Конвенция об иммунитетах международных организаций

Конвенция об иммунитетах международных организаций thumbnail

Конвенция о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества

Государства — участники настоящей Конвенции,

желая содействовать развитию деятельности межгосударственных экономических организаций, действующих в определенных областях сотрудничества, и тем самым способствовать укреплению дружественных отношений между государствами — членами этих организаций,

договорились о нижеследующем:

I. Введение

Статья I. Используемые термины

В настоящей Конвенции:

а) «межгосударственная экономическая организация, действующая в определенных областях сотрудничества» (в дальнейшем «Организация»), означает международную организацию, членами которой являются государства, учрежденную на основе международного договора для координации действий ее членов по сотрудничеству и кооперированию в определенных областях экономики, науки и техники;

б) «государство пребывания» означает государство, на территории которого имеется местонахождение Организации, ее органа или созывается заседание ее органа;

в) «помещения Организации» означает любое здание или часть здания, включая обслуживающий данное здание или часть здания земельный участок, используемые Организацией с согласия государства пребывания;

г) «представительный орган» означает орган Организации, состоящий из представителей государств-членов;

д) «представители государств» означает представителей государств-членов в представительных органах Организации, членов делегаций, направляемых государствами — членами Организации на заседания этих органов, а также наблюдателей;

е) «должностные лица» означает сотрудников Организации, которые решением ее представительного органа отнесены к категории должностных лиц и указаны в списке этих лиц, сообщаемом Организацией государствам местонахождения Организации и ее органов, а также другим государствам — членам Организации;

ж) «главное должностное лицо Организации» означает руководителя административно-исполнительного органа Организации, назначенного ее представительным органом, полномочным согласно учредительным документам Организации;

з) «наблюдатели» означает представителей государств — нечленов Организации, участвующих по приглашению Организации в заседаниях ее органов, а также в созываемых Организацией совещаниях и конференциях.

Статья II. Сфера применения

Настоящая Конвенция применяется к организациям:

а) всеми членами которых являются государства — участники настоящей Конвенции, или

б) все государства-члены которых примут решение об этом, или

в) в учредительных документах которых предусматривается применение к ним настоящей Конвенции.

II. Организация

Статья III. Международная правосубъектность Организации

При реализации положений статьи II государства-участники будут учитывать, что согласно настоящей Конвенции предусмотренные ею привилегии и иммунитеты предоставляются организациям, которые обладают международной правосубъектностью, вытекающей из положений их учредительных документов в целом, и которые в этом качестве могут в соответствии с указанными документами и решениями их полномочных представительных органов заключать международные соглашения и выступать в международных отношениях в объеме, необходимом для осуществления их целей и функций.

Статья IV. Внутригосударственная правосубъектность Организации

1) Организация признается юридическим лицом.

2. Организация пользуется правоспособностью, необходимой для выполнения возложенных на нее функций, и, в частности, может:

а) заключать договоры;

б) приобретать, арендовать и отчуждать имущество;

Статья V. Неприкосновенность помещений, архивов и документов

Помещения Организации, а также архивы и документы Организации, в том числе служебная корреспонденция, независимо от места их нахождения, являются неприкосновенными.

Статья VI. Иммунитет от юрисдикции

Имущество и активы Организации пользуются иммунитетом от любой формы административного и судебного вмешательства, за исключением случаев, когда сама Организация отказывается от иммунитета.

Статья VII. Освобождение от налогов и сборов

1. Организация и занимаемые ею помещения освобождаются от прямых налогов и других имеющих налоговый характер обязательных платежей и сборов, как общегосударственных, так и местных, за исключением платежей за коммунальные и другие подобные виды обслуживания.

2. Организация освобождается от таможенных сборов и ограничений при ввозе и вывозе предметов, предназначенных для служебного пользования.

Статья VIII. Освобождение от финансового контроля

Финансовая деятельность Организации не подлежит контролю центральных или местных властей государства пребывания.

Статья IX. Льготы по связи

Организация пользуется на территории каждого государства члена Организации не менее благоприятными условиями в отношении первоочередности, тарифов и ставок почтовой, телеграфной и телефонной связи, чем те, которыми в этих государствах пользуются дипломатические представительства.

Статья Х. Произведения печати

При соблюдении законодательства, действующего в государстве местонахождения Организации, Организация вправе в соответствии со своими целями и функциями издавать и распространять произведения печати, публикация которых предусмотрена учредительными документами Организации или постановлениями ее полномочного представительного органа.

III. Представители государств

Статья XI. Привилегии и иммунитеты

1. Представители государств пользуются:

а) иммунитетом от личного ареста или задержания, а также от юрисдикции судебных и административных учреждений в отношении всех действий, которые могут быть ими совершены в качестве представителей;

б) неприкосновенностью служебной корреспонденции и документов;

в) освобождением от таможенных пошлин и сборов (за исключением складских сборов и сборов за перевозку) на предметы, предназначенные для личного пользования и для официального пользования делегаций государств;

г) освобождением от таможенного досмотра личного багажа, если нет серьезных оснований предполагать, что багаж содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен или регулируется карантинными правилами соответствующего государства — участника Конвенции;

д) освобождением от прямых налогов и сборов в отношении заработной платы, выплачиваемой им государством, которое они представляют;

е) освобождением от личных повинностей.

2. Положения п.п.»д» и «е» п.1 настоящей статьи применяются к членам семьи представителя, сопровождающим его, если они не являются гражданами соответствующего государства — участника настоящей Конвенции или не проживают в нем постоянно.

3. Представители государств в главном представительном органе Организации пользуются кроме привилегий и иммунитетов, указанных в п.1 настоящей статьи, привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми в данном государстве дипломатическим представителям.

4. Положения пп.1 и 3 настоящей статьи не применяются к взаимоотношениям между органами государства и представителями этого государства.

Статья XII. Отказ от иммунитета

Привилегии и иммунитеты, предусмотренные статьей XI настоящей Конвенции, предоставляются упомянутым в этой статье лицам исключительно в служебных интересах. Каждое государство может отказаться от иммунитета своего представителя во всех случаях, когда, по мнению этого государства, иммунитет препятствует осуществлению правосудия и отказ от иммунитета не наносит ущерба целям, в связи с которыми он был предоставлен.

Читайте также:  Как восстановить иммунитет после ветрянки

IV. Должностные лица

Статья XIII. Привилегии и иммунитеты

1. Должностные лица:

а) не подлежат судебной и административной ответственности в отношении всех действий, которые могут быть ими совершены в качестве должностных лиц;

б) освобождаются от личных повинностей;

в) освобождаются от прямых налогов и сборов в отношении заработной платы и иных вознаграждений, выплачиваемых им Организацией;

г) освобождаются от таможенных пошлин и сборов (за исключением складских сборов и сборов за перевозку) на предметы, предназначенные для личного пользования, включая предметы для обзаведения при первоначальном въезде в государство местонахождения Организации или ее органов, а также от получения разрешения для вывоза указанных предметов при выезде из этого государства. Ввезенные должностными лицами предметы могут отчуждаться ими в государствах местонахождения Организации или ее органов в соответствии с порядком, установленным в этих странах.

2. Положения п.п.»б» и «г» п.1 настоящей статьи применяются к членам семьи должностного лица, проживающим совместно с ним, если они не являются гражданами государств местонахождения Организации или ее органов или не проживают в них постоянно.

3. Главное должностное лицо Организации пользуется кроме привилегий и иммунитетов, указанных в п.1 настоящей статьи, привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми в данном государстве дипломатическим представителям.

4. Положения п.п.»б», «в» и «г» п.1 настоящей статьи не применяются к взаимоотношениям между должностными лицами и органами государства, гражданами которого они являются или на территории которого постоянно проживают.

Статья XIV. Отказ от иммунитета

Привилегии и иммунитеты, предусмотренные статьей XIII настоящей Конвенции, предоставляются должностным лицам исключительно в интересах Организации и независимого выполнения этими лицами служебных функций. Главное должностное лицо Организации имеет право и обязано отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу Организации, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует осуществлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов Организации. В отношении главного должностного лица Организации право отказа от иммунитета принадлежит назначившему его представительному органу.

V. Общие положения

Статья XV. Содействие представителям государств и должностным лицам

1. Государство — участник настоящей Конвенции предоставляет представителям государств в органах Организации, делегациям государств на заседаниях органов Организации и созываемых ею совещаниях и конференциях, а также должностным лицам необходимые возможности для выполнения их функций. Государство пребывания, в частности, оказывает содействие в предоставлении указанным выше лицам служебных и жилых помещений, медицинской помощи и других социальных и коммунальных услуг в соответствии с порядком, установленным в данном государстве.

2. Положения п.1 настоящей статьи не относятся к представителям государств и должностным лицам, являющимся гражданами государства пребывания или лицами, постоянно проживающими на его территории.

Статья XVI. Уважение законодательства государств

Организация и лица, пользующиеся привилегиями и иммунитетами, предусмотренными в настоящей Конвенции, обязаны уважать законодательство государства — участника настоящей Конвенции, на территории которого они находятся.

VI. Заключительные положения

Статья XVII. Подписание Конвенции

Настоящая Конвенция открыта для подписания до 31 декабря 1981 года.

Статья XVIII. Присоединение

После даты, указанной в статье XVII, настоящая Конвенция открыта для присоединения любого государства. Документы о присоединении сдаются на хранение депозитарию.

Статья XIX. Ратификация

Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию.

Статья ХХ. Вступление в силу

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на шестидесятый день после сдачи на хранение шестой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, сдавшего на хранение свою ратификационную грамоту или документ о присоединении после сдачи на хранение шестой ратификационной грамоты или документа о присоединении, она вступает в силу на шестидесятый день после сдачи на хранение этим государством ратификационной грамоты или документа о присоединении.

Статья XXI. Изменение

1. Настоящая Конвенция может быть изменена лишь с согласия всех государств — участников Конвенции. Предложения об изменениях могут быть внесены любым государством — участником Конвенции. Такие предложения направляются депозитарию.

2. Изменения настоящей Конвенции подлежат ратификации и вступают в силу после сдачи депозитарию последней ратификационной грамоты государств — участников Конвенции.

Статья XXII. Срок действия

Настоящая Конвенция заключается на неограниченный срок.

Статья XXIII. Денонсация

1. Любое государство может денонсировать настоящую Конвенцию путем направления уведомления об этом депозитарию.

2. Денонсация вступает в силу через двенадцать месяцев со дня получения уведомления депозитарием.

3. Если обязательство предоставить Организации иммунитеты и привилегии, предусмотренные настоящей Конвенцией, принято государствами — участниками этой Организации на основе ее учредительных документов или решений, то денонсация Конвенции не оказывает влияния на действительность этого обязательства.

Статья XXIV. Депозитарий

Подлинный экземпляр настоящей Конвенции сдается на хранение Секретариату Совета Экономической Взаимопомощи, который будет выполнять функции депозитария данной Конвенции.

Совершено в г.Будапеште 5 декабря 1980 года в одном экземпляре на русском языке.

По уполномочию Правительства
Народной Республики Болгарии
И.Велинов

По уполномочию Правительства
Венгерской Народной Республики
Е.Силбереки

По уполномочию Правительства
Социалистической Республики Вьетнам
Нгуен Суан Чанг

По уполномочию Правительства
Германской Демократической Республики
Ш.Супрановиц

По уполномочию Правительства
Республики Куба
Э.Гарсини Герра

По уполномочию Правительства
Монгольской Народной Республики
О.Жамбалдорж

По уполномочию Правительства
Польской Народной Республики
М.Регент-Лехович

По уполномочию Правительства
Союза Советских Социалистических Республик
Н.Осетров

По уполномочию Правительства
Чехословацкой Социалистической Республики
С.Ванек

Читайте также:  Препарат для укрепления детского иммунитета

Конвенция подписана от имени СССР 5 декабря 1980 года и ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 29 июня 1981 года.

Ратификационная грамота СССР сдана на хранение в Секретариат СЭВ 8 июля 1981 года.

В соответствии со статьей ХХ Конвенции она вступила в силу для СССР 17 июля 1982 года.

Текст сверен по:
«Ведомости Верховного Совета СССР»,
N 26, 27.06.84

Источник

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 2 декабря 2004 г. N 59/38
«Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности»

Генеральная Ассамблея,

учитывая пункт 1 а статьи 13 Устава Организации Объединенных Наций,

ссылаясь на свою резолюцию 32/151 от 19 декабря 1977 года, в которой она рекомендовала Комиссии международного права провести исследование по вопросу о праве юрисдикционных иммунитетов государств и их собственности в целях его прогрессивного развития и кодификации, а также на свои последующие резолюции 46/55 от 9 декабря 1991 года, 49/61 от 9 декабря 1994 года, 52/151 от 15 декабря 1997 года, 54/101 от 9 декабря 1999 года, 55/150 от 12 декабря 2000 года, 56/78 от 12 декабря 2001 года, 57/16 от 19 ноября 2002 года и 58/74 от 9 декабря 2003 года,

напоминая о том, что Комиссия международного права представила окончательный комплекс проектов статей с комментариями о праве юрисдикционных иммунитетов государств и их собственности в главе II своего доклада о работе ее сорок третьей сессии*(1),

ссылаясь на доклады Рабочей группы открытого состава Шестого комитета*(2), а также на доклад Рабочей группы Комиссии международного права по юрисдикционным иммунитетам государств и их собственности*(3), представленные в соответствии с резолюцией 53/98 Генеральной Ассамблеи от 8 декабря 1998 года,

напоминая о том, что в своей резолюции 55/150 она постановила учредить Специальный комитет по юрисдикционным иммунитетам государств и их собственности, открытый также для участия государств-членов специализированных учреждений, для содействия проводимой работе, укрепления областей, в которых достигнуто согласие, и решения сохраняющихся вопросов в целях выработки общеприемлемого документа на основе проекта статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, принятого Комиссией международного права, а также на основе обсуждений, состоявшихся в рамках Рабочей группы открытого состава Шестого комитета,

рассмотрев доклад Специального комитета по юрисдикционным иммунитетам государств и их собственности*(4),

подчеркивая важное значение единообразия и четкости правовых норм в области юрисдикционных иммунитетов государств и их собственности и особо подчеркивая роль конвенции в этой связи,

отмечая широкую поддержку заключения конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности,

принимая во внимание заявление Председателя Специального комитета, представившего доклад Специального комитета*(5),

1. выражает свою глубокую признательность Комиссии международного права и Специальному комитету по юрисдикционным иммунитетам государств и их собственности за их важную работу в области права юрисдикционных иммунитетов государств и их собственности;

2. соглашается с общим пониманием, достигнутым в Специальном комитете, согласно которому Конвенция Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности не распространяется на уголовное судопроизводство;

3. принимает Конвенцию Организации Объединенных Наций о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, которая содержится в приложении к настоящей резолюции, и просит, чтобы Генеральный секретарь как ее депозитарий открыл ее для подписания;

4. призывает государства стать участниками Конвенции.

65-е пленарное заседание,

2 декабря 2004 г.

——————————

*(1) Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок шестая сессия, Дополнение N 10 (А/46/10).

*(2) A/C.6/54/L.12 и A/C.6/55/L.12.

*(3) Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят четвертая сессия, Дополнение N 10 и исправления (А/54/10 и Corr. 1 и 2), приложение.

*(4) Там же, пятьдесят девятая сессия, Дополнение N 22 (А/59/22).

*(5) Там же, пятьдесят девятая сессия, Шестой комитет, 13-е заседание (A/C.6/59/SR.13), и исправление.

Источник

Международные организации, являясь производными субъектами международного права, обладают определенными привилегиями и иммунитетами, причем как сами организации, так и их персонал. Условия приема служащих определяются учредительными актами соответствующих ММПО. Персонал ООП, образующий часть Секретариата ООН, назначается Генеральным секретарем ООН согласно правилам, установленным ГА ООН. Надлежащий персонал выделяется для постоянной работы всех органов ООН, что составляет часть Секретариата ООН (п. 1 и 2 ст. 101 Устава ООН). По ст. 100 Устава ООН при исполнении своих обязанностей персонал Секретариата ООН не должен запрашивать или получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для ООН. Персонал Секретариата ООН должен воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед ООН. Каждое государство – член ООН обязано уважать строго международный характер обязанностей Генерального секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей. Согласно п. 3 ст. 101 Устава ООН при приеме на службу и определении условий службы следует руководствоваться необходимостью обеспечить высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности.

Наряду с учредительными актами ряд международных договоров специально регулируют вопросы, связанные с привилегиями и иммунитетами ММПО и их персонала. Среди них выделяются:

  • Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г.;
  • Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 г.

Следует подчеркнуть, что в основу привилегий и иммунитетов ММПО в отличие от дипломатических представительств государств заложена функциональная теория. Согласно этой теории привилегии и иммунитеты предоставляются должностным лицам в интересах ООН, а не для их личной выгоды.

Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН

Принята ГА ООН 13 февраля 1946 г. (далее – Конвенция 1946 г.). Юридическим основанием выработки данной Конвенции послужили ст. 104 и 105 Устава ООН. В соответствии со ст. 104 ООН пользуется на территории каждого из своих членов такой «правоспособностью, которая может оказаться необходимой для выполнения ее функций и достижения ее целей». По п. 1 ст. 105 ООН также пользуется на территории каждого из своих членов такими «привилегиями и иммунитетами, которые необходимы для достижения ее целей». ГА ООН вправе делать рекомендации для определения деталей применения п. 1 ст. 105, а также предлагать конвенции для этой цели (п. 3 ст. 105).

Читайте также:  Как заваривать ягоды годжи для иммунитета

Генеральная Ассамблея ООН воспользовалась правом, закрепленным в п. 3 ст. 105 Устава ООН, и разработала проект Конвенции о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г..

Согласно ст. I Конвенции 1946 г. ООН является юридическим лицом и, следовательно, наделена правомочием заключать договоры, приобретать недвижимое и движимое имущество и распоряжаться им, возбуждать дела в суде.

В соответствии со ст. II Конвенции 1946 г. имущество, фонды и активы ООН, где бы и в чьем бы распоряжении они ни находились, пользуются иммунитетом от любой формы судебного вмешательства, если ООП не откажется от этого иммунитета в каждом отдельном случае. При этом отказ от иммунитета не распространяется на судебные исполнительные меры.

По Конвенции 1946 г. помещения, имущество, активы, архивы и документы ООН неприкосновенны. ООН не ограничена каким-либо финансовым контролем, правилами или мораторием какого бы то ни было рода, располагает широкими правами перевода своих фондов в золоте или любой валюте. ООН, ее активы, доходы и другая собственность освобождаются от всех прямых налогов, а также от таможенных сборов, импортных и экспортных запрещений и ограничений при ввозе и вывозе. ООН освобождается от таможенных сборов, запрещений и ограничений как при ввозе, так и вывозе предметов для служебного пользования, и в частности собственных изданий ООН.

Согласно ст. III Конвенции 1946 г. ООН имеет право для своих официальных целей пользоваться шифром, получать и отправлять корреспонденцию посредством курьеров или вализ, которые пользуются теми же иммунитетами и привилегиями, что и дипломатические курьеры и вализы.

Статья IV Конвенции 1946 г. посвящена вопросам правового положения представителей государств-членов как в главных и вспомогательных органах ООН, так и на конференциях, созываемых ООН.

Статья V Конвенции 1946 г. регулирует правовое положение должностных лиц ООП. Генеральный секретарь ООП определяет категории должностных лиц, на которых распространяется режим данной Конвенции.

Генеральный секретарь ООН, все его помощники, директора департаментов, их жены и несовершеннолетние дети пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми дипломатическим представителям.

Должностные лица ООН не несут ответственности за сказанное или написанное ими, за все действия, совершенные ими в качестве должностных лиц. Они освобождаются от обложения налогами окладов и вознаграждений, уплачиваемых им ООН. Они также освобождаются от государственных служебных повинностей и имеют вместе с женами и родственниками, находящимися на их иждивении, ряд привилегий в отношении ограничений по иммиграции и от регистрации иностранцев, в отношении обмена валюты, ввоза мебели и имущества при первоначальном занятии должности в соответствующей стране, пользуются привилегиями в отношении репатриации.

Генеральный секретарь ООН имеет право и обязан отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов ООН. В отношении Генерального секретаря право отказа от иммунитета принадлежит СБ ООН.

Статья VI Конвенции 1946 г. регламентирует вопросы относительно правового статуса экспертов, не являющихся должностными лицами ООН, но выполняющих поручения Организации. Эти эксперты пользуются в основном теми же привилегиями и иммунитетами, что и представители членов ООН. В частности, они имеют в отношении их личного багажа те же иммунитеты и льготы, какие предоставляются дипломатическим представителям. Право на отказ от иммунитетов экспертов принадлежит Генеральному секретарю ООН.

Статья VII Конвенции 1946 г. регулирует вопросы относительно пропуско́в ООН как законных документов для совершения поездок по делам ООН.

Статьей VIII Конвенции 1946 г. регламентируются вопросы относительно передачи на рассмотрение Международного Суда ООН всех разногласий, возникающих из толкования или применения Конвенции 1946 г. Споры, касающиеся ООН или ее должностных лиц, от иммунитета которых Генеральный секретарь ООН не отказался, разрешаются на основе положения данной статьи, устанавливаемого ООН для соответствующих споров.

Генеральный секретарь ООН наделен прерогативой заключать с государствами – членами ООН дополнительные соглашения в связи с Конвенцией 1946 г. Однако в каждом отдельном случае оно подлежит утверждению ГА ООН.

Например, в связи с убийством в Палестине посредника ООН по разрешению конфликта между государством Израиль и арабскими странами (гражданина Швеции Бернадотта) ГА ООН в декабре 1948 г. обратилась к Международному Суду ООН за консультативным заключением. В запросе ГА ООН были поставлены следующие вопросы:

«I. В случае нанесения ущерба агенту Объединенных Наций при исполнении им служебных обязанностей и при обстоятельствах, влекущих ответственность за это какого-либо государства, имеют ли Объединенные Нации, как организация, правоспособность возбудить международный иск против ответственного правительства де-юре или де-факто, с целью получения возмещения за ущерб, нанесенный а) Объединенным Нациям, б) пострадавшему или уполномоченным через него лицам?

II. В случае положительного ответа… как можно согласовать действия, предпринятые Объединенными Нациями, с правами государства, чьим гражданином является пострадавший».

Международный Суд ООН ответил утвердительно по двум пунктам первого вопроса, считая, что без права предъявления международных претензий «Организация не смогла бы выполнить своих функций». Из ответа на первый вопрос автоматически вытекала допустимость как конкуренции, так и договоренности между ООН и заинтересованной страной.

Источник