Какие лица не обладают иммунитетом от уголовного преследования

Какие лица не обладают иммунитетом от уголовного преследования thumbnail

В 2007 году, после ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, Россия обязалась отчитываться перед международным сообществом о борьбе с коррупцией.

Летом 2008 года эксперты организации Совета Европы — Группа государств против коррупции (Greco) выдали России 26 рекомендаций, об исполнении которых наша страна должна проинформировать Страсбург до 30 июня. Среди еще не выполненных рекомендаций — сокращение числа так называемых спецсубъектов — лиц, пользующихся иммунитетом против уголовного преследования.

Им пользуются депутаты и судьи всех уровней, члены Счетной палаты, омбудсмен, члены избиркомов, кандидаты в депутаты и президенты, экс-президент, следователи, адвокаты и прокуроры. В 2008 году депутаты Госдумы предложили снять иммунитет со следователей, адвокатов, прокуроров и членов избиркомов. Не исключено, что эту инициативу поддержат сейчас, так как времени на исполнение требований Greco осталось немного.

Оценить депутатскую инициативу мы попросили главу Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолия Лыскова и председателя Комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Алексея Волкова.

Анатолий Лысков: Все равны перед законом

Начиная с мая 2008 года — периода объявления президентом Дмитрием Медведевым наступления на коррупцию, появляется большое число предложений об исключении иммунитетов из существующей практики. В основе лежит идея равенства всех перед законом, что прямо предусмотрено в статье 10 Конституции РФ.

Часть общества рассматривает иммунитет как нечто такое, что освобождает людей, занимающих определенные должности, от любой ответст венности и в особенности — от уголовной. Отсюда и возникают предложения.

Содержание понятия «иммунитет» требует уточнения. По действующему законодательству — это не освобождение от ответственности, а особая или специально оговоренная процедура возбуждения и расследования уголовных дел, а также привлечения таких лиц в качестве обвиняемых и применения к ним мер пресечения. Именно в рамках такой процедуры привлекаются к ответственности следователи, адвокаты, прокуроры, члены избирательных комиссий. Так, в соответствии со статьей 448 УПК РФ решение о возбуждении уголовного дела либо о привлечении в качестве обвиняемого в отношении прокурора или следователя принимается вышестоящим руководителем следственного органа Следственного комитета при прокуратуре РФ, а в отношении адвоката — руководителем следственного органа СКП по субъекту РФ.

Не уверен, что подобный порядок следует менять в угоду групповым интересам даже под предлогом борьбы с коррупцией. Именно действующая процедура защищает от произвола и действий коррупционного характера. Иммунитетом же в прямом смысле пользуются только действующий президент России, дипломаты и консулы других государств.

Алексей Волков: Защита от «телефонного права»

Закон един для всех. Это значит, что обязательно должны соблюдаться его требования, а за неисполнение этих требований — всегда наступать ответственность. Можно вести диалог, достаточно ли обоснованны исключения из общих правил, позволяют ли гарантии иммунитета решить вопрос о привлечении к ответственности его носителя, если он своими действиями нарушил закон.

В настоящее время специальный статус установлен в отношении 20 категорий субъектов более чем в 20 законодательных актах — Конституции, федеральных законах, в том числе о статусе парламентариев, о Конституционном суде, о судебной системе и статусе судей.

Положения этих законодательных актов определяют понятие статуса, объем и пределы предоставляемых гарантий. А УПК устанавливает порядок применения норм в уголовном судопроизводстве в связи с возбуждением уголовного дела, привлечением к уголовной ответственности, направлением дела в суд. Нормы правового иммунитета в таких законодательных актах — обособленные, образующие самостоятельный институт исключительного права.

Правовой институт неприкосновенности возник не сам собой. Исходя из установлений Конституции особый правовой статус так называемых спецсубъектов необходим и является условием защиты публичных интересов от вмешательств, связанных с характером выполняемых ими профессиональных функций.

Наличие иммунитета не является гарантией безнаказанности, а служит основанием для более детального разбирательства в том случае, если носитель иммунитета нарушил закон. Следователь, адвокат, прокурор, член избиркома, депутат или судья будут нести ответственность за преступление без каких-либо изъятий, однако их особый правовой статус и его значение для обеспечения основных прав и свобод других граждан обуславливают максимально ответственный подход к процедуре привлечения к ответственности.

На сегодняшний день баланс между гарантиями неприкосновенности и возможностью привлечения к ответственности за противоправные деяния в целом соблюдается. Однако процедуры решения вопросов о виновности носителя и привлечения к ответственности могут оказаться устаревшими по сравнению с опытом других государств.

По этой причине вопрос применения упрощенных процедур не снят с повестки и его решение будет зависеть от результатов анализа зарубежного опыта. С учетом реалий сегодняшнего дня, ангажированности правоохранительных органов, «телефонного права» и других моментов, по моему мнению, целесообразно сохранить действующий порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, депутатов региональных законодательных собраний, судей всех уровней и следователей. Кстати, этот порядок значительно упрощен.

Источник

Все лица, вовлеченные в сферу правосудия, находятся в равном положении перед законом и судом и в отношении всех лиц распространяется одинаковое применение закона. Все субъекты уголовного процесса, имеющие одинаковый процессуальный статус, наделены равными правами и обязанностями. Однако есть исключение из общих правил, особый порядок привлечения к уголовной ответственности и применения мер процессуального принуждения к лицам, обладающим привилегиями и иммунитетом. Так законодатель стремится предоставить гарантии осуществления некоторых видов профессиональной деятельности.

Читайте также:  Что такое иммунитет бюджета

Упомянутые изъятия из общего порядка судопроизводства предусматриваются в гл. 53 УПК РК. В данной главе определен перечень усложненных процедур по привлечению к уголовной ответственности и применения мер процессуального принуждения по отношению к данному кругу лиц. К лицам, обладающим иммунитетом и привилегиями от уголовного преследования, относятся: депутаты Парламента РК, Председатель и члены Конституционного Совета РК, судьи РК, Генеральный Прокурор РК и дипломатические лица. Особенности уголовного судопроизводства, определяемые в гл. 53 УПК РК, затрагивают процедуры в отношении лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, такие как: возбуждение уголовного дела, уголовно-процессуальное задержание, избрание меры пресечения и производства отдельных следственных действий, а также направления уголовного дела в суд.

Одним из элементов правового статуса и правовой гарантией деятельности отдельной (привилегированной) категории граждан является их неприкосновенность. По своему содержанная данная гарантия стоит на порядок выше, чем те гарантии, которые предоставляются обычным гражданам страны. Люди, обладающие иммунитетом и привилегиями от уголовного преследования, имеют такие же права, как и все остальные люди, но в дополнении к своим правам, у них имеется некий перечень правовых гарантий, предоставляемых государством и законом. Иммунитеты и привилегии, предоставляемые должностным лицам, не являются личными, а носят публичный характер.

Они направлены на то, чтобы при осуществлении своих должностных полномочий этот круг лиц был независим, самостоятелен и мог беспрепятственно осуществлять свою работу, ограждая их от необоснованных преследований. В отношении лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, применяется особый порядок производства, возбуждения уголовного дела, применения меры пресечения и иных мер процессуального принуждения, а также направления дела в суд.

Процедура действия института иммунитетов и привилегий установлена уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан, где расписан перечень так называемых отдельных категорий лиц, обладающих иммунитетом и привилегиями, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

В отношении нижеуказанных лиц, действующий уголовно-процессуальный закон установил особенности производства в сравнении с остальными категориями граждан, при этом внутри данной категории также есть отличия.

1. Уголовное дело в отношении депутата Парламента РК возбуждается только руководителем государственного органа РК (Министром МВД, Председателем КНБ и Председателем Агентства финансовой полиции).

Расследование осуществляется в форме предварительного следствия, производство предварительного расследования в форме дознания запрещено.

О возбуждении уголовного дела немедленно уведомляется Генеральный Прокурор РК. Неотложные следственные действия производятся до двух суток, после чего передаются следователю через Генерального Прокурора РК, который осуществляет надзор в порядке ст.197 УПК РК. Представление вносит Генеральный Прокурор РК.

Уголовное дело может быть приостановлено на основании п.3 ч.1 ст.50 УПК РК до получения согласия соответствующей Палаты Парламента на применение принудительного привода, ареста и привлечения к уголовной ответственности, так как вопрос о согласии или несогласии принимается не позднее, чем в двухнедельный срок. Генеральный Прокурор вносит представление в Сенат или Мажилис, которое направляется Палатами в Центральную Избирательную комиссию для подготовки его рассмотрения на заседании соответствующей Палаты. Мотивированное решение принимается в трехдневный срок соответствующей Палатой Парламента.

Если Палаты Парламента не дадут согласия на принудительный привод и арест, применяются иные меры процессуального принуждения, а если дадут, то вопрос решается в порядке настоящего Кодекса.

Если Палаты Парламента не дадут согласие для привлечения к уголовной ответственности, то дело прекращается на основании ч.6 ст.496 УПК РК.

Но по истечении срока депутатских полномочий уголовное дело может быть возобновлено и направлено в суд в общем порядке. [28] Санкции на производство следственных действий даются Генеральным Прокурором РК, продление срока ареста или домашнего ареста в отношении депутата Парламента РК, в порядке, предусмотренном ст.153 УПК РК, поддержанное Генеральным Прокурором РК, производится районным судом города Астаны. Вопрос о поддержании ходатайства Генеральным Прокурором РК на продлении срока ареста свыше девяти месяцев предварительно рассматриваются на коллегии Генеральной Прокуратуры РК.

2. Расследование уголовного дела в отношении Председателя и членов Конституционного Совета РК аналогично расследованию уголовного дела в отношении депутата Парламента РК.

Вместе с тем, имеются отличия.

Так, уголовное дело в отношении Председателя или члена Конституционного Совета подсудно Верховному Суду РК.

Кроме того, согласие на принудительный привод, арест и привлечение к уголовной ответственности дает Парламент РК.3.Уголовное дело в отношении судьи РК возбуждается только Генеральным Прокурором, который поручает, на основании ст.197 УПК РК, расследование органам, осуществляющим дознание и предварительное следствие (МВД, КНБ, Финансовая полиция). Согласие на принудительный привод, арест и привлечение к уголовной ответственности областных и районных судей дает Президент РК, а в отношении судей Верховного Суда — Сенат Парламента РК. Остальные следственные действия проводятся, как и в отношении депутата Парламента РК.4.Уголовное дело в отношении Генерального Прокурора РК возбуждается только его первым заместителем, который поручает на основании ст.197 УПК РК расследование органам, осуществляющим дознание и предварительное следствие (МВД, КНБ, финансовой полиции).

Генеральный прокурор РК в период от возбуждения в отношении него уголовного дела и до окончания предварительного расследования по представлению первого заместителя Генерального Прокурора отстраняется Президентом РК от исполнения своих обязанностей.

Читайте также:  Как повысить иммунитет в горле от ангины

Сенат Парламента РК, на основании пп.3 ст.55 Конституции РК, дает согласие на арест, принудительный привод и привлечение к уголовной ответственности Генерального Прокурора РК.

Надзор за законностью осуществляет первый заместитель Генерального Прокурора РК.

Санкции на производство следственных действий даются только одному определённому лица, чьи полномочия также закреплены в НПА, первым заместителем Генерального Прокурора, продление срока ареста или домашнего ареста в отношении Генерального Прокурора РК производится после поддержания ходатайства первым заместителем Генерального Прокурора в порядке, предусмотренном ст.153 и ч.8 ст.496 УПК РК.5.Дипломатическим иммунитетом от уголовного преследования обладают лица указанные в части 1 ст.501 УПК РК.

Указанные лица, в соответствии с международными договорами РК, не подвергаются уголовному преследованию, за исключением лишь случаев, если иностранное государство предоставит определенно выраженный отказ от иммунитета от уголовного преследования (п.2 ст.32 Венской Конвенции 1961г.). В таких ситуациях отказ разрешается по представлению Генерального Прокурора РК через Министерство иностранных дел РК дипломатическим путем. При его отсутствии соответствующего иностранного государства от иммунитета от уголовного преследования указанных лиц уголовное дело в отношении их не может быть возбуждено, а возбужденное — подлежит прекращению.

Вместе с тем, в отношении сотрудников международных организаций отказ от иммунитета предоставляет международное организация, а не государство [29,с.160].То есть мнение о том, что привилегии и иммунитеты переступают принцип правового равенства ошибочно. Так как он Является частью общего (конституционного) статуса личности, то есть статус человека как гражданина, члена общества, государства, и не учитывает различий в юридическом положении субъектов. Любой принцип, в том числе и принцип правового равенства, — это общее правило с исключениями, которые выступают в качестве составной части его содержания, и право может устанавливать привилегии и льготы [30,с.173]. Европейский суд по правам человека в своей деятельности также руководствуется этими принципами, из которых следует, что несходство в действиях не всегда приводит к дискриминации, а государственные власти пользуются определенной свободой в оценке того, допустим ли различный подход в отношении некоторых групп [31,с.6].

По мнению А.В. Малько, правовые иммунитеты есть особые льготы и привилегии, чаще всего объединяется с освобождением конкретно установленных в нормах международного права, Конституция и законах лиц от определенных обязанностей и ответственности, призванные обеспечивать выполнение ими соответствующих функций [32,с.17].Следовательно, можно сделать вывод о том, что неприкосновенность не относится к личной привилегии и не носит лично-правовой характер, так как иммунитет санкционируется государством, то есть имеет противоположный, публичных характер. Неприкосновенность некоторых лиц в целом создана для того, чтобы выражать общественный интерес. Гарантируя при этом повышенную охрану законом личности определенных субъектов в силу осуществляемых им функций государственной службы. Она ограждает его от незаконно обоснованного преследования, не отрывая его от продолжения своей деятельности [33,с.11].

Источник

В главе 53 УПК РК перечислены лица, обладающие иммунитетом от уголовного преследования, к которым относятся:

-депутаты Парламента РК (ст.496)

-Председатель и члены Конституционного Совета РК (ст.497)

-Судьи РК (ст.498)

-Генеральный Прокурор РК (ст.499)

-Дипломатические лица (ст. 501). При рассмотрении вышеуказанных субъектов необходимо обратить внимание на время действия иммунитета от уголовного преследования, которые состоят из трех моментов:

-Начало обладания иммунитетом

-Пользование (применение) иммунитетом

-Окончания обладания иммунитетом.

Депутаты Парламента РК. Субъектами депутатского иммунитета являются депутаты Парламента РК, которые, в свою очередь, делятся на депутатов Мажилиса и Сената.

1. Так, депутаты начинают обладать иммунитетом от уголовного преследования со следующего момента -получения депутатского мандата соответствующей Палаты Парламента РК.

2. Пользование иммунитетом от уголовного преследования наступает с момента внесения представления Генерального Прокурора РК, в соответствующую Палату Парламента РК (Сенат, Мажилис) в целях получения согласия:

А.на принудительный привод;

Б.на арест;

В.на привлечение в качестве обвиняемого.

3. окончанием периода обладания иммунитетом от уголовного преследования считается момент, с которого:

-получено согласие Палаты Парламента РК, на привлечение депутата к уголовной ответственности; -подается заявление об отставке;

-депутат признается недееспособным по решению суда;-признается умершим решением суда;

-лицо осуществляет выезд на постоянное место жительство за пределы РК.-вступает в силу обвинительный приговор суда в отношении него;

-утрачивает гражданство РК;-осуществляется роспуск Парламента;-наступает смерть;

-истекают сроки полномочия: депутат Сената-6лет, депутат Мажилиса- 5лет;

— в иных случаях, предусмотренных Конституцией РК.

Кроме того, полномочия назначаемых депутатов Сената Парламента могут быть досрочно прекращены по решению Президента Республики.

Председатель и члены Конституционного Совета РК

1. члены Конституционного Совета начинают обладать иммунитетом от уголовного преследования со следующего момента:

-Председатель Конституционного Совета приступает к своей должности и освобождается от нее Президентом Республики Казахстан;

-два члена Конституционного Совета назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом республики;

-два члена Конституционного Совета назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Сената Парламента;

-два члена Конституционного Совета назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Мажилиса Парламента.

Председателю и членам Конституционного Совета выдаются удостоверения установленного образца, подписываемые Президентом республики.

2. Пользование иммунитетом от уголовного преследования наступает с момента внесения представления Генерального Прокурора РК в Парламент РК в целях получения согласия:

Читайте также:  Повысить иммунитет ребенку эхинацея

А. на принудительный привод;

Б. на арест;

В. на привлечение в качестве обвиняемого.

3. Окончанием периода обладания иммунитетом от уголовного преследования считается момент, с которого:

-получено согласие Парламента РК на привлечение Председателя, члена Конституционного Совета РК к уголовной ответственности;

-подается заявление об отставке;

-вступает в силу обвинительный приговор суда в отношении него;

-Председатель или член Конституционного Совета РК признается недееспособным;

-признается умершим решением суда;

-наступает смерть;

-не соблюдается условия, предусмотренные п.2 ст.10 Конституционного закона РК «О Конституционном Совете» от 29декабря 1995г. [49];

-нарушается присяга, не выполняются требования Конституции республики и Конституционного закона РК «О Конституционном Совете РК» от 29декабря 1995г. [50];

-совершается деяние, которое носит порочащий характер и несовместим с его высоким статусом;

-назначается на должность с нарушением требований, установленных Конституцией и Конституционного закона РК «О Конституционном Совете РК» от 29декабря 1995г. [51];

-истекает срок полномочий — 6лет;

-достигает возраста шестидесяти лет, в исключительных случаях

— шестидесяти пяти лет, за исключением экс-президента республики;

-вступает в политическую партию или иное общественное объединение, преследующее политические цели.

Судьи РК

1. Судьи начинают обладать иммунитетом от уголовного преследования со следующего момента:

-Председатель и судьи Верховного Суда РК избираются депутатами законодательной ветви власти

— Сенатом по представлению Президента РК, основанному на рекомендации Высшего Судебного Совета.

-Председатели и судьи местных и других судов назначаются на должности Президентом РК по рекомендации Высшего Судебного Совета.

Судье, выдается удостоверение в порядке, установленном Президентом РК. 2.Пользование иммунитетом от уголовного преследования наступает с момента внесения представления Генерального Прокурора РК Президенту РК, а в случае, предусмотренном подпунктом 3) ст. 55 Конституции, — в Сенат Парламента РК:

А. на принудительный привод;

Б. на арест;

В. на привлечение в качестве обвиняемого.

3. Окончанием периода обладания иммунитетом от уголовного преследования считается момент, с которого:

-получено согласие Президента РК на привлечение судей РК к уголовной ответственности;

-получено согласие Сената Парламента РК на привлечение Председателя и судей Верховного Суда РК к уголовной ответственности;

-подается заявление об отставке или освобождаются от должности судьи по собственному желанию;

-состояние здоровья препятствует к продолжению исполнения профессиональных обязанностей в связи заключением медиков ;

-при знается недееспособным или ограниченно дееспособным либо при применении к нему принудительных мер медицинского характера;

-вступил в законную силу обвинительный приговор в отношении этого судьи; -утрачивает гражданство РК;

-наступает смерть судьи или вступает в законную силу решение суда об оставлении его умершим;

-судья назначается, избирается на другую должность или переходят на другую работу;

-упразднен суд или истек срок полномочий, если судья не дает согласие на занятие вакантной должности судьи в другом суде.

-полномочия судьи прекращены в связи с решением дисциплинарно-квалификационной коллегией судей о необходимости освобождения от должности судьи за совершение им дисциплинарных проступков или невыполнение требований, указанных в статье 28 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» от 25 декабря 2000г. [52].

Генеральный прокурор РК

1. Генеральный Прокурор РК начинает обладать иммунитетом от уголовного преследования со следующего момента:-Президент РК с согласия Сената Парламента РК назначает на должность Генерального Прокурора сроком на пять лет.

Генеральному Прокурору Республики выдается удостоверение установленного образца Президентом РК.2.Пользование иммунитетом от уголовного преследования наступает с момента внесения представления первым заместителем Генерального Прокурора в Сенат Парламента РК:

А. на принудительный привод;

Б. на арест;

В. на привлечение в качестве обвиняемого.

3. Окончанием периода обладания иммунитетом от уголовного преследования считается момент, с которого:-получено согласие Сената Парламента РК на привлечение Генерального Прокурора к уголовной ответственности;-истекает срок полномочий — 5лет.

Дипломатический иммунитет.

В Венской Конвенции 1961г. указано два момента, с которого лица начинают обладать иммунитетом от уголовного преследования (ч.1 ст.39, ч.ч. 1-3 ст.40 Венской Конвенции 1961г.) [53, с.504]:-с момента вступления лица на территорию государства пребывания при следовании для занятия своего поста;-если лицо уже находится на этой территории с того момента, когда о его назначении сообщается Министерству иностранных дел или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

Пользование иммунитетом от уголовного преследования наступает с момента:-внесения представления Генерального Прокурора через Министерство иностранных дел РК(ч.2 ст.501 УПК РК).Окончанием периода обладания иммунитетом от уголовного преследования считается момент, с которого:-получен определенно выраженный отказ государства;-дипломат покинул страну пребывания;-субъект объявлен персоной Non Gratta, но он не покидает территорию РК в разумный срок, тем самым лишается иммунитета от уголовного преследования.

Время действия иммунитета для консульских должностных лиц аналогично времени действия иммунитета дипломатических лиц (ч. 1 ст.53 Венской Конвенции 1963г.). Таким образом, при применении иммунитета от уголовного преследования уголовное дело в отношении вышеуказанной категории лиц прекращается, но может быть возобновлено, согласно ст. 272 УПК РК, если не истекли сроки давности.

По отношению к дипломатическим лицам, обладающим иммунитетом от уголовного преследования, уголовное дело также прекращается, если не получен ясно и определенно выраженный отказ.

Источник