Основная доктрина иммунитета государства иммунитет

Основная доктрина иммунитета государства иммунитет thumbnail

1. Наиболее функциональными для определения личного закона ТНК и оффшорных компаний являются …
теория оседлости
теория инкорпорации
закон страны суда
теория контроля
теория эффективного места деятельности

2. Двойственный характер правового положения иностранцев заключается в том, что они …
подчиняются двум правопорядкам — своему личному закону и закону государства пребывания
находятся вне пределов территории своего государства
пользуются преференциальным режимом на территории другого государства
могут обращаться в суд своего государства и в суд иностранного государства

3. Смысл коллизионного регулирования гражданской правоспособности иностранцев состоит в …
возможности применения коллизионной взаимности
необходимости принимать во внимание иностранные ограничения гражданской правоспособности
соблюдении соответствующей императивной нормы международного публичного права
соблюдении соответствующего установления международного обычного права

4. В соответствии с требованиями ГК РФ личный зако¬н юридического лица определяется на основе …
права государства места инкорпорации
права места основной производственной деятельности юридического лица
его организационно-правовой формы
теории оседлости

5. Мера применения принципа национального режима к иностранцам в РФ
в сфере гражданской правоспособности иностранцы полностью уравнены в правах с местным населением, за исключением определенных изъятий, предусмотренных в законодательстве государства места пребывания
объем гражданской правоспособности иностранцев абсолютно идентичен объему гражданской правоспособности местных граждан
принцип национального режима к иностранцам не применяется
для иностранцев установлен специальный негативный режим

6. Материально-правовой принцип, применяемый для определения правового положения иностранцев в РФ – принцип …
наибольшего благоприятствования
национального режима
протекционизма
преференциального режима

7. Личный закон индивида в англо-американском праве понимается как …
закон гражданства
закон места жительства (домицилия)
право страны суда
право страны, в которой физическое лицо является резидентом

8. Основная доктрина иммунитета государства — … иммунитет.
служебный и ограниченный
общий и специальный
абсолютный и функциональный (ограниченный)
универсальный и региональный

9. Международная межправительственная организация (далее — ММПО) может выступать как субъект МЧП при …
реализации компетенции, прямо предусмотренной в ее уставе
заключении соглашений с другими ММПО
заключении соглашений с государствами-членами
вступлении в гражданско-правовые отношения с частными лицами

10. Категории физических лиц традиционно и повсеместно выделяемые в качестве субъектов МЧП
одинокие лица; лица, состоящие в браке, лица, имеющие несовершеннолетних детей
наследодатель, наследник, попечитель наследственного имущества
трудящиеся-мигранты, сезонные рабочие, студенты, туристы
иностранные граждане, апатриды, бипатриды, беженцы

11. Основная тенденция современного МЧП относительно понимания и применения личного закона физических лиц в правовых системах большинства государств
личный закон понимается только как закон гражданства
личный закон понимается только как закон места жительства
сочетание национального принципа и принципа домициля при определении личного закона физического лица
личный закон понимается только как закон страны суда

12. Участие государства в частноправовых отношениях в соответствии с российским законодательством характеризуется следующим государство …
участвует в частноправовых отношениях на равных условиях со своими частными партнерами
пользуется особыми правами
участвует в частноправовых отношениях на условиях, рекомендованных ВТО
не может быть участником гражданско-правовых отношений

13. Основные субъекты МЧП
физические и юридические лица
субъекты федерации
международные неправительственные организации
Государства

14. Суть судебного иммунитета государства
любые сделки с участием государства могут рассматриваться только в специальных международных судах
сделки с участием одного государства не могут быть предметом рассмотрения в судах другого государства (равный над равным не имеет юрисдикции)
сделки с участием государства в принципе не могут быть предметом судебного разбирательства
государство само определяет подсудность совершенных им сделок

15. Основной нормативно-правовой акт, содержащий материально-правовое регулирование особенностей правового положения иностранных физических лиц в РФ
ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»
Гражданский кодекс К РФ
ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ»
Трудовой кодекс РФ

16. Основа теории государственного иммунитета
принцип суверенного равенства государств (равный над равным не имеет власти)
нормы международных соглашений
принцип защиты основных прав человека и свобод
международные обычаи делового оборота

17. Коллизионный принцип «личный закон юридического лица» применяется для …
установления налогового домицилия
определения личного статута юридического лица
выяснения положения юридического лица в международном праве
определения правового положения филиала или пред¬ставительства юридического лица в иностранном государстве

18. Первый закон о государственном иммунитете – Закон об иммунитетах иностранных государств — был принят в …
Российской Федерации в 1998 году
Великобритании в 1988 году
США в 1976 году
Австралии в 1984 году

19. Под международными юридическими лицами в МЧП понимаются …
любые межгосударственные образования
юридические лица, учрежденные на основе международного (межправительственного или межведомственного) соглашения или на основе законодательства двух или более государств
международные неправительственные организации
любые транснациональные объединения

Читайте также:  Льняное масло для иммунитета

20. Суть доктрины акта государства
все отношения государства регулируются его внутренним законодательством
это то же самое, что и коллизионный иммунитет государства
это иммунитет государства от предварительного обеспечения иска
если государство заявляет, что какое-либо имущество принадлежит ему, то это утверждение не может быть предметом обсуждения в суде другого государства

21. Определение гражданской правоспособности иностранцев ГК РФ
иностранцы за границей не обладают гражданской правоспособностью
исключительно на основе коллизионного принципа личного закона
на основе международных стандартов прав человека
на основе сочетания материально-правового и коллизионного методов регулирования

22. Личный закон индивида в странах конти¬нентальной правовой системы понимается как …
закон места пребывания
закон налогового домицилия
право государства, гражданином которого лицо является
закон валютного домицилия

23. Иностранная компания (предприятие с иностранными инвестициями) на территории РФ пользуется …
национальным режимом за исключением изъятий установленных действующим законодательством
только режимом наибольшего благоприятствования
только режимом, аналогичным режиму, предоставленному в национальном государстве
специальным негативным режимом

24. Иностранец не вправе ссылаться на отсутствие у него дееспособности по его личному закону, если …
он является резидентом в стране суда
он не признан полностью недееспособным в судебном порядке
его семья постоянно проживает в стране суда
он является дееспособным по праву места заключения сделки, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона знала или заведомо должна была знать об отсутствии дееспособности

25. Основная сложность регулирования правового статуса ТНК
их производственное единство оформлено юридической множественностью
это компании, транснациональные не только по сфере своей деятельности, но и по капиталу
это квазимеждународные образования
они основаны на нормах международного договора

26. В РФ гражданская дееспособность иностранцев определяется …
по праву страны суда
на основе материального принципа национального режима
на основе режима наибольшего благоприятствования
на основе коллизионного принципа личного закона индивида

27. Господствующая доктрина иммунитета государства в современных международных отношениях — … иммунитета.
служебного
абсолютного
ограниченного (фундаментального)
судебного

28. Нормами МЧП регулируются отношения с участием государства следующего вида:
межправительственные
межведомственные
отношения в сфере научно-технического сотрудничества
отношения частноправового характера, если контрагент государства — частное иностранное лицо

Источник

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.

Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.

В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.

В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.

Элементы иммунитетов государства[править | править код]

Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]

  1. Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
  2. Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
  3. Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
  4. Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
  5. Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.

Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.

Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]

Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.

Теория абсолютного иммунитета[править | править код]

Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.

Читайте также:  Правда ли что иммунитет нельзя повысить

Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).

Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]

Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]

При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).

Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.

Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.

Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.

Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]

В России[править | править код]

Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].

Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.

11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]

Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:

  • связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
  • касающимся прав на имущество;
  • о возмещении вреда;
  • касающимся интеллектуальной собственности;
  • связанным с эксплуатацией судна.

Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]

В США[править | править код]

В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]

  • если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
  • если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.

Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]

  • В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
  • В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]
Читайте также:  Как по вы сить иммунитет

Примечания[править | править код]

  1. ↑ [1] Устав ООН.
  2. ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
  3. ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
  4. ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
  5. ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
  6. ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
  7. ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
  8. ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
  9. ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
  10. ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
  11. ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
  12. ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
  13. ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
  14. ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
  15. ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.

Источник

Абсолютный иммунитет означает право государства пользоваться иммунитетом в полном объеме всеми его элементами, он распространяется на любую деятельность государства и на любую его собственность.

В Советском государстве и других социалистических странах, в которых государственная собственность являлась основой экономики, иммунитет всегда понимался абсолютным. Однако абсолютный иммунитет является ощутимым препятствием для развития международных хозяйственных связей, поскольку контрагенты государства по сути лишались права на защиту своих имущественных требований.

Абсолютный иммунитет практически не реализуется, так как государство на территории иностранного государства могло рассчитывать только на такой объем иммунитета, на который принимаемое государство готово отказаться от своей юрисдикции. Следовательно, государство исходя из абсолютного иммунитета защищает дополнительно свои права либо условием о взаимности, либо взаимностью применения реторсий.

Функциональный иммунитет – этот вид иммунитета основан на принципиальном разграничении функций государства на публично-правовую и частно-правовую.

Если государство действует как суверен, т. е. совершает акт властвования, выступает в качестве носителя суверенной власти, то оно всегда пользуется иммунитетом, в том числе и в частноправовой сфере. Если же государство выступает в роли частного лица, занимающегося коммерческой деятельностью, тогда оно иммунитетом не обладает. Следовательно, в зависимости от осуществляемой функции государство может выступать либо в качестве частного лица, либо в качестве суверена, носителя публичной власти.

Функциональный иммунитет нашел свое закрепление в ряде законов, принимаемых в 70-80-е гг. в некоторых странах. Однако в том виде, в каком он разработан судебной практикой, доктриной, законодательством разных государств, имеет ряд существенных недостатков: ни доктрина, ни судебная практика, ни внутреннее законодательство не могут установить сколько-нибудь существенных объективных признаков того, в каком случае государство действует как суверен, а в каком как частное лицо. Чаще всего называют характер операции и ее цель. Если опираться на характер отношений, то любая сделка регулируется частным правом, международная является частноправовой, т. е. коммерческой операцией. Таким образом, в любой сфере деятельности, регулируемой не международным, а национальным частным правом, государство не должно пользоваться иммунитетом.

Цель операции: государство обладает иммунитетом, если совершаемая им операция не имеет коммерческой цели; напротив, если цель деятельности коммерческая, то права на иммунитет нет.

Доктрина ограниченного иммунитета формирует перечень конкретных случаев, когда государство не пользуется иммунитетом. Эти случаи могут быть сформированными самим государством как на многосторонней основе, т. е. универсальной, так и на двусторонней основе. Задачами ограниченного иммунитета являются лишь создание наиболее точных формулировок в тех случаях, тех обстоятельствах, при наличии которых государство не будет пользоваться иммунитетом. Ряд европейских стран заключили в 1972 г. Европейскую конвенцию об иммунитете государства, согласно которой иммунитет не признается как в случаях, исходящих из доктрины абсолютного иммунитета, так и в случаях, когда спор возник в связи с коммерческой или иной аналогичной деятельностью иностранного государства на территории государства, где происходит судебное разбирательство.

Источник