Виды привилегий и иммунитетов

Виды привилегий и иммунитетов thumbnail

Одним из иммунитетови привилегий дипломатических представительств являются таможенные иммунитеты и привилегии, предоставляемые дипломатии.

В теоретическом отношении вопросы таможенного иммунитета достаточно ясны и каких-либо дискуссий не вызывают. Договорным путем таможенный иммунитет дипломатов впервые был закреплен в Конвенции. На наш взгляд, таможенный иммунитет состоит из трех основных компонентов: свобода ввоза и вывоза предметов, предназначенных для личного пользования; освобождение указанных предметов от таможенных пошлин; освобождение в виде общего правила личного багажа дипломатов от таможенного досмотра.

Свобода ввоза или вывоза предметов, предназначенных для личного пользования, сформулирована в п. 1 ст. 36 Конвенции следующим образом: «Государство пребывания в соответствии с принятыми им законами и правилами разрешает ввозить предметы, предназначенные для личного пользования дипломатического агента или членов его семьи…».

Таким образом, обязательным условием реализации рассматриваемой в этом смысле свободы является соблюдение «законов и правил» государства пребывания. Оно вправе вводить необходимые ограничения и регулировать порядок ввоза или вывоза тех или иных предметов.

Допустимо взимание таможенной пошлины, если ввозимые дипломатами предметы не предназначены для их личного пользования. В большинстве государств предусматривается взыскание таможенной пошлины при продаже дипломатами ранее установленного срока ввезенных беспошлинно автомашин.

На основании установившегося международного обычая и Венской конвенции (ст. 34) дипломатические сотрудники освобождаются от всех пошлин, налогов и сборов, личных и имущественных, государственных, районный или муниципальных, за исключением:

ь косвенных налогов, включаемых в цену товаров или обслуживания;

ь сборов и налогов на частное недвижимое имущество, находящееся на территории государства пребывания;

ь сборов и налогов на частный доход, источник которого находится в государстве пребывания;

ь сборов, взимаемых за конкретные виды обслуживания;

ь регистрационных, судебных и реестровых пошлин.

Ст. 35 Венской конвенции освобождает дипломатического агента также от всех трудовых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от военных повинностей (реквизиции, контрибуции и военного постоя) [20, с. 42].

В понятие «личный багаж» входит багаж, который содержит вещи личного пользования дипломата. Багаж может следовать как при дипломате, так и отдельно от него (поездом, пароходом). Ввозимые личные вещи дипломата освобождаются от таможенных пошлин.

Личный багаж дипломатического агента освобождается от досмотра, однако это освобождение не абсолютно. Если есть серьезные основания предполагать, что багаж содержит предметы, ввоз или вывоз которых запрещен законом либо регулируется карантинными правилами государства пребывания, досмотр может быть произведен. Досмотр багажа в таком случае, согласно ст. 36 Венской конвенции, производится только в присутствии дипломатического агента — владельца багажа, или его уполномоченного представителя [20, с. 42]. Важно отметить, что сам дипломат личному досмотру не подлежит.

Освобождение «от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов» (п. 1 ст. 36 Конвенции) распространяется на указанные предметы, ввозимые в государство пребывания. Конвенция не предусматривает освобождения от таможенных (экспортных) пошлин товаров, приобретенных в государстве пребывания и вывозимых за границу, и законодательством ряда стран предусмотрена выплата таких пошлин в отношении отдельных категорий товаров.

Некоторые сомнения могут возникать в связи с недостаточной определенностью понятия «серьезные основания». На практике, однако, неопределенность этого понятия, с одной стороны, сдерживает таможенные органы от необоснованных досмотров, а с другой — легко разрешается в силу такого критерия, как конечный результат. Если в ходе досмотра предметы, ввоз или вывоз которых запрещен, не обнаружены, то, очевидно, отсутствовали и «серьезные основания».

Следует также указать и на некоторую несогласованность между п.2 ст. 36 Конвенции, предусматривающим возможность досмотра багажа, и п. 2 ст. 30, устанавливающим неприкосновенность имущества дипломатов. Поскольку ввозимые дипломатом предметы являются, как правило, его «имуществом», то они в соответствии с п. 2 ст. 30, будучи неприкосновенными, должны быть освобождены от досмотра, однако п. 2 ст. 36 возможность досмотра допускает. Данная несогласованность каких-либо практических осложнений не вызывает и может толковаться в рамках соотношений специальной и общей норм, однако в ходе дальнейшей кодификации дипломатического права она, на наш взгляд, должна быть устранена.

За рубежом в последнее десятилетие возникла устойчивая тенденция к возрастанию случаев досмотра как личного багажа, так и ручной клади иностранных дипломатов что объясняется ужесточением контроля в аэропортах при оформлении пассажиров. С целью обеспечения безопасности полетов в ряде стран досмотру, включая даже личный досмотр, подвергаются практически все пассажиры, в том числе и дипломаты (иногда за исключением послов).

Читайте также:  Ночная работа и иммунитет

С одной стороны, можно утверждать, что такой досмотр представляет собой нарушение положений Конвенции. Багаж дипломатов в нарушение п. 3 ст. 36 подвергается досмотру не в связи с «серьезными основаниями», а в профилактических целях. Недопустим и личный досмотр дипломатов.

С другой стороны, однако, можно выдвинуть аргументы, обосновывающие правомерность такого досмотра. Прежде всего, можно отметить, что осуществляемая в аэропортах проверка, строго говоря, не является таможенным досмотром, о котором идет речь в п. 2 ст. 36 Конвенции. В западной доктрине правомерность досмотра в аэропортах обосновывается ссылкой на тот факт, что этот досмотр во многих странах осуществляется служащими частных авиакомпаний, а не государством пребывания [21, с. 71].

Теоретически при решении данного вопроса нужно исходить из необходимости обеспечения баланса интересов государства пребывания и аккредитующего государства. С одной стороны, следует обеспечить освобождение дипломатов от досмотра, но, с другой стороны, исключить возможность незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации преступников, которые могут действовать под видом дипломатов.

Одним из возможных вариантов решения этого вопроса могли бы быть разработка и закрепление в международных соглашениях специальной процедуры доступа дипломатов к воздушным судам. Эта процедура могла бы предусматривать, например, освобождение дипломатов от досмотра при условии уведомления авиакомпании о предстоящем полете конкретного дипломата министерством иностранных дел государства пребывания.

Следующим немаловажным значением обладают иммунитеты, распространяющиеся на жилье персонала дипломатических представительств.

Одним из видов иммунитетов и привилегий распространяющихся на представителей дипломатических служб является неприкосновенность жилого помещения дипломата или иного сотрудника дипломатии. В п. 1 ст. 30 Конвенции предусматривается, что «частная резиденция дипломатического агента пользуется той же неприкосновенностью и защитой, что и помещения представительства».

Занимаемые дипломатом жилые помещения пользуются без каких-либо исключений той же неприкосновенностью, что и помещения дипломатического представительства. Данный факт издавна общепризнан и в доктрине международного права; случаи нарушений неприкосновенности частных резиденций в практике государств весьма редки [22, с. 78].

В качестве частной резиденции рассматриваются у, такие помещения, предоставленные для проживания дипломата, которые арендуются или принадлежат аккредитующему государству и в связи с этим, строго говоря, «частными» не являются. К понятию «частная резиденция» относится загородная дача, которая используется дипломатом для проживания, наряду с городской квартирой.

В ходе поездок по стране пребывания дипломаты пользуются частными временными резиденциями (номер в гостинице, купе в поезде, каюта на судне и т.п.). Договорным путем статус временной резиденции не урегулирован; в силу международного обычая временная резиденция (при условии, конечно, что дипломат не путешествует инкогнито) также пользуется неприкосновенностью.

Одной из особенностей использования временных резиденций является обязанность дипломатов уважать правила проживания в них. Эта обязанность вытекает из закрепленной в п. 1 ст. 41 Конвенции нормы: «Без ущерба для их привилегий и иммунитетов все лица, пользующиеся такими привилегиями и иммунитетами, обязаны уважать законы и постановления государства пребывания».

Это, в частности, означает, что дипломаты не вправе запретить представителям администрации этой резиденции входить в нее для выполнения предусмотренных правилами обычных функций.

Конвенция предусматривает неприкосновенность бумаг и корреспонденции дипломатов в той же степени, в какой обеспечивается неприкосновенность архивов, документов и официальной корреспонденции дипломатического представительства (п. 2 ст. 30). Это означает, что бумаги и корреспонденция дипломатов не могут подвергаться задержанию, вскрытию, использоваться местными властями в официальных целях и должны обеспечиваться защитой от посягательств частных лиц.

На практике могут возникать определенные сложности, связанные с обеспечением неприкосновенности корреспонденции, пересылаемой по почтовым каналам, поскольку эта корреспонденция не имеет внешних знаков, позволяющих местным властям установить ее характер.

По мнению некоторых западных юристов, неприкосновенностью должны пользоваться лишь служебные бумаги и корреспонденция дипломатов. В силу теории функциональной необходимости бумаги дипломата, если они не имеют отношения к его функциям (например, бумаги по оформлению коммерческой сделки дипломата), неприкосновенностью пользоваться не должны. На Венской конференции 1961 года делегация США предлагала ограничить неприкосновенность бумаг и корреспонденции, закрепив в Конвенции возможность их использования в гражданском судопроизводстве в тех случаях, когда дипломату могут быть предъявлены иски в соответствии с п. 1 ст. 31 Конвенции. Это предложение было, однако, отвергнуто [21, с. 72].

Действительно, осуществление на практике разграничения бумаг и корреспонденции дипломата на служебные и неслужебные представляется затруднительным и, следовательно, открывающим возможности для нарушения их неприкосновенности.

Читайте также:  Механизмы специфического и неспецифического иммунитета

Источник

Согласно международному и национальному праву диплома­тические представительства и их сотрудники пользуются соответ­ствующими иммунитетами и привилегиями.

Под дипломатическими иммунитетами понимаются изъятия из-под гражданскрй, административной и уголовной юрисдикции государства пребывания. Дипломатические привилегии — это различные льготы и преимущества. Которые рядовым иностранцам не предоставляются.

Дипломатические иммунитеты и привилегии подразделяются на:

1) привилегии и иммунитеты диппредставительства и 2) личные иммунитеты и привилегии дипломатов.

К иммунитетам и привилегиям дипломатического представи­тельства относятся:

1. Неприкосновенность помещений дипломатического пред­ставительства. Под помещениями понимаются здания или их час­ти, используемые для целей представительства, включая резиден­цию его главы, а также обслуживающий это здание или его части земельный участок, в том числе сад и автостоянку. Их неприкос­новенность означает, что власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства.

Государство пребывания обязано предпринимать надлежащие меры для защиты помещений представительства от любого втор­жения или нанесения ущерба, а также для предотвращения всяко­го нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства. Нередко возникает вопрос: что делать в случае форс-мажор­ных обстоятельств — пожара, наводнения, захвата помещения тер­рористами?

Международное право не разрешает использовать институт не­прикосновенности помещения дипломатических представительств в качестве убежища лиц, преследуемых властями государства пребывания.

2. Помещения дипломатических представительств, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения сотрудников представительств пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и других исполни­тельных действий как в мирное время, так и во время вооружен­ных конфликтов.

3. Помещения представительств, как собственные, так и арен­дованные, обладают фискальным иммунитетом, т.е. освобождают­ся от всех налогов, сборов и пошлин, кроме платы за конкретные виды обслуживания.

4. Закреплена неприкосновенность архивов и документов дипло­матических представительств в любое время и в любом месте.Это касается и периода разрыва дипломатических отношений между государствами, в том числе и в связи с вооруженным конфликтом между ними. Официальная корреспонденция дипломатических представительств также неприкосновенна. Поэтому пользуются иммунитетом дипкурьеры во время доставления ими диппочты по назначению.

Привилегии дипломатических представительств:

1. Право пользования флагом и эмблемой своего государства на помещениях диппредставительства, включая резиденцию его главы, а также на средствах передвижения главы представительст­ва (ст. 29 Венской конвенции 1961 г.).

2. Таможенные привилегии, т. е. право ввозить на террито­рию государства пребывания и вывозить с этой территории пред­назначенные для официального пользования представительств то­вары с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономиче­ского характера (п. «а» ст. 36 Венской конвенции 1961 г.; ст. 299 Таможенного кодекса РФ 2003 г.).

3. Свобода сношений со своим государством, его диппредста­вительствами и консульскими учреждениями в других странах. Для этого государство может пользоваться всеми подходящими средствами, в том числе услугами дипкурьеров или шифрованных депеш.

К личным иммунитетам и привилегиям относятся:

1. Неприкосновенность дипломатов. Они не могут быть за­держаны или тем более арестованы. Государство пребывания должно принимать все надлежащие меры для предупреждения ка­ких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство.

2. Неприкосновенность резиденций дипломатов, их средств передвижения, имущества, бумаг и корреспонденции.

3. Если ди­пломат находится за рулем автомобиля и нарушает правила до­рожного движения…

4. Иммунитет от юрисдикции государства пребывания — уго­ловной и гражданской. Следственные органы этого государства не должны возбуждать уголовные дела в отношении дипломатов, а его суды не могут такие дела рассматривать. Вместе с тем власти страны пребывания могут обратиться к высшим органам государ­ства дипломата о снятии с пего иммунитета от уголовной юрис­дикции в случаях совершения тяжких преступлений. Чаще всего речь идет о совершении дорожно-транспортных происшествий, в результате которых гибнут люди.

В редких случаях власти страны дипломата идут на то, чтобы снять с него иммунитет от уголовной юрисдикции.

5. Дипломаты не обладают иммунитетом в случаях предъявления исков:

1) по частному недвижимому имуществу дипломата, кото­рое находится на территории государства пребывания;

2) по на­следованию, когда дипломат выступает как частное лицо;

3) от­носящихся к любой деятельности, осуществляемой дипломатом в государстве пребывания за пределами своих официальных функ­ций.

6.Дипломаты не обязаны давать свидетельские показания. Одна­ко ничто не препятствует им это делать, если они сами того поже­лают. Естественно, дипломаты пользуются иммунитетом от адми­нистративной юрисдикции.

Читайте также:  Клеточную теорию иммунитета сформулировал

7. Личный багаж дипломата не подлежит досмотру таможен­ными властями государства. Исключение составляют случаи, ко­гда есть серьезные основания полагать, что в багаже дипломата содержатся предметы, запрещенные законом для ввоза или вывоза.

Привилегии дипломата:

1) освобождение от всех налогов, сборов и пошлин в государ­стве пребывания, кроме косвенных налогов, налогов на наследст­во и ряда сборов;

2) освобождение от всех трудовых, государственных и воен­ных повинностей;

3) освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов (ст. 36 Венской конвенции 1961 г. Следует отметить, что дипломатическими иммунитетами и привилегиями пользуются все члены семьи дипломата, если они не являются гражданами страны пребывания. Статус администра­тивно-технического персонала приравнен к дипломатическому, за исключением гражданской и административной юрисдикции, ко­торая на последних не распространяется. Обслуживающий персо­нал пользуется иммунитетом в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных обязанностей. Он освобожден от на­логов, сборов и пошлин на заработок, полученный им по службе.

Источник

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ И ИММУНИТЕТЫ — совокупность прав и преимуществ, предоставляемых иностранным государством дипломатическому корпусу.

Этот ин­сти­тут один из са­мых древ­них в ме­ж­ду­народных от­но­ше­ни­ях. Вла­сти стра­ны пре­бы­ва­ния обя­за­ны обес­пе­чить нор­маль­ные ус­ло­вия для дея­тель­но­сти пред­ста­ви­тель­ст­ва (в том числе при­нять над­ле­жа­щие ме­ры для пре­дос­тав­ле­ния по­ме­ще­ний ди­пло­ма­тическому пред­ста­ви­тель­ст­ву, обес­пе­чить их за­щи­ту). Основным ак­том, ко­ди­фи­ци­ро­вав­шим нор­мы о ди­пло­ма­тич. при­ви­ле­ги­ях, яв­ля­ет­ся Вен­ская кон­вен­ция о ди­пло­ма­тич. сно­ше­ни­ях (1961).

Не­при­кос­но­вен­но­сть рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко на по­ме­ще­ние пред­ста­ви­тель­ст­ва, но так­же и на его транс­порт­ные сред­ст­ва — ав­то­мо­би­ли, ко­раб­ли, са­мо­лё­ты; ар­хи­вы и до­ку­мен­ты, не­за­ви­си­мо от их мес­та на­хо­ж­де­ния (это пра­ви­ло дей­ст­ву­ет да­же в слу­чае раз­ры­ва ди­пло­ма­тических от­но­ше­ний) и другого. Пред­ста­ви­тель­ст­во ос­во­бо­ж­да­ет­ся от та­мо­жен­ных по­шлин на пред­ме­ты для официального поль­зо­ва­ния (та­мо­жен­ный им­му­ни­тет), от всех на­ло­гов (фис­каль­ный им­му­ни­тет), но не ос­во­бо­ж­да­ет­ся от экс­плуа­тационных рас­хо­дов (пла­та за элек­тро­энер­гию, во­до­снаб­же­ние и другое); ему при­над­ле­жит пра­во поль­зо­ва­ния свои­ми государственным фла­гом и эмб­ле­мой. Оно сво­бод­но в сво­их сно­ше­ни­ях в официальных це­лях, вклю­чая вне­оче­ред­ную те­ле­граф­ную и те­ле­фон­ную связь, а так­же поль­зо­ва­ние шиф­ром (смотреть Ди­пло­ма­ти­че­ская поч­та).

Пре­дос­тав­ле­ние им­му­ни­те­та пер­со­на­лу пред­ста­ви­тель­ст­ва за­ви­сит от то­го, к ка­кой ка­те­го­рии со­труд­ни­ков дан­ное ли­цо от­но­сит­ся. Круг лиц, в от­но­ше­нии ко­то­рых воз­ни­ка­ет во­прос о при­зна­нии дипломатических привилегий и иммунитетов, вклю­ча­ет три ка­те­го­рии: ди­пло­ма­тический пер­со­нал (со­вет­ни­ки, пер­вые и вто­рые сек­ре­та­ри, ат­та­ше), кан­це­ля­рия (пе­ре­во­дчи­ки, ма­ши­ни­ст­ки и прочие) и об­слу­жи­ваю­щий пер­со­нал.

Пол­ным им­му­ни­те­том поль­зу­ет­ся ди­пло­ма­тический пер­со­нал, об­ла­даю­щий ди­пло­ма­тическим ран­гом. Ли­ца, его со­став­ляю­щие, не мо­гут быть под­верг­ну­ты аре­сту и за­дер­жа­нию. Стра­на пре­бы­ва­ния обес­пе­чи­ва­ет их безо­пас­ность. Не­при­кос­но­вен­но­стью поль­зу­ют­ся жи­лые по­ме­ще­ния ди­пло­ма­та. Ди­пло­мат поль­зу­ет­ся им­му­ни­те­том от уго­лов­ной, гражданской и административной юрис­дик­ции. Вме­сте с тем он обя­зан со­блю­дать за­ко­ны стра­ны пре­бы­ва­ния. Ди­пло­мат не обя­зан да­вать сви­де­тель­ские по­ка­за­ния в су­дах стра­ны, но это не ис­клю­ча­ет его со­гла­сия дать та­кие по­ка­за­ния по прось­бе вла­стей стра­ны пре­бы­ва­ния. Ди­пло­мат поль­зу­ет­ся фис­каль­ным им­му­ни­те­том — ос­во­бо­ж­да­ет­ся от пря­мых на­ло­гов; он не мо­жет за­ни­мать­ся ком­мерческой дея­тель­но­стью в стра­не пре­бы­ва­ния в це­лях лич­ной вы­го­ды. Им­му­ни­те­том поль­зу­ют­ся и чле­ны се­мьи ди­пло­ма­та, со­вме­ст­но с ним про­жи­ваю­щие, ес­ли они не яв­ля­ют­ся гра­ж­да­на­ми стра­ны пре­бы­ва­ния. В со­став ди­пло­ма­тического пред­ста­ви­тель­ст­ва мо­гут вклю­чать­ся не толь­ко профессиональные ди­пло­ма­ты, но и пред­ста­ви­те­ли иных ве­домств. При на­ли­чии ди­пло­ма­тич. пас­пор­та они поль­зу­ют­ся со­от­вет­ст­вую­щи­ми при­ви­ле­гия­ми. Ес­ли ди­пло­мат про­ез­жа­ет че­рез тер­ри­то­рию третье­го го­су­дар­ст­ва, то это го­су­дар­ст­во пре­дос­тав­ля­ет ему не­при­кос­но­вен­ность. В слу­чае воо­ружённого кон­флик­та стра­на пре­бы­ва­ния обя­за­на ока­зать не­об­хо­ди­мое со­дей­ст­вие для ско­ро­го вы­ез­да ди­пло­ма­та и его се­мьи. Ана­ло­гич­ное по­ло­же­ние дей­ст­ву­ет и в слу­чае пре­кра­ще­ния ди­пло­ма­тич. от­но­ше­ний.

Ко вто­рой ка­те­го­рии лиц им­му­ни­тет при­ме­ня­ет­ся не во всех стра­нах и ино­гда не в пол­ном объ­ё­ме.

На тре­тью ка­те­го­рию им­му­ни­тет, как пра­ви­ло, не рас­про­стра­ня­ет­ся, а ес­ли рас­про­стра­ня­ет­ся (например, в Ве­ли­ко­бри­та­нии, США), то ог­ра­ни­чен сро­ком служ­бы (по окон­ча­нии ко­то­ро­го эти ли­ца мо­гут быть при­вле­че­ны к от­вет­ст­вен­но­сти за дей­ст­вия, со­вер­шён­ные во вре­мя служ­бы).

Во мно­гих го­су­дар­ст­вах при­ня­ты специальные за­ко­ны об обес­пе­че­нии безо­пас­но­сти иностранных ди­пло­ма­тов (в РФ на­па­де­ние на лиц или уч­ре­ж­де­ния, ко­то­рые поль­зу­ют­ся ме­ж­ду­народной за­щи­той, вле­чёт уго­лов­ную от­вет­ст­вен­ность по статье 360 УК РФ).

Дипломатическими привилегиями и иммунитетами поль­зу­ют­ся так­же чле­ны специальных мис­сий (то есть вре­мен­ных мис­сий, пред­став­ляю­щих го­су­дар­ст­во в другом го­су­дар­ст­ве для ре­ше­ния оп­ре­де­лён­ных во­про­сов), а так­же пред­ста­ви­те­ли го­су­дарств при ме­ж­ду­народных ор­га­ни­за­ци­ях.

 © Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) 

Источник