Суменков привилегии и иммунитеты

Суменков привилегии и иммунитеты thumbnail

Pages:     |

| 2 | 3 | 4 | 5 |

На правах рукописи

СУМЕНКОВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ

ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ КАК

ОБЩЕПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ

Специальность 12.00.01 — теория и история права и государства,

история правовых учений

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Саратов, 2002

Работа выполнена на кафедре теории государства и права Саратовской государственной академии права

Научный руководитель — доктор юридических наук, профессор

Малько Александр Васильевич

Официальные оппоненты

доктор юридических наук профессор

Власенко Николаи Александрович

кандидат юридических наук, доцент

Фомин Алексей Александрович

Ведущая организация – Институт права Самарской государственной экономической Академии

Защита состоится 22 октября 2002 гoдa в 14 часов на заседании диссертационного совета Д-212 2 в Саратовской государственной академии права по aдресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, 104.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Саратовской государственной академии права

Автореферат разослан 16 сентября 2002 г.

Ученый секретарь

диссертационною совета,

доктор юридических наук, профессор И Н Сенякин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Объективные реалии политико-правовой жизни заставляют по иному взглянуть на основополагающие принципы российской юридической доктрины. К их числу, безусловно, относится и принцип правового равенства. Как и всякий принцип, правовое равенство — общее правило с многочисленными исключениями. Важным направлением научного анализа является изучение таких исключений. В число правовых отступлений oт принципа равноправия входят привилегии н иммунитеты.

Привилегии и иммунитеты выступают в качестве универсальных юридических средств, создают режим благоприятствования своим обладателям, предоставляют дополнительные гарантии, изъятия и облегчения из общего порядка. Без всякого сомнения, привилегии и иммунитеты представляют собой отступление от конституционного принципа равноправия граждан. Однако, подобное отступление не нарушает данный принцип и не противоречит ему. Государство устанавливает определенные изъятия и облегчения для отдельных субъектов в зависимости от защищаемого интереса, выполняемой функции и некоторых других обстоятельств. Применение привилегий, тем самым, причинно обусловлено необходимостью справедливого распределения материальных и социальных благ для обеспечения деятельности, направленной на принесение пользы государству и обществу, компенсации «затрат» у лиц, выполняющих соответствующие обязанности. Именно в таком контексте привилегии и иммунитеты воспринимались представителями российской юридической науки дореволюционного периода1.

С установлением советской власти привилегия начала ассоциироваться с классовым неравенством и была, по сути, исключена из правового оборота. Более тогo, сам термин «привилегия» стал синонимом правонарушения.

Необходимо отметить, что правовые нормы, закрепляющие преимущества субъектов, наделенных властными полномочиями, характерны и для законодательства советского периода. Однако, дискуссия в обществе и науке по данному вопросу возникла во время проведения правовой, экономической, социальной реформ 1990-х гг., когда ослабло регулирующее воздействие социальных норм — права, морали, обычаев, традиций. Немало было и просто популистских лозунгов о борьбе с привилегиями, направленных на сиюминутные политические выгоды.

Современное российское законодательство употребляет, хотя и достаточно редко, понятие «привилегия» для обозначения законных, положительных преимуществ. Широко используется данное понятие и в

__________________

1 См.: Ефимов В.В. Догма римского права. СПб., 1901; Шалланд Л.А. Иммунитет народных представителей. T. 1. Юрьев 1911, и дp.

нормах международного права. Но случаи отождествления привилегии и правонарушения остаются (И.Я. Дюрягин).

Следовательно, особенно актуальна проблема «реабилитации» привилегии, как категории, занимающей свою нишу в механизме правового регулирования общественных отношений.

Актуальность настоящему исследованию придает острота вопросов, касающихся пределов и объемов привилегий у определенного рода субъектов, соответствие их не только юридическим, но и моральным нормам, абсолютизации иммунитета, значительном расширении круга лиц, им обладающих.

Научная и практическая значимость работы. Работа направлена на изучение привилегий и иммунитетов как особых правовых категорий, наделяющих преимуществами одних субъектов перед другими. Тем самым затрагиваются проблемы возможности отступления от принципа правового равенства, соотнесения данного принципа с принципом социальной справедливости, отграничения привилегий и иммунитетов от других юридических средств.

Таким образом, научная значимости работы состоит в том. что автор вносит посильный вклад в дело разрешения актуальных проблем юридической науки.

Уяснение природы и сущности особых условий, детерминированных наличием привилегий и иммунитетов, и существенно отличающихся от установленного отраслевыми режимами общего порядка, способствует также углубленному познанию многих отраслевых юридических наук, в особенности международною права, конституционною права, уголовно-процессуального права.

Практическая значимость работы состоит в том, что в диссертации аргументируются конкретные предложения по оптимизации и совершенствованию правовых привилегий и иммунитетов. В частности. предлагаются пути установления контроля за пределами привилегий. предназначенных для властвующих лиц, реальные способы ограничения иммунитета депутатов, Президента Российской Федерации, судей судов всех уровней судебной системы и т.д.

Результаты исследования применимы в учебном процессе при изучении теории государства и права, а также специально-отраслевых и других юридических дисциплин.

Степень разработанности проблемы. На отраслевом уровне проблема привилегий практически не исследовалась. Определенные наработки имеются в науке международного права (И.П, Блищенко, В Н. Дурденевский). конституционного права (Ю.B Капранова), уголовного права ( Л.Н. Красиков, Г.В Тасаков). гражданского права (Ю.С. Гамбаров).

Теория правовых иммунитетов достаточно основательно разработана в международном праве (А.И. Бастрыкин, И.П. Блищенко, М.М. Богуславский, Ю.Г. Демин, В.Н. Дурденевский и др.), конституционном праве (С.А. Авакьян,

А.А. Безгулов, А.В. Зиновьев. Н.А. Кудинов. О.Е. Кутафин и др.), уголовно-процессуальном праве (Ф.А. Агаев, В.Н. Галузо. LH. Москалькова. М.Л. Петрухин, В.Н. Руднев, Р.Х. Якупов и др.)

На общетеоретическом уровне проблемы привилегий и иммунитетов рассматривали в той или иной степени И.Я. Дюрягин, А.Ф. Ефремов. М.Н. Козюк, А.В. Малько, И.С. Морозова, С.В. Поленина, В.А. Терехин.

Однако системный, комплексный анализ привилегий и иммунитетов на монографическом, в том числе и диссертационном, уровне общетеоретического исследования в правоведении не проводился.

Попытки некоторых авторов выяснить сущность правовых привилегий и иммунитетов, дать им определение, выделить их характерные признаки, показать функциональную роль являются явно недостаточными, так как не затрагивают проблему в целом, а касаются лишь определенных ее частей.

Цели и задачи исследования. Основная цель настоящей paботы заключается в комплексном теоретическом исследовании правовых привилегий и иммунитетов, выяснении их места и роли в механизме правового регулирования и, соответственно, в системе юридического инструментария, а также в качестве научных абстракций — в понятийном аппарате российской юридической науки.

В тесной связи с указанной целью в ходе работы ставятся следующие задачи исследования:

— сформулировать понятия правовой привилегии и правового иммунитета, выделить их основные черты и признаки;

— разграничить между собой такие тесно связанные друг с другом категории, как льготы, привилегии и иммунитеты, указать на общее и различное;

— проанализировать и предельно четко выделить цели применения привилегий и иммунитетов, объяснить необходимость их использования;

— исследовать функциональное назначение правовых привилегий и иммунитетов;

— разработать классификацию правовых привилегий и иммунитетов, показав специфику действия в различных отраслях российского права;

— рассмотреть проблемы, возникающие в связи с применением привилегий и иммунитетов на практике, определить критерии их эффективности и пути оптимизации в современном российском законодательстве.

Методологическая и теоретическая основы диссертации. Основополагающим методом познания правовой действительности в ходе работы была избрана материалистическая диалектика, раскрывающая закономерности взаимосвязи и развития явлений.

Наряду с этим подходом, являющимися методологической основой работы, в исследовании применяются и другие общенаучные методы: исторический, логический, анализ и синтез. Важное значение имеет

исторический метод, показывающий объективные закономерности развития категорий «привилегия» и «иммунитет» на различных этапах исторического процесса.

Статистический метод позволил задействовать статистические данные, количественные показатели, необходимые для характеристики анализируемых феноменов. При анализе теоретической и нормативной базы, различных точек зрения применялся метод сравнительного правоведения. Метод моделирования был полезен автору для создания идеальных моделей регулирования общественных отношений при надлежащем, эффективном использовании правовых привилегий и иммунитетов.

Теоретической основой настоящей работы послужили специальная юридическая литература, научные разработки по общей теории права, истории, философии и т.д.

Читайте также:  Средства для повышения местного иммунитета в горле

При написании исследования автор опирался на труды ученых, разрабатывающих вопросы механизма правового регулирования, сущности права и государства, правовых категорий, целей и средств в праве, стимулов и ограничений, соотношения принципов равноправия и справедливости, учения о юридической норме (С.С. Алексеев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, А.М. Васильев, Н.В. Витрук, Н.А. Власенко, И.Я. Дюрягин, А.Ф. Ефремов, И.А. Ильин, М.Н. Козюк, В.Н. Кудрявцев, А.В. Малько, Н.И. Матузов, С.В. Поленина, В.Д. Попков, И.Н. Сенякин, К.В. Шундиков, А.И. Экимов и др.).

Эмпирическая основа исследования. Работа над диссертацией проводилась на основе изучения обширного нормативно-правового материала, прежде всего — Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, иных общефедеральных нормативных актов, а также законодательных актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления. В работе использовались нормативно-правовые акты СССР, РСФСР, а также некоторые правовые документы российского законодательства дореволюционного периода. Кроме того, анализировались источники права ряда зарубежных государств. Учитывался также и получил отражение в работе относящийся к предмету исследования социологический материал.

Научная новизна работы обусловлена самой постановкой проблемы, а также намеченными задачами и заключается в том, что впервые в рамках общей теории права предпринята попытка комплексного монографического исследования привилегий и иммунитетов, как общеправовых категорий, раскрытия их социальной сущности, функциональной роли, значения в механизме правового регулирования. Специфика исследования состоит в том, что автор анализирует привилегии как преимущества, не противоречащие нормам права, а потому не имеющие никакого противоправного характера. Соответственно этому доказывается объективность и закономерность существования системы правовых

отклонений и предложены пути оптимизации правовых привилегий и иммунитетов в практической деятельности.

На защиту диссертантом выносятся следующие основные теоретические положения:

— привилегия представляет собой сложный социальный феномен, обусловленный как объективными, так и субъективными различиями в фактическом и юридическом положении субъектов, не противоречит юридическим нормам. Отождествление привилегии и правонарушения некорректно, так как правонарушение является отдельной правовой категорией, имеющей собственные, характерные только для нее черты. Общее между правонарушением только то, что обе категории — исключения из единого, установленного нормами права порядка. Но если привилегия соответствует праву, то правонарушение — противоречит ему;

— особой разновидностью социальных привилегий выступают привилегии правовые, которые находят свое выражение в нормах права, прежде всего в законах и подзаконных нормативных актах. В тоже время необходимо учитывать то, что любое юридическое средство можно использовать в личных корыстных или политических целях. В этом случае оно теряет свой собственно правовой характер и трансформируется либо в правонарушение, либо в злоупотребление правом;

— считая, что правовая привилегия, также как и льгота, относится к нормативным отклонениям от принципа равноправия, автор делает вывод о единой природе данных категорий. Привилегии и льготы представляют собой юридические средства, направленные на более полное удовлетворение интересов и потребностей субъектов путем предоставления дополнительных прав либо освобождения от соответствующих обязанностей. Льгота базовая, основополагающая категория, носящая более демократический характер, нежели привилегия. Связано это прежде всего с достаточно узкой и весьма специфичной сферой распространения привилегий, их качеством исключительных преимуществ, имеющих максимальные, наивысшие пределы и объемы;

— оценивая социальную сущность привилегий, следует пользоваться такими понятиями как обоснованность и целесообразность. Правовые привилегии являются обоснованными и целесообразными лишь тогда, когда общественная полезность деятельности.субъекта прямо пропорциональна привилегиям, которыми он обладает;

— в процессе регулирования общественных отношений привилегия предстает в виде исключительной нормы, которые проявляются либо в форме норм-дополнений, либо в форме норм-изъятий;

— привилегия регламентирует как специальный, так и индивидуальный статус лица, является одним из критериев деления специального статуса на подвиды, ибо подразумеваемые ей преимущества расширяют юридические возможности субъектов по сравнению не только с общим, но и с особенным (льготным) уровнем;

Pages:     |

| 2 | 3 | 4 | 5 |

Источник

Pages:     | 1 |   …   | 3 | 4 |

|

Еще большим объемом иммунитета пользуется бывший Президент РФ. В диссертации высказываются критические замечания по данному виду иммунитета, предлагаются пути его оптимизации. Так, нуждается в законодательном комментировании деятельность прежнего главы государства как частного лица. Диссертант замечает, что бывшие президенты США отвечают перед судом за свои действия в период пребывания на этой должности за поступки, совершенные в качестве частного лица. Кроме того, не решен вопрос о наличии неприкосновенности у предыдущего лидера за те деяния, которые он может совершить после окончания срока его президентских полномочий. Здесь необходимо учитывать то, что иммунитет устанавливается лишь на срок выполнения Президентом своих полномочий. За пределами исполнения сверхсложных президентских обязанностей теряется юридический смысл иммунитета.

Анализируя иммунитет Президента РФ и Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, автор указывает на коллизию между Конституцией РФ 1993 г., относящей государственную измену к тяжкому преступлению, и УК РФ 1996 г., согласно которому государственная имена — преступление особой тяжести.

Соискатель отмечает, что по каждому виду иммунитета можно назвать не одну и не две проблемы.

Нуждается в дальнейшем совершенствовании должностной иммунитет судей, привлечь которых к ответственности еще сложнее, чем

25

депутатов. Необходим закон с гарантиями независимости следователей МВД, ФСБ, налоговой полиции при расследовании уголовных дел.

Автор делает вывод, что главная проблема правового иммунитета заключается в том, что, с одной стороны, он служит гарантией того, что лицо, им обладающее, будет защищено от необоснованного уголовного или административного преследования. Но, с другой стороны, нельзя не согласиться с тем, что чрезмерные преграды для привлечения чиновников к ответственности делают зачастую невозможным расследование, что, в свою очередь, не способствует формированию уважительного отношения у населения к закону и власти.

Установление границы между необходимостью защиты лица, выполняющего важные для государства и общества функции, и недопущении безнаказанности данного лица, в случае совершения им правонарушений, представляется весьма важной и актуальной задачей.

В заключении работы отмечается, что проблема существования привилегий и иммунитетов по сей день остается в значительной мере дискуссионной.

При этом автор отдает себе отчет в том, что выполненное исследование не охватывает всех относящихся к теме вопросов, а лишь создает основу для ее последующей углубленной разработки, восполнения имеющихся пробелов.

ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАБОТЫ:

1. Привилегии и иммунитета как особые инструменты правовой политики российского государства // Правовая политика и правовая жизнь. 2001.№1.(0,6пл.).

2. Привилегии и иммунитета как средства правовой политики // Правовая политика: федеральные и региональные проблемы: Материалы научной конференции 22-23 июня 2000 г. / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов — Тольятти, 2001. (0,2 п.л.).

3. Соотношение прав и свобод человека с привилегиями и иммунитетами отдельных категорий лиц // Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и национальное законодательство: материалы международной научной конференции 7-8 декабря 2000 г. Саратов, 2001. (0,2 п.л.).

4. Проблемы правовых иммунитетов // Российская юридическая доктрина в XXI веке: проблемы и пути их решения: научно-практическая конференция 3-4 октября 2001 г. / Под ред. А.И. Демидова. Саратов, 2001. (0.25 пл.).

26

5. Привилегии и иммунитета: теория и практика // Актуальные проблемы политики и права. Вып. 3. Межвуз. сб. науч. ст. Пенза, 2001. (0,7 пл.).

6. Правовой иммунитет: теоретический и практический аспекты (в соавторстве) // Журнал российского права. 2002. № 2. (0,6 пл.).

7. Привилегия как политико-правовая категория // Право и политика. 2002. № 5 (29). (0,5 п.л.).

Pages:     | 1 |   …   | 3 | 4 |

|

Источник

Историко-правовой анализ и международный опыт реализации права на привилегии и иммунитеты

Толковые словари русского языка и словари иностранных слов традиционно толкуют понятие “привилегия” следующим образом: 1)исключительное право, предоставляемое кому-либо (государственному органу или должностному лицу); 2)монопольное право на изобретение, документ, удостоверяющий и охраняющий это право См.: Словарь иностранных слов. М., 1998. С. 399; Советский энциклопедический словарь. М., 1988. С. 1058; Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1991. С. 586; и др. .

Читайте также:  Ученый который создал иммунитет

Основой привилегий, возникших на заре цивилизации, являлось половозрастное разделение труда, “при котором в силу своих возрастных или половых различий стала существовать определенная часть общества, которая потребляла материальные блага, не производя их, и, следовательно, обладая реальными экономическими привилегиями” См.: Горланов Г.В. Экономические привилегии. Источники и формы проявления. М., 1990. С. 4..

При этом нельзя поверхностно трактовать сущность половозрастного разделения труда, сводя его лишь к естественным природным различиям в видах и характере трудовой деятельности. Так, можно только согласиться с тем, что возрастное разделение труда “не что иное, как производственное (экономическое) отношение между различными поколениями, где естественные привилегии старых и малых есть форма существования эквивалентного обмена деятельностью и ее результатами, как правило, разорванная во времени, а нередко и в пространстве” См.: Горланов Г.В. Указ. соч. С. 7..

Однако, о привилегиях, существовавших при первобытнообщинном строе, надо говорить лишь как о социальном феномене, а не как о правовой категории, действующей в рамках права.

Правовые привилегии появляются вместе с возникновением государства и формированием прав.

Важнейшим атрибутом государства стал институт государственного управления и находящийся на государственной службе и содержании слой профессиональных чиновников-управленцев, они уже в момент зарождения оказались в исключительно привилегированном положении.

Так, в Древнем Египте чиновники-писцы играли первенствующую роль в иерархичной структуре общества и обладали значительными привилегиями. “Занятие писца, — говорилось в одном из древнеегипетских текстов, — превосходит любое занятие, нет равного ему в Земле той… Смотри нет занятий, свободных от начальников, кроме писца. Он — сам начальник… Смотри, нет писца, лишенного пропитания из имущества Дома царя…” См.: Хрестоматия по Истории древнего мира. Саратов, 2005. С. 11, 12, 17..

В древнем Риме категория “привилегия” приобретает уже подлинно правовое значение. Достаточна выразительна латинская этимология слова “привилегия”: privius (особый, отдельный, единичный) и lex (закон), отсюда privilegium, т.е. “специальный закон для особого лица”. Необходимо также отметить, что в римском праве наряду с понятием привилегия употребляется и понятие льгота. Причем законодатель не всегда достаточно четко различия между ними. Уже в законах XII таблиц используются обе эти категории. Так, в ст. 1 таблицы III сказано, что “пусть будут даны должнику 30 льготных дней после признания им долга или после постановления против него судебного решения”, в ст. 1-2 таблицы IX установлено, что “привилегий, т.е. отступлений в свою пользу от закона пусть не испрашивают” См.: Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/ Под ред. З.М. Черниловского. М., 2004. С. 47, 54..

Юридическую природу льгот привилегий, используемых в древнеримском праве, анализировал еще В.В. Ефимов. Он, в частности, отмечал, что согласно догме римского права юридические нормы делятся по объему действий на генеральные, общие, особенные и исключительные. Право общее содержит нормы права, к которым судья должен обращаться, если нет особых указаний касательно рассматриваемого отношения. В свою очередь в праве общем различали право обыкновенное и особенное (jus singulare). Если первое устанавливает общепринятые положения, то второе допускает отступления от обыкновенного права (например, существовали как общие правила составления обыкновенного завещания, так и отступления от них — для военнослужащих, не имеющих возможности в минуту смерти на войне выполнить все требуемые формальности). Основания отступления от общеобыкновенных норм — общественное благо, интересы специальных классов людей (например военных, торговцев).

В результате этого В.В. Ефимов определяет привилегии как исключительное право — изъятие как из общих законов, так и особенных См.: Ефимов Е.Е. Догма римского права. СПб., 1901. С. 34-36 (См.: Суменков С.Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории. Дисс. … канд. юр. наук. Саратов, 2006. С. 16)..

Наибольшее значение привилегии получают при феодализме. Не случайно, что современные привилегии часто определяются как “пережитки” старого — “неравного (кастового, сословного) — права наделяющего отдельные лица или группы лиц особыми переимуществами перед другими в различных областях жизни” См.: Власть, демократия, привилегии. Материалы “круглого стола”//Вопросы философии. 1991. №7. С. 50.. Привилегии в средневековой Европе не только характеризовали статус субъекта, его служебную роль в иерархии власти, но и регламентировали даже бытовые условия жизни в зависимости от принадлежности к какому-либо сословию : форму одежды, жилища (усадьба, имения), место в собрании и в церкви и т.д.

Феодальному обществу соответствовало и сословное право. “Право выступало как право — привилегия, по содержанию разное для разных сословий, нередко и для социальных групп внутри сословий” См.: Лейст О.Э. Сущность и исторические типы права//Вестник МГУ. 2004. №1. С. 4..

Правовые привилегии предоставлялись и подтверждались в первую очередь королями и императорами. Например, в г. Шпейера установлены следующие: “Привилегия, данная Генрихом V” от 14 августа 1111г” См.: Средневековое городское право XII-XIII веков. Сборник текстов/ Под ред. С.М. Стама. Саратов, 1989. С. 28-38 и др..

Английский юрист Генрих Брактон в своем трактате “О законах и обычаях Англии” (середина XIII века) специально посвятил привилегиям XXIV главу, которую так и назвал “О привилегиях, о том кто их может даровать и какие из них принадлежат королю”.

В законодательстве Древней Руси за боярами и дружинниками тоже закреплялись особые привилегии, например при наказании за их убийство, которое устанавливалось в статьях 19, 22 Русской Правды (Краткой редакции), статьи 1, 3 (Пространной редакции), при передаче имущества по наследству, что регламентировалось статьями 90, 91 (Пространной редакции). В статье 10 Русской Правды (Краткой редакции) говорится о том, что “если же человек пихнет человека от себя или к себе, (то платить) 3 гривен, если выставит двух свидетелей; но если (побитой) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.”

В Комментарии статей древнейшей правды Рейцем сказано применительно к вышеназванной статье следующее : “Эта привилегия давалась им (варягаи и колбягам), как чужестранцам, не имеющим семейственных связей” См.: Цит. по: Источники права/ Сост. Р.Л. Хачатуров. Вып. 3. Тольятти, 2006. С. 10, 21.. “Варяги и колбяги чаще, чем остальные иностранцы, служили князю в качестве дружинников, торговали, имели свои дворы. Хотя они и жили в древнерусских городах, они не всегда находились в равных условиях с коренными жителями. Найти свидетеля им было труднее. Вину обидчика иностранцам допускалось по этому доказывать личной присягой” См.: Российское законодательство X-XX веков. Законодательство Древней Руси. Т. 1. М., 1984. С. 54..

Начиная с времен Русской Правды привилегии оформлялись в основном как “пожалование” государем исключительных прав, как проявление его милости и “монаршей воли”, как особый дар, “подать” ограниченному кругу субъектов, принадлежащих к “власть предержащим” сословиям, или отдельным их представителям. Привилегии закреплялись либо в соотвествующих нормативных актах (так, в Судебнике 1550 г. Иван IV предоставил определенные привилегии “служилому дворянству” См.: Российское законодательство X-XX веков: в 9 томах/ Под ред. О.И. Чистякова (Законодательство периода образования и укрепления русского централизованного государства). Т. 2. М., 1985. С. 41-42. , в Соборном Уложении 1649 г. нашли отражение феодальные привилегии См.: Там же. (Акты Земских соборов). Т. 3. М., 1985. С. 281. , Стоглав 1551 г. закрепляет привилегии церквей и монастырей на получение государственных дотаций при Василии III и Елене Глинской См.: Там же. (Законодательство периода образования и укрепления русского централизованного государства). Т. 2. М., 1985. С. 186., Новоторговый Устав от 22 апреля 1667 г. освобождает от обложения пошлинами русских купцов См.: Там же. Т. 4. М., 1985. С. 117. и т.д.), либо в получивших широкое распространение так называемых “податных” привилегированных или отпускных грамотах. В качестве примеров последних можно привести Грамоту Владимира I Святославовича, подтвердившую ряд привилегий церковной организации на Руси См.: Там же. (Законодательство Древней Руси). Т. 1. М., 1984. С. 218., выданную Екатериной II в 1785 г. Грамоту на права и выгоды городам Российской империи, разделившую городское население на шесть разрядов и предоставившую определенные привилегии зарождавшейся буржуазии См.: Там же. (Законодательство периода расцвета абсолютизма). Т. 5. М., 1987. С. 67.. Особо следует остановится на выданной той же Екатериной II Грамоте на права, вольности и преимущества благородного дворянства от 21 апреля 1785 г. Данный документ окончательно закрепил положения дворянства как высшего, привилегированного сословия России. Дворянам предоставлялись широкие права: они освобождались от обязательной службы, телесных наказаний, поместья признавались частной собственностью; вводился целый ряд налоговых льгот См.: Там же. С. 22. . Расширяя привилегии для дворян, царская власть одновременно усиливала крепостнические начала для крестьянства. Здесь вполне можно согласится с Е.Н. Трубецким, который писал, что “всякое право заключает в себе элементы свободы, хотя эта свобода может быть одностороннею, иметь характер привилегии одного лица в ущерб другому”. См.: Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 2007. С. 14-15.

Читайте также:  Что хорошо помогает для иммунитета

В то время как буржуазные революции в странах Западной Европы, проходившие под лозунгами борьбы с привилегиями, в России система сословий сохранилась до 1917 г. Само российское право ”было правом — привилегией, т. е. закон прямо предусматривал, что равенство людей, принадлежащих к разным социальным группам, нет и быть не может. Он не только не скрывал этого неравенства, но всячески и постоянно его подчеркивал” См.: Российское законодательство X-XX веков. Законодательство Древней Руси. М., 1984. С. 18. .

Однако, негативное отношение к категории “привилегия” разделяли далеко не все представители российской правовой мысли дооктябрьского периода.

Отмечая существующее неравенство в правах и обязанностях у различных сословий, К.Д. Ушинский обосновывает, что такой порядок определен сложившимся характером общественных отношений и поэтому является единственно верным для данной ступени развития См.: Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 1. М., 1948. С. 145 (См.: Суменков С.Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории. Дисс. … канд. юр. наук. Саратов, 2006. С. 21).. Признавая необходимость существования иерархичной структуры общества, его деление на высшие и низшие сословия, он в своих работах приводит доказательства важности существования определенных преимуществ, называемых им привилегиями, сложившихся на основе “фактического права” и поэтому являющихся обоснованными и правомерными.

Подобные преимущества также являются правомерными поскольку частично отражены в законах. Социальная гармония заключается не в выравнивании прав и свобод, а в таком их отношении, чтобы для каждого сословия, согласно его положению в иерархичной социальной структуре общества, “была установлена своя мера и чтобы каждый ее соблюдал” См.: Там же. С. 153..

В эпоху Февральской буржуазной и Октябрьской социалистической революции 1917 года произошла массовая отмена феодальных, во многом уже отживших свое привилегий. В ст. 1 Декрета ВЦИК и СНК было провозглашено: “Все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, а равно и все гражданские чины упразднить”.

Декларация прав народов России от 2 ноября 1917 г. отменило также “все национальные и национально-религиозные привилегии и ограничения”. Развернувшаяся борьба против классовых и сословных привилегий привела к тому, что термин “привилегия” стал восприниматься как отражающий противоправные преимущества.

Однако в реальном советском обществе с самого начала наметилось расслоение населения на классы, занимающие различное положение в социальной структуре, и, соответственно, обладающие различными возможностями в распределении жизненных благ.

В результате в 20-х годах в сформировалась замкнутая, обособленная прослойка профессиональных чиновников, избравшая себе не применявшееся в русском языке в данном контексте, но наиболее близкое к латинскому оригиналу название “номенклатура”, что буквально переводится как “перечень, роспись имен”.

К началу 80-х годов классовое расслоение советского общества достигло наивысшего уровня. Перечень привилегий номенклатуры, согласно материалам Конституционного надзора СССР, насчитывал 1562 наименования См.: Суменков С.Ю. Привилегии и иммунитеты как общеправовые категории. Дисс. … канд. юр. наук. Саратов, 2006. С. 23.. В большинстве своем это были акты ЦК КПСС и Совмина СССР с грифом”секретно” и “совершенно секретно”.

В годы демократических реформ была развернута настоящая борьба с привилегиями партаппарата. На первом съезде народных депутатов СССР была создана Комиссия Верховного Совета СССР по вопросам привилегий и льгот, которая весьма сильно “будоражила” общественное мнение информацией о том, как жили в тот период высокопоставленные лица, какими поблажками пользовались и как злоупотребляли служебным положением См.: Звягин Ю. Можно ли без льгот и привилегий// Народный депутат. 1991. № 14. С. 23-28; № 16. С. 26-31. .

Между тем, феномен привилегий не так прост и однозначен, как представляется он в обыденном сознании. Ни в коей мере нельзя утверждать об отсутствии привилегий в современном обществе. Привилегии всегда существуют там, где есть власть, и прежде всего власть политическая.

Не случайно, еще в 1896 г. Г. Моска в книге “Праващий класс”, писал: “Во всех обществах (начиная со слаборазвитых вплоть до наиболее развитых) существуют 2 класса людей: класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочисленный, выполняет все политические функции и наслаждается теми преимуществами, которые дает власть, в то время как второй, более многочисленный класс управляется и контролируется первым в форме, которая более или менее законна, более или менее произвольна и насильственно и обеспечивает первому классу материальные средства существования”. Борьба с привилегиями, как показывает история, дело довольно бессмысленное, и, как совершенно справедливо считают А.В. Малько и И.С. Морозова, “теория привилегий необходима не только для обличения современных властвующих лиц, а чтобы создать систему данных о данных средствах и определить пути их эффективного использования на основе правовых и нравственных норм ”.

С латинского языка слова иммунитет (immunitas) переводится как освобождение Советский энциклопедический словарь. М., 1990. С. 490., избавление, независимость, неподверженность Николаев А. Дипломатические привилегии и иммунитеты // Международная жизнь. М., 2003. С. 152.. Смысловое значение термина «иммунитет» широко и многообразно. В юридической литературе термин «иммунитет» принято понимать, как исключительное право не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое правовое положение Современный словарь иностранных слов. М., 1993. С. 230..

К таким лицам, начиная со времен римского права, в первую очередь относятся послы иностранных государств. О неприкосновенности послов говорил известный древнеримский юрист Помпоний: «Если бы кто-либо оскорбил действием неприятельского посла, то таковое деяние признается нарушением международного права, ибо послы считаются неприкосновенными» Александренко В. И. Международное право Рима // Древнее право. М., 1999. №1 (4). — С. 212..

Феодальная формация выдвинула новое обоснование иммунитета посла. Посол рассматривается как представитель своего государя. Другой государь не имеет власти над государем посла, поэтому он не может иметь власти над послом. Кратко и точно сформулировал данную идею Иван III (1462 — 1505): «Посол речи говорит и носит лицо государя своего». Поэтому можно согласиться с Л.И. Юзефовичем в том, что «право посольской неприкосновенности в середине века было законом, тем более незыблемым, что покоился он не на букве, а на обычае…» Юзефович Л. И. Как в посольских обычаях ведется. М., 1982. С. 77..

Для периода феодализма