Иммунитет иммунология и здоровье
Регулятивные: эмоциональный настрой на урок; умение организовывать свою работу.
Личностные: сохранение мотивации к учебной деятельности
Проверка знаний
Организует опрос по материалу параграфов: Что входит в состав внутренней среды организма?
Какие функции она выполняет?
Устно отвечают
Личностные: осознают ценность жизни
Коммуникативные: умение слушать других и принимать высказывания других.
Актуализация знаний
Задает вопросы:
Слайд№1
Почему эти болезни смертельны для одних и проходили без особых последствий для других?
Слайд№2
Структурируют (вспоминают) полученные ранее знания. Ведут диалог с учителем.
Запись темы, определение цели
Познавательные: ОУ: умение структурировать ранее полученные знания об экологических факторах; формулирование ответов в устной форме на вопросы учителя
Коммуникативные: умение слушать, выражать свое мнение, вести диалог
Личностные: проявить интерес к новому содержанию
Регулятивные: определять цели и задачи урока
Изучение нового материала
5.Закрепление
Рефлексия
Д/З
1.Организует работу с учебником рис.2.14 стр.40 органы иммунной системы.
2 Слайд№3
.работа с учебником с.40 иммунитет, антигены, антитела. Записи в тетрадь.
Механизмы клет. и гумор. иммунитета.
3.Первичное закрепление и отработка новых понятий.
Что такое иммунитет?
Каковы механизмы иммунитета?
Просмотр анимаций с электронного носителя.
Что такое фагоцитоз, фагоциты?
Что такое антитела антигены.?
Слайд№4
факторы укрепляющие иммунитет.
Физминутка
Закрепление слайд 5
Закончи предложения..
слайд 6 Работа со схемой виды иммунитета. Понятия «вакцина», «сыворотка» в тетрадь
Охарактеризуйте естественный иммунитет. Почему активный?
Что образуется после болезни ?
Почему пассивный?
Охарактеризуйте искусственный иммунитет. Почему активный?
. Почему пассивный? Что такое «вакцина»? «Сыворотка?»
4,Слайд 7 Дженнер, Пастер(рассказ учителя с демонстрацией презентации) Иммунология— наука об иммунитете
Какое значение иммунология имеет в жизни человека? От всех ди болезней можно сделать прививки?
Слайд 8-9
Выставление оценок.
Вы не зря провели время? Полезна ли для Вас полученная на уроке информация?
Какие трудности возникли в ходе урока?
С. 40 – 42, знать понятия по теме.
Работа в группе с тестом учебника Смысловое чтение.
5 мин
Вычерчивание схемы клеточного и гуморального иммунитета
Отвечают на вопросы с элементами выучивания.
Рассказ учащихся о СПИДе и аллергии
Устно выполняют тест
Новые понятия в тетрадь
Уч-ся комментируют схему
Отвечают на вопросы.
Познавательные: поиск и извлечение материала из текста; формирование навыков смыслового чтения ( выявление логического отношения между основными положениями текста)
Личностные: дополнение и расширение имеющихся знаний
Личностные: осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию
Коммуникативные: умение взаимодействовать с одноклассниками, готовность достигать взаимопонимания
Познавательные: выделяют существенную информацию;
Регулятивные: планирование своей работы: оценивают свою работу, качество выполнен
Регулятивные: определяют уровень, качество усвоения изучаемого материала
Личностные: понимают значение знаний для человека; развивают способность к самооценке
Эффективных лекарств от большинства вирусных инфекций (в том числе и от COVID‑19) ещё не изобретено. Поэтому главная наша надежда на иммунитет. Как его укрепить?
Наш эксперт – врач аллерголог-иммунолог, доцент кафедры иммунологии РНИМУ им. Н. И. Пирогова, кандидат медицинских наук Ольга Пащенко.
Наша защита
Елена Нечаенко, «АиФ.Здоровье»: – Все знают о важности прочного иммунитета. Но как его адекватно оценить? Скажем, сколько раз за год допустимо простужаться?
Ольга Пащенко: О состоянии иммунитета говорит не только частота, но и тяжесть инфекционных заболеваний. Если человек болеет ОРВИ не более 4–6 раз за холодный сезон, а простуды протекают без серьёзных осложнений в виде отитов, гайморитов, бронхитов и пневмоний, значит, его иммунная система работает нормально. При заболеваемости чаще 6 раз за тот же период, а также развитии затяжных простуд, осложнений, особенно гнойных инфекций или грибковых заболеваний, можно заподозрить, что иммунная система работает на пределе либо уже развился иммунодефицит. В таком случае необходима консультация врача, который назначит обследование. Чаще всего о работе разных звеньев иммунной системы можно судить по результатам особого анализа крови, оценивающего иммунологический статус (иммунограммы). Анализ показывает количество различных клеток иммунитета, а также их функциональную активность.
– Состояние иммунитета – это врождённая данность или его можно как-то «доработать» в течение жизни?
– Наш иммунитет формируется с детства. К 17–20 годам большинство людей уже имеют нормально работающую иммунную систему, которая адекватно и быстро отвечает на контакт с окружающими микробами и вирусами. Однако у небольшой части населения – у тех, кто имеет генетические дефекты иммунитета, – возникают первичные иммунодефицитные состояния. Такие люди тяжело и часто болеют с самого раннего детства, и им требуется специфическое лечение на протяжении всей жизни. Однако большинству из нас корректировать иммунитет не требуется, а нужно просто поддерживать его нормальную работу.
Берегитесь фастфуда и стрессов
– Как поддерживать иммунитет? И что ослабляет наши защитные силы?
– Многие факторы могут подорвать иммунитет. Например, вредные привычки, гиподинамия, плохая экология (скажем, проживание рядом с фабрикой, выбрасывающей в атмосферу вредные вещества, чревато развитием аллергии, а это не что иное, как изменённое состояние иммунитета). Большое значение имеет недостаточное или несбалансированное питание, которое приводит к дефициту белка, минералов и витаминов, являющихся основными строительными материалами для всех систем и органов, включая иммунные клетки. Крайне негативно влияют на иммунитет так называемые мёртвые продукты, содержащие легко усвояемые углеводы, жиры, холестерин. Поэтому фастфуд, сладости, мучное лучше употреблять по минимуму. Питание должно быть разнообразным, с достаточным количеством белка, витаминов и микроэлементов. Для поддержания иммунитета необходимы достаточная физическая активность (хотя бы регулярные прогулки на свежем воздухе), соблюдение режима труда и отдыха, полноценный сон не менее 7–8 часов. Если человек вдруг начинает чаще и тяжелее болеть, ему стоит остановиться и подумать, что он делает не так.
– А стресс может пагубно отразиться на иммунитете?
– Стресс, особенно сильный или хронический, затяжной, вызывает выделение определённых гормонов и белков, нарушающих работу иммунной системы. В результате не только снижается иммунитет, но и нарушается работа других важных систем организма: сердечно-сосудистой, эндокринной и других. Кроме того, стресс сопряжён с нарушением сна и питания, от которых тоже во многом зависит активность иммунитета. А ещё он может провоцировать обострение хронических заболеваний. Поэтому в результате стресса может нарушиться работа всего организма.
Опасные игры на повышение
– На иммунитет могут влиять лекарства. Например, после пересадки органов, чтобы не возникло отторжения, надо принимать иммуносупрессоры, подавляющие активность иммунной системы. А какие ещё лекарства могут угнетать защитные силы?
– Многие, если принимать их бесконтрольно. Например, к подавлению работы иммунокомпетентных клеток может привести злоупотребление антибиотиками, нестероидными противовоспалительными препаратами, глюкокортикоидными гормонами, некоторыми препаратами для лечения неврологических и психиатрических заболеваний.
– Но ведь есть и лекарства, которые, наоборот, усиливают иммунитет? Насколько они эффективны и безопасны?
– Иммуномодуляторы повышают активность иммунной системы, только если она снижена. Существует несколько групп иммуномодулирующих препаратов для внутреннего применения. Каждая группа таких лекарств влияет на разные звенья иммунной системы. Применять их необходимо только по назначению врача. Поскольку бесконтрольное их употребление может привести к развитию аутоиммунных заболеваний, нарушению кроветворения, ухудшению работы почек и печени. При превышении доз препаратов или длительном их применении возможно даже развитие иммунодефицита.
Иммуномодуляторы местного действия (в виде капель, свечей) при правильном применении в большинстве случаев безопасны. Они влияют только на местный иммунитет и могут применяться для профилактики и лечения вирусных заболеваний.
При чём тут кишечник?
– Помогают ли укреплять иммунитет пробиотики?
– Кишечник – один из самых массивных органов иммунной системы. С одной стороны, в стенке этого органа расположены скопления лимфоидных клеток – основных клеток иммунитета. С другой стороны, поддержанию работы иммунной системы способствует нормальная микрофлора (микробиота) кишечника. Её составляют множество видов различных бактерий и грибков, помогающих перевариванию пищи, выработке защитных факторов. Весит микробиота в среднем от 1 до 3 кг!
Правильное питание, употребление продуктов с пробиотиками и пребиотиками способствует укреплению иммунитета в кишечнике, а значит, и общего состояния иммунной системы.
– Правда ли, что вакцинация может стимулировать не только специфический, но и общий иммунитет? В частности, говорят, что люди, привитые от туберкулёза, болеют коронавирусной инфекцией реже и легче. Это правда?
– Введённая в здоровый организм вакцина, безусловно, стимулирует работу иммунной системы, способствует формированию специфического иммунитета к введённому инфекционному агенту. Существуют идеи лечить и профилактировать новую коронавирусную инфекцию с помощью введения живых вакцин – БЦЖ и от полиомиелита. Эти вакцины предположительно активируют те звенья иммунной системы, которые помогают в борьбе с COVID-19. Возможно, этот механизм может сработать. В любом случае необходимо проведение клинических и статистических исследований для оценки эффективности данного метода.
Презентация по биологии 8 кл тема: иммунитет. иммунология и здоровье человека
Описание презентации по отдельным слайдам:
Иммунитет. Иммунология и здоровье человека Выполнила: учитель биологии МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа» Зайцева В.А
В 14 веке по Европе прошлась страшная эпидемия «черной смерти», унесшая 15 млн. человек. Это была чума, охватившая все страны и от которой умерли 100 млн. человек. Не менее страшный след оставила после себя и натуральная оспа, названная «черной оспой». оспа стала причиной гибели 400 млн. человек. Зарегистрировано 6 эпидемий холеры
Тема: иммунитет. Иммунология и здоровье. Цели: выяснить понятия «иммунитет», «иммунология»; -механизмы и виды иммунитета; -определить значение иммунологии для жизни и здоровья человека
механизмы ИММУНИТЕТА Антигены –чужеродные белковые молекулы. Антитела- защитные соединения, которые вырабатываются лимфоцитами. клеточный гуморальный фагоциты антитела И.И.Мечников П.Эрлих лимфоциты антиген антиген
факторы повышающие иммунитет 1.Закаливание 2.Соблюдение правил личной гигиены 3.Полноценное питание 4.Четкий распорядок дня. 5.Активный образ жизни снижающие иммунитет нездоровый образ жизни (курение, алкоголь, наркотики, недостаток сна); неправильное питание; стрессы; загрязненная окружающая среда; тяжелые физические и умственные нагрузки; частые бактериальные и вирусные болезни, которые ослабляют организм и истощают иммунную систему
Закончите предложения 1.Способность иммунной системы избавлять организм от чужеродных объектов называется.. 2.Иммунитет, при котором уничтожение чужеродных тел осуществляется фагоцитами, называется … 3.Иммунитет, при котором чужеродные тела уничтожаются с помощью антител – называется… 4.Антитела-это.. 5.Антигены-это…
РАБОТАЕМ С УЧЕБНИКОМ С.42 1.Рассмотрите схему «Виды иммунитета» Определения «ВАКЦИНА», «СЫВОРОТКА» выучить наизусть!
Виды иммунитета Естественный ( Врожденный) Искусственный (Приобретенный) Врожденный Приобретенный Активный Пассивный Вакцина Лечебная сыворотка Пассивный (С молоком матери) Активный (после болезни)
Получение вакцины натуральной оспы Э. Дженнер
Ученые — иммунологи Луи Пастер понял, что возбудителями болезней являются микробы, и обратил внимание на то, что человек, переболевший инфекционным заболеванием, в дальнейшем становится к нему невосприимчив. Он предложил ослабить микроорганизмы настолько, что они будут вызывать заболевание человека лишь в легкой форме, человек, перенесший такую болезнь, окажется защищенным от микробов, вызывающих это заболевание.
Иммунология – наука об иммунитете И.И.Мечников П. Эрлих Ученые — иммунологи
Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок
Еженедельный призовой фонд 100 000 Р
Вам будут интересны эти курсы:
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
источник
Иммунитет и здоровье человека
Иммунитет (от лат. immunitas — освобождение, избавление от чего-либо) — невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам и веществам, обладающим антигенными свойствами.
Антиген — микроб или белок, попавший в организм человека и имеющий чужеродную генетическую структуру.
Таким образом, иммунная система человека защищает организм от всего генетически чужеродного:
1. паразитов или живых организмов, внедряющихся в тело человека — вирусов, бактерий, простейших, глистов;
2. опухолевых (раковых) клеток;
3. чужеродных органов и тканей, взятых у доноров и пересаживаемых в организм.
Существуют разные виды иммунитета, но основная его классификация такова, что он делится на:
- естественный — врожденную (фагоцитоз, защитные свойства кожи, слизистых оболочек и др.) или приобретенную (после перенесенного заболевания) способность организма человека противостоять какой-либо инфекции (всем известно, что такими «детскими» болезнями, как ветрянка или краснуха болеют один раз в жизни);
- искусственный — тот, что приобретается организмом благодаря вакцинам — активный иммунитет (формируется после прививок) и сывороткам — пассивный иммунитет (создается в организме человека, когда уже он инфицирован, путем введения готовых интерферонов, антител и др.).
Профилактические прививки или иммунизация проводятся с целью выработать в организме человека невосприимчивость к самым опасным инфекционным болезням, то есть укрепить иммунитет искусственным путем. Они осуществляются в строгом соответствии с принятым в России Приказом Минздравсоцразвития от 17.01.2006 г. №27, являются обязательными и бесплатными для всего населения (табл. 8).
Таблица 8 — Национальный календарь профилактических прививок