Иммунитет государства курсовая работа

Иммунитет государства курсовая работа thumbnail

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

3

I. Понятие и виды иммунитета 
государства 

4

1.1 Юрисдикционный иммунитет 
государства

6

1.2 Иммунитет собственности 
государства

9

II. Международно-правовые основы
иммунитета государства

14

2.1 Правовая природа и 
сфера действия иммунитета государства

14

2.2 Отказ от  иммунитета

 

2.3 Основные доктрины иммунитета 
государства и их содержание

 

2.4 Законодательное регулирование 
иммунитета государства

 

2.5 Тенденции развития 
правового регулирования иммунитета 
государства

 

Заключение

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

ВВЕДЕНИЕ

Международное сотрудничество
многообразно по формам, сферам осуществления,
реализуется различными видами субъектов,
среди которых выступают и 
государства. Причем нередко последние 
не только выступают в качестве субъектов 
властных отношений, т. е. межгосударственных
отношений публично-правового характера,
регулируемых международным правом,
но и вступают в цивилистические 
отношения имущественного либо неимущественного
порядка, являющееся международными частноправовыми 
отношениями и подпадающими под 
действие международного частного права.

Иммунитет государства один
из краеугольных институтов международного
частного права,  определяющих правовое
положение государства в международных 
сделках и вообще в частноправовых
отношениях международного характера.
Иммунитет, в соответствии с которым 
государство при осуществлении 
им гражданско-правовых актов с субъектами
национального права иностранных 
государств не подсудно иностранным 
судам, не подчиняется действию иностранных 
законов, освобождается от обеспечительных 
и принудительных мер по иску и 
исполнению судебного решения, а 
также ареста и реквизиции собственности,
принято обосновывать обычно-правовой
нормой, вытекающей из принципов суверенного 
равенства и уважения суверенитета
государств, действующих в международном 
частном праве.

В курсовой работе мне хотелось
бы отразить понятие, правовую природу,
виды юрисдикционного иммунитета, рассмотреть 
содержание основных доктрин иммунитета,
определить основные современные проблемы
данного вопроса.

I. Понятие и виды иммунитета 
государства

Термин «иммунитет» происходит
от латинских слов — прилагательного immunus
(свободный от чего-либо, освобожденный)
и существительного immunitas (освобождение
от налогов, от службы и т.п.).

Само понятие «иммунитет
государства» сложилось в международном
праве сначала в качестве обычной нормы,
а затем стало определяться судебной практикой,
законодательством и международными договорами.
Иммунитет иностранного государства,
существующий в международных отношениях,
отличается от иммунитета государства
от предъявления к нему исков в его собственных
судах. Установление последнего и определение
его пределов входит исключительно в сферу
компетенции государства и определяется
только его законодательством и международными
договорами, заключенными этим государством.

Наиболее емко и сжато 
характеристика правового содержания
иммунитета выражена в известных 
еще со времен римского права юридических 
максимах: «par in parem non habet imperium» («равный 
над равными власти не имеет»), «par
in parem non habet jurisdictionen» («равный над 
равным не имеет юрисдикции»).

Государство может выступать 
во внешней сфере в различных 
категориях отношений. Во-первых, его 
партнерами могут быть другие государства 
или международные организации.
Они могут заключать международные
договоры о предоставлении и получении
займов, уступке территории, заключать
военные и политические союзы и др. Во-вторых,
государство может вступать в разнообразные
имущественные отношения с иностранными
юридическими и физическими лицами (например,
приобретать участки земли для расширения
территории посольства или миссии, сдавать
в концессию участки недр для разработки
полезных ископаемых на своей территории,
сдавать в аренду принадлежащие ему здания
и сооружения, находящиеся как в собственной
стране, так и на территории иностранного
государства, заказывать работы, товары
и услуги и т. п.). Во всех этих случаях государство
участвует в таких отношениях, в которых
могли бы действовать и любые другие субъекты
гражданского или торгового права

Специальный комитет Конференции 
в Сан-Франциско, созданный для 
разработки проекта ст.2 Устава ООН,
дал такое толкование суверенитета,
имеющее фундаментальное значение
для понимания иммунитета: «Под «суверенным 
равенством» понимается следующее:
а) государства юридически равны; б)
каждое государство пользуется 
неотъемлемым правом полного суверенитета;
в) личность государства пользуется
уважением, правом на территориальную 
целостность и политическую независимость;
г) каждое государство должно честно
исполнять свой долг и свои обязанности».1 Из этого следует, что ни одно
государство не может осуществлять в отношении
другого государства какие-либо меры принуждения,
не совместимые с суверенитетом государства,
даже если оно действует на иностранной
территории.  Принципы суверенного
равенства и уважения суверенитета закреплены
во многих последующих международных
документах: Декларации ООН о принципах
международного права, касающихся дружественных
отношений и сотрудничества между государствами
1970 г., Заключительном акте Совещания по
безопасности и сотрудничеству в Европе
1975 г., Парижской хартии для новой Европы
1990г. и др.

В международной практике
применяются более узкое понятие «юрисдикционные
иммунитеты» и более широкое понятие «иммунитет
государства и его собственности», поскольку
не всегда вопрос об иммунитете имущества
государства возникает в связи с рассмотрением
какого-либо иска в суде. Все эти иммунитеты
связаны между собой, потому что их основа
одна – суверенитет государства, который
не позволяет применять в отношении государства
какие-либо принудительные меры. Юрисдикционные
иммунитеты государств и их собственности
получили общее признание в качестве одного
из принципов обычного международного
права.

    1. Юрисдикционный иммунитет государства

Под государством в Конвенции 
ООН о юрисдикционных иммунитетах 
государств и их собственности понимается
«государство и его различные органы управления;
составные части федеральных государств»,
учреждения государств «либо другие образования
в той мере, в какой они правомочны совершать
и фактически совершают действия в осуществление
суверенной власти государства».

Признание иммунитета государства 
не означает, что вообще нельзя рассматривать 
спор по сделке, заключенной с государством,
или же что нельзя вообще предъявить
иск о возмещении вреда к иностранному
государству. Речь идет о том, что 
иск к государству теоретически
надо предъявлять в судах этого 
государства. На практике иски по сделкам 
обычно рассматриваются в международных 
коммерческих арбитражных судах. Следует 
подчеркнуть и другое: признание 
иммунитета ни в коей мере не должно
состоять в освобождении государства 
от выполнения принятых им на себя обязательств
или в освобождении государства 
от ответственности за неисполнение
обязательств.

В теории и практике государств
обычно различают несколько видов 
иммунитета: судебный, от предварительного
обеспечения иска и от принудительного 
исполнения решения. Понятие юрисдикционных
иммунитетов является общим для этих трех
видов.

Судебный иммунитет заключается 
в неподсудности одного государства 
судам другого государства Без 
согласия государства оно не может 
быть привлечено к суду другого государства.
Причем не имеет значения, в связи 
с чем или по какому вопросу 
государство намереваются привлечь
к суду.

Каждое государство имеет 
право искать в суде, т. е. само предъявить
требование в суде иностранного государства 
к физическому или юридическому
лицу. Однако заявление иска к государству 
в иностранном суде, как правило,
невозможно, если только само государство 
не согласилось на подчинение юрисдикции
соответствующего государства. Такое 
согласие может быть выражено индивидуальным
актом, т.е. выдано специально применимо
к данному случаю.

Читайте также:  Витамины для иммунитета женщинам после 50

Правило о непредъявлении
иска в суде к иностранному государству 
распространяется на все категории 
исков, будь то иски, заявляемы непосредственно 
государству – in personam (т.н. прямые иски),
или косвенные иски – in rem, когда 
требование связано, например, с имуществом,
принадлежащим государству. Типичным
примером в этом плане являются требования
по поводу государственных морских 
или воздушных судов.

Иммунитет от предварительного
обеспечения иска. Согласно иммунитету
суд, рассматривающий частноправовой
спор с участием иностранного государства,
не вправе применять любые меры по
предварительному обеспечению иска,
так как такие меры носят принудительный
характер. Часто меры по обеспечению 
иска рассматриваются и принимаются 
судом еще до возбуждения и 
слушания дела с участием государства.
В любом случае, если такие меры
касаются государства и его собственности
(арест государственных счетов в 
иностранных банках, опись имущества,
ограничение права государства 
пользоваться своим имуществом и 
пр.), то с точки зрения иммунитета
они не допустимы.

Иммунитет от принудительного 
исполнения решений иностранного суда.
В отношении государства и 
его собственности не могут быть
приняты какие-либо принудительные
меры по исполнению иностранного (арбитражного)
решения любыми органами этого и 
любого другого иностранного государства.

Однако в ходе многолетней 
практики выработались определенные исключения
из этого правила, которые позволяют,
в случае отказа иностранного государства 
от исполнения судебного решения, применять 
принудительные меры в отношении 
собственности последнего. Даже, если
государство добровольно приняло 
участие в иностранном судебном
процессе, решение может быть выполнено 
им только добровольно.  Например, меры
по исполнению судебного решения 
могут применяться в случае добровольного
согласия иностранного государства на
осуществление принудительных мер, выраженного
в международном соглашении, в письменном
контракте или в заявлении на судебном
разбирательстве по конкретному делу.
Следует отметить, что одно лишь согласие
иностранного государства на осуществление
юрисдикции еще не предполагает его согласия
на применение принудительных мер в отношении
его собственности по решению суда. Иными
словами, для применения мер по исполнению
или обеспечению судебного решения суд
должен  получить отдельное согласие
иностранного государства.

Иммунитет от действия законодательства
иностранного государства. Этот вид 
иммунитета обеспечивается такими составными
частями суверенитета, как независимость 
и равенство государств. Действительно,
если государство независимо и обладает
верховенством, то невозможно без его 
согласия подчинить его действия
иностранному закону, кроме собственного. 
Действия государства определяются
его внутренним правопорядком и 
нормами международного права, но никак 
не законами другого государства. Отсюда
следует, что в гражданско-правовых
отношениях государство подчиняется 
только собственному законодательству,
если оно не согласилось на иное.
Вследствие этого при заключении
государством частноправовой сделки с 
иностранным физическим или юридическим 
лицом в случае, если стороны не
определили применимое к их отношениям
право (т. е. отсутствовала явно выраженная
воля государства), договор будет 
регулироваться нормами данного 
государства.

Государство может согласиться 
на применение к соответствующему гражданско-правовому 
договору с его участием иного 
правопорядка, нежели его собственный,
однако такое согласие должно быть
явно выраженным. При этом подразумевается,
что автономия воли сторон в таких 
ситуациях должна трактоваться неограниченно.
Гражданско-правовое обязательство 
суверена не может подпадать под 
действие иностранного закона, если государство 
не согласилось на выбор такого иностранного
правопорядка.  С согласия государства
в сделке (договоре) могут быть сформулированы
изъятия из принципа иммунитета от подчинения
иностранному законодательству. В то же
время подобные исключения из общего правила
не могут трактоваться расширительно,
а должны реализовываться в строгом соответствии
с оговорками, сделанными непосредственно
в самом соглашении.

1.2 Иммунитет собственности 
государства

Иммунитет собственности 
государства означает правовой режим 
неприкосновенности собственности, находящейся 
на территории иностранного государства.
Юридическим содержанием данного 
вида иммунитета является в конечном
итоге запрещение обращения взыскания 
и принудительного изъятия имущества,
принадлежащего государству.  Собственность 
пользуется иммунитетом независимо
от наличия судебного разбирательства.
Она пользуется иммунитетом даже,
если находится во владении лица, которое
не обладает иммунитетом. Это предопределяет
выделение вопросов собственности в качестве
самостоятельного элемента содержания
иммунитета, что подтверждается судебной
практикой. Например, получившее признание
решение английского суда по делу судна
«Cristina» (1938г.) подчеркивает, что независимо
от того, является ли суверен стороной
в процессе или нет, суды не могут выносить
решение о захвате или задержании собственности,
которая ему принадлежит или находиться
в его владении или под его контролем.2 На такой позиции основываются
и международно-правовые акты.

Однако если собственность 
государства используется в коммерческих
целях, то на нее не распространяются
положения об иммунитете собственности 
государства, что предусматривается 
и в разработанном Комиссией 
международного права проекте статей
о юрисдикционных иммунитетах государства
и их собственности, и в законах об иммунитетах
иностранного государства, действующих
в ряде других государств.

В Великобритании, Канаде, США,
Австралии, Сингапуре иностранному
государству не предоставляется 
иммунитет от исполнительных действий
в отношении собственности, которая 
используется в торговых целях.

Источник

Ïîíÿòèå þðèñäèêöèîííîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà, åãî ïðàâîâàÿ ïðèðîäà è ñôåðà äåéñòâèÿ. Ñîäåðæàíèå îñíîâíûõ äîêòðèí èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Äåëî î «öàðñêèõ äîëãàõ». Ñïîð Ïðàâèòåëüñòâà ÐÔ ñî øâåéöàðñêîé êîðïîðàöèåé. Ïðîáëåìû èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà â ÐÔ.

Ñîãëàøåíèå îá èñïîëüçîâàíèè ìàòåðèàëîâ ñàéòà

Ïðîñèì èñïîëüçîâàòü ðàáîòû, îïóáëèêîâàííûå íà ñàéòå, èñêëþ÷èòåëüíî â ëè÷íûõ öåëÿõ. Ïóáëèêàöèÿ ìàòåðèàëîâ íà äðóãèõ ñàéòàõ çàïðåùåíà.
Äàííàÿ ðàáîòà (è âñå äðóãèå) äîñòóïíà äëÿ ñêà÷èâàíèÿ ñîâåðøåííî áåñïëàòíî. Ìûñëåííî ìîæåòå ïîáëàãîäàðèòü åå àâòîðà è êîëëåêòèâ ñàéòà.

  • ïåðåéòè ê ñêà÷èâàíèþ ôàéëîâ ðàáîòû

Îòïðàâèòü ñâîþ õîðîøóþ ðàáîòó â áàçó çíàíèé ïðîñòî. Èñïîëüçóéòå ôîðìó, ðàñïîëîæåííóþ íèæå

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ïîäîáíûå äîêóìåíòû

  • Ïîíÿòèå, öåëè è çàäà÷è þðèñäèêöèîííîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Ïðàâîìåðíûå èñêëþ÷åíèÿ äëÿ êîíêðåòíûõ ëèö. Ïðàâîâàÿ ïðèðîäà èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Ñôåðà äåéñòâèÿ èììóíèòåòà. Ôîðìû ïðîÿâëåíèÿ äèôôåðåíöèàöèè þðèäè÷åñêîãî óïîðÿäî÷åíèÿ ñîöèàëüíûõ ñâÿçåé.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [46,4 K], äîáàâëåí 26.06.2014

  • Ñóâåðåíèòåò ãîñóäàðñòâà êàê îñíîâàíèå ôîðìèðîâàíèÿ îñîáîãî ñòàòóñà ãîñóäàðñòâà — ó÷àñòíèêà îòíîøåíèé â ìåæäóíàðîäíîì ÷àñòíîì ïðàâå. Êîíöåïöèè î âèäàõ èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Ïîíÿòèå èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà â çàêîíîäàòåëüñòâå Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [29,0 K], äîáàâëåí 23.01.2007

  • Ðàñêðûòèå ñîäåðæàíèÿ è èññëåäîâàíèå ïðîáëåìû èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà â ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûõ îòíîøåíèÿõ. Ïðàâîâàÿ îöåíêà äîêòðèíû ãîñóäàðñòâåííîãî àêòà êàê îñíîâàíèÿ èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Ïðèçíàíèå èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà îò þðèñäèêöèè èíîñòðàííûõ ñóäîâ.

    ðåôåðàò [18,0 K], äîáàâëåí 09.08.2012

  • Òåîðåòè÷åñêèå ïîäõîäû ê ïðîáëåìå èììóíèòåòà â áåëîðóññêîì ïðàâå. Àíàëèç ìåæäóíàðîäíûõ êîíâåíöèé, ïðåäìåòîì êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà, ñ ïîçèöèè èõ âëèÿíèÿ íà èíñòèòóò èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà è íà ñîäåðæàíèå èììóíèòåòà, êîòîðîå îíè çàêðåïëÿþò.

    ðåôåðàò [24,6 K], äîáàâëåí 19.08.2012

  • Ïðàâîâîå ïîëîæåíèå ãîñóäàðñòâà â ìåæäóíàðîäíîì ÷àñòíîì ïðàâå. Ïîíÿòèå è âèäû èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Èììóíèòåò ãîñóäàðñòâà â çàðóáåæíîì çàêîíîäàòåëüñòâå è ìåæäóíàðîäíî-ïðàâîâûõ àêòàõ. Òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [35,8 K], äîáàâëåí 15.01.2016

  • Îñîáåííîñòè ïðàâîâîãî ïîëîæåíèÿ ãîñóäàðñòâà êàê ñóáúåêòà ìåæäóíàðîäíîãî ÷àñòíîãî ïðàâà. Ïîíÿòèå è ñîäåðæàíèå þðèñäèêöèîííîãî èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà. Âèäû èììóíèòåòà (àáñîëþòíûé, ôóíêöèîíàëüíûé, îãðàíè÷åííûé èììóíèòåò) è èõ ïðàâîâîå ðåãóëèðîâàíèå.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,1 K], äîáàâëåí 25.10.2013

  • Ïðàâîâîå ïîëîæåíèå ãîñóäàðñòâà â ìåæäóíàðîäíîì ãðàæäàíñêîì îáîðîòå. Îñíîâíûå âèäû ãðàæäàíñêèõ ïðàâîîòíîøåíèé ñ ó÷àñòèåì ãîñóäàðñòâà. Ïîíÿòèå èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà, èñòîðèÿ åãî âîçíèêíîâåíèÿ è ðàçâèòèÿ. Àíàëèç îñíîâíûõ òåîðèé èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [34,7 K], äîáàâëåí 30.11.2014

  • Îñîáåííîñòè ïðàâîâîãî ïîëîæåíèÿ ãîñóäàðñòâà êàê ó÷àñòíèêà ÷àñòíûõ ïðàâîîòíîøåíèé, îñëîæíåííûõ èíîñòðàííûì ýëåìåíòîì. Ðàññìîòðåíèå ïîíÿòèÿ èììóíèòåòà ñîáñòâåííîñòè ãîñóäàðñòâà. Õàðàêòåðèñòèêà äîêòðèí àáñîëþòíîãî, ôóíêöèîíàëüíîãî è îãðàíè÷åííîãî èììóíèòåòà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [32,6 K], äîáàâëåí 14.10.2010

  • Íîðìû áåëîðóññêîãî çàêîíîäàòåëüñòâà ïî âîïðîñó èììóíèòåòà ãîñóäàðñòâà â ñîïîñòàâëåíèè èõ ñ íîðìàìè, ñîäåðæàùèìèñÿ â ìåæäóíàðîäíûõ êîíâåíöèÿõ è çàêîíîäàòåëüñòâå îòäåëüíûõ èíîñòðàííûõ ãîñóäàðñòâ. Òåîðèÿ àáñîëþòíîãî èììóíèòåòà â ñîâðåìåííûõ óñëîâèÿõ.

    ðåôåðàò [23,0 K], äîáàâëåí 09.08.2012

  • Ïðàâîâîå ïîëîæåíèå ãîñóäàðñòâà â ìåæäóíàðîäíîì ÷àñòíîì ïðàâå. Òåîðèÿ àáñîëþòíîãî è ôóíêöèîíàëüíîãî èììóíèòåòà. Ïðàâà è îáÿçàííîñòè Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè â ÷àñòíîïðàâîâûõ ìåæäóíàðîäíûõ îòíîøåíèÿõ. Òåíäåíöèè ðàçâèòèÿ ïðàâîâîãî ðåãóëèðîâàíèÿ èììóíèòåòà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [25,9 K], äîáàâëåí 12.10.2014

Иммунитет государства курсовая работа

  • ãëàâíàÿ
  • ðóáðèêè
  • ïî àëôàâèòó
  • âåðíóòüñÿ â íà÷àëî ñòðàíèöû
  • âåðíóòüñÿ ê ïîäîáíûì ðàáîòàì
Читайте также:  Как укреплять иммунитет человека

Источник

Вместе с тем существуют
виды собственности иностранного государства,
которым предоставляется полный
иммунитет от предварительных мер 
и исполнительных действий: дипломатические 
и консульские помещения и 
другая собственность государства,
используемая для ведения дипломатической 
и консульской деятельности их представительств,
консульств, специальных миссий и 
т.д., иммунитет которых закреплен 
в Венской конвенции о дипломатических 
сношениях 1961 г., Венской конвенции о консульских
сношениях 1963г., Конвенции о специальных
миссиях 1969 г. Иммунитет этой категории
собственности, включая банковские счета,
предусматривается и в статье 19 (1) проекта
Комиссии международного права (Великобритания,
Пакистан и др.).

Иммунитетом от предварительных 
мер и исполнительных действий пользуется
и собственность, которая используется
или предназначена для использования 
в связи с военной деятельностью 
или является военной по своей 
природе, либо находится под контролем 
военных властей (Канада, США, Австралия).

В отличие от других документов
по иммунитету государства, в проекте 
Комиссии международного права выделены
еще две категории собственности,
к которым не могут применяться 
принудительные меры: собственность, «представляющая 
часть культурного достояния 
иностранного государства или часть 
его архивов», не выставленная на продажу,
и собственность, «составляющая 
часть выставки объектов научного,
культурного или исторического 
значения», не выставленная на продажу.3

Режим неприкосновенности государственной 
собственности тесно связан с 
международно-правовой доктриной «акта 
государства», согласно которой суды
одного государства не должны выносить
решения относительно актов правительства 
другой страны, совершенных на ее территории.
Если государство, приобрело собственность 
на основе акта, принятого на своей 
территории, ни один иностранный суд 
не вправе обсуждать правомерность 
принадлежности собственности. Иммунитет 
собственности проявляется в 
том, что, если имущество находится 
во владении государства, которое заявило,
что оно ему принадлежит, то никакие 
органы иностранного государства не
могут проверять правомерность 
этого факта. В известном решении 
английского суда по делу «Лютер против
Сегора», связанному с советской 
национализацией (1921г.), было отмечено:
«Если Красин привез с собой эти 
товары в Англию и объявил от имени 
своего правительства, что они принадлежат 
русскому правительству, то…ни один
английский суд не может проверять,
соответствует ли такое заявление 
действительности. Подобное расследование 
противоречило бы международной 
вежливости в отношениях между независимыми
суверенными государствами».4

Принцип иммунитета собственности 
иностранного суверена сформулирован 
у Дайси следующим образом: «Суд… 
не имеет юрисдикции в отношении 
рассмотрения исков или принятия
иных процессуальных действий против
какого-либо иностранного суверена. Иск 
или процессуальное действие в отношении 
собственности такого суверена считается 
применительно к данному правилу 
иском или процессуальным действием 
против такого суверена». «Никакое исковое 
требование или иное процессуальное
действие не может иметь места 
в британском суде против иностранного
суверена, собственность иностранного
суверена не может быть подвергнута 
аресту или подвергнута взысканию,
даже если речь идет о судне, занятом 
торговлей…»Далее Дайси различает 
два случая: а) собственность иностранного
государства находится в руках представителя
этого государства, и последний пользуется
судебной неприкосновенностью; б) собственность
иностранного государства находится в
руках третьего лица, которое не пользуется
судебной неприкосновенностью (иммунитетом).
«Даже в последнем случае эта собственность
пользуется неприкосновенностью в самом
полном объеме, если только будет доказано,
что она принадлежит суверенному государству…».5

В своей резолюции 55/150 от
12 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея 
учредила Специальный комитет по
юрисдикционным иммунитетам государств
и их собственности, открытый также 
для участия государств – членов
специализированных учреждений, для 
содействия проводимой работе, укрепления
областей, в которых достигнуто согласие,
и решения сохраняющихся вопросов
в целях выработки общеприемлемого 
документа на основе проекта статей
о юрисдикционных иммунитетах государств
и их собственности, принятого Комиссией 
международного права на ее сорок 
третьей сессии, а также на основе
обсуждений, состоявшихся в рамках
рабочей группы открытого состава 
Шестого комитета, и их результатов.

Иммунитет сделок государства. 
Поскольку государство в силу
иммунитета свободно от принудительных
мер по осуществлению иностранных 
законов, административных распоряжений
и пр., то из этого следует, что 
частноправовые отношения международного
характера с участием государства,
в частности, сделки, заключаемые 
государством с иностранными физическими 
или юридическими лицами, должны регулироваться
правом этого государства, если только
сами стороны не договорятся о 
применении иностранного права. Это 
правило давно уже сложилось 
в иностранной судебной практике.

Несмотря на то, что в 
дальнейшем данное правило, как и 
другие правила иммунитета, подвергалось
ограничениям и сомнениям, оно существует
до сих пор и находит закрепление в международных
договорах. Наиболее важным подтверждением
является Вашингтонская конвенция о порядке
разрешения инвестиционных споров между
государствами и иностранными лицами
1965 г. Согласно ст. 42, инвестиционный спор
с участием государства рассматривается
на основе права, избранного сторонами;
при отсутствии такого выбора – применяется
право государства, выступающего в качестве
стороны в споре.

Некоторые авторы выделяют
помимо прочих и налоговый иммунитет.
Однако считается, что налоговый иммунитет
и есть частное проявление реализации
иммунитета от подчинения государства
действию иностранных законов (в данном
случае налогового законодательства).

Показательной в этом плане 
является судебная практика США. В 1812г.
Верховный суд принял решение по делу
«шхуны «Иксчейндж». Суд отказал в решении
по этому делу в иске американским гражданам,
которые требовали восстановить их в правах
собственности на эту шхуну, ранее реквизированную
Францией и ставшую частью ее морского
флота. Вынося решение, судья Маршалл заявил,
что хотя все суверены обладают правами
территориальной юрисдикции, они не распространяют
действие этих прав на других суверенов.
Долгое время это решение считалось руководящим
для американских судов.6

Читайте также:  Как укрепить иммунитет при постоянной ангине

Постоянная палата международного
правосудия в Гааге 12 июня 1929 г., разрешая
дела о займах соответственно югославского
и бразильского правительств («дела о
сербских и бразильских займах»), размещенных
среди французских граждан, признала,
что вопрос о силе «золотой оговорки»
по этим займам подчинен законам Югославии
и Бразилии, а не французскому законодательству,
т. к. «к особенностям суверенного государства
относится то, что оно не предполагается
подчинившим существо и действительность
своих обязательств иному закону, нежели
своему собственному»

Таким образом, ни одно государство 
не может требовать от иностранного
государства подчинения «чужому» законодательству.

II. Международно-правовые 
основы иммунитета государства

2.1 Правовая природа и 
сфера действия иммунитета государства

Для понимания иммунитета
большое значение имеет его правовое
обоснование, его правовая природа.
На первом этапе становления этого 
института суды обосновали право 
иностранного государства на иммунитет 
международной вежливостью – comitas
gentium. Но уже в начале 19 века американские
суды рассматривали иммунитет иностранного
государства как сложившийся 
международно-правовой обычай. Причем,
исходила ли практика из вежливости или 
из международно-правового обычая,
с самого начала существующей практики
независимость, суверенитет государства 
служили главным обоснованием иммунитета.

Оппенгейм  в курсе 
международного права выводит принцип 
иммунитета из начала равенства государств,
«вследствие чего ни одно государство 
не может претендовать на осуществление 
своей юрисдикции над другим. Поэтому,
хотя государства имеют право 
искать в иностранных судах, к 
ним, как правило, не могут быть предъявлены 
иски, если только государства по собственной 
воле не подчиняются юрисдикции означенных
судов.  Это правило применимо 
не только к искам, возбужденным непосредственно 
против иностранных государств, но
и к косвенным искам; примером
иска последнего вида может служить 
вещный иск о судне, находящимся 
во владении иностранного государства».
Далее Оппенгейм подчеркивает, что 
принцип судебного иммунитета есть
норма международного права, несоблюдение
которой влечет международную ответственность 
государств. [2]

Комиссия международного
права, изучив судебную практику и доктрину
многих государств, пришла к выводу
о правовой природе иммунитета государства:
«Наиболее убедительные аргументы 
в пользу иммунитета государства 
можно найти в международном 
праве, которое воплощено в обыкновениях
и практике государств принципами суверенитета,
независимости, равенства и достоинства 
государств. Все эти понятия, видимо,
взаимосвязаны и в целом составляют
прочную международно-правовую основу
иммунитета суверена. Иммунитет происходит
из суверенитета. Когда двое находятся
в равном положении, один не может осуществлять
суверенитет или власть над другим: par
in parem non habet imperium». [3]

Вывод Комиссии имеет принципиальное
значение особенно при создании национальных
законов об иммунитете иностранных 
государств.

Для определения сферы 
действия государственного иммунитета
необходимо определить, что понимается
под «государством» для целей 
иммунитета. Вопрос достаточно спорный,
особенно в отношении субъектов 
федерации. В проекте Конвенции 
«Юрисдикционные иммунитеты государств
и их собственности», подготовленном
Комиссией международного права 
и представленного Генеральной 
Ассамблее ООН, составные части 
федеративного государства были
включены в понятие «государство» 
и как таковые пользовались иммунитетом.
Впоследствии ряд статей проекта 
были возвращены Комиссии для пересмотра,
в том числе и статья о понятии 
«государство». В редакции 1999г. понятие 
«государство» для целей иммунитета
означает:

1) Государство и его 
органы управления; 2) учреждения 
и иные образования в той 
мере, в какой они правомочны 
действовать в осуществлении 
государственной власти; представители 
государства, действующие в этом 
качестве; 3) составные части федеративного 
государства и политические подразделения 
унитарного государства, которые 
правомочны предпринимать действия 
в осуществлении государственной 
власти.

Из этого видно, что 
иммунитет распространяется на государство 
в целом и на его правительственные 
органы. Это же относится к иным
учреждениям, но только в той мере,
в какой они правомочны осуществлять
государственную власть. На официальных 
представителей государства иммунитет 
распространяется, если они действуют 
в этом качестве. Наконец, статус субъектов 
федерации уравнен со статусом политических
подразделений унитарного государства.
Это соответствует и Федеративному 
Закону о координации международных 
и внешнеэкономических связей субъектов
РФ от 4 января 1999г. В соответствии со статьей
8 Закона федеральные органы власти не
несут ответственности по соглашениям
при осуществлении внешнеэкономических
связей, заключенным органами власти субъектов
РФ. Исключение, если такой договор заключен
с согласия Федерации.[4]  Вместе с тем,
государство может в конкретном случае
уполномочить власти субъекта федерации
выступать как его орган от имени федерации.
В этом случае на их действия иммунитет
будет распространяться.

Согласно ст. 28 Европейской 
конвенции автономные единицы, входящие
в состав федеративного государства,
не пользуются иммунитетом. Однако федеративное
государство, присоединяясь к Конвенции,
может сделать оговорку о распространении 
права на иммунитет и на субъектов 
федерации (п. 2 ст. 28).

2.2 Отказ от иммунитета

Иммунитет государства — это 
его «право», вытекающее из суверенитета,
но не «обязанность». Поэтому ничто 
не мешает государству отказаться от
него. Государство вправе отказаться
от иммунитета как в целом, так 
и от какого-либо его элемента. И 
государства достаточно часто так 
делают. Чтобы упростить свое сотрудничество
с иностранными гражданами и юридическими
лицами, отказываются от своего иммунитета.
Отказ от иммунитета, чтобы быть
юридически действительным, подчиняется 
некоторым правилам:

Отказ должен быть явно выражен 
в письменной форме: соответствующим 
органом государства в одностороннем 
порядке, при заключении сделки в 
самом ее тексте, в международном 
договоре и пр.;

Отказ не может быть подразумеваемым,
он не может следовать из конклюдентных 
действий (если в инвестиционном соглашении
с участием государства стороны 
договорились передавать все споры 
для разрешения в Арбитражный 
институт Стокгольмской торговой палаты,
то из этого не следует вывод об
отказе от иммунитета);

Отказ от иммунитета не может 
толковаться расширительно. Государство 
свободно в своей воле: оно может 
отказаться от иммунитета в целом 
в отношении одной сделки, но это 
не может толковаться таким образом,
что государство отказалось от иммунитета
в отношении всех сделок, совершаемых 
на территории данного иностранного
государства; если государство дало
согласие быть истцом в иностранном 
судебном процессе, то это не означает,
что в отношении к нему могут 
быть применены принудительные меры
по предварительному обеспечению иска
или по принудительному исполнению
решения иностранного суда и т.д.

Из прошлой советской 
практики известны отказы советского
государства от иммунитета. Главным 
образом это было связано с 
работой торговых представительств
на территории иностранных государств.
Торговые представительства открывались 
на основе соглашений, заключаемых 
СССР с соответствующим иностранным 
государством, в которых оговаривались 
пределы отказа от иммунитета. Правовой
основой такого отказа было Положение 
о торговых представительствах СССР
за границей 1989г., которое сохраняет 
определенную юридическую силу и 
в настоящее время и в котором,
в частности, предусматривалось, что 
торговые представительства в качестве
ответчика могут выступать в 
судах лишь по спорам, вытекающим из
сделок и иных юридических актов,
совершенных представительствами 
в странах пребывания, и только
в тех странах, в отношении 
которых государство в международных 
договорах или путем одностороннего
заявления выразило согласие на подчинение
торгового представительства суду
страны пребывания по указанным спорам.

Источник