Податной и судебный иммунитеты

Податной и судебный иммунитеты thumbnail

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

А. П. Каждан, Г. Г. Литаврин. «Очерки истории Византии и южных славян»
Изд-во Учпедгиз, М., 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru

Крупное поместье, как церковно-монастырское, так и светское, уже с самого своего возникновения стремится приобрести податную независимость; упоминание податных привилегий мы встречаем, например, в «Трактате об обложении».
От конца X в. и особенно от XI столетия сохранилось некоторое количество императорских грамот, жалующих монастырям экскуссию, т. е. освобождение от взимания разнообразных видов повинностей с монастырских владений. Следовательно, повинности монастырских крестьян, прежде присваивавшиеся государством, после пожалования экскуссии поступали самому феодалу.
Однако экскуссия XI—XII вв. еще не давала полной фискальной экзимированности: освобождая монастыри и светских феодалов от тех или иных налогов, запрещая чиновникам вторгаться во владения экскуссата (теперь этот термин приобретает новое значение: вместо крестьянина, выполняющего специальные повинности, он обозначает феодала, пользующегося податной привилегией), византийское правительство в то же время сохраняло за собой право проверки податных привилегий, как это прямо оговорено в императорском указе 1158 г.: «Но когда по повелению моей царственности будут составляться описи монастырской недвижимости и париков, тогда только монастырь сможет подвергаться обследованию чиновников и лишаться незаконных владений в соответствии с показаниями переписчика (фискального чиновника)».
Следовательно, византийская экскуссия X—XII вв. не создавала административной самостоятельности поместья; тем более не создавала она средств внеэкономического принуждения, при помощи которых феодал мог бы осуществлять свою власть над непосредственными производителями, и прежде всего — судебных прав.
Ее социальный смысл был иным: в условиях господства централизованной ренты, когда вся земля была обложена тяжелыми податями и в качестве тягловой считалась собственностью государства, привилегии, полученные в результате экскуссии, составляли исключение в системе всеобщего фискального гнета и тем самым содействовали оформлению феодальной «свободной» собственности — в противовес крестьянской, зависимой, тягловой.
Административно-судебные права феодала развивались первоначально параллельно с экскуссией и не были с ней связаны.
Могущественные византийские вельможи имели свой маленький двор, который состоял из должностных лиц, носивших титулы, напоминавшие титулатуру константинопольских придворных; у них были свои вооруженные отряды, составленные из родни, слуг и рабов.
Уже в X—XI вв. вырабатывались элементы феодальной юрисдикции: юристы XI в., например, признавали за господином право судить мистия, кроме тех тяжб, где господин сам выступал заинтересованным лицом.
В одном из житий конца X в. были отчетливо сформулированы принципы вотчинной юрисдикции: «Господин является учителем всякой добродетели и наставникои тех, кто находится под его властью, независимо от того, рабы они или свободные».
Но и в этом отношении иммунитетные права ограничивались действиями государства: императорский суд принимал апелляцию на решения всех архонтских судов, и следовательно, вотчинная юрисдикция оставалась еще неразвитой, ограниченной.

продолжение книги…

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

Податной и судебный иммунитеты

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Податной и судебный иммунитетыЧитать статью >>

.

Податной и судебный иммунитеты

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Податной и судебный иммунитетыЧитать статью >>

.

Податной и судебный иммунитеты

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Податной и судебный иммунитетыЧитать статью >>

.

Податной и судебный иммунитеты

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Податной и судебный иммунитетыЧитать статью >>

Податной и судебный иммунитеты

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся…

Податной и судебный иммунитетыПрочитать полностью >>

Податной и судебный иммунитеты

Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений…

Податной и судебный иммунитетыПрочитать полностью >>

Податной и судебный иммунитеты

Если приснился плохой сон…

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро…

Податной и судебный иммунитетыПрочитать полностью >>

.

Податной и судебный иммунитеты

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает…

Податной и судебный иммунитетыЧитать статью >>

.

Податной и судебный иммунитеты

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что …

Податной и судебный иммунитетыЧитать статью >>

.

Податной и судебный иммунитеты

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные…

Податной и судебный иммунитетыЧитать статью >>

.

Податной и судебный иммунитеты

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда…

Податной и судебный иммунитетыЧитать статью >>

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Податной и судебный иммунитеты
Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам — церковному календарю?

Податной и судебный иммунитетычитать далее >>

Календарь именин

Податной и судебный иммунитеты
В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

Податной и судебный иммунитетычитать далее >>

Податной и судебный иммунитеты

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Податной и судебный иммунитетыЧитать далее >>

Податной и судебный иммунитеты

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Податной и судебный иммунитетыЧитать далее >>

Психология совместной жизни

Податной и судебный иммунитеты
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету — это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

Податной и судебный иммунитетычитать далее >>

Податной и судебный иммунитеты
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

Податной и судебный иммунитетычитать далее >>

Рецепты ухода за собой

Податной и судебный иммунитеты
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Податной и судебный иммунитетыпрочитать полностью >>

Совместимость имен в браке

Податной и судебный иммунитеты
Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Податной и судебный иммунитетыпрочитать полностью >>

Искусство тонкой маскировки

Податной и судебный иммунитеты
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки

просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

Податной и судебный иммунитетыпрочитать полностью >>

Податной и судебный иммунитеты
Нанесение косметических масок для кожи — одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

Податной и судебный иммунитетыпрочитать полностью >>

Податной и судебный иммунитеты

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

Податной и судебный иммунитетычитать далее >>

Податной и судебный иммунитеты

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

Податной и судебный иммунитетычитать далее >>

Податной и судебный иммунитеты

Стильно и недорого — как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

Податной и судебный иммунитетычитать статью полностью >>

Как работает оберег?

Податной и судебный иммунитеты
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Податной и судебный иммунитетыпрочитать полностью >>

Камни-талисманы

Податной и судебный иммунитеты
Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Податной и судебный иммунитетыпрочитать полностью >>

Источник

От судебных привилегий иммунистов я перейду к их привилегиям податным. Сравнение русских и западных иммунитетов со стороны их податных привилегий не представляет затруднений, так как в этом отношении западные дипломы столь же ясны и определенны, как и русские жалованные грамоты.

Королевские дипломы так же, как наши княжеские грамоты, большею частью совершенно освобождают население монастырских земель от платежа каких бы то ни было податей, пошлин или повинностей. «Ни один из наших чиновников да не вступит на эти земли для производства каких-либо взысканий, для сбо- ра налогов, которые до этого времени взимались в казну» .

Нередко при этом король прямо поясняет, что он уступает монахам все то, что раньше взималось с монастырских людей в пользу казны[1]*. Иногда же, устраняя чиновников от сбора налогов в монастырских владениях, король постановляет, что взамен обычных налогов аббат должен вносить в казну известную сумму денег за своих людей[2]*. В этом случае монастырские люди не освобождались собственно от податей, но они, согласно основному принципу иммунитета, безусловно освобождались от податной ответственности пред общими властями. Королевские чиновники (judices) во всяком случае отстранялись от сбора налогов; аббат взыскивал налоги по своему усмотрению и отвечал за своих людей перед королевским фиском.

Совершенно такие же порядки устанавливаются русскими грамотами удельного периода. Монастырские люди большею частью безусловно освобождаются от уплаты каких бы то ни было налогов. «Тем людем ненадобе им моя дань, ни иная никоторая пошлина»,— кратко и определенно постановляют можайские и белозерские князья (в начале XV в.)[3]*. Обыкновенно же грамоты, указывая, что с монастырских людей слагаются всякие подати (дани), пошлины и натуральные повинности, перечисляют для примера налоги разного рода: «Тем людем ненадобе моя дань, ни писчая белка, ни ям, ни подвода, ни мыт, ни тамга, ни иная никоторая пошлина» [4]*.

Иногда наши князья так же, как короли франков, слагая с монастырских людей общие налоги, обязывают монастырь взамен того платить князю определенный ежегодный взнос — оброк: «Даст (игумен) оброку в мою казну на всякой год три рубля, а, опричь того оброку, ненадобе им никоторая моя дань… ни пошлина»28*. При этом, согласно указанному выше основному принципу иммунитета, княжеские данщики совершенно устраняются от сбора оброка и игумену предоставляется вносить деньги в княжескую казну помимо местных властей. Предоставляя братии Кирилловского монастыря платить за их слободки и деревни 10 руб. оброку-дани в год, белозерский князь говорит: «А привозят то серебро сами да отдают моему казначею, а дань- щики мои в те их слободки и деревни к ним не въезжают, ни дани с них не емлют, ни писец мой их не пишет» (1468 г.)29*.

Освобождая монастыри от общих постоянных налогов, князья нередко взыскивали с них чрезвычайные сборы, например татарскую дань; но и в отношении уплаты этих сборов монастырские люди также не были подчинены княжеским властям. «А придет моя великого князя дань неминучая, и игуменья сберет сама дань с тых людей, да пришлет к моей казне»; «А нам и тогда (как сказано в другой грамоте) не послати к монастырским людям ни по что» 30*.

Я не буду сопоставлять детально статьи русских и западных грамот, относящиеся к податным привилегиям и содержащие более или менее подробное перечисление податей и пошлин, слагавшихся с монастырских людей. Такое сопоставление дало бы материал для истории финансового права и администрации, на не для истории иммунитетов. Для иллюстрации близкого сходства русских и западных иммунитетных порядков вообще не лишним, однако, будет остановиться на некоторых из привилегий рассматриваемой категории, и прежде всего на освобождении иммунистов от таможенных и торговых пошлин.

Фюстель де Куланж различает три вида привилегий этого рода.

  • а) «Иногда,— говорит он,— король довольствуется тем, что запрещает своим чиновникам входить в привилегированные вла-
  • 28* Угличская грамота 1434—1447 гг.: АЮБ. № 31, IV; ААЭ. Т. 1. № 28. То же, 1414 г.: ААЭ. Т. 1. № 19. РИБ. Т. II. № 15 (можайская грамота).
  • 29* ДАИ. Т. 1. № 201. Это специально «оброчная» грамота, как она и naj звана в тексте ее; «оброк» в ней назван также «данью». Установив такой оброк, князья иногда по особой милости слагали его с монастыря (ААЭ. Т. 1. № 152—1509 г.).
  • 30* ААЭ. Т. 1. № 35 (тверские грамоты: «Придет к нам коли из Орды посол силен, а нс мочно будет его опровадити, ино тогда архимандрит с тех сирот пособит в ту тяготу, с половника даст по десятку тверскими кунами…»). То же в нижегородской грамоте 1410—1417 гг. (Там же. № 17).

дения для сбора торговых пошлин (Nullus judex publicus ad thelonea exigenda ingredi audeat)». Наши князья точно так же запрещают сборщикам пошлин, «пошлинникам», «въезжать» к монастырским людям и объявляют, что этим последним «не на- добе ни мыт (таможенные, заставные, проездные пошлины), ни тамга (торговая, с купли-продажи) [5]*.

b) «В других случаях,— продолжает названный историк,— король освобождает иммуниста и всех его людей, чиновников и служителей, от уплаты каких бы то ни было торговых и проездных пошлин (личных или товарных) — по всему королевству» [6]*. Наши князья также давали такие льготы монастырям, хотя и не в столь неограниченной форме, а именно освобождая монастырских купчин от всяких пошлин при поездках их «сквозе княжение», чрез все княжество; они обыкновенно при этом указывали известный путь движения монастырских товаров, а иногда также число судов и возов для льготного провоза товаров [7][8]*.

c) Третий вид рассматриваемых привилегий существенно отличался от только что указанных. «Король дарит монастырю или церкви право взимать в их пользу theloneum и все проездные пошлины, установленные в известном месте на дороге, реке или на мосту. В этом случае налог остается, но он переходит в частную собственность церкви или монастыря». Такие пожалования давали иногда монастырям и русские князья. Они предоставляли монастырям сбирать в их пользу «на воск и темьян» пошлины с торговых людей, установленные в различных местах за причал к берегу (побережное), за перевоз через реку, за привоз в город на продажу товаров (восмничее и померное) и т. п.з;*

Вместе с освобождением от уплаты налогов, поступавших, в королевскую казну, иммунисты получали также льготу от сборов, шедших в пользу местных властей. Королевские дипломы, между прочим, упоминают о том, что монастырские люди освобождаются от обязанности давать постой и продовольствие королевским чиновникам (neque mansiones neque paratas facere)^ Право чиновников останавливаться на постой и брать дорожное довольствие в монастырских селах было весьма обременительным для населения, и поэтому указанное постановление постоянно* повторяется в западных дипломах.

В древнейших наших грамотах мы не находим вполне соответствующей статьи; тем не менее княжеские наместники, волостели, пошлинники несомненно не имели права постоя и продовольствия в привилегированных монастырских селах, так как они лишались вообще права въезжать в эти села и взыскивать- здесь какие-либо выборы в свою пользу («ни кормов своих не: емлют»). В грамотах же в XV в. появляются специальные постановления — такие же, как в западных грамотах, касающиеся права постоя. Нарушая монастырские привилегии, княжеские волостели «проездом ставились сильно у монастырских крестьян и кормы у них имали сильно» 35*. Поэтому князья особо оговаривали в грамотах: «У тех людей монастырских мои князи и бояре и дети боярские и всякие ездоки не ставятся никто, ни кормов, ни подвод, ни проводников не емлют»36*. «Не ставятся, ни кормов не емлют» — это русские перевод статьи «mansiones neque paratas facere». Совпадение маловажное, но любопытное. Подобные сходства постановлений русских и западных грамот не относятся прямо к моей задаче, но я отмечаю их как любопытные черты общих России и Западу древнего времени условий жизни, общих порядков управления.

Укажу, между прочим, еще одно совпадение такого рода, мелкое, но характерное. Освобождая монастыри, кроме налогов, также от натуральных повинностей, как франкские короли, так и русские князья при этом иногда оставляли за ними обязанность исполнять некоторые повинности, особенно важные по- обстоятельствам времени. В каролингской монархии, например, привилегированные монастыри обязывались иногда участвовать в постройке мостов для общественных надобностей, у нас — в сооружении крепостей37*. За некоторыми монастырями у нас

  • 35* ААЭ. Т. 1. № 61(1457 г.) (о митрополичьих крестьянах). зв* АЮБ. № 31. XIV (1463 г.); ААЭ. Т. 1. № 51 (1453 г.); № 89 (1471— 1477 гг.). Особые грамоты по этому предмету см.: ААЭ. Т. 1. № 96, 98 (1473 г.). По грамоте 1457 г., монастырские крестьяне должны были таких ездоков к себе «не пускати и биты» (ААЭ. Т. 1. № 61). «Также проездным судом (проездом по судебным делам) наместники мои к ним не ездят, ни корму у них проездного не емлют» (ААЭ. Т. 1. № 37 (1440 г.).. № 131). См. также: Аангс Н. И. Указ. соч. С. 77, 78.
  • 37* Waitz С. Оь. cit Bd. IV. S. 315; АЮБ. № 31. С. 94.

сохранялась при общем освобождении их от податей специальная ямская повинность — «татарский ям». Такое же изъятие из общих податных льгот находим в одной из грамот, данных Сен-Бертинскому монастырю; грамота эта 682 г. освобождает от повинностей всех людей монастыря, за исключением тех, которые отправляют ямскую повинность, поставляют повозки (praeter illos mansos, unde carpenta (opera carraria) exeunt) [9][10]*.

Источник

Читайте также:  Луи пастер учение об иммунитете