Иммунитет государства как институт международного права

Иммунитет государства как институт международного права thumbnail

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 октября 2014;
проверки требуют 7 правок.

Иммунитет государства (суверенный иммунитет) — в международном праве принцип, в соответствии с которым суверенное государство не подчиняется органам власти других государств.

Принцип иммунитета государства основан на понятии о суверенном равенстве, закреплённом в Уставе ООН (1945) [1] и раскрытом в Декларации о принципах международного права (1970).[2] При этом само понятие суверенного равенства возникло гораздо раньше.

Данный принцип распространяется как на законодательную и исполнительную, так и на судебную юрисдикции иностранного государства.

В настоящее время не существует единой общемировой практики урегулирования вопросов, связанных с применением концепции иммунитета государства. Отчасти это бремя ложится на национальные законодательства.

В 2004 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.[3]Россия подписала её в 2006 году.[4] Однако эта конвенция вступит в силу только после того, как её ратифицируют 30 государств.

Элементы иммунитетов государства[править | править код]

Иммунитет государства от юрисдикции иностранного государства состоит из нескольких элементов:[5]

  1. Судебный иммунитет — неподсудность государства суду иностранного государства.
  2. Иммунитет от предварительного обеспечения иска.
  3. Иммунитет от принудительного исполнения иностранного судебного решения.
  4. Иммунитет собственности государства — правовой режим неприкосновенности государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства.
  5. Иммунитет от применения иностранного права по отношению к сделкам с участием государства.

Эти иммунитеты действуют независимо. Например, если государство дает согласие на рассмотрение своего дела в суде (то есть отказывается от судебного иммунитета), иммунитеты от предварительного обеспечения и принудительного исполнения продолжают действовать.

Иммунитет государства и гражданско-правовые отношения[править | править код]

Концепция иммунитета относится к действиям государства как субъекта международно-правовых отношений. В современном мире государство часто ведет себя как юридическое лицо (субъект гражданского права). Существуют различные точки зрения на то, распространяется ли иммунитет государства на такие отношения.

Теория абсолютного иммунитета[править | править код]

Эта теория получила развитие в XIX в. и в первой половине XX в. В соответствии с ней иммунитет государства распространяется и на коммерческие сделки. Советский Союз и КНР придерживались теории абсолютного иммунитета.

Указанная концепция оставляет за государством суверенное право отказаться от иммунитета (в том числе, заявить об отказе от использования иммунитета в договоре).

Теория функционального (ограниченного) иммунитета[править | править код]

Теория функционального иммунитета принята в США и большинстве европейских стран во второй половине XX в. Россия в последнее время также начинает отказываться от концепции абсолютного иммунитета в пользу этой позиции.[6]

При этом считается, что государство не может пользоваться иммунитетом для защиты от исков, обусловленных невыполнением государством своих обязательств по коммерческим контрактам.[7] Таким образом, необходимы формальные критерии разграничения случаев, когда государство действует «как носитель публичной власти» (лат. jure imperii) и случаев, когда государство ведет себя «как частное лицо» (лат. jure gestionis).

Такие критерии являются предметом регулирования национального законодательства об иммунитете иностранных государств. Существуют также и международные договоры, затрагивающие эти вопросы. Например, Европейская конвенция об иммунитете государств [8], принятая в 1972 г. (Россия не является её участником), оговаривает случаи, в которых государство не может ссылаться на иммунитет.

Однако, такое регулирование отчасти ущемляет суверенитет иностранных государств, возлагая на национальные органы власти решение о применимости иммунитета в конкретном случае.

Уже упоминавшаяся Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности (пока не вступившая в силу) содержит статью, запрещающую применение иммунитета государства в коммерческих сделках с иностранным физическим или юридическим лицом. Исключением являются случаи, когда стороны явным образом договорились об ином. Также эта статья не распространяется на сделки между государствами.

Иммунитет государства в национальном законодательстве[править | править код]

В России[править | править код]

Иммунитет иностранных государств в России регулируется ст. 401 гражданского процессуального кодекса (ГПК)[9] и ст. 251 Арбитражного процессуального кодекса (АПК)[10].

Ст. 401 ГПК утверждает иммунитет иностранного государства от исков в судах Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом (пока такого закона нет) или международным договором РФ. В то же время, ст. 251 АПК гарантирует иммунитет только в тех случаях, когда иностранное государство выступает «в качестве носителя власти». Отсюда следует, что на случаи, когда оно выступает в другом качестве, иммунитет не распространяется.

11 марта 2005 г. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О юрисдикционном иммунитете иностранного государства и его собственности».[11] Однако дальнейших действий по принятию данного законопроекта пока не производилось.
8 апреля 2011 г. Государственная Дума РФ приняла постановление отклонить законопроект и снять с дальнейшего рассмотрения.
[12]

Подготовлен законопроект об отказе от абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России.
Законопроект, внесенный Правительством РФ, направлен на защиту российских интересов путём отказа от концепции абсолютного юрисдикционного иммунитета иностранных государств в России, что позволит принять ответные меры при обращении взысканий на российскую собственность за её территорией. В законопроекте определяются основные понятия, в том числе «иностранное государство», «имущество иностранного государства», «юрисдикционный иммунитет иностранного государства», «судебный иммунитет», «иммунитет в отношении исполнения судебного решения». Также определяются привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые законопроектом.
Устанавливается принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционного иммунитета (суд РФ на основе принципа взаимности вправе исходить из того же объема юрисдикционного иммунитета, каким Российская Федерация пользуется в соответствующем иностранном государстве). Предусматриваются случаи неприменения судебного иммунитета, в том числе по спорам:

  • связанным с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках, по спорам, связанным с предпринимательской деятельностью, по трудовым спорам;
  • касающимся прав на имущество;
  • о возмещении вреда;
  • касающимся интеллектуальной собственности;
  • связанным с эксплуатацией судна.

Вступление федерального закона в силу запланировано на 1 января 2016 года.[обновить данные]

В США[править | править код]

В законе США 1976 г. указано, что государство не имеет права пользоваться иммунитетом от судебных исков в следующих случаях:[13]

  • если основанием для иска служит коммерческая деятельность, которую иностранное государство осуществляет в США,
  • если основанием для иска служит коммерческая деятельность, осуществляемая за пределами США, но порождающая «прямые последствия» для США.

Иммунитет государства в практике международных отношений[править | править код]

  • В 1948 г. по иску неких граждан в Нью-Йорке был наложен арест на пароход «Россия», принадлежащий Советскому Союзу. Правительство СССР заявило протест, и по решению федеральных судов Нью-Йорка арест был снят.[14]
  • В 1991 г. правительство РСФСР заключило договор о займе средств на закупку продовольствия и сельхозудобрений со швейцарской фирмой Noga. В дальнейшем российская сторона расторгла этот невыгодный контракт. Однако западные суды встали на сторону Noga, в результате чего последовала серия арестов счетов Центробанка России и дипломатических миссий, а также парусника «Седов» (в дальнейшем эти аресты были сняты). Такая ситуация стала возможной благодаря тому, что в контракте с Noga Россия добровольно отказалась от иммунитета.[15]
Читайте также:  Дисбактериоз как укреплять иммунитет

Примечания[править | править код]

  1. ↑ [1] Устав ООН.
  2. ↑ [2] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, утверждённая резолюцией 2625 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 24 октября 1970 года.
  3. ↑ [3] Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
  4. ↑ [4] Центр новостей ООН. Россия подписала Конвенцию ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности.
  5. ↑ Международное частное право. Учебник/Под ред. Г. К. Дмитриевой. — ПБОЮЛ Гриженко Е. М., 2002. — 656 с.
  6. ↑ [5] Вопросы кодификации норм международного гражданского процесса в России (Н. И. Марышева, «Журнал российского права», N 6, июнь 2004 г.)
  7. ↑ Н. А. Ушаков. Государство в системе международно-правового регулирования. Учебное пособие. Москва, 1997 г.
  8. ↑ [6] Европейская конвенция об иммунитете государств. Базель, 16 мая 1972 года.
  9. ↑ [7] Гражданский процессуальный кодекс РФ, глава 43, статья 401.
  10. ↑ [8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ, глава 32, статья 251.
  11. ↑ Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 29 апреля 2007. Архивировано 27 сентября 2007 года. Агентство Бизнес Новостей. Госдума РФ устанавливает режим юрисдикционного иммунитета иностранного государства.
  12. ↑ Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности
  13. ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 156.
  14. ↑ М. М. Богуславский. Международное частное право. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Международные отношения, 1994, стр. 152.
  15. ↑ [9] Би-би-си. Фирма Noga против России.

Источник

Понятие и особенности иммунитета в международном праве

Определение 1

Иммунитет в международном праве состоит в том, что какое-либо государство не вправе осуществить собственную власть в отношении иного государства, его системы, органов и его собственности, то есть государство, являющееся суверенным, не может подчиняться органам власти каких-то государств.

Иммунитет зарубежного государства может быть определен двойственно.

Во-первых, иммунитет зарубежного государства является правом государства не находиться в подчинении юрисдикции иного государства, то есть само право на запрет применения к нему каких-то мер принудительного характера, к примеру:

  • судебных;
  • административных;
  • других органов иного государства.

Во-вторых, представлен отказом государства от собственной территориальной юрисдикции по отношению к действиям и собственности зарубежного государства, то есть отказывается от применения каких-то мер принудительного характера, к примеру, стороны судебных, административных и других органов и структур.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Государство берет на себя роль особого субъекта гражданского права. Данная концепция отражается в российском праве, в особенности в статьях 124—127 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российская Федерация(как государтсво), субъекты государства участвуют в отношениях, урегулированных гражданским законодательством, на равноправных основаниях с иными участниками этих отношений:

  • гражданами;
  • юридическими лицами.

Но согласно статье 127. — Особенности ответственности Российской Федерации, а так же субъектов РФ в отношениях, урегулированных гражданским законодательством, при участии иностранных юридических лиц, граждан и государств определены законодательством об иммунитете государства и его собственности.

Статьей 1204 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, К гражданско-правовым отношениям, которые осложнены иностранным элементом, при участии государства правила данного раздела 6 Гражданского кодекса РФ могут быть применены только на общих основаниях, если иное не устанавливается законодательством Российской Федерации. Эта норма подразумевает и иностранное государство.

Норма статьи 1204 формально утверждает положения статей 124 и 127 Гражданского кодекса РФ. Но это предписание откорректировано предусмотренным в Гражданском кодексе РФ наиболее общим исключением: в ФЗ либо международных договорах может быть устанавлено иное.

Виды иммунитета:

  1. Иммунитет предъявления иска выражается в неподсудности одного го­сударства судебным органам иного. Сделки государства могут быть рассмотрены лишь в его собственных судебных органах. Без выражения собственного согласия на судебное разбирательство в иностранном суде государство не может быть привлечено к судебной ответственности за рубежом. Иммунитет от предъявления иска является судебным иммунитетом в узком смысле слова (именно юрисдикционный иммунитет).
  2. Иммунитет предварительного обеспечения иска — без прямого выражения согласия государства по отношению к его имуществу, располагающегося за границей, не могут приниматься никакие меры в образе предварительного обеспечения иска.
  3. Иммунитет исполнения судебного решения принудительного характера – без выражения согласия государства в отношении него не могут применяться какие-либо меры принуждения по обеспечению иска или исполнению решения.
  4. Иммунитет в отношении собственности государства — собственность зарубежного государства является неприкосновенной, она не подлежит национализированию, конфискации, на нее не может быть обращено взыскание.
  5. Доктрина акта страны, данный вид связан с иммунитетом собственности государства — если государство заявит, что имущество принадлежит ему, то судебные органы иностранного государства не имеют права подвергнуть данное заявление сомнению.
  6. Коллизионный иммунитет государства — к частноправовым отношениям государства применимо лишь его собственное право. любая сделка государства подчинена его национальному праву.

Теории иммунитета

В доктрине, законодательстве и практике существуют следующие теории государственного иммунитета:

  1. доктрина абсолютного иммунитета;
  2. доктрина ограниченного (функционального) иммунитета.

Теория абсолютного иммунитета государства основывается на принципе суверенного равноправия государств и общем правовом принципе «равноправный над равноправным не может иметь ни власти, ни юрисдикции».

Доктрина абсолютного иммунитета государства считалась обязательной нормой международного права в течение почти 100 лет, именно до середины 20 века.

  1. Государство, даже являясь участником частноправового отношения, не может привлекаться к ответственности в судебных органах иного государства.
  2. Подсудность судам другого государства допускается лишь в случае прямого выражения согласия иностранного государства, являющегося ответчиком, здесь имеется ввиду «договорный» или «дипломатический» отказ от иммунитета.
  3. Иск к государству может предъявляться лишь в его собственном суде.

Замечание 1

Доктрина абсолютного иммунитета государства в настоящий момент установлена в законе некоторых государств, таких как, Китай, Россия, КНДР.

В 50-х годах при активизации деятельности государства в международных гражданско-правовых отношениях образованы следующие теории иммунитетов: «служебного», «торгующего» государства, «государства-коммерсанта», на их базисе выработалась доктрина иммунитета ограниченного (функционального) типа. Сутью этой доктрины является то, что если государство от собственного имени ведет коммерческую деятельность, оно автоматически в отношении этой деятельности, а так же привязанного к ней имущества теряет иммунитет, преобразуясь в образ частного лица.

Согласно данной теории государство имеет иммунитетом, только в случаях, когда оно производит действия, которые являются явлением государственной, публичной власти, здесь имеются в виду действия по осуществлению своих суверенных полномочий.

Читайте также:  Как эффективно повысить иммунитет у женщин

Источник

Иммунитет — это право не подчиняться власти (юрисдикции) иностранного государства, его органов и должностных лиц. Соответственно, другой стороной иммунитета является отсутствие компетенции у государственных органов на осуществление дел в сфере юрисдикции других государств.

Иммунитет проявляется, когда государству, его органам не может быть предъявлен иск в суде иностранного государства; имущество государства не может быть подвергнуто аресту или принудительному взысканию со стороны иностранного государства; дипломатические представители государства обладают неприкосновенностью личности, жилища, собственности, освобождаются от налогов и таможенного досмотра и т.п.

По вопросам, касающимся государственного иммунитета, существует несколько многосторонних международных договоров, например:

  • • Брюссельская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся иммунитета государственных торговых судов, 1926 года;
  • • Европейская конвенция об иммунитете государства 1972 года.

В Брюссельской конвенции участвуют немногим более 20 государств (Россия не участвует). Ее смысл состоит в том, что торговые суда, принадлежащие государствам, и их грузы не пользуются иммунитетом. Европейская конвенция заключена странами — членами Совета Европы. Ее особенность состоит в том, что она регулирует не только вопрос юрисдикционного иммунитета, но и вопросы признания и исполнения судебных решений против иностранного государства.

Основной смысл Конвенции состоит в правиле: если государство выступает в качестве истца в другом государстве, то тем самым оно признает юрисдикцию этого другого государства. Европейская конвенция не распространяется на дела (споры), связанные с вопросами социального обеспечения, возмещения ядерного ущерба, таможенных, налоговых, уголовных правоотношений, управлением государственными морскими судами. Россия в Конвенции не участвует.

В 1994 году Комиссия международного права ООН завершила работу над проектом статей, касающимся иммунитетов государств и их собственности. В 2004 году на основе проекта была подписана Конвенция ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. В основу Конвенции положена концепция функционального иммунитета.

Проблема иммунитета государства в частноправовых отношениях международного характера существует очень давно. В принципе государство как публичное лицо защищено государственным иммунитетом. Когда же государство вступает в гражданско-правовые отношения с иностранным элементом, нарушается юридическое равенство, необходимое для такого рода правоотношений: государство защищено от претензий и исков иммунитетом, а частный контрагент — нет.

Так, государство, его органы, собственность защищены, в частности, от судебной власти иностранного государства следующими видами иммунитетов:

  • судебный иммунитет; это означает, что нельзя предъявить в национальный суд иск против иностранного государства, т.е. привлечь иностранное государство к суду в качестве ответчика, кроме случаев прямо выраженного им согласия на это;
  • • иммунитет от предварительного обеспечения иска; это означает, что нельзя в отношении имущества иностранного государства принять меры принудительного характера в порядке обеспечения иска (например, арестовать банковские счета, другое имущество);
  • • иммунитет от принудительного исполнения вынесенного судебного решения; это означает, что нельзя исполнить судебное решение, если оно все же так или иначе было вынесено.

Как должен действовать принцип иммунитета государства, если государство вступает в частноправовые отношения с «неравным партнером»? Западная правовая теория разработала доктрину «расщепления иммунитета» («функционального иммунитета»). Суть ее в том, что государство, вступающее в гражданско-правовой договор с иностранным физическим/юридическим лицом для осуществления функций суверенитета, т.е. в качестве суверена — jure imperii (строительство здания посольства например), обладает указанными иммунитетами. Иммунитет презюмируется, если стороны не договорятся об ином.

В то же время, если государство вступает в такой договор с частным лицом с коммерческими целями, т.е. само как бы уподобляется частному лицу — jure gestiones, то оно и должно приравниваться к частному лицу и, соответственно, не должно пользоваться иммунитетами. В этих случаях презюмируется отсутствие иммунитета, если стороны не договорятся об ином.

Согласно Конвенции ООН о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, государство не может заявлять об иммунитете от юрисдикции иностранного суда, если оно:

  • • явно согласилось на такую юрисдикцию в силу международного соглашения, письменного контракта или соответствующего заявления суду;
  • • само возбудило разбирательство или приняло участие в разбирательстве существа дела либо предприняло иное действие по существу дела;
  • • предъявило встречный иск на тех же правооснованиях или фактах, что и основной иск против него.

Если государство заключает коммерческую сделку с иностранным частным лицом, и споры по ней подлежат (в силу норм международного частного права) юрисдикции иностранного суда, то считается, что государство дало согласие на юрисдикцию иностранного суда по делу из данной сделки, т.е. не вправе ссылаться на иммунитет.

Из данной нормы есть три исключения; она не применяется, если:

  • а) сделка заключена между государствами;
  • б) стороны сделки ясно договорились об ином;
  • в) сделка (коммерческий контракт) совершена государственным предприятием/учреждением, являющимся юридическим лицом.

Во всех этих случаях-исключениях государство сохраняет иммунитет.

Под «коммерческой сделкой» понимается: любая сделка о купле-продаже товаров и услуг; любая финансовая сделка, включая заем, гарантию по займу, обязательство о компенсации в отношении такой сделки; любая сделка коммерческого, промышленного, торгового, профессионального характера.

Для определения того, имеет ли сделка коммерческий характер, используются два критерия: характер сделки (контракта) и ее цель. Если суд, исходя из характера сделки, определит, что она является коммерческой, то можно оспорить это суждение, обратив внимание на ее цель. Такой двойной подход дает возможность лучше защитить интересы сторон. Так, закупка государством у иностранного поставщика медикаментов для борьбы с эпизоотией ящура будет рассматриваться как сделка в осуществление суверенной власти, в интересах государства, некоммерческая сделка.

Кроме того, действие иностранной юрисдикции в отношении государства и его собственности презюмируется в следующих ситуациях: трудовой договор между государством и иностранным физическим лицом о работе на территории государства суда; нанесение ущерба здоровью личности, а также имуществу лица на территории государства суда; при наличии недвижимого имущества на территории государства суда; в случаях наследования и дарения движимого и недвижимого имущества на территории государства суда; при споре о правах на интеллектуальную собственность в государстве суда; при участии государства в предприятии; при использовании государством судна в коммерческих целях.

Россия уже столкнулась с реальной проблемой иммунитета в частноправовых сделках. Речь идет о так называемом деле «НоГа». Суть дела состоит в том, что в апреле и ноябре 1991 года между правительством РСФСР, а в январе 1992 года — правительством Российской Федерации, с одной стороны, и швейцарским предприятием «Compagnie NOGA d’Importation et сГExportation», с другой стороны, были заключены, соответственно, три кредитных договора. Договоры предусматривали предоставление России товарного кредита; товары по кредитам поставлялись от поставщиков, выбранных российским государством. Россия в погашение и в обеспечение кредитов должна была организовать продажу предприятию «НоГа» нефти по согласованному графику.

Читайте также:  Иммунитет депутата государственной думы

Однако в 1992 году Россия прекратила поставки нефти, и в июне 1993 года «НоГа» направила иск к России в Арбитражный институт Торговой палаты города Стокгольма. В своих решениях (февраль и май 1997 г., март 2001 г.) арбитраж признал задолженность России по обязательствам и обязал уплатить чуть более 23 миллионов долларов США.

В последующие годы «НоГа» пыталась обеспечить исполнение принятого арбитражного решения в различных европейских странах путем наложения ареста на имущество России: во Франции в 2000 году был задержан парусник «Седов» и осуществлена попытка задержания военного самолета на авиасалоне; в Швейцарии в 2005 году произошло задержание партии картин. Во всех этих случаях инциденты были урегулированы на дипломатическом уровне. В последующем право требования к России у предприятия «НоГа» было выкуплено некой иностранной фирмой, за которой, по мнению экспертов, стояла Россия, и вопрос был закрыт. («Дело «НоГа» против Российской Федерации» — Международный коммерческий арбитраж, № 1,2004).

Уважение государственного иммунитета и государственной собственности представляет собой, таким образом, общепризнанно

ный принцип МП диспозитивного характера, т.е. не являющийся принципом jus cogens. Презумпции иммунитета и отказа от иммунитета при участии государства в международных частноправовых отношениях многими странами (преобладающим большинством) считаются международным обычаем; обычай этот соответствующие государства подкрепили своими внутренними законами.

В Законе США об иммунитете государств 1976 года указано, что иммунитет не будет признаваться, «когда основаниями для иска служат коммерческая деятельность, осуществляемая иностранным государством…». Вот пример из судебной практики США: дело Eckert International, Inc. v. Government of the Sovereign Democratic Republic of Fiji (Окружной суд США, 1993). В 1988 году американская корпорация «Экерт Интернешнл» заключила договор с правительством Фиджи сроком натри года. Договор предусматривал, что корпорация будет оказывать Фиджи консультационные услуги и услуги по связи с прессой в Вашингтоне за 250 тыс. долл, в год.

В 1991 году договор был возобновлен без изменений еще натри года. Однако в 1992 году новый премьер-министр Фиджи заявил о прекращении договора и отказался выплатить деньги, причитавшиеся за два оставшихся года действия договора (т.е. 500 тыс. долл.). Корпорация обратилась в Окружной суд США в Вирджинии с иском против Фиджи, содержавшим обвинение в нарушении договора и требованием выплатить причитающиеся 500 тыс. долл.

Государство Фиджи отвергло иск со ссылкой на государственный иммунитет от юрисдикции судов США. В позиции Фиджи упор делался на то, что стороной договора является правительство страны, а его целью — представительство Фиджи в «политических и дипломатических отношениях» с США. Суд США отклонил аргументацию Фиджи. В обосновании судебного решения было, в частности, отмечено, что следует различать «публичные акты» государства, осуществляемые в рамках суверенных полномочий, и «частные акты» государства как участника рыночных отношений.

В Законе 1976 года об иммунитетах иностранного государства (Foreign Sovereign Immunities Act) не проведено четкого разграничения между этими двумя видами актов, однако из Закона можно вывести, что отталкиваться следует от характера договора. Было признано, что указанный договор с Фиджи носит по своей природе коммерческий характер, т.е. представляет собой «частный акт». Таким образом, данный договор был признан самым обыкновенным договором на оказание консультационных услуг. Делался вывод: иностранные государства, вступая в подобные договоры, не могут пользоваться иммунитетом по вытекающим из договоров искам.

Аналогичные американскому законы действуют в Великобритании, Канаде, Австралии, Пакистане, Сингапуре, ЮАР и др.

Правовая доктрина СССР, социалистических стран, многих развивающихся государств исходила из «абсолютного иммунитета» и непризнания доктрины «расщепления иммунитета», имея в виду, что даже в частноправовых отношениях государство сохраняет иммунитет, если добровольно не откажется от него. Таким образом, со стороны СССР и других социалистических стран утверждалась презумпция: государство всегда пользуется иммунитетом, если само не откажется от него. Эта презумпция действовала, если между сторонами не было согласовано иное.

По мнению проф. Н.А. Ушакова, заключая гражданско-правовую сделку, государство «выступает не в качестве юридического лица, а в качестве особого субъекта гражданского права, действует не в интересах личной выгоды каких-либо частных лиц, а в государственных интересах всего общества, народа. Поэтому уподоблять действия государства действиям частных лиц нет абсолютно никаких оснований» (Ушаков Н.А. Международное право. М., 2000, с. 98-99).

В условиях рыночной экономики правовая и внешнеэкономическая политика и позиция России и других постсоветских стран должна исходить из доктрины «расщепления иммунитета», из презумпции отказа от иммунитета, если стороны не договорятся об ином. Это будет содействовать и благоприятному правовому инвестиционному климату.

Пока же в России действуют нормы, презюмирующие иммунитет государства в случае предъявления иска иностранному государству, в решении вопросов обеспечения исков, наложения ареста на имущество иностранного государства и т.п. В Арбитражном процессуальном кодексе РФ (ст. 251) предусмотрена возможность иска к иностранному государству лишь с согласия этого государства, если иное не предусмотрено законом или международным договором России. Аналогичная по смыслу статья имеется в Гражданском процессуальном кодексе РФ (ст. 401).

Вместе с тем, в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» 1995 года (ст. 23) предусмотрена возможность отказа российского государства от иммунитета в отношении споров, вытекающих из соглашений о разделе продукции. В Кодексе торгового мореплавания РФ (ст. 81) предусмотрено, что портовые власти в определенных ситуациях вправе задержать иностранное судно до предоставления грузовладельцем или судовладельцем достаточного обеспечения причиненного вреда.

В статье 127 Г’К РФ установлено, что особенности ответственности российского государства в гражданско-правовых отношениях с иностранными лицами определяются законом об иммунитете государства и его собственности. Однако такой закон пока не принят, хотя соответствующий законопроект имеется.

Положения, представляющие собой отказ государства от иммунитета при определенных видах споров, содержатся в некоторых действующих двусторонних международных договорах (торговых договорах) СССР и России с иностранными государствами.

В договорах предусматривается, например, что ответственность по сделкам, заключенным и гарантированным советскими/ российскими торговыми представительствами, несет правительство, а споры по таким сделкам решаются в суде страны, с которой Россия состоит в данном договоре.

Источник