Мрт покажет у ребенка аутизм

А мы сделали ребенку МРТ и нам сказали, что все хорошо.

Некоторые родители детей с аутизмом, РАС, и прочими связанными диагнозами часто задают нам вопрос:

Вот вы говорите, что причина болезни – в органическом поражении мозга. А мы сделали ребенку МРТ и нам сказали, что все хорошо.

Давайте поговорим, все ли показывает МРТ, и действительно ли там все хорошо.

Что именно показывает МРТ?

Любая методика исследования имеет какие-то доказанные рамки, в которых на нее можно полагаться. Известно, что какие-то проблемы лучше можно увидеть на КТ, некоторые на МРТ, а некоторые – вообще на УЗИ.

Опытные врачи обычно знают, какие методы и когда лучше всего использовать и какую информацию можно из них получить.

Я приведу пример: онкологические больные (по крайней мере, в Израиле) проходят регулярную проверку с помощью МРТ. Пока все хорошо, то этого достаточно. Если вдруг есть какие-то подозрения на изменения, то больного направят на контрастную или, хотя бы, обычную КТ.

То есть: МРТ не показывает изменения в мозге аутиста в первую очередь потому, что для определения этих отклонений требуются какие-то другие методики.

Качество прибора МРТ

На самом деле, МРТ во многих случаях показывает отклонения (не все, но самые «выдающиеся»), но то, насколько легко их распознать, зависит от качества самого прибора.

Есть мнение, что для диагностики поражения костей качество томографа не так важно. Хотя и здесь есть много случаев, когда разрешающая способность аппарата критична, чтобы определить, например, трещину в кости.

Тем более для оценки мягких тканей и головного мозга качество аппарата становится решающим. Наиболее эффективными и современными аппаратами считаются те, которые обладают мощностью в 1,5 или 3 Тесла. Благодаря им удается получить хорошо детализированные изображения, дающие наиболее полное представление о том, что происходит в организме пациента с магнитно-резонансной точки зрения.

Действительно ли МРТ ничего не показывает?

Да, МРТ хорошо показывает определенные виды поражений и не показывает другие. Если у больного есть глиомы или еще какие-то ярко выраженные повреждения, то их будет хорошо видно. Но, к сожалению, МРТ совершенно не годится, чтобы показывать изменения во внутренней структуре мозга.

Но даже когда на МРТ нет ярко выраженных поражений, часто все же можно сделать определенные заключения, исходя из правильности представленной анатомии.

Вот стандартное описание того, как выглядит снимок МРТ здорового человека:

МРТ головы помогает получить снимки, на которых ткани обозначены затемнениями и просветлениями. Ткани мозга имеют серый цвет. Протекающие церебральные жидкости отображаются в виде ручейков светло-серого оттенка. Черные полости на изображении — это внутримозговые синусы.
Если все области головного мозга развиты правильно, то интенсивность сигнала, полученного от томографа, будет одинаковой. У здорового человека желудочковая система должна иметь нормальные размеры. Любое ее расширение или уменьшение считается отклонением. В норме должно быть и периваскулярное, и субарахноидальное пространство. Обращают внимание на состояние борозд и извилин. В них не должно быть никаких отклонений.

фото из открытых интернет-источников

То есть если мы видим выраженную асимметрию или отсутствие каких-то элементов на снимке МРТ, то проблема, скорее всего, есть.

Структура самого мозга также должна находиться в пределах нормы. Он не должен быть смещен. Нормальный размер должны иметь глазницы, слуховые проходы и носовые пазухи. В мозговых тканях не должно наблюдаться никаких диффузных или очаговых изменений. Если МРТ мозга получилось неточным, то есть изображение не имеет достаточной четкости, то врач принимает решение о повторном исследовании. Люди могут пошевелиться во время процедуры, от этого снимок и получается смазанным.

Также существует МРТ с контрастом, которое позволяет определить еще больше деталей.Неоднократно мы встречались со случаями, когда на снимках МРТ четко видно отсутствие одного из желудочков, сильное сужение или сильное уменьшение каких-то элементов. При этом в заключении расшифровщика стояло «без отклонений». Поэтому когда родители говорят, что МРТ ничего не показало, мы просим принести сами снимки, а не заключение.Конечно, бывают и дети с идеальным МРТ, у которых, тем не менее, аутизм. Про таких детей известно, что проблема должна решаться легче, чем у тех, у кого на МРТ четко видны отклонения.

Какие анализы информативны?

Вывод из всего вышесказанного: обычный МРТ не предназначен для выявления тех органических нарушений, которые наличествуют в мозге людей с аутизмом.Возникает вопрос: а какие анализы наиболее информативны?С нашей точки зрения, именно для аутизма наиболее эффективна электроэнцефалография (ЭЭГ). Дневная и ночная. Она показывает функциональные особенности мозга. Например, если у ребенка отсутствуют какие-то фазы сна, то его состояние тяжелее, чем у другого ребенка, у которого все фазы сна на месте.Другим очень информативным средством анализа мог бы являться электронный микроскоп, но сегодня нет технологий, позволяющих применить его на живых людях.Вообще, любой анализ, выполненный по доказанной технологии, несет какую-то информацию, которая будет полезной при лечении.Очень много полезного о ребенке можно узнать  по анализам крови.Поэтому мы обычно просим привозить к нам:

  • — результаты ЭЭГ
  • — результаты МРТ (если есть)
  • — полный анализ крови, включающий функции систем организма, биохимию, иммунологию и все остальное, что родителям удастся для ребенка добыть.

НАШ САЙТ:

BEER DAVID ЦЕНТР ЕВРЕЙСКОЙ МЕДИЦИНЫ

****************************************************************

Группа в Facebook

Группа в ОК

Группа ВК

Станица в ЖЖ

Блог в Яндекс.Дзен

ЮТУБ-КАНАЛ BEER DAVID Центр Еврейской Медицины

Источник

Ранее я поднимала тему к каким врачам прежде всего стоит идти. А в этой статье я бы хотела поговорить об обследованиях, которые необходимо пройти, если вы обнаружили у ребенка симптомы проблем с речью, аутизма и ЗПР. Их обязательно нужно сделать, чтобы исключить ситуации, когда родитель мечется и не знает чем помочь ребенку, а у ребенка на самом деле просто нарушена какая-то физиологическая функция. Например, он глухой и ему нужен слуховой аппарат и сурдолог, в то время как мама высаживает его на безглютеновые диеты, кормит БАДами и водит по логопедам, которые в силу отсутствия слуха вряд ли чего-то от него добьются.

Ниже пойдет речь о довольно распространенных состояниях, при которых развитие ребенка может затормозиться и выглядеть как алалия, аутизм и другие «замечательные» вещи, с которыми лучше на практике никогда не знакомиться. Только если раньше мы обсуждали причины нарушений развития, с которыми практически ничего уже нельзя сделать, то сейчас речь пойдет о более-менее исправимых состояниях, которые можно диагностировать, пролечить и компенсировать, если не полностью, то хотя б значимую часть.

Читайте также:  Можно ли зачать ребенка после мрт

Нарушение кровоснабжения головного мозга

Человеческий мозг так устроен, что наибольший доступ к потоку крови, а значит и к кислороду, имеют самые важные, по мнению природы, его части. Это лимбическая система (эмоции), ствол и продолговатый мозг (ниже на картинке — рептильный), а также мозжечок (красный). Эти отделы мозга называются архикортекс и палеокортекс — если не вдаваться в пространные рассуждения, то это попросту отделы «старого мозга» — основа мозга для практически всех животных.

изображение из открытых источников

Почему по мнению природы так важны именно эти части? Потому, что наше тело заточено под самосохранение любой ценой. Для выживания важно, чтобы работало сердце, вы могли справлять естественные нужды, дышали (ствол + продолговатый мозг), могли убежать или сражаться при опасности (мозжечок+лимбическая система), испытывать голод, сексуальное влечение и материнский инстинкт (лимбическая система).

Но для вашего выживания совсем необязательно говорить, логически мыслить и осуществлять какую-то сложную умственную деятельность. Из-за этого неокортекс, особенно лобно-височные доли мозга, ответственные за интеллект, получают снабжение в последнюю очередь. Если по какой-то причине кровоснабжение мозга нарушается, в первую очередь пострадает именно неокортекс, то есть мышление, речь, интеллект, что приводит к задержке развития. Развивается дисциркуляторная энцефалопатия (ДЭП).

Как обнаружить:

Проблемы с кровоснабжением может обнаружить офтальмолог при осмотре глазного дна. При ДЭП обычно повреждаются микрососуды на дне глаза.

Более глубокие исследования — транскраниальное УЗДГ сосудов головы и дуплекс брахиоцефальных сосудов (исследование сосудов шеи с поворотными пробами).

Новообразования в мозге, внутричерепное давление

Если новообразования (кисты, опухоли) небольшие по размеру, какое-то время они могут не вызывать видимых нарушений, а сигнализировать о себе будут тем, что ребенок, например, все никак не заговорит, плохо слышит без патологий со стороны органов слуха, странно себя ведет (аутичные симптомы) и т.д.

Повышенное внутричерепное давление тоже на глаз не распознается, но когда оно долго сохраняется на постоянном уровне, мозговые ткани начинают раздражаться, что приводит к ухудшению их питания. Итогом может стать ЗПР, алалия и аутизм.

Как обнаружить:

Родничок у детей в норме закрывается к 2 годам. Если родничок не закрылся, а проблемы видны, можно сделать нейросонографию (УЗИ мозга).

С помощью НСГ конечно далеко не все можно увидеть, зато оно безопасное и безболезненное. НСГ может обнаружить крупные кисты, смещение структур мозга, новообразования, повышение внутричерепного давления.

МРТ конечно более информативный метод со значительно лучшим разрешением. МРТ считается безопасным, но его имеет смысл проводить как уточнение после других исследований, если у вас уже есть намеки на какие-то нарушения. Почему? Потому, что на МРТ требуется хотя бы 30 минут неподвижно лежать. Ребенок до 5 лет, да ещё и с диагнозами вроде алалии или аутизма, просто неспособен на такой подвиг. Физиологический сон не прокатит, так как аппарат сильно шумит. Поэтому МРТ маленьким детям делают исключительно с наркозом, который тоже не безвредная конфетка.

Своему ребенку, честно скажу, я МРТ сделала, так как всё думала, что врачи что-то проглядели. Но сейчас я считаю, что это была зряшная затея. Опухоли и кисты можно увидеть и на НСГ, показывать наличие новообразований, кстати, косвенно может и ЭЭГ. Нарушения кровообращения видит допплер. Поэтому глубинного смысла в МРТ без назначения врача обычно нет.

Эпилепсия, очаги повышенной судорожной готовности

«Эпилепсия — это же когда человек падает и дергается?» — спросите вы.

И да, и нет. Существует огромное количество форм эпилепсии. Далеко не вся она связана с видимыми припадками. Бывает, абсансная эпилепсия — человек просто теряет сознание на несколько секунд, а потом возвращается к своим делам как ни в чем ни бывало. Это могут не заметить ни он, ни другие люди. Бывает, что нет никаких припадков, зато есть неудержимые приступы смеха. Если смотрели фильм «Джокер», то у главного героя расстройство как раз напоминающее геластическую эпилепсию — смех, вместо припадков, который появляется к месту и без. Бывает, что всё выражение эпилепсии — это плохое настроение после сна и крики во время него.

фото из открытых источников

Как обнаружить:

Эпилепсия способна здорово испортить жизнь. Мозг, который постоянно атакует эпилепсия, не успевает от нее оправиться. В итоге развиваются повреждения мозговой ткани, что, опять же, приводит к появлению аутичного поведения, алалии, ЗПР. Кроме того, при повышенной судорожной готовности не рекомендуется пить многие лекарства и ноотропы, чтобы не провоцировать мозг на приступы. Поэтому при задержках развития абсолютно показана электроэнцефалограмма (ЭЭГ).

Существует три вида ЭЭГ. Рутинная (в состоянии бодрствования 30 минут), ЭЭГ дневного сна (1-3 часа) и ЭЭГ ночного сна (8-10 часов).

  • Рутинная ЭЭГ чаще всего может поймать только какие-то намеки, чтобы дальше обследовать мозг, если она не делается прямо во время приступа;
  • ЭЭГ дневного сна более информативно потому, что существует группа бессудорожных эпилепсий, активных только во сне. Она же и рекомендуется как основное ЭЭГ, так как включает в себя исследование всех стадий работы мозга: провокационные пробы, бодрствование, засыпание, сон, пробуждение;
  • ЭЭГ ночного сна наиболее подробное из всех. Рекомендуется для уточнения диагноза, если раньше на ЭЭГ уже находили эпиочаги.

Слуховая нейропатия

Это нарушение слуха, при котором звук нормально проходит до улитки (внутреннего уха), но при этом дальше, по слуховому нерву до мозга, он идет с помехами.

При слуховой нейропатии человек может быть как полностью глухим, так и слышать всё, кроме речи. Речь будет казаться неразборчивой. Почему страдает именно распознавание речи? Потому, что в речи присутствует одновременно очень много звуков разной тональности. При слуховой нейропатии эти звуки слипаются в кучу и превращаются в неразборчивую кашу. Детям со слуховой нейропатией часто ошибочно ставят сенсорную алалию или аутизм.

Как обнаружить:

Сделать КСВП.

КСВП похоже на ЭЭГ, только там не так много электродов. На ребенка одевают электроды и наушники. В наушники подают щелчки разной громкости и смотрят как ведет себя слуховой нерв и как при этом отвечает мозг.

фото из открытых источников

Впридачу к КСВП стоит сделать отоакустическую эмиссию и импедансометрию, чтобы исключить проблемы с органами слуха. Если слух снижен не до тотальной глухоты, может наблюдаться ситуация, при которой ребенок в принципе реагирует на звуки, но не на речь, так как она попросту сложнее для восприятия.

Читайте также:  Видно ли шпору на мрт

Гипотиреоз

Очень распространенное заболевание, связанное с нехваткой йода и, соответственно, гормонов щитовидной железы. Россия и страны СНГ относятся к регионам с дефицитным содержанием йода в почве. В наших краях нет доступа и к другим резервуарам этого микроэлемента — морепродуктам и водорослям. Соответственно, проблема йододефицита у нас стоит достаточно остро.

У взрослых, пока дефицит йода не станет тотальным, гипотиреоз вызывает смазанные симптомы: усталость, ухудшение памяти, выпадение волос, снижение либидо. Неприятно, но в принципе жить можно.

Для детей, особенно в период до 3 лет, йод — критически важный микроэлемент для развития мозга. Если йода остро не хватает, ребенок отстает в физическом и психическом развитии. Нарушения психики варьируются по тяжести: может быть сравнительно легкая неврология с пониженным мышечным тонусом и плохой координацией, или такое отставание, что ребенок не в состоянии ходить и говорить.

Как обнаружить:

Пройти обследование у эндокринолога. Врач проведет общий осмотр и отправит на анализ крови. Обычно достаточно трёх показателей: ТТГ, Т3 и Т4. Дальше по ним будет подбираться соответствующее лечение.

Честно скажу, может быть и так, что в ходе обследования окажется, что ребенок здоров, как космонавт, и видимых причин для беспокойства нет. Однако, эти обследования стоит пройти, так как выявляемые ими болезни достаточно сильно распространены. Поэтому существует немалая вероятность, что вы сможете обнаружить проблему, пролечите ребенка и забудете о таких страшных словах, как алалия, ЗПР и аутизм, как о кошмарном сне.

Спасибо всем прочитавшим! Ставьте лайки и подписывайтесь 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Источник

Аутизм: симптомы и признаки, диагностика

Простыми словами о сложном: что такое аутизм?

Это расстройство, которое возникает из-за нарушения развития головного мозга и характеризуется значительным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, ограничением интересов и повторяющимися действиями. Эти симптомы начинают проявлять себя в детском возрасте до 3 лет.

Похожие на аутизм виды состояний с более мягкими проявлениями называют расстройствами аутистического спектра — РАС (например, синдром Аспергера).

Одним из самых знаменитых аутистов современности считается Билл Гейтс. Читать далее

Каковы проявления аутизма?

Первое, что могут заметить взрослые — ребенок не смотрит в глаза. Малыш может быть чрезмерно восприимчивым к разным раздражителям — световым, звуковым и т.д. При прослушивании каких-то совершенно обычных мелодий может закрывать руками уши. Несмотря на то, что со слухом у таких детей может быть все в порядке, они не отвечают на обращение к ним.

Типична «эмоциональная обедненность»: ребенок довольно редко улыбается в ответ, не «понимает» эмоций других людей.

Характерные проявления — трудности в налаживании социальных контактов со сверстниками, отсутствие интереса к такому общению, совместным играм.

Имеются специфические черты со стороны речи. Например, при обращении к такому ребенку с вопросом он не отвечает на него, а повторяет сам вопрос (этот симптом получил название «эхолалия»). Речь может отсутствовать совсем или отмечается задержка ее развития.

Могут предпочитать какой конкретный вид пищи, отказываться от фруктов, овощей.

У некоторых детей может отмечаться склонность к судорогам.

Эти, а также ряд других проявлений, отмечаются не всегда в таком сочетании и количестве, и индивидуальны в каждом конкретном случае. Отличие от аутизма одной из разновидностей расстройств аутистического спектра — синдрома Аспергера — в первую очередь состоит в том, что при нем отсутствует остановка или задержка развития речи и познания. Синдром Аспергера нередко сочетается со значительной неуклюжестью. Отмечается склонность к сохранению вышеназванных изменений в подростковом и зрелом возрасте.

Как аутизм отражен в МКБ-10?

Он располагается в блоке психиатрических нарушений под общим кодом F84 — «Общие расстройства психологического развития».

Кто виноват?

Как и при многих других недугах причиной развития этого расстройства является сочетание факторов. Среди них генетические нарушения, факторы окружающей среды, в том числе условия в матке при развитии плода, возраст родителей, ряд инфекций, некоторые препараты, используемые матерью в период беременности и др.

Как подготовиться к беременности? Рассказывает врач акушер-гинеколог, главный врач «Клиника Эксперт Тула» Малафеева Ольга Евгеньевна

В течение довольного продолжительного времени исследований этой группы расстройств была популярна теория, которая рассматривала аутизм как результат недостатка внимания родителей к ребенку и его контактов с матерью. Это как будто находило свое подтверждение: у детей, с которыми после рождения мало нянчились, обделяли их лаской, в дальнейшем выявлялись отчетливые проявления аутичности: безразличие, неумение и нежелание выстраивать социальные отношения.

Как бы ни хотелось «зацепиться» за эту привлекательную теорию (уже хотя бы потому, что такие внешние факторы при желании в принципе легко устранимы), все было не так гладко: такие дети появлялись и во вполне благополучных семьях, и им не могло помочь даже избыточное внимание родных.

Некоторый период времени существовало мнение, что развитие аутизма могут вызывать прививки. Современные исследования показали, что данное утверждение необоснованно. Вместе с тем эта точка зрения и сейчас имеет своих сторонников.

Как определить аутизм?

Обычно алгоритм постановки диагноза состоит из первоначального осмотра педиатра, который при необходимости рекомендует обратиться родителям ребенка к смежным специалистам для проведения дифференциальной диагностики. Среди них: детский психолог, нейропсихолог, невролог, психиатр и др.

Записаться на консультацию к детскому психотерапевту можно здесь

внимание: услуга доступна не во всех городах

Сильный пол – под прицелом. Почему аутизм чаще встречается у мальчиков?

На сегодняшний день причины такого гендерного распределения до конца непонятны.

Исследователи из университета Пенсильвании (США), проводившие опыты на мышах, обнаружили различия в пути передачи сигналов мозга, принимающих участие в поощрении обучения и мотивации. По их мнению, этим фактом объясняется более высокая уязвимость самцов к генетическому сбою, связанному с аутизмом.

Одиноки по собственному желанию: взрослые аутисты

Дети когда-то становятся взрослыми. Какие проявления аутизма могут отмечаться у вчерашних детей?

Это может быть пристальный взгляд в глаза собеседнику либо полное избегание зрительного контакта; приближение к собеседнику на слишком близкое расстояние или, наоборот, отдаление на очень большое; слишком громкая или очень тихая речь; непонимание эмоций, намерений, ощущений других людей (человек воспринимается как «неодушевленный» предмет); взрослому аутисту трудно начать разговор с кем-либо; у него — ограниченный словарный запас; набор интересов довольно ограничен; предрасположенность к знакомым предметам, привычкам, конкретным местам; может взволновать или сильно пугает любое изменение привычной обстановки или уклада жизни.

Читайте также:  Мрт в кемеровской областной больнице

Человек с аутизмом не понимает, что своим поведением способен кого-то обидеть. Для него проблематично налаживание дружеских или романтических взаимоотношений. Он может видеть и слышать о любви, однако ему сложно ощутить и понять это чувство, поскольку у многих людей с аутизмом отсутствует привязанность к родному человеку, не говоря уже о чужом.

Люди с аутизмом не чувствуют романтических жестов романтики. Они могут не понимать смысла объятий, расценивая их как попытку ограничения их движений. Им присущи сексуальные чувства, однако обсудить их не с кем. По этой причине они получают сведения об ухаживаниях из фильмов.

В зависимости от выраженности проявлений, многие люди с аутизмом могут успешно трудоустраиваться. Некоторые из них отличаются определенными выдающимися способностями. Проблемой же становится как раз то, что эти способности зачастую остаются «скрыты» от глаз стороннего наблюдателя — потому, что такой человек не в состоянии их правильно донести.

Что делать?

Это расстройство сохраняется на протяжении жизни. Однако, как и при многих привычных хронических состояниях, коррекция аутизма в той или иной степени возможна. Если у вас есть подозрения на то, что у вашего ребенка аутизм или расстройство аутистического спектра, важно как можно раньше проконсультироваться с педиатром.

Существует арсенал методов, воздействующих на различные проявления аутизма.

С рождения и до 3-летнего возраста проводится терапия, цель которой — помочь ребенку начать говорить, ходить и взаимодействовать с окружающими.

Большое значение имеет мотивация ребенка и система поощрения его успеха в учебе. Желаемое поведение вознаграждается, что стимулирует его активность в нужном ключе. 

Эффективным методом лечения аутизма в настоящее время является поведенческая терапия или метод так называемого прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis). Следует упомянуть, что подходы в поведенческой (бихевиоральнай) терапии в существенной степени базируются на идеях русских ученых В.М. Бехтерева и И.П. Павлова. Их труды были хорошо известны за границей — в частности, работа Бехтерева «Объективная психология», оказавшая значительное влияние на Джона Уотсона — американского психолога, создателя бихевиоризма.

Метод АВА при аутизме в первый раз использовали в США, в 60-х годах прошлого столетия. В основу была положена идея, что любое поведение имеет какие-либо последствия. Если они нравятся ребенку, он будет повторять это поведение, а если нет — не будет.

Все многокомпонентные навыки (речь, творческая игра, способность к глазному контакту и др.), разделяются на небольшие части-действия. Каждое из них разбирается с ребенком по отдельности, после чего они объединяются в цепь и образуют сложное действие. Инициатива ребенку не предоставляется, его деятельность довольно четко регулируется взрослым. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — пресекаются. Чтобы достичь нужного поведения, применяются подсказки и стимулы.

Навык считают закрепившимся лишь в случае, если ребенок способен безошибочно выполнять это действие в 80% ситуаций — независимо от того, в какой атмосфере и кем давалось задание. Конечная цель терапии — снабдить ребенка средствами для самостоятельного познания и освоения окружающей реальности.

Для обучения детей с РАС широко используются принципы инклюзивного образования.

Наряду с разнообразными психологическими и педагогическими методами, в настоящее время разрабатываются способы физиотерапевтического воздействия на течение этих расстройств. На данный момент они находятся на стадии эксперимента. Таким методом является транскраниальная магнитная стимуляция головного мозга.

А как у них?

В таких странах Латинской Америки, как Аргентина и Чили, общественные организации оказывают помощь людям с аутизмом, а также их родственникам. На Кубе дети с РАС получают бесплатное лечение. И это при том, что эти страны — далеко не самые благополучные в плане экономического развития.

Впечатляющие по принципам программы существуют в Германии и Японии. Например одна из немецких компаний, фирма Auticon, трудоустраивает исключительно сотрудников с аутизмом. Что это дает? Всех подробностей источник информации не раскрывает, однако известно следующее. Область деятельности Auticon — информационные технологии. Из-за своих особенностей люди, имеющие синдром Аспергера, способны находить самые мелкие погрешности в программном коде. Во всех филиалах компании есть профессиональные помощники, в случае необходимости способные оказать помощь сотрудникам.

К 2020 году немецкая компания SAP, производящая софт, планирует увеличить численность работников с аутизмом до 1% от общего числа персонала.

Не менее показателен пример из Страны восходящего солнца. В 1960-м году к руководителю одной из компаний, выпускающих принадлежности для школ и офисов, обратился учитель вспомогательной школы и попросил принять на работу 2-х его выпускников. Мотив был прост: ему хотелось, чтобы перед направлением их в дом престарелых и инвалидов они смогли познать радость полноценного труда. В результате эта инициатива переросла в нечто гораздо большее, чем просто эксперимент: с 1987 года на работу стали брать людей с аутизмом и с дефектами умственного развития.

Больше правильных слов и еще больше — дел

Опыт и практика показали успешность социальной адаптации людей с расстройствами аутистического спектра. Коррекционные программы, инклюзивное образование, целенаправленное вовлечение в профессиональную деятельность и создание соответствующих для этого условий — неполный перечень того, что может быть и уже делается в современном обществе. Важно лишь желание. За молчаливым игнорированием и бездействием стоит, как это ни обидно признавать, банальное безразличие, нежелание что-то изменить. Потому что непросто, потому что нужно выйти из «зоны комфорта», нет времени, неинтересно, не несет выгоды… Нужно лишь иметь мужество признать это — хотя бы перед самим собой.

Один из принципов инклюзивного образования гласит: «Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным». Для человека с аутизмом это — витальная проблема. Наша задача, наше искусство — услышать его, даже через его молчание, увидеть в его глазах, которые чаще всего не смотрят на нас, то, что он — такой же человек, такая же индивидуальность. Дело всего лишь в нашем желании.

Текст: Энвер Алиев

Возможно вас заинтересуют:

Не похожи на нас: солнечные дети (синдром Дауна)

Вождь относительности Альберт Эйнштейн: как работал мозг гения?

Источник