплачивается, определяет лиц, на которых чек может быть выставлен. Форма, в которой приняты обязательства по чеку, определяется законом той страны, в которой эти обязательства были подписаны. Закон страны, на территории которой были приняты обязательства, вытекающие из чека, определяют действие таких обязательств.

Закон страны, где должен быть оплачен чек, определяет:

— подлежит ли чек оплате по предъявлении;

— срок для представления;

— может ли чек быть акцептован;

— может ли держатель потребовать частичный платеж;

— может ли чекодатель отозвать чек;

— меры, которые должны быть приняты в случае утери или кражи чека.

Форма и сроки протеста и других действий, необходимых для осуществления или сохранения прав по чеку, определяются законами той страны, на территории которой должен быть совершен протест и соответствующее действие.

Литература

Богуславский М. М. Международное частное право: Учебник.— 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Международные отношения, 1994.

Международное частное право: учебник / Л.П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Г.К. Дмитриева и др.; отв. ред. Г.К. Дмитриева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

Ушаков Н.А. Юрисдикционные иммунитеты государств ?