Судебные поручения судебный иммунитет

Судебные поручения судебный иммунитет thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Согласно ст. 401 ГПК, сохраняющей концепцию судебного иммунитета иностранного государства, предъявление иска к иностранному государству, привлечение его к участию в деле в качестве соответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории России, и принятие по отношению к нему обеспечительных мер, обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения решения суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором России или федеральным законом. При этом согласие иностранного государства в лице его компетентных органов требуется отдельно на предъявление иска, на его обеспечение и на обращение взыскания, при предъявлении к нему встречного иска.

В соответствии с ч. 2 ст. 401 ГПК границы судебного иммунитета международных организаций определяют федеральные законы и международные договоры России. В таких договорах предусматриваются различные льготы и привилегии в отношении конкретных международных организаций, выступающих в российских судах.

При этом необходимо учитывать следующую особенность: наличие судебного иммунитета у иностранного государства-ответчика презюмируется, а каждая международная организация должна разъяснять суду, какими льготами и привилегиями она наделена: нормативными актами или конкретным договором?

В ч. 3 ст. 401 ГПК предусмотрена еще одна группа лиц, пользующихся определенными процессуальными привилегиями: аккредитованные в России дипломатические представители иностранных государств и другие лица, указанные в соответствующих законах и договорах. Основным документом, закрепляющим и распределяющим разнообразные привилегии и иммунитеты для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

Разнообразными льготами пользуются дипломатические агенты — главы и члены дипломатического персонала представительства, имеющие дипломатические ранги. Лица административно-технического персонала, обслуживающего персонала, частные домашние работники сотрудников представительства и члены семей дипломатов также обладают при определенных условиях иммунитетами.

Однако иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда дипломатические представители вступают в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи со спорами о принадлежащих им строениях на территории России, наследовании или деятельности, осуществляемой за пределами официальных функций.

В соответствии со ст. 32 Конвенции 1961 г. возбуждение дела дипломатическим агентом или другим лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции, лишает его права ссылаться на иммунитет в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском. Иммунитет от гражданской юрисдикции состоит в том, что касается служебной деятельности, которой пользуются и консулы.

Согласно ст. 407 ГПК российские суды исполняют переданные им в установленном порядке судебные поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключения экспертов, осмотр на месте и др.), а также могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении такого рода действий.

Вопросы оказания правовой помощи регулируются различными международными договорами. Поручения об оказании правовой помощи реализуются методами процессуальных процедур страны места исполнения. Иногда допускается применение процессуального законодательства иностранного государства, если оно не противоречит законам и публичному порядку страны места исполнения.

Статья 407 ГПК предоставляет право судам в России обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий, а также исполнять переданные им в установленном законом порядке поручения судов иностранных государств.

Если в установленном порядке, т.е. в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г., из Минюста России поступит в суд иностранное судебное поручение от государства, не связанного с Россией соответствующими обязательствами по договору, то поручение следует исполнить, кроме случаев, указанных в ч. 2 ст. 407 ГПК. Суд отказывает в исполнении, если исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету или угрожает безопасности России либо не входит в компетенцию суда.

Необходимо точно соблюдать порядок движения поручения к исполнителю. Несоблюдение или даже формальное нарушение порядка способно привести к длительной волоките или проблемам по существу.

Российские суды общей юрисдикции используют две схемы, рассчитанные на разные зарубежные страны. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке сношений государственных учреждений СССР и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств» от 16 декабря 1947 г. устанавливает дипломатический порядок передачи поручений.

Первая схема довольно сложная: заказчик, его национальное министерство юстиции, министерство иностранных дел, затем зарубежные министерство иностранных дел и министерство юстиции, далее — суд-исполнитель. Это относится к США, Франции, Бельгии и др. Вторая схема более простая, так как устанавливает порядок сношений судебных органов через центральные учреждения юстиции.

В рамках СНГ оказание правовой помощи регулируется Конвенцией «Правовые отношения по гражданским и семейным делам» 1993 г.

Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Согласно ст. 401 ГПК, сохраняющей концепцию судебного иммунитета иностранного государства, предъявление иска к иностранному государству, привлечение его к участию в деле в качестве соответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории России, и принятие по отношению к нему обеспечительных мер, обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения решения суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором России или федеральным законом. При этом согласие иностранного государства в лице его компетентных органов требуется отдельно на предъявление иска, на его обеспечение и на обращение взыскания, при предъявлении к нему встречного иска.

Читайте также:  Факторы риска иммунитета человека

В соответствии с ч. 2 ст. 401 ГПК границы судебного иммунитета международных организаций определяют федеральные законы и международные договоры России. В таких договорах предусматриваются различные льготы и привилегии в отношении конкретных международных организаций, выступающих в российских судах. При этом необходимо учитывать такую особенность: наличие судебного иммунитета у иностранного государства-ответчика презюмируется, а каждая международная организация должна разъяснять суду, какими льготами и привилегиями она наделена — нормативными актами или конкретным договором.

В ч. 3 ст. 401 ГПК предусмотрена еще одна группа лиц, пользующихся определенными процессуальными привилегиями: аккредитованные в России дипломатические представители иностранных государств и другие лица, указанные в соответствующих законах и договорах. Основным документом, закрепляющим и распределяющим разнообразные привилегии и иммунитеты для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

Разнообразными льготами пользуются дипломатические агенты — главы и члены дипломатического персонала представительства, имеющие дипломатические ранги. Лица административно-технического персонала, обслуживающего персонала, частные домашние работники сотрудников представительства и члены семей дипломатов также обладают при определенных условиях иммунитетами.

Однако иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда дипломатические представители вступают в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи со спорами о принадлежащих им строениях на территории России, наследовании или деятельности, осуществляемой за пределами официальных функций.

В соответствии со ст. 32 Конвенции 1961 г. возбуждение дела дипломатическим агентом или другим лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции, лишает его права ссылаться на иммунитет в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском. Иммунитет от гражданской юрисдикции состоит в том, что касается служебной деятельности, которой пользуются и консулы.

Согласно ст. 407 ГПК российские суды исполняют переданные им в установленном порядке судебные поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключения экспертов, осмотр на месте и др.), а также могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении такого рода действий.

Вопросы оказания правовой помощи регулируются различными международными договорами. Поручения об оказании правовой помощи реализуются методами процессуальных процедур страны места исполнения. Иногда допускается применение процессуального законодательства иностранного государства, если оно не противоречит законам и публичному порядку страны места исполнения.

Статья 407 ГПК предоставляет право судам в России обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий, а также исполнять переданные им в установленном законом порядке поручения судов иностранных государств.

Если в установленном порядке, т.е. в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г., из Минюста России поступит в суд иностранное судебное поручение от государства, не связанного с Россией соответствующими обязательствами по договору, то поручение следует исполнить, кроме случаев, указанных в ч. 2 ст. 407 ГПК. Суд отказывает в исполнении, если исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету или угрожает безопасности России либо не входит в компетенцию суда.

Необходимо точно соблюдать порядок движения поручения к исполнителю. Несоблюдение или даже формальное нарушение порядка способно привести к длительной волоките или проблемам по существу.

Российские суды общей юрисдикции используют две схемы, рассчитанные на разные зарубежные страны. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке сношений государственных учреждений СССР и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств» от 16 декабря 1947 г. устанавливает дипломатический порядок передачи поручений.

Первая схема довольно сложная: заказчик, его национальное министерство юстиции, министерство иностранных дел, затем зарубежные министерство иностранных дел и министерство юстиции, далее — суд-исполнитель. Это относится к США, Франции, Бельгии и др. Вторая схема более простая, так как устанавливает порядок сношений судебных органов через центральные учреждения юстиции[1].

В рамках СНГ оказание правовой помощи регулируется Конвенцией «Правовые отношения по гражданским и семейным делам» 1993 г.

Источник

Согласно ст. 401 ГПК, сохраняющей концепцию судебного иммунитета иностранного государства, предъявление иска к иностранному государству, привлечение его к участию в деле в качестве соответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории России, и принятие по отношению к нему обеспечительных

1 См.: Гражданский процесс: Учебник /Под ред. М.К. Треушникова. — С. 608.

324

мер, обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения решения суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором России или федеральным законом.

При этом согласие иностранного государства в лице его компетентных органов требуется отдельно на предъявление иска, на его обеспечение и на обращение взыскания, при предъявлении к нему встречного иска.

В соответствии с ч. 2 ст. 401 ГПК границы судебного иммунитета международных организаций определяют федеральные законы и международные договоры России. В таких договорах предусматриваются различные льготы и привилегии в отношении конкретных международных организаций, выступающих в российских судах. При этом необходимо учитывать следующую особенность: наличие судебного иммунитета у иностранного государства-ответчика презюмируется, а каждая международная организация должна разъяснять суду, какими льготами и привилегиями она наделена: нормативными актами или конкретным договором?

В ч. 3 ст. 401 ГПК предусмотрена еще одна группа лиц, пользующихся определенными процессуальными привилегиями: аккредитованные в России дипломатические представители иностранных государств и другие лица, указанные в соответствующих законах и договорах. Основным документом, закрепляющим и распределяющим разнообразные привилегии и иммунитеты для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств является Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.

Читайте также:  В результате чего возникает искусственный иммунитет

Разнообразными льготами пользуются дипломатические агенты — главы и члены дипломатического персонала представительства, имеющие дипломатические ранги. Лица административно-технического персонала, обслуживающего персонала, частные домашние работники сотрудников представительства и члены семей дипломатов также обладают при определенных условиях иммунитетами.

Однако иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда дипломатические представители вступают в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи со спорами о принадлежащих им строениях на территории России, наследовании или деятельности, осуществляемой за пределами официальных функций.

В соответствии со ст. 32 Конвенции 1961 г. возбуждение дела дипломатическим агентом или другим лицом, пользующимся иммунитетом от юрисдикции, лишает его права ссылаться на иммунитет в отношении встречных исков, непосредственно связанных с основным иском. Иммунитет от гражданской юрисдикции состоит в том, что касается служебной деятельности, которой пользуются и консулы.

325

Согласно ст. 407 ГПК российские суды исполняют переданные им в установленном порядке судебные поручения иностранных судов о совершении отдельных процессуальных действий (вручение извещений и других документов, получение объяснений сторон, показаний свидетелей, заключения экспертов, осмотр на месте и др.), а также могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении такого рода действий.

Вопросы оказания правовой помощи регулируются различными международными договорами. Поручения об оказании правовой помощи реализуются методами процессуальных процедур страны места исполнения. Иногда допускается применение процессуального законодательства иностранного государства, если оно не противоречит законам и публичному порядку страны места исполнения.

Статья 407 ГПК предоставляет право судам в России обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий, а также исполнять переданные им в установленном законом порядке поручения судов иностранных государств.

Если в установленном порядке, т.е. в соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г., из Минюста России поступит в суд иностранное судебное поручение от государства, не связанного с Россией соответствующими обязательствами по договору, то поручение следует исполнить, кроме случаев, указанных в ч. 2 ст. 407 ГПК. Суд отказывает в исполнении, если исполнение поручения может нанести ущерб суверенитету или угрожает безопасности России либо не входит в компетенцию суда.

Необходимо точно соблюдать порядок движения поручения к исполнителю. Несоблюдение или даже формальное нарушение порядка способно привести к длительной волоките или проблемам по существу.

Российские суды общей юрисдикции используют две схемы, рассчитанные на разные зарубежные страны. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке сношений государственных учреждений СССР и их должностных лиц с учреждениями и должностными лицами иностранных государств» от 16 декабря 1947 г. устанавливает дипломатический порядок передачи поручений.

Первая схема довольно сложная: заказчик, его национальное министерство юстиции, министерство иностранных дел, затем зарубежные министерство иностранных дел и министерство юстиции, далее — суд-исполнитель. Это относится к США, Франции, Бельгии и др. Вторая схема более простая, так как устанавливает порядок сношений судебных органов через центральные учреждения юстиции.

В рамках СНГ оказание правовой помощи регулируется Конвенцией «Правовые отношения по гражданским и семейным делам» 1993 г.

Источник

Под судебным иммунитетом в международном праве принято понимать изъятие одного государства из-под юрисдикции другого государства[1], что исторически обусловлено невозможностью осуществления правосудия равных суверенных субъектов по отношению друг к другу. В соответствии с ч. I ст. 251 АПК РФ иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к:

  • 1) предъявленному к нему иску в арбитражном суде РФ, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица;
  • 2) наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации; и
  • 3) принятию к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.

Судебным иммунитетом также обладают международные организации. Он определяется международным договором РФ и федеральным законом.

В современных условиях судебный иммунитет, как правило, не является абсолютным. Часть 1 ст. 251 АПК РФ содержит ограничительную формулировку в отношении судебного иммунитета иностранного государства, и иммунитет предоставляется лишь при выполнении публичных функций носителя государственной власти. Если же спор связан с осуществлением иностранным государством коммерческой деятельности, то судебным иммунитетом оно не наделяется[2]. Кроме того,

ч. 3. ст. 251 АПК РФ регламентирует возможность отказа государства от своего судебного иммунитета. Такой отказ должен быть произведен:

  • 1) в порядке, предусмотренном законом иностранного государства. Например, ст. 23 Федерального закона от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» закрепляет, что отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного и (или) арбитражного решения может быть предусмотрен в соглашениях, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами;
  • 2) в порядке, предусмотренном правилами международной организации.

В случае если дело с участием иностранного государства подлежит рассмотрению в арбитражном суде РФ, оно рассматривается по общим правилам арбитражного судопроизводства.

Статья 253 РФ предусматривает, что дела с участием иностранных лиц рассматриваются арбитражными судами РФ по правилам российского процессуального законодательства. Отдельные немногочисленные особенности рассмотрения дел с участием иностранцев регламентируются гл. 33 АПК РФ. Специальные правила производства по делам с участием иностранных лиц могут также устанавливаться международными договорами РФ. Например, Соглашением стран СНГ от 24.12.1993 «О размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств» и протоколом к нему от 01.06.2001, ратифицированным Федеральным законом от 25.10.2002 № 124-ФЗ.

Читайте также:  Инфекции иммунитет специфический и неспецифический

В ч. 1 ст. 254 АПК РФ нашел отражение принцип «национального режима» при осуществлении арбитражного судопроизводства с участием иностранных лиц. Это означает, что они пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими организациями и гражданами. При этом международным договором РФ иностранным лицам могут предоставляться отдельные процессуальные льготы. Как правило, это происходит на основе взаимности. Правительством РФ, напротив, могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских граждан и организаций.

Иностранные лица имеют право обращаться в арбитражные суды РФ по общим правилам подведомственности и подсудности для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Эти субъекты должны представлять в арбитражный суд доказательства, подтверждающие их юридический статус и право на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности. Юридический статус иностранных лиц определяется на основании их личного закона. В соответствии с ч. 1 ст. 1195 ГК РФ личным законом физического лица считается право страны, гражданство которой это лицо имеет, а с ч. 1 ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. В случае непредставления таких доказательств арбитражный суд вправе истребовать их по своей инициативе (ч. 3 ст. 254 АПК РФ).

Положения российского законодательства о сроках рассмотрения и разрешения гражданских дел применяются при условии, что иностранные лица или их органы управления, филиалы, представительства либо их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации.

Если иностранные лица, участвующие в деле, находятся или проживают вне пределов Российской Федерации, такие лица извещаются о судебном разбирательстве определением арбитражного суда путем направления поручения в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. В этих случаях срок рассмотрения дела продлевается арбитражным судом на срок, установленный договором о правовой помощи для направления поручений в учреждение юстиции или другой компетентный орган иностранного государства. Например, по смыслу ст. 15 Гаагской «Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам» от 15.11.1965, к которой Российская Федерация присоединилась 01.05.2001 (Федеральный закон от 12.02.2001 № 10-ФЗ), достаточный срок для вручения судебной повестки не может составлять менее шести месяцев. При отсутствии в договоре такого срока или при отсутствии договора срок рассмотрения дела продлевается не более чем на шесть месяцев.

В ч. 1 ст. 255 АПК РФ перечисляются требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения. По сути, в ней идет речь о трех основных способах признания иностранных документов, применяемых российскими судами в зависимости от наличия и содержания международного договора с государством, от которого исходит представленный документ.

Первый способ – легализация иностранных документов. Она представляет собой процедуру, предусматривающую удостоверение подлинности подписи, полномочий лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания. Легализация осуществляется в соответствии со ст. 27 Консульского устава РФ (Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ) и Приказом МИД РФ от 26.05.2008 г. № 6093 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по консульской легализации документов».

Второй способ – проставление апостиля. Он применяется в отношении более 50 государств – участников Гаагской «Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов» от 05.10.1961, вступившей в силу для РФ 31.05.1992 в соответствии с Постановлением ВС СССР от 17.04.1991 № 2119-1. Данный способ по сравнению с предыдущим является упрощенным и заключается в том, что компетентный орган государства, в котором был совершен документ, проставляет на нем или на прикрепленном к нему листе штамп, соответствующий образцу, прилагаемому к Гаагской Конвенции (апостиль).

И наконец, международным договором может предусматриваться, что документы, составленные за рубежом, принимаются арбитражными судами России без специального заверения. Примером тому является Минская «Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» стран СНГ от 22.01.1993, ратифицированная Федеральным законом от 04.08.1994 № 16-ФЗ. В соответствии с ее ст. 13 «документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других Договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов».

Документы, составленные на иностранном языке, при представлении в арбитражный суд РФ должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык. Верность перевода в соответствии со ст. 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 свидетельствует нотариус.

Источник